Книга Сергея Нечаева о Жанне д Арк

Ла Ир
Следуя по свежим следам, оставленным в моей памяти, я сделаю несколько заметок о книге Сергея Нечаева «Жанна д Арк. Тайна рождения». Этот труд уже успел нашуметь в свое время, ибо сама книжка издана в 2005 году, но прочел я ее лишь недавно.
Все вы слышали о Деве Франции – девушке-пастушке из Домреми, которая начала освобождение Французского королевства по наущению Господа и при помощи горячей поддержке дофина Карла. Многие даже смотрели своеобразный фильм Люка Бессона от 1999 года, где Деву играет актриса Мила Йовович. Прочтя книгу Нечаева, я несколько задумался… А может, Жанна – вовсе и не та кроткая богоданная пастушка, которую послушали придворные и рыцари из Шинона?
Что же предлагает нам Сергей Нечаев? Какие версии выдвигает?
Да, автор труда не поддерживает официальную, каноничную историю, что Девственница являлась обычной крестьянкой и родилась в семье бедного Жака дАрка. Нечаев провел исследование и выяснил, что Жанну не сожгли на костре в Руане 30 мая 1431 года. И так, предлагаю начать все по порядку…
Красивая история гласит, что Жанна родилась в городке Домреми 6 января 1412 года. Уже здесь Нечаев придирается к учебникам. Он раскопал материалы из старых французских летописей, где говорится о том, что в семействе дАрков в то самое время никто не рождался, а некоторые письма местных чиновников путано объясняют, что родилась то девочка, то мальчик.
Исследования Нечаева выводят нас на новую и настоящую дату рождения Жанны – 1407 год. Именно в январе того далекого от нас года группа грязных по уши всадников, на разгоряченных лошадях ворвалась в Домреми, перепугав скот в сараях и уже засыпающих жителей, привезя с собой крохотных сверток материи, в котором было маленькое дитя, вот-вот вышедшее из утробы матери. Как вы могли догадаться, это была маленькая Жанна, родившаяся у Изабеллы Баварской, жены короля Карла VI, и ее любовника Людовика Орлеанского.
А почему хронисты постоянно путали пол ребенка? Какова причина? Скорее всего, Жанна родилась с редким недугом – ложным гермафродитизмом. Это объясняет дальнее поведение Девы в старшем возрасте, когда она умело руководила мужчинами, имея миловидное лицо и красивое тело, но при этом не вызывая сексуальных желаний у солдат, не гнушавшихся, разумеется, любой женской плоти.
Вот так семья дАрков стала тайными попечителями ребенка королевской крови. Сюда также следует вписать хороший материальный достаток сей семьи из Домреми и прошлое рыцарское происхождение Жака дАрка, предки которого сложили свои головы и тугие кошельки на многочисленных полях сражений Столетней войны.
К 1429 году положение еще уцелевшего куска независимой Франции значительно ухудшилось. Заключив позорный договор в Труа, умирает безумный король Карл VI. Франция осталась без прямых наследников, а ближайший кровный родственник Карла в данное время находился в почетном плену в Лондоне. На фоне устрашающих событий и надвигающейся новой грозы от Англии, в Шиноне к власти приходит дофин Карл, щедро снабжаемый и финансируемый Жилем де Ре – богатейшим вассалом южной Франции. И все было бы ничего для молодого дофина Французского, ведь он, по выражению Нечаева, «гулял и проводил время в постоянных пирах», если бы не новое наступление англичан, выбравших начало своего наступления город Орлеан – ключ к югу Франции. На пути захватчиков стал лишь город, глубоководная Луара и малочисленные отряды французов.
Казалось, что лишь чудо могло спасти дофина в Шиноне…
Нечаев, по моему мнению, докопался до истины. Она заключается в том, что Карл осознавал свое опасное положение и поэтому вместе со своими советниками и приближенными решился на самый грандиозный поступок в истории пропаганды и обмана – создать образ национальной героини, освободительницы, новой Марии. С давних пор галльскими землями гуляли древние предания о женщинах-воительницах, и преподнести обнищавшему, уставшему народу символ победы и веры было очень легко! Для этого Карл решил использовать свою сводную сестру – Жанну. И здесь она выходит на авансцену.
Сергей Нечаев критикует официальную версию о том, что 17-летняя Жанна пришла из Домреми в Вокулёр, попросила местного капитана замка дать ей лошадь, лучников и прочих воинов, дабы пойти в Шинон и молить дофина дать ей армию ради спасения Отчизны. И капитан соглашается перед речами простой пастушки и снабжает ее всем необходимым для опасного путешествия через оккупированную англичанами территорию.
Я долгое время сам верил в каноничную историю Жанны. А вот книга Нечаева дала мне массу пищи для размышления. И вправду, как капитан замка мог дать солдат простой крестьянке, спокойно ее выслушать и покорно отправить к дофину? Это тоже самое, что сейчас прийти на военную базу, попросить танк и отправиться на врага с «божественной миссией». Ясно, что ничего такого и быть не может, танка, и даже, автомата никто давать не будет. Может, Жанна дАрк – исключение? Я думаю, что нет…
Будучи королевской крови, Дева внушала доверие дофину и он приказал доставить ее к себе в Шинон, где и посвятил в свои планы. Как вела себя Жанна? Что думала? Она согласилась, ибо все же рассказы о ее кротости и послушании являются правдой. Ей сделали доспехи, причем очень качественные и дорогие. Будут ли крестьянке делать такие латы? Нет! Сторонники канонической версии бьют себя кулаком в грудь и твердят, что Жанна не владела грамотой, не умела ездить верхом. Но как тогда крестьянская девушка могла сносить лишения многочасовых походов и скачек, подписывать и самой писать документы (вспоминайте фильмы о «безграмотной» Жанне)? Она все это умела, ибо старый Жак дАрк с детства учил ее читать, писать и ездить на лошади.
В мае-июне 1429 года под Орлеаном развернулись события мирового значения. Я не буду пересказывать их – все знают, что тогда происходило. Кратко замечу, что Нечаев внимательно очистил каноны и выяснил, что полководческий гений Жанны, несмотря на романтические истории девушки-героини, был очень мал и она постоянно мешалась под ногами опытных полководцев и все ее действия сводились к размахиванию флагом и ободряющими криками.
И все же Дева вдохновила народ. Он спокойно проглотил наживку коварных советников дофина, сердца французов – страстные и вольные по своей природе – последовали за девушкой, облаченной в стальные доспехи, размахивающей огромным знаменем с лилией Франции.
Признаюсь, все теории о деяниях Жанны дАрк единогласно соглашаются, что сея девушка был энергичной и заражала всех окружающих - простолюдина или знатного воина - своей неиссякаемой силой! Будь я рыцарем или даже рядовым солдатом, я бы последовал за Жанной и нес с ней весть о спасении Франции до самого пролива Паде-Кале.
Мы немного отклонились о темы… Дальнейшее освобождение Орлеана и позорное пленение Тэлбота – главнокомандующего английскими войсками на континенте – завершило битву при Патэ. Нечаев называет эту битву «величайшей победой французов, несравнимой даже с Аустерлицем».
Ревностная Жанна, неукротимая, страстная, тенденциозная личность рвалась дальше в бой и умоляла дофина Карла дать ей войска освободить Париж… Но не таким был уже коронованный Карл VII, он предпочитал словесные баталии сражениям на мечах и дипломатию он ставил превыше всего. Не желал больше он воевать, проливать кровь и штурмовать крепости. Король Франции вел успешные переговоры с Бургундцами, имея свои планы по возрождению былой мощи Французского королевства.
Жанна своими планами стала как палка в колесах политики Карла. Он решил ее проучить… как полагает Сергей Нечаев, соглашаясь попутно со многими французскими историками. Как же еще объяснить пленение Жанны и ее прозябание в плену герцога Бургундского? Карл и пальцем не пошевелил, ничего не предпринял, чтобы спасти свою сводную сестру (если вы согласитесь с этой версией Нечаева), отдавая ее на поруки страшно обозленным и напуганным англичанам.
Что же происходит дальше? Знаменитая смерть Жанны в ярком пламени костра 30 мая 1431 на площади в Руане? Ее обугленный прах? Нет, писатель книги и здесь не согласен с каноничной версией. Король Карл, как мудрый и суровый правитель, можно сказать, брат, проучил Жанну за своеволие на поле боя и политики, но допустить смерть свой сводной сестры, которая привела его на трон, усыпала триумфальными розами путь к славе и почету, короновала его в Реймсе – древнем святилище государей Франции – он не мог и этот вывод напрашивается логически. Сколько раз я пересматривал художественные фильмы о Деве, видел кадры горящей заключенной на костре, и всегда мой мозг пронзала пытливая мысль: « А как Карл мог бросить эту смелую и отважную девушку в плену, на погибель, на жестокий и позорный суд?». Нет, не таков был Карл. Он спас ее до костра, где сожгли другую женщину, попавшую туда по нелепому случаю или из-за преступления. Жанна спаслась, и, по крайней мере, дожила до 1449 году, ведя жизнь поначалу тихую, а далее предпринимая попытки вновь показать свою былую энергию и ревность в государственных делах, правда уже под немного другим именем.
Какие эмоции и впечатления оставило прочтение данной книги? Сергей Юрьевич Нечаев написал ее интересно, живым языком, просто, доступно и понятно. Материал, факты и доказательства версий изложены прямо и ясно. Любителям истории и биографий этот руд придет по нраву, поэтому я советую данную книгу для прочтения всем интересующимся! Лично для меня после нее я по новую взглянул на жизнь Жанны дАрк и хочу лишь на завершение сказать фразу, относящуюся для всех исследований жизни и тернистого пути Французской Девы и Героини – «Жанна навсегда останется неисчерпаема и не познана».