Дебри сознания

Владимир Григорьян
 …Сжав стакан с горячим чаем я пытался унять дрожь во всём теле. Напряжение от пережитого никак не спадало.

-Где тебя носит? Я изнервничалась, кругом выстрелы, в спальне треснуло окно. Я очень боюсь..Что же будет с нами?! Ну, не молчи, ответь!

-Хаос. Хаос..- я повторял это слово будто заклинание. Казалось,что ещё можно было добавить к увиденному? Всё наперекосяк. Нет,неправильно. Что-то другое. Не могу объяснить. Я видел окружающих меня людей, здания с отвалившейся штукатуркой, кровавые лужи, повсюду осколки стекла, разорванная одежда, сломанная детская коляска.. -Я помогал Николаю Александровичу, чем мог.- Упреждая вопрос жены, поясняю-Это епископ Нестор Камчатский*. Я тебе про него рассказывал.

-Ты был в церкви?

-Нет, на улице, там настоящий ад. Я перевязывал раненых. Представь, у меня на руках полчаса назад умер юнкер, совсем ещё мальчишка. А теперь выслушай меня внимательно и не горячись. До Николая Александровича дошли ужасные слухи. Большевики собираются уничтожить Николая II. Вот так-то. Епископ уже набрал команду для вызволения его из плена. По некоторым данным императора вместе с семьёй содержат в Тобольске. Пойми, эти изверги никого не оставят в живых. Для них нет ничего святого. Я предложил свои услуги. Владыко не отказал. Сегодня вечером мы отправляемся.

-Опомнись! А как же я с дочкой?! Да ты..,ты даже оружие никогда в руках не держал! Тебя убьют!

-Не важно. Я знаю местность, изъездил всё вокруг, вплоть до Екатеринбурга. Помнишь, в 1913 я уезжал в Томск на месяц. Слушал лекции профессора Обручева. Короче говоря, балластом не стану. Ты пожалуйста успокойся, возьми самое необходимое и немедленно уезжай в деревню к нашим. Я договорился с братом. Он с Дашенькой отправляется через два часа и заберёт вас с собой. Бог даст, увидимся…



…Какая душещипательная история! Аж прослезиться хочется. Ну, ну... Давайте поговорим немного о главном. Сколько раз мы произносим фразу: "Как я вас понимаю!" И нередко добавляем: "Знаете, на вашем месте, я поступил бы точно также." На мой взгляд, это не более чем досужие разговоры. Кто и КАК поведёт себя в экстремальной ситуации? Геройски? Трусливо? Выжидательно? Попробуем  несколько минут  постоять на грешной земле, отбросив ненужную браваду. Период яростного противостояния в России, когда люди с остервенением шли друг на друга, невзирая даже на кровное родство, иначе как тяжелейшим испытанием не назовёшь. Покруче "тарзанки" или пейнтбола. На что же мы можем опираться, делая мучительный выбор в сослагательном наклонении?  На зов предков,на родовые сословия, на интуицию, на сложившееся мировоззрение? Безусловно перечисленные составляющие не отбросишь и пренебрегать ими не стоит. Характер, привычки каждого из нас, НИ ЗА ЧТО не позволят полностью абстрагироваться и примерить на себя душевное состояние человека,жившего почти сто лет назад и к тому же оказавшегося в эпицентре страшных событий. О чём можно говорить,если порой малейшая деталь способна перевернуть ход мыслей, изменить устоявшиеся убеждения и совершить поступок, который станет неожиданным,в первую очередь,для САМОГО СЕБЯ! Рабочий Путиловского завода увидев как штыком убивают священника может отбросить свои политические и классовые пристрастия и очутиться в рядах белого движения. А потомственный дворянин, придерживая кобуру с раскалённым маузером, получать награду от красного комиссара..Парадокс? Ничуть! Всего лишь новые идеалы...

Примечание. *Митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов 1885-1962гг.)