Какое счастие - не мыслить, какая нега - не желать

Абрамов Денис
Золотистый осенний лес, длинные вечерние тени, отбрасываемые деревьями, напоминают неких сказочных существ, порожденных фантазией невежественных  крестьян в средние века. Медленно и печально падают сухие листья, усыпая своими телами многострадальную землю… Природа умирает, но ее смерть величественна и неспешна, она вызывает восхищение. Лес поздней осенью – как властная дама на склоне лет, которая не стремится выглядеть моложе, чем на самом деле, не травит свою дряблую кожу бесконечными мазями и припарками, не кокетничает с молодыми мужчинами, пытаясь сохранить былую славу покорительницы сердец, а со спокойной гордостью принимает весь груз прожитых лет. Это красивая старость, достойная сильных духом людей.
Ты неспешно ступаешь по мягкому ковру из опавших листьев, направляя свои стопы бездумно и стихийно туда, куда укажет провидение. Пребывание в подобном месте невольно наталкивает мысли на определенный лад, сообщая им прихотливость. В памяти всплывают лица людей, которых уже нет в мире живых. Пытливая мысль следует по пути древних философов туда, откуда не возвращался еще ни один человек, туда, где укрыто величайшее множество тайн и загадок. Это путь в небытие. Смерть или небытие – есть противопоставление Жизни. Отсутствие жизни, избавление от всех свойств и качеств, присущих ей. Смерти боялись во все времена, некоторые ее обожествляли, поклонялись ее символам, пытаясь оттянуть неизбежное. Все религии мира главной своей идеей имели изначально борьбу со смертью. Христианство утверждало, что бояться смерти не стоит, ибо после прекращения жизни земной наступит жизнь райская – прекрасная и вечная. Но для этого нужно соблюдать определенные правила, иначе посмертие будет ужасным
  Нет, даже не борьбу, а ее попытку, ибо никому в истории еще не удавалось на равных биться со Старухой В Белом. Как ее только не называют… Смерть, death, thanatos (греч.), muerte (исп.), morte (итал.), mortem (латынь), mirtis (лит.), mort (фр.). Во многих языках это понятие обозначается коротким, но звучным словом, чаще с ударением на первый слог, чтобы еще больше подчеркнуть его мрачное величие. Что мы знаем о смерти? А что она знает о нас? Такой вопрос может возникнуть, если предположить, что она разумна. Что некая вселенская сущность обладает властью прерывать существование абсолютно всех предметов в видимом мире. В таком случае она знает о нас все. Ведь все наши предки, все люди, ранее существовавшие, все животные, растения, даже предметы находятся в ее власти, ведь им тоже когда-нибудь приходит срок. Ты внезапно останавливаешься, потому что, уйдя глубоко в размышления, не заметил, как острая ветка оказалась прямо перед твоими глазами. Осторожно отодвинув ее в сторону, чтобы не получить по лицу, когда она разогнется, и впредь пообещав себе быть внимательнее, ты отправляешься глубже, в самую густоту леса. Ты надеешься, что там отыщется место, где в спокойном размышлении, никем не тревожимый ты мог бы провести оставшуюся половину дня.
Но давайте рассмотрим, что конкретно забирает у нас Незваная Гостья, как кличут смерть в романах. Некое существо появляется на свет, оно растет, развивается, получает необходимые для жизни вещества через пищу, воду и солнечный свет. Также оно получает огромное количество информации – исследуя окружающий мир посредством органов чувств, получая определенный опыт в процессе жизнедеятельности, а также, этот способ доступен лишь высшим мыслящим существам – людям (как считают они сами) – исследуют явления вселенной при помощи мысли. Затем живые существа часто пробуют применять полученные знания на практике, когда получается, поступает информация о возможности применения этих знаний, что само по себе является знанием, т.е. информацией. Таким образом, наш исследуемый объект накапливает определенный массив информации за свою жизнь – это представления об окружающем мире, его свойствах и свойствах конкретных предметов, знания о взаимодействии этих предметов друг с другом и с объектом, конкретные правила поведения в тех или иных ситуациях, изредка абстрактные понятия о бытие и небытие в целом. Затем названное существо прекращает свое существование, то есть перестает двигаться, есть, пить, дышать, размножаться и, конечно, мыслить. Его тело разлагается под воздействием сначала патогенных микроорганизмов, затем насекомых-деструкторов, и в конце концов становится частью той массы органических веществ, что постоянно присутствует в почве и тем определяет ее плодородность. Молекулы, из которых состояло тело существа, никуда не делись, они часть жизненного круговорота веществ и продолжают в нем циркулировать. Но куда же, в таком случае, подевалась накопленная организмом информация? То нематериальное богатство, что каждый из нас собирает на протяжении всей жизни, что с ним происходит? Очнувшись от дум, ты вышел на небольшую опушку, скудно освещенную пробивающимися сквозь поредевшую, но все еще достаточно густую листву лучами солнца. Пройдя еще несколько шагов машинально, ты останавливаешься в оцепенении - тебя смущает обилие мыслей, догадок и сомнений. Присев на корточки, берешь рукой горсть пожелтевших листьев и вдыхаешь аромат мха, сырости, мокрой древесины и сладковатый запах тлена – ароматы осеннего леса.
Если принять на веру существование души, как некой нематериальной субстанции, то тогда все легко объясняется – вся информация, которой мы когда-либо владели, содержится в душе и с ней же, как утверждает Сократ, входит в новое тело, поэтому практически любое полученное нами в сознательной жизни знание является на самом деле припоминанием того, что мы знали в прошлых воплощениях. Человеческое тело не способно воспользоваться этим огромным массивом накопленной информации в силу своего несовершенства, потому нам приходится изучать то же самое снова и снова, рождаясь и умирая бесконечное число раз. В таком случае, наиболее верный путь к развитию разума – постижение собственной души. А чтобы оказаться ближе к нематериальному, чтобы научиться постигать невидимое глазом, следует во всех поступках руководствоваться лишь разумом, но никак не идти по зову телесных влечений. Подумав так, ты опускаешься на ковер из сухих листьев и блаженно вытягиваешь уставшие ноги. Прекрасное место, думаешь ты, нужно сюда почаще заглядывать. Солнце начинает опускаться за горизонт и желто-красный мир вокруг постепенно заменяется багряно-охряным. Слышны тихие шорохи листвы, будто деревья переговариваются между собой, нашептывая друг другу сокровенные тайны. «Какое счастие – не мыслить, какая нега – не желать» - вспомнились строки из стихотворения Мережковского…