Весенняя прогулка по Нарве или вспоминая ботанику

Сергей Рябцев
Не знаю как вы, а я, если честно признаться, ботанику подзабыл. Увы, с момента окончания школы, где преподавали сей важный предмет, прошло уйма времени и все мои знания о пестиках и тычинках успели развеяться, как цветочная пыльца на ветру. Нет, конечно, кое-что из той науки осталось в моей голове. Например, хорошо помню, как всем классом собирали цветы для гербария на школьном дворе, как гонял нас потом дворник, за то, что якобы испортили ему клумбу. С немалым риском и тяжёлым трудом были сопряжены мои университеты. Нелегко давалась мне та наука.

К чему всё это я говорю? Просто сейчас речь пойдёт об одной нашей недавней прогулке, в которой немаловажную роль играли цветы, растения и деревья. Возможно, я спутаю их имена или вовсе назову чужие, поэтому не обессудьте и примите рассказ мой таким, как он есть, без специальных латинских названий. Но вначале небольшой экскурс в историю этой самой ботаники. Он достаточно вольный и замешаны в нём будут некоторые другие науки, название которых по причине забывчивости не назову.

Произошло это очень давно, когда жизнь на нашей планете лишь зарождалось. Все будущие растения, животные и даже сам человек были одним общим организмом и представляли собой маленькую клетку. Как по волшебству в ней были заключены мириады и мириады будущих жизней. Кто и как умудрился собрать всех в одном месте, нам узнать, вероятно, не дано. Однако это и к лучшему. Иначе, зная инструкцию, мы, люди, попытались бы всё повторить. Страшно представить, что получилось бы из того опыта и где бы мы с вами сейчас оказались. К счастью, в познании данного вопроса ушли мы недалеко. Так, балуемся с ДНК, как малые дети, играем в кубики и воображаем, что творим чудеса. И только Он, кто создал всё и всем управляет, следит за порядком в том детском саду. И как строгий родитель не позволяет своим детям шалить. Эх, а как иногда хочется!

Впрочем, мы несколько отвлеклись. Давайте вернёмся к той маленькой клетке, из которой всё началось, и проследим судьбу её дальше. В какой-то момент её многочисленным обитателям стало тесно, и произошёл грандиозный взрыв. Примерно тот, при котором образовалась наша Вселенная. Мириады и мириады будущих жизней вырвались из тесных темниц и, опьянённые ветром свободы, принялись заселять землю. Вначале им было вольготно. Размножались себе как хотели. Правда, не ведали, кого творили, но всем нравилось, и было весело. Пока однажды на сей праздник непослушания не заглянула Эволюция. Нужно заметить, что была она дамой строгой, а потому терпеть сей бардак не могла.

— Так, всё внимание на меня! Дважды повторять не буду. Про естественный отбор кто-нибудь слышал? Нет?! Боже, с кем мне придётся работать! — тяжело вздохнула она и...

Засучив рукава и вооружившись учением Дарвина, принялась наводить в нашем мире порядок. Так появилось всё многообразие живого, в том числе и сам Человек. Все мы вышли из одной клетки и все мы дальние родственники. Правда, мы частенько о том забываем.

В Нарву мы приехали весной, в первых числах мая. Стояла замечательная погода и всё кругом благоухало. Жизнь на улицах города била ключом, вернее – фонтаном. Думаю, не случайно наша прогулка началась именно с этого места. Как известно, вода – это начало всему живому.

В сущности, если хорошенько вспомнить своё раннее детство, то все мы вышли из той среды. Мы даже состоим практически из воды. Правда, с возрастом она из нас убывает. Год за годом, капля за каплей отсчитывает она наши часы. Однако жизнь продолжается, и новая поросль упорно дорогу себе пробивает.

Удивительное это время года – весна. Время, когда в природе происходит масса интересных превращений. Нам повезло, мы стали свидетелями некоторых из них, чем и хотим поделиться.

Начнём их от мемориала Шведский лев. Так называется памятник, подаренный Нарве королём Карлом XII в честь победы у этого города над войсками Петра I в Северной войне. Отсюда открывается один из лучших видов на замок Германа. Впрочем, не только крепость и лев привлекли наше внимание. Думаю, в большей степени это сделали кусты и деревья. Вернее, те изменения, что происходят в них каждой весной. Надо лишь внимательно присмотреться и тогда…

Мир чудесных метаморфоз открывается зоркому взгляду. Эх, теперь бы вспомнить ту науку, что с такой лёгкостью объясняет, как и каким образом всё это происходит. Впрочем, к нашему исключительно субъективному восприятию красоты это не имеет никакого отношения. К счастью, ещё нельзя измерить её лакмусовой бумажкой.

Следующим объектом наших ненаучных наблюдений стал нарвский бастион Глория. Когда-то во времена всё той же Северной войны их насчитывалось в городе несколько. Но шли годы, Нарва постепенно теряла свою оборонительную роль в государстве и бастионы приходили в упадок. Ныне сохранились лишь единицы и среди них – Глория. Сегодня о том славном времени, когда здесь сражались шведский лев и двуглавый российский орёл, напоминает здание порохового склада, да ещё руины бастионных стен. Конечно, порохом здесь давно уже не пахнет. На смену ему пришли другие, но более приятные запахи. Например, еле уловимый и утончённый аромат цветения каштанов. Увы, передать словами его невозможно.

Мы лишь попробуем показать то, без чего всё это чудо не состоялось бы. Каждый год, весной, деревья пробуждаются от зимней спячки и первое, что они делают, это открывают миру свои почки. Помните, как у Маяковского: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают… «

Конечно, поэт писал о звёздах небесных, но, согласитесь, те, что природа дарит нам по весне, не менее интересны.

Вероятно, наука знает или только догадывается, как и каким образом возникает данное чудо. Однако создать или повторить нечто подобное ей, на вооружении которой всевозможные реактивы и микроскопы, не по силам. Сами же виновники торжества - деревья, хранят тайну, но при этом делятся с людьми своими плодами. Впрочем, главного они не открывают. Мало того, смеются над нами:

- Думайте, мучайтесь, ломайте свои головы, но загадку нашу вы не отгадаете.

Хорошо, когда в мире ботаники существуют чудеса и загадки. Эх, мне бы вспомнить, как они все называются.

Эстония, Нарва, май 2014 года

(Фото из личного архива)