Шляпный салон Сусанны

Людмила Роздильская Шварцер
Год 1964.

      Армянская бабушка Сусанна была оглушена горем. Внучка, Людчик,  потеряла её шляпку.  Большая девочка, восемь лет уже, но совершенно невозможная. Зачем внучка взяла  шляпку без спроса в школу? Ишь, сказала, в барыню играть...

  В двадцатые и тридцатые годы Сусанна была  модной шляпницей в Тифлисе. Но  эта тончайшей французской соломки   шляпка предназначалась  ей, а никакой не заказчице. Её умные проворные пальцы создали шляпку, исполненную изящества  и женственности. Чёрная, тонкая, блестящая  с вуалеткой. Похожа на полураспустившуюся розу, обёрнутую прозрачной тафтой.  С нею у Сусанны связаны были самые приятные воспоминания.

        А сегодня уже конец века. Ракеты в космос  улетают. Страшно подумать - шестьдесят четвёртый год атомного, двадцатого, века!

           Надулась Сусанна и даже нехотя на стол собирала внучкам. И супу с мацони налила скверного,- не жидкого, а самую гущу, чтоб ложки торчали.
Ела  Людчик, глотая слёзы. А  старшей сестре, Ленчику,  было всё равно -  она не любила всякий суп и всякую еду. Не умела пользоваться аппетитом. Но такое?!  Это даже младшая  провинившаяся  сестрёнка  доедать не будет, наверное. Всегда  выручала её, а сейчас не станет.
Бабушка Сусанна пошла в школу выяснить, куда делась шляпка, но вернулась ни с чем и дулась ещё неделю.

          Не вернуть шляпки... Да что там какая-то шляпка для Сусанны,  которая сама подняла двоих детей, пережила войну и  холод, и голод?!  Была  она нежной и пылкой женщиной, любимицей мужчин, неунывающей труженицей.  Беспечная и остроумная, стойкая и самоотверженная  Сусанна только сейчас, на старости лет, обнаружила в себе странную и болезненную привязанность к вещам. Ещё и внучку обидела!  Вай-ме!  Тьфу на неё, на эту шляпку!  Но сердце не слушалось. Как будто бы там, в груди, в мягком её теле,  была настоящая чёрная дыра и жгла, и втягивала в себя её любовь,  воспоминания, радость, надежду.   И теперь  начнётся   новая жизнь, старость без шляпки, захлопнется дверка волшебной шкатулки.
         А может? А если? Подожди ещё чуток, Сусанна, и ты наденешь свою шляпку, в которой была прежде так хороша и любима многими,  и выйдешь гулять по  весеннему бульвару. И будет   для тебя  всё: и шелест  розовых лепестков  цветущих деревьев, и  ветер, и солнце, и   быстрые тени, и  голуби;  и   белый макинтош,  и лаковые туфли, и намёк на счастье!
Вот, что лежало в этой шкатулке. А теперь у неё всё отобрали.
Уже наступила густая  холодная апрельская  ночь. Но Сусанна вышла на балкон. Слёзы текли по её нежным старым щекам. Она плакала долго. И в конце даже начала всхлипывать и вздыхать. Казалось, что от этого может утихнуть жжение в груди.  Не утихло. Но  через неделю бабушка стала почти прежней, только скучной какой- то.

Год 2009.

        В этом шумном  пыльном   городе много роз, елей, каштанов, берёз, скверов и красивых кованых фигур. Строят-строят, сажают- сажают, убирают- убирают, -  готовятся  к  "Евро-2012". Но всё равно проступает уродливый абрис   шахтёрского  областного центра, -  города людей, у которых нет в душе гармонии. И пусть с утра уборочные машины, натужно гудя,  чистят и метут дороги и тротуары,  деловито урчат минитракоры, но уже через несколько часов  город выглядит заплёванным и обесчещенным,  залапанным не любящими и не ценящими его жителями. С  неба льются грязные осадки, радиоактивные терриконы щедро дарят людям своё "душевное тепло" в микрорентгенах в час. По трубам струится питьевая вода, малопригодная для питья.

       Но ты поймёшь, что нельзя быть слишком категоричным и выносить приговор всему городу. Спокойно и устойчиво, с мудрым достоинством и простотой живёт на левом берегу Кальмиуса своей жизнью двухэтажный дом с бордовой черепичной крышей и розовыми стенами.
Перед главным входом - палисадник с оранжевыми бархатцами. Во дворе такие же цветы на клумбах.
       Со стороны  фасада -  витрина, а в ней - большой пожелтевший портрет во весь рост очень красивой и нарядной женщины в старинной шляпке. В жаркие дни над витриной открывается маркиза из выцветшего брезента с полустёртым изображением старомодных тифлисских улиц.
Мощёная дорожка приведёт тебя к дубовой двери. Ты дёрнешь за толстый шнурок звонка и войдёшь в салон Сусанны.
Тебя встретит женщина в крепжоржетовом  платье расцветки пёстрой осенней листвы. На её шее  будет коралловое ожерелье с бусинами странной формы, напоминающими  крупный садовый кизил. Она усадит тебя в плетёное кресло, она протянет тебе крохотную чашечку густого пахучего кофе и подаст на золотистом блюдечке вишнёвый штрудель.

         Ты расслабишься, ты растворишься в запахах ванили и корицы, звуках странной музыки из прошлого, в которой переплелись веселье гармошки и тонкий тихий плач сакса. О чём они поют иль плачут, чему они смеются?  Тебе хорошо, весело? Да, бывает,-  веселись и наслаждайся, но  и горечь  чувствует душа в  минуты счастья. О том и музыка.  Потому что всё проходит, очень жизнь тороплива.  Зафиксируй момент счастья, запомни его, потому что дальше у тебя будет только память запахов, звуков, полёта, томления сердца...
А вот теперь ты можешь просто встать и уйти. Никто тебя не спросит, а что ты тут хотела  найти, никто не принесёт счёт. Зная это, сюда, бывает, заходят студенты, у которых нет денег  на кафе.
Но не всякие , а лишь очарованные и притянутые этим странным местом, те, с широко открытыми глазами и душами, которые умеют просто и с достоинством что- то брать у других людей, но без злобной радости и всякой измятости души.

       Нет, не уходишь? Тебя заинтриговали тяжёлые бордовые бархатные занавески, золотистый свет и тени манекенов? И шляпки, шляпки, шляпки! Они на головах юношей и девушек из папье-маше, на ветвях стилизованных деревьев. Сидят, как нарядные курочки на насестах, на полочках  и в стеклянных горках, подвешены прямо в воздухе. А у застывших манекенов своя медленная жизнь.Вот важный усатый грузин в цилиндре демонстрирует красивой девушке золотые часы. Она в восхищении смотрит... На него? Нет, на весёлого тифлисского подростка в полосатой  тенниске и фуражке, стоящего за спиной кавалера.
А здесь кто это? Девушка примеряет чудную большую шляпу с цветами и фруктами. А её подружки вокруг застыли в восхищении. Но только у одного манекена - подружки,  по- настоящему искренняя улыбка. У других - отпечаток злобы и зависти.
Тебе любопытно? Ну  иди, смотри дальше, а я пока расскажу.

        Она так и представляется всем: "Сусанна",- и подаёт маленькую руку. Скоро и забудет своё настоящее имя, Людчик.  Тонкое матовое золотое кольцо на безымянном пальце. Французский маникюр.
       Деньги можно не считать. Не то, чтоб их много, но всё-таки больше, чем ей нужно. И к подсчётам она относится скептически: всё равно ничего не сойдётся и нужно будет привлекать к бухгалтерскому учёту свою неуёмную фантазию. А это уже не бухучёт, а враки и безобразия.
       Очень давно Людчик задумала свой салон. В  ней  ожила  генная память  Сусанны. И казалось Людчику, что это именно она, а не её армянская бабушка,  шила и мастерила шляпки самым  модным грузинкам Тифлиса.  Ни минуты она не колебалась, выбирая названия и присваивая себе бабушкино имя. Изучила технологии, попрактиковалась у мастеров,  и дело пошло успешно и вдохновенно.
Почему женщины долго выбирают фасон платья, но не задумываются, что каждый наряд  требует свою шляпку? Не модно? Да плевать она хотела на моду.
"Я просто сделаю это, а вы примерьте",- решила Людчик.
Первой в салон позвонила робкая девочка лет двадцати.  Такой себе воронёнок. Длинный нос, глазки - бусинки, костлявые лапки и неожиданно крупные ступни. Бюст? А разве он положен таким особам?

       У неё были робкие полузакрытые глаза, робкая сумочка без всяких украшений,  робкие стыдливые розовые пятки. И, конечно, очень робкие губы, которые не смеют как следует изогнуться и призывно приоткрыться. Да, совсем сжатые губы. И плечи тоже робкие  вниз смотрели. Хорошо это помнит Людчик..
И что бы вы ей посоветовали? СкАжите, что на такой всё будет смотреться смехотворно, тем более  старинная шляпка?  Выйдет сразу двадцатилетняя старушка Шапокляк. Да и свежеиспечённая Сусанна так решила, тряхнула рыжими кудрями и, пританцовывая,  стала выбрасывать из стеклянной горки шляпки.
Наконец она нашла то, что хотела, -  канареечную панаму, украшенную ромашками и маками. Она нахлобучила её на девочку. Уголки губ малышки поползли вниз, и глаза наполнились слезами. Но Сусанна была неумолима: "Уходи, а это в сумочку засунь. Завтра можешь принести её обратно. А понравится - тогда  и расплатишься". Девочка пару раз стукнулась  костлявыми коленками о  дверь и, сильно смущаясь,  ушла. А на следующий день пришла совсем другая. Нет, по паспорту это была та же самая Вера Капустенко. Но лицо её сияло, глаза зажглись смыслом и отвагой, губы смеялись. На ней был красный льняной сарафан, под цвет  маков, а под ним канареечная облегающая майка. На ногах -  вьетнамки,на голову кое-как была нахлобучена панама Сусанны. И это "кое- как" всё сказало шляпнице: девочка сегодня не боится  ни своей внешности, ни людей. И будет выглядеть так, как захочет. В том  был особый шарм и притягательность. И абсолютно всё равно теперь для этой крошки:  какого размера её нос  и грудь, и нога. Ясно же: именно такого, какого нужно.  Вера  не расставалась с этой панамой до самых холодов. А с наступлением осени вышла замуж за человека, который  с восторгом всегда смотрит только на неё. Ну и работает конечно, хорошо и много.

           И Сусанна соорудила ей шляпу для свадебной церемонии. А вот эта уже была в стиле ретро,- светло бежевая, с тремя нежными розами:  бледно розовой, белой и кремовой.  Вера сама почувствовала, какое платье подойдёт к этому головномму убору, и пошила строгое короткое кремовое платье в духе Жаклин Кеннеди. И купила короткие белые  шелковые перчаткии.

        Вторыми пришли мама с мальчиком лет четырнадцати. Мама была требовательной и недовольной. Бывает и такое. Нельзя проецировать  своё расположение на совсем неподходящую почву. И хотя  люди,  как правило, представлялись Людчику сообщающимися сосудами добра, в этом случае нужно было быстро перекрыть все свои  вооброжаемые сосуды, чтоб туда не хлынула злоба. А мальчик очень хороший. Правда, сначала он цыкнул зубом у порога салона. Старался плюнуть как взрослый, но получилось  мелко и незначительно. Пацанчик покраснел, огорчился, подтянул штаны и зашёл вслед за свирепой мамашей. Сусанна не мешала важной даме копаться в ворохе шляп и вполголоса поносить всех и вся. Она занялась мальчиком.
Вынесла из задней комнаты фуражку Гавроша и надела ему на упрямую тёплую голову. Пацан оттопырил пренебрежительно  нижнюю губу, но потом подошёл к зеркалу и рассмеялся.
"И правда, славный,- подумала Людчик,- и глаза у него хорошие, зелёные в коричневую крапинку".

       Так они и ушли: смеющийся мальчик и женщина с лицом, перекошенным брезгливостью и злобой. Мальчик пришёл через несколько дней в окружении друзей и принёс деньги. Он уже не цыкал зубом, не стремился выглядеть старше и порочнее.  А просто стал тем, кем быть намного приятнее, чем взрослым, - весельчаком и заводилой четырнадцати лет.

      А потом пришёл какой-то  довольный человек. Но Сусанне не понравилось его весёлость. Из тех, кто считает, что день прожит зря, если кого-то не  обманул.  Хотел только что-то очень - очень дорогое купить. Сусанна предложила ему гламурную  мягкую шляпу.  Довольным господин вышел из салона. С тех пор, говорят,  он никак не может расстаться с этой шляпой. То ли нравится она ему, то  ли по какой иной причине, но снять не может. Каждый день в ней идёт на работу и с работы. Но как только хочет недодать своим работникам зарплату   или подставить кого-то из друзей, обмануть  заказчиков,  выскакивают из шляпы ослиные уши,  и изо рта его вылетает бессмысленное и совсем неуместное задорное "ИА!" Говорят, стал этот предприниматель совсем честным, и дела у него даже не пошатнулись, а пошли вверх. Потому что хорошая репутация -  это очень привлекательно.

       Не было ни одного дня, чтоб Людчик - Сусанна не придумывала, не шила, не моделировала новые шляпки. Не было ни одного дня, чтоб пустовал её салон. И однажды в сентябре  она вышла во двор, чтобы вдохнуть запахи  убегающего лета. Вокруг всё пестрело цветами и листьями, пахло арбузами и сливами.  Нет,  это,  конечно,  не лето, а его шлейф. Бледное голубое небо, оранжевый закат пророчит ветер. И вот он налетел и закружил с грубой шалостью  листву и чью-то забытую в песочнице паску. Сусанна решила поправить  волосы  и подняла руки. Но что это летит по воздуху?  И откуда?  В руках у Людчика оказалась шляпка.  Нет, она не вылетела из салона.  Всякие там есть экземпляры, но это...  Боже мой!  Людчик держала в руках чёрную тонкую шляпку из французской соломки с прозрачной вуалеткой. Больше всего она напоминала полураспустившуюся розу, обёрнутую прозрачной тафтой...

  С тех пор бабушкина  шляпка заняла почётное место в центре салона на круглой подставке из гнутого дерева.
Многие посетители просили продать им эту изящную  старинную вещицу. Но Людчик усмехалась: "Так берите!"  И брали, и уносили домой. Но шляпка каким-то образом возвращалась в салон на следующий день. Снова использовала свои  летательные  способности?  Лючик знала,  что  шляпка останется только с настоящей женщиной:  беспечной и остроумной,  красивой и самоотверженной. Такой, какой была бабушка Сусанна.

    Родная моя! Знаю, что где бы ты сейчас ни была, ты простила меня. Ведь я родилась только благодаря твоему приказу. Когда мама с папой решили не рожать  случайного позднего ребёнка, из Тбилиси примчалась ты. Накричала на всех, а когда это не помогло, попробовала обмануть своих  зятя и  дочку. И у тебя получилось. Ты сказала, что во сне видела прекрасного мальчика, который должен у них родиться. А мальчика мои родители хотели. Но ты же ведь знала,  да,  что рожусь я? Конечно,  знала. И сейчас ты подала мне знак своей любви и прощения", - так думала Людчик.

    Ну, что, решилась прийти в салон Сусанны? Ты войдёшь, погрузишься в музыку и запахи, тебе принесут кофе и вкусный штрудель. А потом попроси  дать примерить чёрную маленькую шляпку, что красуется  на подставке из полированного дерева.  А может быть она ждёт именно тебя?!



                Бабушка Сусанна умерла в 1975 году в возрасте 78 лет. Хотелось бы вам показать  шляпку, но её действительно унёс ветер, вырвал из моих рук в 64 году. Салона у меня нет -  вот это  сказки. Есть  только мечта.