Некоторые мысли о творчестве Сергея Лукьяненко

Николай Стародымов
СЕРГЕЙ ЛУКЬЯНЕНКО НЕ ХОЧЕТ СТАНОВИТЬСЯ ОСОБЕННЫМ.

И в этом особенность его творчества

Должен оговориться, что я не являюсь глубоким знатоком творчества Сергея Лукьяненко, впрочем, как и собственно жанра фэнтези. Прочитал всего несколько его книг. И вот на что обратил внимание по их прочтении.
У Сергея очень глубоко философские произведения. В каждой книге у Лукьяненко обязательно присутствует некий приключенческий сюжетец, который, однако служит лишь занимательной основой для размышлений автора: о человеке, о смысле жизни, о душе, о мирозданье… При этом Сергей умеет соблюсти оптимальный баланс между этими двумя составляющими: закрученный сюжет и философские размышления. Ну право же, редко кому из авторов удаётся удержаться на этой тонкой грани – обязательно соскальзывает либо в остросюжетность, либо в заумь.
При этом Сергей, при всей своей творческой плодовитости, в своих размышлениях о сущности бытия не повторяется! Каждый раз предлагает читателю новую философскую систему координат. И такие же занимательные находит для этого пути!..
Скажем, в дилогии «Холодные берега» в основе верования героев лежит религия вроде как очень напоминающая классическую христианскую, но в то же время… Как бы это выразиться поточнее… В общем, автор берёт библейские сюжеты и притчи, только немного подправляет их и выводы делает иные, а порой и прямо противоположные… И вот уже перед нами более или менее цельная  теологическая структура, вполне имеющая право на существование.
В дилогии «Черновик» и «Чистовик» автор пошёл по иному пути. Он предложил нам поразмышлять над тем, что было бы с человечеством, если бы в своё время история пошла бы по иному пути. В общем-то, казалось бы, приём не нов. Однако это ж Лукьяненко! Он не был бы собой, если бы пошёл по тропке, проторённой до него!
Постараюсь пересказать сюжетную основу дилогии предельно вольно, полнейшей отсебятиной, т.е. как сам понял. Итак, мы видим вокруг себя наш мир, каким он стал в результате того, что некогда князь Владимир ввёл на Руси христианство по византийскому образцу, что ордынцы выкорчевать православную веру не смогли, что царь Пётр попытался взять за образец Голландию, что Екатерина II приехала из Германии и обрусела, что Наполеона мы изгнали… Ну, и так далее. Ну а если бы в каком-то из перечисленных пунктов (реально их куда больше!) верх взял другой вектор развития? Владимир принял бы ислам, Петра убили стрельцы и власть взяла бы Софья, Наполеон с Александром вместе пошли бы воевать Индию… Глупости? Конечно – но лишь потому что реально так не произошло. Но вот если бы всё же…
Вот Лукьяненко и предложил такой вариант: два десятка вариантов развития человечества, распочковавшиеся в различных точках истории,  существуют параллельно. Они здорово различаются между собой. И есть некоторые люди, которые осуществляют связь между этими вариантами развития. Эти функционалы объединены в жёсткую структуру, подчиняются своим корпоративным законам, и внутри у них свои непростые взаимоотношения… Они живут среди нас, и с простыми людьми отношения у них тоже непростые… И герой дилогии путешествует между этими мирами, а в каждом из миров тоже свои философии и взаимоотношения, свои достижения и провалы…
Но ещё дальше пошёл Лукьяненко в книге «Спектр» – лучшая из всего, что я прочитал у Лукьяненко. Спектр – потому что герой на протяжении развития сюжета посещает семь миров, окрашенных как раз согласно цветовой гамме, заключённой в формуле «каждый охотник желает знать…». У каждого из миров – также своя философская система воззрений, своя мифология, да ещё и столкновения различных точек зрения!.. Плюс в каждом герою встречается некая загадка, которую требуется разрешить, и у каждой загадки также имеется несколько решений (верные или нет – неважно, главное, что они есть). Плюс размышления героя о каждой тайне и философской системе в частности, и при этом попытка синтезировать их все в единую стройную унитарную систему… Но главное – это всё настолько увлекательно читается!
«Спектр» – вообще уникальная книга. Ладно, семь миров (плюс Земля), десятка два философских систем, описанных какая полнее, какая только упомянута, уж не сосчитаешь, сколько гипотез по самым разным вопросам… Но для путешествия между мирами, согласно сюжету, требуется рассказать инопланетянину-Ключнику некую историю, которая бы не повторяла ни одну рассказанную ранее любым другим путешественником любой другой планетной системы! Так ведь зачитываешься размышлениями Лукьяненко! Столько всего намешано! И настолько всё органично!..
И ещё об одной особенности творчества Лукьяненко хочется сказать. Он очень внимателен к деталям. Иной раз это просто одно предложение, которое в нескольких словах живописует целую картину, целую палитру образов. Оно порой и нет нужды в такой детали, и без неё всё проскочило, ан нет – насколько с ними живее становится течение сюжета!
В тех же «Холодных берегах» главной материальной ценностью для людей является не золото, а железо. (Прикиньте, как весь мир переворачивается с ног на голову!). А среди ювелирных изделий из этого металла – магнит, потому что намагнитить какой другой металл невозможно. И вот беседует некий бюргер с состоятельным купчиной, а сам поигрывает маленькими стальными шариками, прилепляя и отлепляя их от магнитной подковы на груди; и собеседник оценивает ход, потому что некоторые чванливые люди припаивают такие же шарики к дешёвой бронзе и только окрашивают их под благородное железо… Какой мир сразу рисуется за этим мелким штришком!
Или там же ещё. Для того, чтобы взлетел планёр, требовалось вставить в гнездо запал. И вот одно из государств начало делать запальные отверстия чуточку меньше, чем у соседей, чтобы свои запалы подходили для других, но зато враг не смог бы использовать свои…
Что ещё у Лукьяненко забавно, так это его географические привязки. Сергей всегда очень чётко указывает точку, в которой, скажем, разместилась Башня между мирами Веера, или же Башня Ключников. Ну не поверите: так и хочется подъехать на железнодорожную платформу или в переулок, где воля автора разместила порталы!
Умеет писать Лукьяненко и афоризмы. Их у него много, и цитатник-данцзыбао я не составлял… Но вот запало в память такое высказывание:
«Если моя честь зависит от силы врага, то вправе ли я называть её честью?».
Разве плохо сказано? А у Сергея подобных фраз немало!
И всё же, всё же, всё же… Знаете, всё, сказанное выше, ещё не послужило бы поводом к тому, чтобы я взялся писать о творчестве Сергея. Сказанное выше – лишь подтверждение того, что читать его интересно, что его книги дают пищу для ума и души…
Но вот главное я скажу сейчас.
В тех книгах, которые мне довелось прочитать, герой в финале неизменно оказывается в ситуации, когда он может стать если не всемогущим, то бесконечно могущественным человеком. Он может просто выйти из понятия «человек», оставаясь таковым только внешне. И всякий раз, получив право выбора, его герой отказывается от могущества, почти что вселенского, предпочитая оставаться всё же обычным человеком.
То есть всякий раз, перелистнув последнюю страницу, остаёшься в досадливом раздумье: а как бы сам поступил, оказавшись в аналогичной ситуации? Если бы сам Сын Божий, спустившийся на Землю, уговаривал меня следовать за ним и стать его апостолом? Если бы мне предлагали стать куратором по Земле от межпространственных-межмировых всесильных структур? Если бы появилась возможность стать вровень с самыми могущественными межгалактическими существами – Ключниками?..
Неужто я бы отказался и предпочёл бы вернуться в бренную оболочку рядового человека, подверженную боли, болезни и скорой (относительно того, от чего отказался) смерти?..
Быть может, потому и не предлагают эти силы стать вровень с ними всем подряд, а приглашают в свои ряды именно таких, как герои Лукьяненко, которые могут и отказаться?..
Не знаю я, братцы, ох не знаю!
У меня сложилось впечатление, что Сергей своим творчеством утверждает мысль о том, что человек несмотря ни на что должен оставаться человеком. Допустим. Но если высоконравственный человек отказывается от возможности творить добро куда в больших масштабах, чем делал это до сих пор – правильно ли это?.. Тут ведь мы выходим уже на другой уровень размышлений: предпочитая собственный уют и нежелание взваливать на себя вселенские проблемы – правильно ли поступает человек? И настолько ли он тогда высоконравственный пассионарий, каким представал поначалу, коль на поверку оказывается обычным обывателем? Или напротив – в том и состоит его высшая правота, что не чувствует за собой силы решать глобальные проблемы?..
Тут вариантов можно много придумать. Главное – тут есть над чем подумать! О каждой книге размышляешь и после того, как закроешь последний лист и перейдёшь к книге другого автора.
…Всё же хороший автор Сергей Лукьяненко. И не случайна его популярность, это не некая искусственная раскрутка. Во всяком случае, каждый человек, который любит поразмышлять над прочитанным, непременно найдёт у него что-то для себя любопытное.

Николай СТАРОДЫМОВ