Ой, только бы не было войны!

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции «Александр Невский». Южно-Сахалинск. 2004 или 2005.

Выдающийся русский историк военного дела Керсновский (XX век), автор 4-томной «Истории Русской армии», в своих политических статьях отмечает в частности: «Сколь часто в истории в начале войны был виновен тот, кто проповедовал мир любой ценой». Вот, например, Никита Хрущев привил довольно страшное миросозерцание, которое дожило у старушек до наших дней, страшный принцип: «Ой, только бы не было войны!»

В разрушительных 90-х годах XX-го века, когда мы еще не развалили полностью нерусскую армию и нерусский флот, в разговоре со слушателями мне задали такой рассудительный, аналитический вопрос: «А что лучше, если мы начнем военные действия на Кавказе или в Восточной Европе и потеряем сто тысяч, или если мы не начнем, и из-за этого русские женщины не родят миллион? Что лучше для нас?» Первое, да?

Так вот Керсновский замечает, как часто в начале войны был виновен тот, кто проповедовал «мир любой ценой», и как часто войну останавливала жесткая позиция одной из сторон, которая заявляла: «Ну, вот только сунься, по голове и получишь!» И противник задумывался: «Может быть, и в правду получу». И война не начиналась. И это никуда не делось. Так было и так есть.

Наш последний государь был миролюбцем, более того, он был миротворцем. Именно Николай II предложил еще в 1898 году, будучи совсем молодым императором, то, что мы сейчас назвали бы «отказом от гонки вооружений». И то был великий подвиг русского царя, хотя никто не вспомнил кроме немногих и вашего покорного слуги, когда был столетний юбилей Гаагских переговоров. На Западе просто никто не вспомнил. Им стыдно, ведь Николай II должен был стать по всем нормам первым лауреатом Нобелевской премии мира. Но кто же даст русскому царю!

Русскому человеку если и дают Нобелевскую премию мира, то за предательство своей страны, как Горбачеву.