Чему надо учиться у японцев

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции «Александр Третий». Дом культуры «Меридиан», Москва. 14.02.2001.

В 60-е годы XIX века в Японии начинается и успешно идет так называемая «революция Мэйдзи». Мэйдзи — это посмертное имя великого микадо (императора), который при жизни носил имя Муцухито.

Как глава государства японский император (микадо) есть еще и «тэнно», потомок богини Аматерасу. Он исполняет сакральную функцию воплощения божественного начала японского народа. Потому, когда божественный тэнно умирает, его имя не произносят, а произносят посмертное имя Мэйдзи. Хоть мы и можем говорить Муцухито, но даже в европейской литературе, с тех пор как он умер, обычно пишут «Мэйдзи», «эпоха Мэйдзи».

То была, конечно, потрясающая эпоха. Размах переворота, произведенного императором Мэйдзи, сопоставим с размахом переворота, произведенного в России Петром I. Но, если Петр, создав могущественное государство, заставив с собой считаться, заставив себя уважать в Европе, тем самым заставив уважать и Россию, создав одну из лучших в Европе и лучшую в перспективе армию и впервые дав России флот, во всем остальном вел антироссийскую, антирусскую и антиправославную политику, то император Муцухито был японцем до мозга костей. Япония пошла по исключительно правильному пути! Япония бурно заимствовала цивилизацию на Западе, в том числе и у нас. Япония с бешеной скоростью впитывала чужую цивилизацию, не позволяя притом повреждать свою культуру.

Если нам, русским, приписывается отставание, то следует учиться у японцев, которые остались японцами и культура которых осталась японской и язык у которых японский, а не замусоренный бесконечными «спонсорами» и «бизнесменами», как наш замусорен. Они по-прежнему говорят на своей корневой системе, своей фонетической системе. И новые слова образуются из японских корней.

В принципе даже Кувейт, Йемен, Саудовская Аравия могут быть нам примером. Когда вы видите по телевизору богатенького саудовского араба, сидящего перед своим компьютером последнего поколения, но в своем национальном головном уборе, вам всем ясно, что он по-прежнему мусульманин, во-первых, и араб, во-вторых. А компьютер будет у него самый лучший. Учиться надо.

Великий Данилевский, Николай Яковлевич в своей книге «Россия и Европа» отмечает, что культурные заимствования на уровне религиозном, на уровне государственных идей и искусств не приносят пользы или приносят вред. А заимствования на уровне техническом приносят пользу. Их можно заимствовать. То есть, это было известно в 60-е годы XIX века. Но мы до сих пор не читаем Данилевского.

Так вот, революция Мэйдзи была проведена абсолютно японскими средствами и на основе японского материала. Прежде всего, был полностью реализован авторитет божественного тэнно. До Муцухито японский император царствовал, но категорически не правил. Он сидел в своем замкнутом мирке, в Киото, окруженный придворными. На государственные дела не оказывал никакого влияния. А правил военный правитель сёгун из рода Токугава. Та система была полнейшей стагнацией. В Японии не изменялось ничего. Более того, японцы добровольно отказались даже от использования огнестрельного оружия. Представляете, каким надо быть изолятом! Они еще в XVI веке научились пользоваться огнестрельным оружием. Но когда в XVII веке установился сёгунат Токугава, они постепенно от него отказались. И самураи были вооружены исключительно своими мечами, копьями, секирами, луками, стрелами. Но всё равно в кодексе самурая (Бусидо, «Путь воина») была заложена преданность императору, преданность божественному тэнно. И Муцухито умело использовал японскую традицию.

Как японцы скачком повысили свой образовательный уровень? Как Япония намного быстрее России создала всеобщее народное, начальное образование? Очень просто. В Японии было избыточно много самураев. Самурай не всем может заниматься. Потому японские власти поощряли специализацию самураев как школьных учителей. Так было и раньше, а в революцию Мэйдзи это пошло лавинообразно. Благодаря тому в Японии во все времена труд учителя приравнивался к службе самурая. И хотя Япония была очень милитаризованной страной в мировых войнах и между ними, и японцы воспитывались в одном ключе — наивысшее счастье отдать жизнь за своего микадо — была всё же категория лиц, которые ни при каких обстоятельствах не подлежали призыву на военную службу. Это — учителя, потому что их подвиг — самурайский. Вот почему, между прочим, они имеют то, что имеют, а мы — то, что мы имеем.

В 1945 году Япония была разрушена так, как нам и не снилось! Я прекрасно знаю рапорт командующего 20-ой воздушной армией США генерала Спаатса. Он докладывал с некоторым изумлением еще до Хиросимы, что для его тяжелых бомбардировщиков на Японских островах больше нету целей. Нечего бомбить, ничего не осталось. Нам так не досталось во Второй мировой войне. И сейчас нам так не досталось. Но даже тогда, когда Япония голодала — а в конце 1940-х Япония вся голодала — средства на школу были, из последних сил. Были всегда. Как обращаются со школой наши нынешние режимы, вы знаете. Вот почему у них есть будущее, а наше будущее — под вопросом.