29. 12. 2014

Маргарита Школьниксон-Смишко
 
Сегодня у меня была экскурсия в Хаммамет. Вообще-то мой отель расположен в новом посёлке рядом с Хаммаметом, могла бы на автобусе или такси сама туда съездить, но..Заказала её из-за надежды поговорить с экскурсоводом, свободно владеющим немецким языком. Однако, как и на первых двух экскурсиях, мне дали понять, что вопросы вне темы экскурсии нежелательны*. Из моего отеля опять только я в тот день выбрала эту экскурсию. Подкатил солидный автобус. Моим первым вопросом было:» Сколько туристов к нам подсядут?» Оказалось, что 30 человек. На второй вопрос:» Какая сегодня ожидается погода, температура воздуха?» Экскурсовод пробурчал:» Это вопрос к администрации отеля.»  Я: « Там мне не смогли ответить, я  спрашивала.» Мне:» Вы что, купаться собрались?» Вот такой попался пижон-экскурсовод. На нём была ковбойская коричневая шляпа, коричневая куртка, джинсы и коричневые ботинки. Глаза прикрывали тёмные солнечные очки. Постепенно автобус заполнился, и мы поехали в культурный центр Хаммамета. По дороге экскурсовод рассказывал о местной растительности, например, о кактусах и их съедобных фруктах. Отпустил плоскую шуточку о действии семян этих фруктов. Его рассказ был рассчитан на примитивных слушателей.Из вежливости люди посмеялись.
Культурный центр расположился в 14-ти гектарном парке, можно сказать, ботаническом саду. Нам показали хлебное дерево, спелые оливки, гранатовый куст (но он был без плодов и с жёлтыми листьями), лавр и другие зеленеющие пряности. Рoсли там и агавовые пальмы, конечно, и различные цитрусовые деревья. Информация о деревьях была для меня, и подозреваю, для большинства, не новой. Спелые оливы — это да, их я подобрала для экспериментов, как и пару стручков хлебного дерева.
Потом нам показали летний театр, построенный по образу греческого амфитеатра. Летом в нём каждую неделю бывают представления. Затем мы посетили виллу Себастьяна, в которой в данный момент расположилась выставка современных художников. Себатьян был богатым аристократом из Румынии. Ему принадлежал этот парк, по собственному проекту построил он себе виллу, жил в ней зимой, а летом — в Париже. Некоторое время Себастьян был гувернёром этого городка и его окрестностей.
Далее мы поехали в центр старого города, т. н. Медину. Нам показали кладбище и рассказали об обычаях погребения. Мусульман хоронят без деревянного гроба, поэтому весь обряд стоит примерно 200 евро. Женщин к похоронам не допускают. Они могут посетить могилу умершего только через пару дней после похорон.  Хоронят так, чтобы лицо умершего смотрело на Мекку. Обелиски-столбики у всех (богатых и бедных) должны быть одинаковыми, отличаться только цветом и количеством столбиков.  Для мужчин — один столбик, для женщин — два. Зелёные обелиски для тех, кто побывал в Мекке, синие — для умерших до 28 лет, для всех остальных — белые. Через 10 лет разрешается подзахоронение. «У вас, немцев, - сказал экскурсовод, - кладбища роскошные. Здесь же бессмысленно оставлять на могиле цветы, они через пару часов завянут. Да и вообще, мёртвым это не нужно, живым нужны деньги. Мне нужны деньги, а не моей мёртвой матери или отцу.»
Далее он провёл нас по узким улочкам этого старого города, показал мечеть, и мы пошли осматривать местную крепость Рибат. Потом можно было купить сувениры, а перед обратной дорогой мы встречались в кафе, где нас угостили опять же сладким мятным чаем. В этом городке продавцы цветов носили их на широкополых шляпах. Цветы (розы или малюсенькие но очень ароматные нарциссы) были прикреплены по периметру шляпных полей. (В Турции тоже встречаются такие продавцы.) Чего только не придумывают люди, чтобы подзаработать на туристах. Здесь можно было сфотографироваться с соколом на руке, или с большим попугаем. Я же только  купила для младшего внука погремушку в виде маленького барабанчика с двумя ниточками, на которых были прикреплены шарики. Если вертеть ручку, на которой крепился барабанчик,  шарики ударяют по нему В кафе я пришла рано, но не первая. Наш экскурсовод читал газету, мешать ему не стала. На обратном пути он рассказал, что к нам с европейского материка идёт холод, что в 2010 году и в Тунисе шёл снег, насыпало высотой до метра.** Похоже, наш экскурсовод любил цифры, он высыпал на нас их целую кучу. Например, что на недавно прошедших выборах 200 партий представили своих кандидатов. «В какой стране Европы столько партий?» Рассказал, каковы кредитные ставки на постройку дома, сколько лет в Тунисе учатся на врача и т. п.
У меня сложилось впечатление, что тунизцы очень гордятся успехами своей страны и оптимистично смотрят в будущее.

* с первым экскурсоводом я хотела посоветоваться о подарке сыну. Он отослал меня к тур. агенту. Второй экскурсовод, когда сопровождал меня к верблюдам, открытым текстом сказал, что вынужден со мной идти, потому что это его работа. Он был похож на бегемота, я бы и сама по доброй воле с ним не пошла. Подозреваю, здешние экскурсоводы кичатся знанием иностранных языков.

** позже я спросила одного местного человека о снегопаде, он такой зимы не мог припомнить.

на фото вид со стены крепости Рибат, последний солнечный день года