О чувствах и переживаниях

Братислав Либертус Гуманный
МНОГО ШУМУ - МАЛО ТОЛКУ
(афоризмос)

Подлинное сопереживание - в поступках, а не в эмоциях...

13.01.2015
Братислав Либертус


Рецензия на «2015 Много шуму - мало толку. Афоризмос» (Братислав Либертус Новинки)


***
Вита Дельвенто:

а, по-моему, одно от другого не отделимо
если ты на уровне чувств не сопереживаешь, то и поступков никаких не будет тоже

13.01.2015 20:06   


***
Братислав Либертус:

Для женщины (или, быть может, для тебя лично) - чувство сострадания, наверное, необходимо, чтобы протянуть руку помощи. А я считаю, что проникаться жалостливой слезой, для того, чтобы протянуть руку помощи - совершенно не обязательно. Достаточно просто увидеть, что человек нуждается в помощи, оценить ситуацию, и помочь: совершенно безжалостно, если можно так выразиться. Как медики: они просто оказывают медицинскую помощь, без всяких чувств, спокойно делая свою работу.

17.01.2015 10:55   


***
Вита Дельвенто:

я понимаю, о чем ты говоришь
но все таки жалость и сопереживание- разные чувства, и если в тебе что-то сподвигло тебя на помощь, то это сопереживание и есть

18.01.2015 02:32   



***
Братислав Либертус:

Ой, да ладно. Чтобы оценить ситуацию, что человек (или животное) нуждается в помощи - достаточно просто иметь мозги: если я вижу барахтающегося в воде котёнка - то что же? если он упал за пирс, то очевидно, что самостоятельно выбраться не сможет. Здраво рассуждая, просто понимаю: если я его не вытащу, то он утонет. Жалко ли мне его никчёмную кошачью жизнь в этот миг? Ни капельки: бездомных кошек хоть пруд пруди, толку от них ноль, а всех надо кормить. Но спасение чужой жизни - всего лишь закон взаимности: когда-то я тоже попаду в подобную переделку, и меня вытащат (ну, или не вытащат, и тогда мои мучения закончатся раз и навсегда). А если котёнок барахтается в обыкновенной луже - то не смешите мои тапки, он выберется и сам. Поэтому помогать ему даже и не подумаю. Ну, а женщина, конечно, схватится за грудь: "Ой, я так переживаю, как бы он не заболел!..." Ну и, естественно, полезет в лужу, вытащит его, завернёт в подол, притащит домой, и давай купать его в ванной с шампунями... Я на эти манипуляции посмотрю, конечно, снисходительно, - и, усмехнувшись, промолчу о том, сколько всякого грязного зверья болтается по лесу, и счастливы... И каждый зверь природой обучен ухаживать за собой, а уж кошка и вовсе должна вылизывать сама себя от лапки до попки. Поэтому вся эта блажь с шампунями - в моих глазах просто смешна. То есть, прежде, чем помочь - достаточно оценить ситуацию адекватно: а действительно ли нужно помогать? И, если помогать, то в каких границах? чтобы не превратить благотворительную акцию в цирк.

18.01.2015 12:27   


***
Вита Дельвенто:

*Чтобы оценить ситуацию, что человек (или животное) нуждается в помощи - достаточно просто иметь мозги: если я вижу барахтающегося в воде котёнка - то что же? если он упал за пирс, то очевидно, что самостоятельно выбраться не сможет. Здраво рассуждая, просто понимаю: если я его не вытащу, то он утонет. Жалко ли мне его никчёмную кошачью жизнь в этот миг? Ни капельки: бездомных кошек хоть пруд пруди, толку от них ноль, а всех надо кормить. Но спасение чужой жизни - всего лишь закон взаимности: когда-то я тоже попаду в подобную переделку, и меня вытащат (ну, или не вытащат, и тогда мои мучения закончатся раз и навсегда).*

Проше говоря, особой надежды на "закон взаимности" у тебя нет)
однако, ты понимаешь, что котенку нужна помощь и на помощь устремляешься)

19.01.2015 04:37   


***
Братислав Либертус:

Да. Очень просто.)

19.01.2015 14:38


***
Вита Дельвенто:

а зачем?)
ведь на закон взаимности то ты, как выяснилось, не особо рассчитываешь)

19.01.2015 19:01   


***
Братислав Либертус:

Ну почему же? Если, к примеру, никого не было поблизости, чтобы меня вытащить - то ладно, так и быть. А если кто-то видел, и не помог - я, конечно, утону, но буду сниться тому недолюдку, и каждую ночь спрашивать: "Ты почему меня из воды не вытащил, а? Ты же видел, что мне нужна помощь!" И буду так долбить его, покуда у него совесть не проснётся. Ну, а там посмотрим по обстоятельствам. Может, для начала буду сниться ему, чтобы просто сказать ему: "Привет. Как ты тут без меня день провёл? А я по тебе скучал." И буду улыбаться ему.

Шучу, конечно. Но на самом деле не знаю что было бы, если бы. Если бы да кабы во рту выросли грибы, то не надо было бы и в лес за грибами ходить, потому что был бы уже не рот, а целый огород! (народная мудрость).
Но верю, что никто безнаказанным не останется. Поэтому, видя другого человека в беде - надо просто быть человеком. И всего лишь. Просто ради того, чтобы совесть была спокойной. А то мало ли, вдруг и вправду утопший котёнок будет приходить ко мне в сновидениях, и противно мяукать. А я ужасно ненавижу котов, - особенно, когда они мяукают. Поэтому лучше спасу его никчёмную кошачью жизнь, - для спокойствия своей совести, - и благополучно о нём забуду.

20.01.2015 15:55   


***
Вита Дельвенто:

опасения вместо сострадания?)
неужели совсем-совсем проникнуться чьим-то состоянием не можешь? радуется кто-то заразительно например или вон Донбасс бомбят, люди страдают

не верю, что не можешь)
что отгораживаешься - возможно

21.01.2015 03:37   


***
Братислав Либертус:

Ну, бомбят Донбасс, и как я должен реагировать? Если я реально осознаю, что ничем не могу им помочь - то толку надрываться страданиями. Могу разве что помолиться о Божьей воле, чтобы им помогли другие. Но, вообще-то, в Библии Иисус предупреждал заранее, что перед концом света будут войны, в том числе и гражданские, и будет множество военных конфликтов, - и говорил: "Не пугайтесь, потому что так и должно быть". Так что, в целом, я отношусь спокойно к происходящему: потому что понимаю, что мои переживания ровным счётом ничего не изменят: военные конфликты были, есть, и ещё немало будет. Наперёд не напереживаешься. Точно так же Он предупреждал и о природных катаклизмах, которые будут уносить множество жизней; также предупреждал об эпидемиях и болезнях, которые так же будут уносить множество жизней (один лишь рак в последнее время чего стоит: косит даже детей); что будут аварии, голодоморы, - обо всём этом Иисус предупреждал заранее: что смертность наберёт масштабов, каких ещё никогда не было за всю историю планеты. И статистика подтверждает это: смертность продолжает расти. И это нормально: Иисус предупреждал: "Не пугайтесь, потому что это всё является признаками приближающегося конца света, хотя это ещё будет не конец. Вот когда пройдёт по Земле слух: "Настал мир и благоденствие!" - вот тогда и придёт конец."... Так что - вокруг люди умирают пачками, а я - сохраняю спокойствие, и лишь оцениваю ситуацию: могу ли помочь чем-то, или нет. Это не совсем отгораживание, как ты думаешь. Попросту, кто предупреждён, тот вооружён: Иисус сказал, что паниковать нет смысла, - я и не паникую. Всего-то лишь.

21.01.2015 10:13   


***
Вита Дельвенто:

ну а каким по-твоему должно быть сопереживание?
сидеть перед телеком и слезы лить? а кому от этого легче станет?
я просто считаю, что сопереживание - это как раз умение почувствовать, что кому-то нужна помощь (потому что это ведь не всегда очень заметно, далеко не все кричат "помогите!")

21.01.2015 18:58   


***
Братислав Либертус:

Вот, видимо, в этом вся и загвоздка: что этимологию слова "со-переживание" не так-то просто чётко очертить в границах полного понимания этого понятия, - отделив её от эмоций. Равно как и слово "чувства" - тоже бывает нелегко отделить от слова "эмоции", - хотя, на мой взгляд, оно ближе к понятию "интуиция". В понимании общества же, наоборот, "чувства" неотделимы от "эмоций", равно как и "сопереживание", - посему, с точки зрения статистики, очень трудно бывает двум людям понять друг друга, даже имеющим общее мнение на один и тот же предмет... Отчего фраза "если ты на уровне чувств не сопереживаешь, то и поступков никаких не будет тоже" - звучит несколько двусмысленно со стороны наличия или отсутствия эмоций.
Посему - я рад, что наши мнения на этот счёт совпадают. Благодарю за дискуссию, и - приглашаю перейти к детальному осмотру следующей картины в Авторской галерее афоризмосов.

23.01.2015 12:28   


***
Вита Дельвенто:

Я все таки остановлюсь еще на чувствах и сопереживании, дабы совсем уж не было каких-то недосказанностей.

Да, я тоже считаю, что чувства именно ближе к интуиции - чувства/чутье/учуять/почувствовать, и когда говорю "на уровне чувств", то именно это улавливание и имею в виду. И думаю, что не ошибаюсь, потому что почувствовать - это прием сигнала, а эмоция - это передача сигнала, т.е. нечто противоположное в самой своей сути.

То же самое касается и сопереживания/сочувствия. Для эмоций есть жалость, ее именно что выражают эмоционально. А сочувствовать - это почувствовать то, что чувствует человек, уловить сигнал, и со-пережить - это поучаствовать за компанию в проблеме, понять, какая помощь нужна и помочь.

25.01.2015 22:23   

источник: http://www.proza.ru/comments.html?2015/01/13/158