Любопытное замечание. Письмо второе

Геннадий Шикунов
Ответ на мою публикацию «Любопытное замечание» я получил от Леонида Татаринцева сразу:
«Итак, мы определились, что если в стихах 27-28 речь идёт о человеке, сотворённом Господом Богом по Своему Образу Божию, т.е. о подобии речи здесь нет, то в стихе 26 уже говорится о подобии.

Второе различие. Если человека, о котором речь идёт в ст.27-28, Бог сотворил самостоятельно, то в ст.26 к сотворчеству Бог привлекает ещё кого-то. (Кого, обсудим позже).

Третье различие. Если человека (ст.27-28) Бог уже сотворил, то человека (ст.26) сотворить ещё лишь предстоит.

Четвёртое различие. Если человека (ст.27-28) Бог благословил на то, чтобы они плодились и размножались, то человеку (ст.26) эту функцию предстоит утратить.
Пока остановлюсь, чтобы Вы осмыслили и, возможно, добавили и другие различия.

Леонид Татаринцев»

Кроме этого была его рецензия на «Любопытное замечание»:

« Геннадий, Вы здесь затронули столько вопросов, что я даже сосчитать не смог!
Тогда придётся их выделять и обсуждать где-то в других местах. Но это чуть позже.
Следующая моя загадка будет такова. Во второй главе Бытия говорится о двух помощниках человека.

1. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, СООТВЕТСТВЕННОГО ему» (Быт.2.18).

2. "...но для человека не нашлось помощника, ПОДОБНОГО ему" (Быт.2.20).
Вопросы:
а) Кто есть помощник, СООТВЕТСТВЕННЫЙ человеку? В чём этот помощник соответствует человеку?
б) Кто есть помощник, ПОДОБНЫЙ человеку? Нужен ли такой помощник человеку? Если нужен, то решил ли Господь Бог эту "проблему" и как?»

Леонид Татаринцев   24.01.2015 23:02 



Я не стал дожидаться более подробного ответа на мои вопросы. Решил ответить сразу.

По иронии судьбы я когда-то обратил внимание на то, как люди читают.("Прямоугольная земля"). Чтение «по диагонали», без должного внимания иногда приводит к неловким состояниям. Я не читаю «по диагонали». Это не даёт возможности более глубоко вникнуть в суть предлагаемого смысла. Но сам почти на этом и попался. Хотя, считаю, что чтение – сложный процесс. Прочитав, получаешь картинку-убеждение, которая не даёт возможности увидеть другую, скрытую более глубоко. Но как только ты «поделился» своей картинкой-убеждением, часто она исчезает или становится неустойчивой, открывая путь к новому восприятию информации.

Замечания  Леонида ещё раз указали на то, что нужно ценить слова и вникать в их смысл и когда читаешь, и когда пишешь, а не в спешке, по вершкам гоняться за непонятно каким смыслом или приблизительно небрежно пытаться его выразить.

Так и с прочтением Библии. Даже было заметно, что при чтении не всё воспринимается, но никаких сил не было переступить незримую грань, открывающую более глубокое проникновение. Прошло время, подсознание сделало своё дело, а в настоящем случае корректно указали на невнимательность и открыт был путь к очередному подходу для осмысления излагаемой сути. Если что и мешает, то подозрение, что то или иное слово написано с ошибкой. Но читая внимательно, понимаешь, что нет там ошибки, а есть только скрытая лень напрячься и до конца разобраться с вложенным смыслом.

Опять не обратил внимания на почти несущественную деталь: Бог не сам творил, а со-творил. Это означает, что ещё был кто-то. Нетрудно догадаться, что это был Дух Божий. Естественно, что сотворение происходило и «по образу Божию». Мне не понятно, почему Вы, Леонид, не посчитали различием различия «по образу Своему» и «по образу Божию»? Здесь различие находится в одном стихе. Что же касается различий в человеке двух стихов, то в ст. 26 не подразумевалось со-творить «мужчину и женщину».  К «сотворчеству» Бог привлекает «воду» и «землю».

Далее, появляется вопрос: Леонид, Вы преднамеренно исказили текст Библии или машинально? Дело в том, что в Библии до седьмого дня фигурирует Бог и Дух Божий, а в день седьмой после благословения его он (Бог) «почил», т.е мягко говоря, отошёл от дел Своих, «которые Бог творил и созидал». На арене появляется Господь Бог.

Но Господь Бог не есть Бог первых шести дней и не Дух Божий. ГБ не творил по Своему Образу Божию. Оказывается, что параллельно «творению» земли и «созиданию» Богом, шло «создание» земли и неба ещё и Господом Богом. Этот вывод можно сделать на основании гл.2 ст. 4: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Здесь появляется тема различия между «творением», «созиданием» и «созданием», не говоря уже о различии Бога первых шести дней и Господа Бога.

Что же касается новых загадочных вопросов моего собеседника Леонида о «помощниках человека», то мне показалось, что одного определить по "соответствию" не так сложно. С первого подхода у меня сложилось впечатление что это - жена, созданная из ребра. У них соответствует «кость от костей» и «плоть от плоти».

Что же касается «подобия», то здесь можно предположить, что имеется в виду принадлежность души. Если ГБ «ОБРАЗОВАЛ из земли всех животных полевых…», то человек создан «из праха земного». У него нет подобия. Конечно, можно предположить различие в том, что всё произведённое и созданное было «по роду их», а человек не был создан «по роду» - он эксклюзив «сотворённый» «по образу Своему», «по образу Божию» и «создан»  «из праха земного». Земли, у которой была произведена  душа «по роду её». (гл.1 ст.24), которая может опять превратиться в прах, чтобы когда-то в очередной раз  Господь Бог создал или сотворил бесподобного человека, с живой душой.