Главная сцена

Заболоцкая Мария
Новый год начался так: рост цен, перепуганные глаза народа в магазинах … Бой курантов!.. И снова Рождество… И надо же – снова именно в Рождество мне приходит информация о том, что вот-вот на канале Россия начнется кастинг на телепроект «Главная сцена».

Я однажды дала себе уже слово: ездить по таким вот кастингам в самом крайнем случае (после моего появления на «Факторе А», созерцания огромных очередей, на 99 процентов состоящих из тех, кто «просто пришел посмотреть» и совершенно не имеет никакого отношения ни к работе артиста, ни к пониманию, что это такое). Но здесь явно этот «крайний случай». Я ведь дала себе и другое слово – сделать всё, чтобы вывести свою песню «Русая Россия» на главную сцену страны – кремлевскую! А здесь – такая возможность. Я металась два дня. На всякий случай отправила заранее свою анкету. Ехать надо было срочно. Снова – денег в обрез. На дорогу не рассчитано. Потом приняла решение ехать – и сразу успокоилась. Говорят, что, если решение принято правильное, то становится легче на душе.

Купила билет на поезд - на Москву в этот раз решила тратить те деньги, на которые собиралась купить себе новое электронное пианино стоимостью более 25 тысяч рублей - поскольку на моем старом уже играть давно было невозможно, и ремонту оно не подлежало. Потом собралась в два дня. Вещей снова набралась полная огромная дорожная сумка на колесах. Мама с тётей поражаются: что я там такое тащу. А тащу я там концертный костюм с концертной обувью. А еще: запасную обувь, потому что из Сибири уезжаешь в минус 20, приезжаешь в минус 30, а в Москве в это время плюс 2. Теплые вещи. Косметика, предметы первой необходимости. Сумка набилась.

А еще надо перед этим собрать главное – аранжировки, документы, которые могут понадобиться. Еще быстро сделать те дела, которые надо сделать перед поездкой. И доделываешь ты их, сидя в поезде: делаешь последние звонки, пока не наступил роуминг. Предчувствуя, что предстоит снова выдержать, в поезде я старалась не думать о том, какую очередь я увижу в этот раз, и как всё будет нынче происходить. Думала о том, как зайду, если удастся вообще зайти, что скажу, что спою, если попросят спеть что-то еще, кроме моей авторской песни «Русая Россия», которую я приготовила и ради которой по большому счету и ехала.

Вышла из поезда в Москве. Январь. Весна будто в разгаре! Всё тает, солнце светит. Москва всегда меня встречает хорошо. Зашла в метро с чувством усталости. Приехала ведь из последних сил. Устала хотеть, устала бежать, устала предпринимать и придумывать что-то еще и еще, чтобы развиваться в условиях Сибири и каждый раз, образно говоря, биться головой в потолок, который наступил уже давно в тех условиях… Но я знала, что Москва снова приведет меня в чувство. Так и случилось – уже на следующий день я шла от станции ВДНХ по улице Академика Королёва к телецентру за своим пригласительным билетом в Кремлевский дворец. Вчерашнее чувство усталости постепенно исчезало. В Телецентре, отстояв очередь, я забрала свой пригласительный. К 14-30 я должна была быть у входа в Кремль. Времени у меня еще было в запасе часа 3. Я решила ехать к Кремлю, пройтись по Красной площади, по пути – вышла на станции Китай-город, зашла в свой любимый московский Храм Всех Святых на Кулишках. Мне снова было комфортно, я была в своей Москве!

Потом прошлась по любимой Варварке, зашла в маленькую старинную трапезную пообедать. Размером она как келья, находится в Палатах бояр Романовых: низенькие старинные двери, низенький потолок, маленькие оконца с видом на двор бояр Романовых... Потом побежала к входу в Кремль (уже давно зная, где он находится). Но не тут-то было. Когда выдавали пригласительный билет на Телецентре, сказали: «Подходите к входу в Кремль», я подумала: «Неужели всех в Кремль запустят». У входа в Кремль далее показали неопределенно рукой в правую сторону. Я прошла еще немного и снова обалдела: передо мной у правой стены Кремля стояла огромнейшая «очередь из певцов»! Я встала и стала соображать, что я могу сделать, чтобы опять не стоять тут долго… Для певицы, для человека профессионального, стоять в таких очередях унизительно. Как позже сказала мне девушка на регистрации, это было 1500 человек! Естественно, все они певцами быть не могли, пришедших по адресу там было не более 1 процента. Пока я соображала, за мной уже выстроился длинный хвост. И сразу за мной встала девушка, которую я выделила из других: блондинка, похожая на меня, симпатичная, позитивная. Я отозвала её в сторону и сказала: «Девушка, давайте сгруппируемся и подумаем, как вместе избежать стояния в очереди?».
Девушку звали Юля, она оказалась из Питера. Узнав, откуда я приехала, она вытаращила глаза. Я уверена, что в этой очереди из Сибири была только одна я. Юля сказала, что она бы не поехала так далеко. Я ответила: «Я не могла сейчас не приехать, я привезла показать свою главную песню о России, которая сейчас нужна России». Оказалось, что Юля вообще на таком кастинге впервые (как я когда-то была впервые на «Факторе А», и для меня тогда все это было полным шоком). Для Юли еще не наступило осознание. А главная битва должна была начаться именно тогда, когда (если повезет) запустят внутрь, в Кремль (половина этой очереди так и осталась стоять на улице).

Когда мы подошли на свое время к 14-30, половина очереди впереди нас была еще стоящей с 12-30. В общем, дело не скорое, поняла я. Мы быстро замерзли, поэтому запомнили, за кем мы стоим, и ушли в ближайшее кафе греться и пить чай. Пока сидели в кафе, я включила Юле свою песню с телефона, чтобы показать, ради чего я приехала. Юле очень понравилось.

Мы пришли через час – очередь продвинулась несущественно. Мы ушли опять. Пришли еще через час – потеряли очередь. Стоим, думаем – что делать. Я обошла очередь с правой стороны, ища глазами нашу очередь – не видно. Потом подошла девица, за которой мы занимали – она тоже «отлучилась», и теперь мы должны вместе соображать на троих, ведь мы-то занимали за ней! Девица была похожа на матрёшку. Не найдя очередь с правой стороны, я решила зайти с левой. Там было железное заграждение. Но я ведь очень стройная - изловчилась и протиснулась между прутьев. Очередь вытаращила глаза. Я медленно пошла вдоль очереди, ища глазами, где же стояли мы. Дошла до начала. В начале очереди ребята из числа сотрудников-организаторов  забавлялись с рупором. Решили загадывать толпе загадки. Начали с такой: предложили продолжить фразу «Тяжела и неказиста…» (… жизнь провинциального артиста – продолжила я мысленно, но не стала отвлекаться, а продолжила поиски). Толпа никак не среагировала на эту загадку, не раздалось ни одного возгласа - загадку не знали. А знают её только артисты, которые в полной мере хлебнули на своем творческом пути... Я снова прошла туда-сюда – увидела нашу очередь примерно на середине, но нам туда уже было не пробраться, поняла я!

Потом вижу – ребята-организаторы уже не вполне справляются. И тут… На меня нашло чувство азарта, куража. Я привыкла выходить к многотысячным толпам на городских площадях и кричать им: «Привет, друзья, петь будем, как ваши дела, ваши руки, пожалуйста…» (и так далее). И вот, когда я оказалась лицом к лицу с толпой, но по другую её сторону, на всеобщем обозрении, как на сцене, у меня включилось то самое чувство сцены. Тем более, что я хорошая ведущая с большим опытом и на сцене, и в праздничной сфере. В общем, меня понесло…

«Ну что, друзья, значит, это всё у нас тут певцы стоят, целая очередь?» - начала я громко и без вступлений. Все головы очереди повернулись моментально в мою сторону. Мне пришлось продолжать, если уже начала. «И все у нас тут, значит, петь умеют?» - «Да» - ответил кто-то из очереди. «Так давайте тогда все вместе споем» - продолжила я с ходу. «Давайте» - ответила очередь». «А что петь будем?» - я. А очередь в ответ: «Предлагайте, мы подхватим». «А вы здесь, наверное, все замерзли?» - продолжаю я. «Да, вообще сильно» - отвечает очередь. «Ну тогда давайте спОём пЭсню прО Ой мОроз-мОроз, не мОрозь меня» (зачем-то перейдя на окающий акцент, предложила я – видимо, в кураже, чтобы веселее было) И запела первая! Очередь подхватила, но вяло.

«Э, нет, ребята, так не пойдет, вы ж тут все певцы, вы говорите, так давайте петь, а не халтурить» - остановилась я. А кто-то из очереди: «А давайте предложите какую-то другую песню, а то эта, наверное, не всем нравится». И я нашлась: «Ну, тогда давайте спОём пЭсню прО змЭршЭхОся кОня». И запела: "Выйду ночью в поле с кОнём..." И очередь подхватила уже гораздо громче, и всё громче и громче. Так мы спели целых три куплета!

Я вспомнила, как Кот Бегемот с Коровьевым пришли в романе Булгакова в какую-то серьезную контору и заставили всех петь хором, а закончилось это всё тем, что всю поющую хором контору увезли на грузовике в психбольницу. Интересные аналогии всплывают в жизни… Вот и я чувствовала себя такой Кошкой Бегемошкой. В это время я заметила, что несколько человек достали планшеты и начали меня снимать на видео! Глядя прямо в один из снимающих планшетов, я решила представиться:
«А что, здесь у нас съемки для Ютуба ведутся? Тогда разрешите представиться: Мария Заболоцкая из Сибири». И помахала рукой в кадр. Кто-то из очереди спросил: "А что – Вы тоже из организаторов, наверное, тут такой кастинг прямо на улице устроили просто?" А кто-то говорил: «Давайте еще, Маша!».
 
Всё это продолжалось не более 5 минут. Может, меньше. В этом время ребята-организаторы ошалело наблюдали со стороны за происходящим, но мне-то уже, как профессиональной певице и ведущей, было не до них: я оказалась в своей стихии! Кто-то из организаторов ко мне подошел и спросил доброжелательно-удивленно: «А как Вы здесь оказались?  Как просочились?» Я ответила: «Вы совершенно правы, я именно просочилась, видите, какая я стройная»

Потом началось оживление, по толпе понесся шорох, что сейчас будут запускать внутрь очередную группу из очереди. Я подбежала к Юле, которая в совершенном шоке со стороны наблюдала за моим неожиданным даже для меня самой шоу, и сказала потихоньку: «Юля, протискивайся здесь, сейчас проскочим в числе тех, кто пойдет» (таким образом я прошмыгнула и на «Факторе А», уже был такой опыт). Юля просочилась и оказалась рядом со мной, а с ней вместе и наша третья (матрешка, прозевавшая нашу очередь). И как только стала заходить следующая группа (всё происходило очень быстро), мы во главе со мной хлынули туда же. И проскочили! Ура!

И вот мы бежим со смехом по Кремлевскому коридору, ведущему по Кремлевской стене на территорию заповедного для меня Кремля. Юля на бегу смеется и выражает восторг, как это я так устроила с ходу. «Значит, ты действительно хорошая ведущая, если так смогла» - сказала она.Мы быстро сфотографировались на этом переходе и пришли к Кремлевскому Дворцу. Там снова сфотографировались. Торопиться было уже некуда – нас впереди ждала еще одна очередь. Но уже лучше – уже внутри, где тепло.

В Кремлевском дворце мы не спеша переоделись. Я надела своё концертное платье и концертные сапоги. Снова фотографировались. Мы оказались с Юлей так подходящими по фактуре (я потому и подозвала её сразу, увидела на себя похожую), что нас все принимали за группу и спрашивали, как мы называемся. «Вот видишь» - сказала я Юле, - «может еще и в группу объединимся прямо здесь». Мы даже одетыми одинаково оказались: в черные короткие платья. У обеих светлые волосы, длинные ноги. Подошел мальчик-фотограф и начал нас фотографировать, позировали ему. Тоже спросил про нашу группу.

Долго мы толклись на первом этаже. Столпотворение. Кислорода не хватает. Через час моя подруга по кастингу Юля прислонилась к стене и закрыла глаза – ей стало плохо. Я пять минут махала у неё перед лицом папкой для бумаг, которая была у меня с собой (в ней были документы). Это пребывание в столпотворении могло продолжаться еще дольше. Я услышала, как зовут парня-организатора, подошла к нему и договорилась, чтобы он провел нас в следующей пятерке. Когда он вел нас – а вести пришлось через толпу - мы шли первыми. Надо сказать, что далеко не все были готовы к прослушиванию: одеты как попало. Мы же – в концертных костюмах. Парень, ведущий нас через толпу, кричал: «Расступитесь, дайте дорогу». И кто-то из толпы сказал: «Звёзды идут» Нас провели по эскалатору, на втором этаже нам выдали номерки на шею и сказали, в какую очередь снова становиться – и это только лишь на первое прослушивание! Столько всего вынести пришлось. Но и это было не всё. Самое трудное было еще впереди.

Мы, увидев эту очередь, отметили крайнего и снова пошли болтаться по Кремлевскому дворцу. Спустились на эскалаторе на первый этаж, посмотрелись в большое зеркало, с умным видом прошли мимо охраны, через оставшихся стоять внизу – у нас на шее уже были номера, и мы могли ходить туда-сюда, нас пропускали. Когда снова ехали на эскалаторе на второй этаж, я повернулась – и (о Боже!) следом за мной через ступеньку поднимался на эскалаторе один из моих любимых певцов – Александр Серов! А эти его песни, начиная с «Мадонны…» И вот он – передо мной. Ну что мне оставалось делать. И я сказала: «Здравствуйте!» и широко, видимо, улыбнулась своими белыми зубами. Он тоже улыбнулся в ответ и тоже сказал: «Здравствуйте! А вы группа?» Мы с Юлей стояли рядом. Я ответила, что мы только что познакомились, но нас уже все называют группой, поэтому, наверное, в перспективе мы возьмем и станем группой. «А я ведь тут в жюри» - сказал Серов. «Классно» - ответила я. «А вы знаете, сколько я уже человек прослушал?» - «Сколько?» - спросили мы с Юлей одновременно. «Пятьсот! А вам, девчонки, я желаю только удачи, вы такие яркие». И Серов пошел по своим делам. Только потом я поняла, какой промах допустила! У меня ведь в пакете с собой были мои авторские диски, и я могла вручить диск Александру!

Когда мы встали в последнюю очередь (и это была уже третья очередь на первое прослушивание!)… в ней мы простояли часа два. Я наблюдала, как кому-то вокруг – то здесь, то там – становилось дурно. Давка, дышать нечем… Мне самой через час нахождения здесь стало не по себе, хотя по большому счёту сейчас меня можно назвать здоровым человеком, даже выносливым. Рядом со мной оказался мальчик, который рассказывал про стоимость эфиров на радио, выражавшуюся в десятках тысяч евро. Я спросила – откуда такая информация? Из первых рук или сплетни? Ответил, что сказать не может, от кого именно, обещал, но из первых рук. Через два часа стояния на каблуках у меня уже гудело всё: ноги, руки, голова. И было уже все равно – только бы уже скорее зайти туда, в кабинку на прослушивание. А девушка-организатор издевалась над очередью и пропускала всё время её с правой стороны, а наша левая оставалась стоять. При этом, сначала замерзнув на улице, теперь все в этой очереди зверели от голода - буфет почему-то не работал. Получалось буквально как в той пословице: «Хлебом не корми – дайте попеть…»… Хорошо, что я предусмотрительно взяла с собой поесть. А вот свой дорожный заболоцкий термос я в этот раз не прихватила - памятуя, как на "Факторе А" мне предложили его оставить у входа. Теперь я стояла среди этой голодной толпы, изнывая от жажды. А когда в горле сохнет, петь не очень... Хорошо, что выручил какой-то парень, отдал нам остатки своей воды в бутылке.

До своего прослушивания я отходила и наблюдала со стороны, что поют. Как всегда, орали как можно громче, кто кого переорет, и все в одну дуду – песни-перепевки с чужого плеча. Я уже даже порой стала подумывать – а может, тоже что-то спеть из перепевок. Даже подошла к одной девушке-организатору посоветоваться, она ответила, что лучше перепевку. Но я вспомнила, что приехала сюда не ради этого, а ради того, чтобы показать свою песню «Русая Россия». Решила не отступать от своего, иначе просто жалеть буду потом.

Кабинок было всего 8. В каждой – по человеку, прослушивающему на первом этапе. Когда я зашла в кабинку для прослушивания, у меня был выбор – зайти к одному мужчине или к другому (одновременно освободились несколько кабинок). Поскольку стоять уже надоело, и было все равно - выбрала того, кто как будто больше приглянулся. Зашла к нему. Надо сказать, что на таких кастингах на первом и втором этапах ты заходишь безымянным, что мне уже не нравится. У артиста есть имя. А здесь – номер. Поэтому я всегда представляюсь – если меня не представили. Кабинка открытая. Происходящее видят окружающие. Я поздоровалась, представилась, сказала, что я – певица из Сибири. Глаза человека оживились (видимо, я сразу разогнала его скуку и усталость). Сказала, что не знаю, что нужно петь на таких кастингах, не умею на них ходить, не знаю, как себя вести. Но приехала я потому, что в прошлом году я написала песню о России, и приехала ради неё. Потому что эта песня достойна главной сцены страны, и выйти здесь с песней меньшего калибра не могу себе позволить». Говоря всё это, я вручила ему стихи песни, распечатанные на листе, и свою Презентацию с фотографиями и информацией обо мне – ту, которую мы делали вместе с новосибирским концертным директором Владом. И запела. Он сначала внимательно окинул взглядом стихи, потом презентацию, потом поднял голову и стал смотреть мне в рот, как я пою. Я спела два куплета. Голос хрипел – два часа на холоде на улице не могли не сказаться. Он впал в раздумья. Взгляд у него был внимательный, взгляд умного человека, но он не знал, что ему делать со мной, даже опешил от неожиданности. Видно было, что песня нравится, но он поставлен в рамки формата. Через минуту он как-то быстро подскочил и, видимо, боясь, что передумает, отрезал у меня с шеи номерок со словами: «Вы знаете, не могу, извините, неформат. Даже если я пропущу, не пропустят дальше». Я стала его убеждать: «Пропустите, дальше я буду разговаривать дальше, а потом вам вся страна спасибо скажет, эту песню в интернете смотрят, пишут мне отклики на нее благодарные. Зал весь у меня встанет, только пропустите, ради этой песни»… Он: «Песня действительно сильная, но это не тот формат, который здесь нужен…» (странные слова – песня о России не тот формат на канале Россия в проекте «Главная сцена» в Кремле!).

И тогда я ответила: «А какой он – формат? Вы сами можете мне сейчас объяснить?» Он смотрел на меня растерянно и естественно сформулировать не мог так сразу. «Неужели формат – вот эти перепевки в одну дуду и кто громче? Стране нужны хорошие новые авторские песни. И запомните моё имя и эту песню – вы еще услышите и меня, и её» - закончила я свою речь и вышла, оставив ему на столе свой сольный диск со словами: "Вам на память", а он согласился, кивнув головой. Стоявшие и смотревшие со стороны открыли рты. Авторских песен не пел никто (я не слышала). Но ни секунды я не жалею о том, что стала петь именно эту песню. Жалела бы, если бы не стала. Это, конечно, возможно, было бы проще. Но зачем? Отсутствие у артиста своих авторских песен – это и есть отсутствие самого артиста. Пусть меня запоминают как певицу, у которой есть свои песни – и хорошие песни! Как же устала страна от этих форматов!

Помню, как Лёша Чумаков лично мне сказал за кулисами "Фактора А": "Все мы через это прошли, меня вот взяли с четвертого раза..." Сказал как профессионал - профессионалу, откровенно, искренне. И этот кастинг у меня еще не четвертый... Я многое бросила к ногам Богини пения и музыки - Камены. Половину жизни, можно сказать. Училась, развивалась, не стояла на месте, связала с этой профессией свою жизнь, сделала её нераздельной со своей жизнью. Я просто не умею иначе, как человек не может не дышать. А в этот раз была и материальная "жертва" - моё новое электронное пианино стоимостью более 25 000 рублей, ведь на эту поездку пущены эти целевые деньги.

А зря в этом мире не проходит ничего, всё оставляет свой след. Так и я - оставила новый свой след в информационном поле Москвы. А еще - я сфотографировала своим фотоаппаратом ответ в официальной группе проекта «на все вопросы сразу» (мне показали это с телефона). Когда вечером пришла домой и стала внимательно читать, насчитала 8 ошибок в 11 строках. Кто это писал? Подписано и впрямь: "Шоу "Главная сцена". Официальная группа". Было написано, что все участники уже набраны и основные съёмки прошли ещё в декабре. Это стало похоже на правду, когда пошёл эфир: в кадре показывали стоящих мам, пап, сестер, тёть,  «поддерживающих участников». В день 15 января никаких мам, пап, тёть и так далее в очереди не наблюдалось. Как-то странно смотрелось это. Похоже, в сообщении в официальной группе проекта написали правду, хоть и с ошибками.

Затем на Ютуб участница из первой уличной очереди выложила видео – то самое, где я руководила хором из полутора тысяч человек:

https://youtu.be/8yRAhj7AwXk?si=6H2fRr6ZALRO42Iu

Практичная подруга Вероника, узнав, что я была на кастинге, сказала: как можно ходить по таким толпам, там же давка... А по таким кастинга я и сама больше в дальнейшем не ходила. Кастинг номер три прояснил, как это всё устроено.