Широту её размаха
Не уложишь в писчий лист:
Поэтесса, лектор, пряха,
Шерстовед и романист.
Это всё о НЕЙ - о Мариетте Сергеевне Шагинян. Неординарная во всём, безумно талантливая, человек буйного темперамента, активный обшественный деятель и выдающаяся писательница - она никого не оставляла равнодушным к себе.
Одни были от неё без ума, другие её терпеть не могли, кто-то относился к ней с иронией.
Мариэтта Шагинян прожила 94 года и была свидетелем и активным участником всех событий, которые происходили в стране на протяжении трёх четвертей 20 века.
Но сегодня мне хочется вспомнить некоторые моменты жизни Мариэтты Сергеевны, когда она ещё только начинала свой длинный путь по дороге жизни.
Мариэтта училась в закрытом учебном заведении Москвы. В то время были так называемые "царские дни".
Царская фамилия состояла из многих лиц: кроме "их величества государя императора и государыни императрицы", имелись ещё многочисленные "их величества", "августейшие особы" разного пола, "цесаревны", и у всех были дни рождения и дни именин, естественно, в разное время. Школьников это очень радовало по той причине, что в эти дни закрывались магазины, не работали учреждения и учебные заведения. Но это ещё не всё. В "царские дни" императорские театры давали бесплатные спектакли, рассылая приглашения во все закрытые учебные заведения, женские и мужские, а кондитерские фабрики устраивали для учащихся "рай на земле".
В фойе театров и на каждом этаже, а также в буфете стояли столы, на которых красовались торты, пироженые, ромовые бабы, фруктовые напитки и белый душистый оршад - питьё из миндаля. И всё это бесплатно.
Кроме того, в каждую ложу клалась коробка конфет и корзина с фруктами. И это было так часто, что ученики уже привыкли.
Они надевали белые фартуки, спокойно сдавали верхнюю одежду дружелюбным гардеробщицам, чинно рассаживались в ложах и без всяких склок делились конфетами. А в антракте, встав парами, с классной дамой во главе шли в буфет, где ели свою порцию торта, запивали оршадом, встречались взглядом с ученицами из других учебных заведений, со знакомыми лицеистами, но не разговаривали. Разговаривать было не принято.
Интересный момент: Мариэтта Шагинян вспоминала, что , закончив гимназию, она знала кучу иностранных языков. Кучу, т.е. не менее трёх языков! Почему сегодня никто не верит, что в школе, бесплатно можно освоить ОДИН иностранный!? С 4-5 лет начинается активный поиск "хорошего" педагога, к которому аккуратно водят малыша.
...В 1935 году Шагинян была послана "Правдой" в Ленинград реферировать 15-й Международный Конгресс физиков. За 16 дней газета напечатала 17 её статей, ухитрившись в один день напечатать две статьи - одну за подписью М.Шагинян, другую с полным именем и фамилией, - случай, как говорили, в нашей центральной печати единственный.
Работа Мариэтты была высоко оценена, о чём ей вручили вывиску из протокола. Но никто, ни редакция, ни близкие друзья не знали о крупном поражении её в этой расхваленной работе и о полученном ею уроке.
До начала Конгресса ей было поручено съездить в знаменитую "собачью" резиденцию Павлова, в Колтуши. Шагинян поехала, внимательно всё осмотрела, вдумалась, написала и дала прочитать ученикам Павлова, крупным профессорам. Они почитали, дали визу - "Блестяще! Всё правильно!" Статью отправили, приняли, напечатали, наговорили кучу комплиментов.
- Вот, Иван Петрович, -сказал один из учеников академику, - Вы ругаете корреспондентов, а посмотрите, как Шагинян хорошо написала!
Павлов подвинул очки к переносице, взял газету, прочёл очерк и сказал:
- Набрехала!
Ученик возмутился:
- Где, в чём7 Всё верно! Всё правильно!
Павлов указал пальцем на одну строчку, где было описание дороги от Ленинграда до Колтуши. И в очерке говорилось, что по обочинам дороги росли цветы, а на самом деле на обочинах был травяной дренаж без единого цветка, без намёка на цветок. Главное, на дренаже цветы были без надобности и возможности. Таким образом, это не было "ошибкой" со стороны Шагинян, это был именно "брех", разыгравшееся воображение.
Какой это был урок! Мариэтта Сергеевна пережила его с восторгом, потому что это был заслуженный урок, данный великим учёным.
С тех пор она твёрдо усвоила: не надо бояться ошибок, честных ошибок, т.к. мы не можем не ошибаться, но надо бояться бреха! Потому что брех - это не ошибка, а проступок против себя самого и против правды. Это своего рода лихачество мысли, и в брехе человек допускает нечестность.