18. Анатолий Джугаш Свой среди чужих. повесть

Джугаш
                (Продолжение.Начало в №1-17)


   К темноте ночи немцы прижали партизанское соединение к сильно заболоченной местности.И,так как в добавок к этому обстоятельству,силы партизан были на исходе от постоянных боев с фашистами,то людям требовалась передышка.Но как это сделать?
   И вот настал момент,когда посланная по округе разведка партизан,наконец вернулась,грязная и перепачканная,но довольная результатом своего поиска.Она принесла сообщение,что по ту сторону болота,если его перейти осторожно,то можно выйти на невзрачного вида деревеньку.Каменев,выслушал их рапорт,переговорил еще с комиссаром и принял это рискованное решение;идти через топи.
  Сейчас,когда немцы создали блокаду для партизанского соединения,это решение его и комиссара было выходом из тупика.Надо пройти это чертово болото,а потом зацепится уже на суше за эту деревеньку?Затаиться в ней так на время,чтобы даже комар носа не подточил.Конечно немцы тоже не дураки.К партизанам у них особый собачий нюх.Риск,конечно,великий.Да делать нечего.В крайнем случае люди будут в тепле,а не от промозглой сырости валиться.На суше,за избами и драться будет с врагом полегче.
   И вот уже полетел по бойцам строжайший приказ Каменева немедленно всем подтянуться,сбиться кучнее,готовиться к переходу через болото.И партизаны пошли в этот нелегкий путь,не дожидаясь рассвета,почти наощупь,второпях,прокладывая гать из веток перед собой через омшанник и болотную жижу.Уходя вперед дружной цепочкой след в след,следом забирали настил из под ног с собой:никто не должен знать их ход.Специально выделенные бойцы шли следом,маскируя проторенный путь.
   За годы кочевой жизни в лесах,боев этому были обучены многие партизаны Каменева.Дело спорилось.Спустя время,даже самый наблюдательный глаз не способен был различить не только днем,но и тем более ночью,что тут прошла колонна людей.
   Не успели разместиться по избам действительно неплохой и пустой деревеньки от жителей,как последовал новый приказ командира.
   -Не в коем случае не появляться на улицах всем без исключения.Часовым спрятаться в укрытиях. Прекратить абсолютное хождение между домами.
   Что было самое скверное в этом все-таки приказе командира,так то,что он запрещал курить мужчинам,чтобы табачный дым не выдавал присутствие партизан в этой заброшенной деревеньке.И еще,кто будет нарушать этот приказ,тех бойцов и командиров немедленно тащить на расправу в особый отдел,для внушения по законам военного времени.
   Прошел на отдыхе день,наступил вечер.Было явное ощущение,что где-то поблизости рыскал враг искал партизан.Партизанские разведчики делали вылазки и приносили сведения,что немецкие колонны,усиленно рыскают по дорогам невдалеке,даже видели самолет"раму",который низко проносился над деревней,где затаились партизаны.И люди Каменева,наконец,поняли,что во многом правы их командиры,что именно здесь в этой деревеньке их настоящее на время спасение.
   Каменев с комиссаром понимали,что фашисты,конечно,в данной стуации не бездельничают,да и навряд ли руководитель карателей майор Крайдель чувствует себя споконо сейчас,зная,что полк Каменева пропал у него из под носа.Целый партизанский полк за которым он гоняется день и ночь.Полк,который мешал Крайделю и его прихвостням жить спокойно ,особенно в последнее время.Следовательно,партизан надо найти и уничтожить.
   Каменев понимал,что такое возможно,если вовремя не предпринять контрмеры.
   Поэтому поздно ночью Каменев приказал собраться в штаб всем командирам батальонов.Когда каждый из них пробрался огородами к нему,он,обведя всех воспаленными без сна глазами,щурясь от приглушенного света коптилки,сказал:
   -Дело дрянь,товарищи!Более того создается впечатление,что на сей раз мы влипли в переплет настолько,хуже не придумаешь.Но это,если рассматривать данную проблему узко,только с нашей точки зрения.Но как говорят большевики,нет таких крепостей,которых нельзя взять.Что ж попробуем взять прорвать осаду фашистов,но с малыми потерями.А для этого,мы не будем здесь просто отсиживаться.
   По данным разведчиков немцы стянули против нас значительные силы.Командирам их 203 и 286 охранным дивизиям приказано захлопнуть нас в мышеловку.На усиление этим дивизиям придано еще до 15 тысяч полицейских.Как видите силы против нас немалые.Но,несмотря на это,мы считаем с комиссаром,что этот факт отрадный.Если фрицы бросают против нашего единственного партизанского полка такие свои силы,то можно с уверенностью говорить,что они считают полк реальной еще силой,военной силой,которую боятся по-настоящему,без рисовки.
   Командиры батальонов оживленно задвигались на лавках.
   -Правильно,Алексеевич.Так оно и получается на самом деле.
   -Факт,как пить дать.
   -Трухают гады великолепно.
   -Ну и замордовали гитлеровских собак,робя.Только держись.
   -А ведь это здорово,командир,что сумели зацепить так фрицев.Нашим,ох,как полегче стало б...
   Это сказал командир первого батальона.Здоровый,в веснушках парень.
   -Правильно,товарищи,говорите,-поддержал слова партизан Каменев.
   Ему  понравилось бодрое расположение партизанских командиров.
   -Нашим  войскам сейчас тяжелее,чем нам.И не удивительно,что наше командование передает большую благодарность за нашу поддержку,которую мы оказываем в данный период наступающим фронтам,в особенности,Второму Белорусскому,которым командует Рокоссовский.
   Можем ли мы дальше сдерживать своих бойцов в этой деревеньке,в этом мешке?Ответ ясен.Час настал,товарищи!Передышка,добытая кровью наших товарищей,тяжкой ценой потерь,окончена.Пора браться за дело.Наши подрывники должны проскользнуть в намеченные для операции места.
   Пуст летят под откос новые эшелоны врага,пусть разбегаются,как крысы с тонущего корабля,фашисты от мести народной.Паникующего врага легче добивать.Мы должны показать,что партизанская вольница живет всем смертям назло.Заревами пожаров  в тылу фашистского племени,наши группы подрывников,которые уйдут сегодня в полночь,дадут знать повсюду,что нас следует искать в другом месте,а не здесь на болотах.
   Наши листовки с призывом о последнем часе расплаты с фашистским отродьем,должны лететь по селам с новой силой.Пусть знают палачи Белоруссии,что час возмездия продолжается.
   пока наши товарищи будут сеять панику в фашистском тылу,мы обязаны приготовить наши силы к тому,чтобы еще раз,обхитрив гестаповца, майора Хельмута Крайделя,ускользнуть незаметно с таким усердием от него,как нам удавалось до сих пор.А сейчас,братцы,идите к своим людям.Объясните задачу задания всем как надо.Прошу задержаться только лейтенанту Шуваеву,капитану Погорелову и тебе,комиссар.Остальные свободны.Помните,враг не дремлет! У меня все.
   Когда часовой,проводив командиров ,прикрыл за ними дверь в сенях избы,Каменев добавил:
   -Подсаживайтесь,поближе.Дело такого рода.Плохо,конечно,что мы не располагаем сейчас достаточным временем,чтобы поговорить со всеми людьми сразу.Да что и говорить-обстановка не позволяет.Только думается,что это все будет не за горами.Успеем поговорить...Красная армия уже на пороге нашего дома.
   Каменев не оговорился,сказав нашего дома.За долгое время партизанской борьбы для него смоленская,а теперь и белорусская земля стали родными.Как и все эти их деревни и города,которые направляли своих дочерей и сыновей для его отряда,а теперь уже полка.Да,здесь в Белоруссии сейчас был его дом и его партизанский лес.Конечно,дураку бы было понятно,что белорусская земля для него была бы роднее,если бы с ним была его семья.Семья?Где сейчас его семья подполковник Каменев и сам сейчас не знал,как и большинство его бойцов.,которые однажды,попав с ним в окружение в первые месяцы войны,стали потом партизанами,как и он,их командир,все они тогда потеряли связь со своими родными надолго.
   Последний раз Каменев виделся с женой и детьми еще в Ельце,в день,когда с маршевым батальоном уходил на Запад,чтобы поскорее разбить фашистов.Кто знал из них,что это "поскорее" затянется на долгие годы.Наступление,выход из окружения,затем партизанский лес.Чего только не удалось хлебнуть за эти годы.Когда была установлена связь с Большой землей,Каменеву удалось узнать некоторые дальнейшие подробности из судьбы своей семьи.Жена,как он узнал из последнего письма эвакуировалась с Генкой на Урал.Жила с ним у своей матери.Затем,как он узнал далее,добилась повестки на фронт.И вот уже около года года рядом с ним воюет военврач Валентина Ивановна Каменева.Рядом,но где? Этого он пока не знал.Оставалось надеяться на близкую встречу только после Победы.
   Пересилив нахлынувшие воспоминания,Каменев резкими движениями рук растер виски,глухим голосом продолжил:
   -Создавшаяся ситуация ни в коем случае не откладывает от нас заботы о подпольщиках,которые действуют в городе.Ка бы там не было,нам легче,чем им,нкам помогает лес и болота.Нам нужно усилить связь с городскими товарищами.Им намного станет легче жить и драться среди оккупантов,когда они почувствуют партизанский локоть поддержки.Группа Игната Чирко усердно просила подбросить магнитных мин.Это по твоей части,лейтенант Шуваев.Помоги,как лучше,Василий Иванович.Тебе,капитан Погорелов,как начальнику особого отдела,Центр опять передал задачу-разыскать  разведчика"Инициативу".Для этого нам переданы особые приметы этого человека.Центр просит оказать содействие.Сделать надо это деликатно,чтобы не подвести его под монастырь.Сам знаешь,если провалим такого парня-беды не соберем.По всей вероятности Центр подбросит еще людей в помощь.Надо тщательно подготовится к этому.Задача,видимо,у этого разведчика сложная.И такая,что Центр даже не стал многого объяснять,не исключено,остерегается пропала своего человека.Так что проследи,чтобы все было нормально,Иван Савельевич.
   -Лады,командир,-скупо отрубил начальник особого отдела Погорелов.-Будет все в норме.
   -Ну вот и хорошо.Идите тоже к людям.Надо поднимать их.Иван Арсентьевич,помоги  комбатам в чем надо,-обратился Каменев к комиссару.-А потом и я подойду к вам,чуть только задержусь...
   Оставшись один,командир полка подсел поближе к столу,разложил на нем планшет с картой,снял огарок с фитиля коптилки,отчего свет ударил сильно в стены избы.Затем,нагнувшись поближе к карте,Каменев,сосредоточенно,стал всматриваться в нее...
   
 
 

                (Продолжение следует.Начало в №1-17)