Что было хуже, нацизм или коммунизм?

Историк Владимир Махнач
Отрывок из лекции-беседы «О Великой Отечественной войне и праздновании Дня Победы». Москва, Новоспасский монастырь. 2008.

Германский нацизм был плох, безусловно. Правда, он был, конечно, гораздо лучше большевицкого режима. На эти вопросы мне пришлось отвечать в очень символическом месте — в Калининграде, то есть в Кенигсберге, кажется, в 1995 или 1996 году. Там намечались тогда Кирилло-Мефодиевские чтения по проблемам образования. Что-то у них не увязалось, и они не стали их проводить. Москву представлял тогда еще молодой священник, а сейчас всеми уважаемый протоиерей, вам всем известный Артемий Владимиров и ваш покорный слуга. У нас были свои программы, мы занимались своими делами. Но одно у нас было общее. Нас обоих привезли в местный институт совершенствования учителей школ. Ну и мы с отцом Артемием каждый кратко выступили по 15-20 минут и приготовились отвечать на вопросы. Я вычислил даже, кто прислал мне вопрос — старушенция, которая слушательницей быть никак не могла, а скорее всего, была преподавателем этих курсов. Старушенция прислала мне вопрос: «Как вы можете преподавать в православном университете, если вы антикоммунист, а первым коммунистом, как общеизвестно, был Иисус Христос?» Ну, на этот вопрос ответить легко. Я всегда отвечаю на вопрос. Но я понял, что ответить просто хоть и можно, но недостаточно. Я антикоммунист, потому что я историк и знаю, что коммунисты создали, причем в нашей стране, самый страшный режим, который был в мировой истории. И я вам сейчас докажу. Я не буду сравнивать коммунистический режим с царским в России или с капиталистическим в США. Я возьму по максимуму, я буду сравнивать с гитлеровской Германией. Там был скверный режим, очень жестокий, ошибочный. Так вот, смотрите. У них был тоталитарный режим, и у нас. У них было Гестапо, и у нас был НКВД. В Гестапо пытали, и в НКВД пытали. Но вот тут сходство заканчивается. Дальше начинаются различия. Если вам не повезло, и вы попали в Гестапо, из вас выбивали явки, связников, коды, пароли, из вас выпытывали ПРАВДУ. Если же вы попадали в НКВД, из вас выбивали признание в том, что вы румынский или японский шпион. То есть, из вас выбивали ЛОЖЬ: «Подпиши то, что я тебе приказываю!» Так какой режим страшнее?

Между прочим, подобное поведение называется согласно теории этногенеза Гумилева и моим разработкам «антисистемным поведением». А хуже «антисистем» мы пока ничего не видим в мировой истории.


Отрывок из беседы «О предателях, героях и Второй мировой войне». Москва, Радио «Радонеж». 2005.

Сталинский режим был действительно хуже гитлеровского. Лет семь или восемь назад я сказал это в Калининграде (в Кенигсберге), когда на большой встрече тогда еще молодого священника Артемия Владимирова и моей встречи со школьными учителями области мне задали ехидный вопрос, как же я могу преподавать в православных учебных заведениях, если я ненавижу коммунистов, а всем известно, что первым коммунистом был Иисус Христос. Прости, Господи, это не мои слова. На то было легко ответить, но я сказал больше. Я докажу вам, сказал я, что коммунисты создали самый страшный режим. И докажу очень просто, я буду сравнивать с другим отвратительным режимом — с режимом немецких нацистов. Тут был тоталитарный режим, и там был. Тут был ОГПУ (НКВД), и там было Гестапо. В ОГПУ умели бить и не только бить, и в гестапо умели. Но на том сходство кончается. Далее начинаются отличия. Если вам не посчастливилось попасть в Гестапо, то что из вас выбивали? Из вас выбивали задание, явки, пароли, связников. Из вас выбивали ПРАВДУ. А если вы попадали в НКВД, то из вас выбивали ЛОЖЬ: «Подпиши то, что я тебе велю!» Так какой режим был страшнее? Причем презумпцию невиновности не признавали ни в Гестапо, ни в НКВД. И тебе не обязаны были доказать твою вину. Но в Гестапо можно было самому оправдаться и доказать свою невиновность. Попробовал бы кто-нибудь доказать свою невиновность в НКВД при Сталине! Потому хуже режима не было.


Отрывок из беседы «Черносотенное движение». Москва, Радио «Радонеж».

Германский нацизм — это язычество и людоедство, это совсем плохо. Но даже германский нацизм — это не так плохо и не так преступно, как наш собственный коммунизм, и разрушений меньше привнес в Германию, и жертв меньше повлек за собой, о чем мы теперь можем говорить. Хорошо, что в Германии больше нету нацизма. Это правда. Жаль, что мы до сих пор не избавились от коммунизма. Это тоже правда. Как тут не пожалеть, что у нас был не нацизм, а коммунизм. Тоже было бы зло, но все-таки меньшее. Жертв было бы меньше, и храмы остались бы неразрушенными. Нет, не могу с вами согласиться. Страшнее нашего все равно ничего нету. На этом фоне не понимаю ваших страхов перед черной сотней.