Эдмон Ростан - Сирано Де Бержерак

Анонимный Аноним Анонимович
Почему-то сразу с полулета возникло такое чувство, что мне это произведение понравится и что тем что его прочитаю и оценю, попаду в точку.

И предчувствие меня не обмануло.

Очень прикольное и веселое начало у книги. В театре, что довольно-таки несвойственно для драматургических и комедийных произведений. Ведь произведения в театре ставятся, но так, чтобы написать комедию о театре.. Это ведь правда неординарно! 

Действие произведения в 1640 году - за 250  до своей жизни, автор решается начать. Не знаю, есть ли у него настолько широкие исторически познания в области истории всего и вся, как например, у Вальтера Скотта, но то что он описывает, хотя не знаю, реально ли или выдумано, вызывает у меня настоящую симпатию и хорошее к этому отношение! 

Театр ведь часто бывает местом для величественных гостей, богатых вельмож.
Здесь мы видим описание театра что-то идеально среднее между рок клубом и футбольным стадионом. Куда приходят все, кому только вздумается, независимо от рода.

"Сарай для игры в мяч приспособленный под театр"  В партере нет людей, что может говорить не только о бедности, но и о том, что... народ эмоциональный и будет что-то вроде того, что "танцевать, прыгать и беситься как на дискотеке".

Чудно это будет и для маркизов, но они пойдут сразу именно туда))

Итак, Wellcome to the show!

Все хотят зрелищ и представлений - толпа так и хлынет, при чем, без билета и без большого зазрения совести. В начале многих произведений обычно аристократия выходит на первый план. Здесь не так.Здесь на первом плане изначально красуется народ.

Здесь тут же начинают сражаться на шпагах, играть в карты, хватать за талию цветочницу, которой стыдливо это нравится. И все это в бесшабашной обстановке, которая, над сказать, вправду повышает настроение))

Тут целые отряды воров и мошенников, которые размышляют как бы что "надыбать" и чем наживиться.

В начале 2 явления появляются маркизы, которые с тем похоже ожиданием пришли чтобы поглазеть на красивых девушек, да по сути, не успев прийти, они себя, именно к этому, готовили. И давай смотреть и выискивать в толпе мадам себе знакомых.

Между прочим, само представление в театре начинается со скрипок. Нехило так, для XVII века музыкальный инструмент играет - говорит о определенной крутости все-таки.

Приходит повар - просто.. безумно влюбленный в театр человек, поклонник и фанат всех театральных интриг и действий. От него узнается очень интересная деталь, что автор произведения, поэт Сирано в конфликте с актером Монфлери, и категорически не желает принимать его театральную игру.

Дальше является ближайший друг поэта, удивленный, что тот в театре еще не появился. Разгораются споры о том, появится ли он, нет ли.

Меж тем Кристиан мимолетно влюбляется в Роксанну, которую считает всячески себя недостойным, наделяя ее тысячами достоинствами и положительными качествами, а меж тем она свободна и ,кроме того, сирота. 

Тут входит элегантный вельможа, который сам женат, но влюблен в Роксанну таким странным образом, что хочет и имеет возможность ее насильственно выдать замуж.
Она в это время смотрит на Кристиана.

В 3 явлении не много ни мало появляется уже Монфлери, который, почему-то первую его часть молчит и не подает ни звука, ни действия. Может быть, сосредотачивается так на той роли, которую ему предстоит играть. Кристиан меж тем хватает за руку вора карманника, который сообщает, что его верного друга Линьера(он ему и рассказал про Роксанну и помогал сильнее чувствовать в увлеченности предметом своей любви), который то хотел остаться в театре то не хотел, но все-таки его покинул, грозятся убить. И искать его нужно в 5 кабаках... Короче, совсем неясно где черти проносят, зато ясно, что кто-то могущественный положил решение его "положить"

Итак, дело началось. Сирано, как кажется, нет, но cпозиции инкогнито,стоило только Монфлери начать, некто прерывает его речь. Сирано!

Начинается КОМЕДИЯ ОДНОГО АКТЕРА. Что ни на есть, без того саркастического смысла, а такая, реально, Сирано мечется, ярится, и бушует, Монфлери робко пытается изобразить из себя что-то, впрочем, маркизы и народ весьма подбадривают его, настаивая на продолжении игры, но устроил театр Сирано и сделать что-то Монфлери он не дает, а попросту не понятно почему "стирает" его в порошок.

МОнфлери не выдерживает и через люк скорее "улепетывает" со сцены. Спекталь объявляется оконченным, Сирано бросает мешок с деньгами, при том со всеми которые у него только есть, режиссеру, дальше он остается без гроша, дамы недоумленно восклицают о прерванном спектакле.

Дальше возникает словесная "бойня" между Дворянином Вольвером (по удивительному совпадению,тот самый,  за которого Роксанна должна бы быть насильно выданной) и Сирано, при чем, и здесь, Сирано явно "обставляет" в искусстве красноречия своего высокоблагородного коллегу, заставляя того поначалу недоумевать, затем, краснеть, стыдиться, теряться и  не находить оправданию той правде, который Сирано ему показывает. в итоге между ними вспыхивает взаимный гнев и вражда, они начинают биться друг с другом на дуэли.

Народ решил не уходить и оказался крайне заинтересован посмотреть на происходящую ситуацию.
В результате дуэли Сирано наносит решающий укол. И все восхищены!!! Ему бросают цветы, Рагно фанатично пляшет, другу Ле Бре вроде стыдно, но он выказывает румянцем неподдельную радость за такую победу. Все восторженно приветствуют Сирано!

За такую самоотверженную схватку, дамы его славят как героя, поэты восклицают о великом подвиге, и руку ему жмет сам.... Д Артаньян.

.....

И все не мог найти, где надлежащий путь.

Я должен был избрать какой-нибудь.

И что же? Опытом научен,

Я выбрал путь себе кратчайший и прямой.

Ле Бре.

Какой же?.

Сирано.

Быть самим собой.

.....


Оказывается, что в драме есть еще один человек, по уши  влюбленный в Роксану.. Им оказывается ее кузин, Сирано....

Итак, свидание. Сначала он очень обходителен и вежлив с дуэньей, потом, сама Роксанна вызывает ему благодарность за то что он нанес рану Вольверу. Она говорит, что он ее безумно любит, хотя она и не хочет с ним быть вместе и слегка вспоминает то время, когда они ходили вместе как брат и сестра. Как было мило, хорошо, волшебно, но его она не любит.

Она открывает ему, что влюблена.... не в него. В Кристиана!

И из-за этого его разум сильно помрачнился, зато, к нему пришла бешенная популярность, практически целая "дивизия друзей и фанатов" из армии пришла восторженно восхищаться его битвой, но... ему не до них. Пришел человек от самого Решилье, однако, гордость Сирано так велика, что он подумавши-поколебался, отвергнул предложение служить у кардинала и ставить спектакли при его дворе.

Зато, вернулся в своей полк. Где гвардейцы усердно твердили Кристиану мораль про то, чтобы он всю свою любовь как можно скорее выбил из головы, пугая его величием и мощью Сирано и тем, что он жесток и беспощаден!

Если с Вольвером Сирано выкрутился со своей "ахилесовой пятой" имея некрасивый нос, то Кристиан к его рассказу всячески в нужный момент прибавлял слово "нос", чем уже Сирано ставил в определенный тупик, хотя, то и где-то вдохновляло его и он продолжал дальше рассказывать полку свою историю.

В итоге, внешне разъяренный, он остался с Кристианом наедине и рассказал тому, что является братом Роксаны и что она его любит.

Но Кристиан простой солдат и вояка, который не владеет красноречием, как считает, однако, Сирано вызывается ему здесь помочь сотрудничеством, чтобы Кристиан добился ее чувств, и он своей рукой пишет письмо для ней.


Роксана в очередной встрече с Сирано читает ему урок морали, что то он завидует, то он не ценит. Порхает она на крыльях после письма, высоко, как никогда, называю Кристиана и умным, и прекрасным, и полностью поглощена верой, что он наичудеснейший человек на земле.

В следующим действии из разговора Вольвера с Роксаной узнается, что он отправлен на войну командующий того самого полка, где служит Сирано. Но она отговаривает отправлять его на войну, под предлогом того, что его солдаты будут явно взбешены и разозлены без подвигов, и месть точно получиться удачной. Вольвер восхищенно одобряет этот план и видит каплю просвета надежды, что Роксана, возможно любит его и не во всем к нему безразлична. Мотив Роксаны пока не ясен.

Итак, Кристиан набрался смелости и все же решил напрямик по своему и так тупо и прямо как он умеет поговорить с Роксаной без подсказок Сирано, полный уверенности что она в него влюблена, тем лишенный страха.

Роксанна опять решила давить моралью и снова проучивать по бесконечное множество раз, тогда как Кристиан, меж тем, попытался признаться ей в любви. Сказав раз 10"Я люблю" и потом "Нет не люблю, а обожаю" был отправлен восвояси с дальнейшим правда наказом обучаться красноречию и вернуться вновь, поскольку Роксанна признала его любовь к нему, но в том что увидела, приняла все это как за полную безуспешность.

Но они вместе решили все равно упорно это дело довести до конца, типичным средневековым способом добиваться любви девушки, лезть через балкон, Сирано находясь под окном, снова подсказывает, Кристиан - повторяет. Так дело, конечно, более активно дошло для продвижения отношений, Роксанну удалось очень взволновать, но Кристиан оказался чуть более настойчив чем нужно и слишком рано накинулся на нее с поцелуями. Они решили довести-таки дело до поцелуя в следующий раз, уже окончательно.

Однако, на следующую ночь, когда Кристиан уже вошел в ее покои и ему уже не нужно было ни чего бы то ни было добиваться, ни говорить, пришло письмо от Вольвера, который уже был в пути к ней.

Сирано засев на дерево, оттуда спрыгнул и принялся занимать ум Вольвера всякими небылицами про Луну и то, как до нее подняться, чему растеряный и запутавшийся в сумерках Вольвер вполне охотно и искренне верил.

Удалось практически назначить свадьбу, но Вольвер тут уже изменил свое решение насчет полка и решил уже отправить в поход с собой Кристиана и Роксанне пришлось смириться с этим, а так уж очень не хотелось любимого выпускать из своих рук.

На войне все и гвардейцы, и Вольвер и капитан кидают друг на друга косые взгляды из-за голода, и каждый доволен про себя тем, что кто-то да похудел.
Осада затянулась.
На карете собственной персоной к Кристиану вскоре все равно приехала Роксана, которая накинулась на него.
В карете с ней был Рагно, там - фонари - а в фонарях -еда, вино. Все для блага армии))

Она всех поит и кормит, обо всех заботиться, не обращает внимания на Кристиана.

Сирано делится Кристиану, что писал тайком Роксане письма намного чаще, чем мог бы об этом говорить, аж 2 раза. в день! И Кристиан был поражен, что он так много рисковал своей жизнью, ведь относить их на войне было очень и очень тяжело.

Но дальше Роксанна, наконец-то, повела себя по-другому... Она взволнованна письмами и той силой, с которой они написаны. И говорит, что привлек ее не Кристиан - сами письма. Она влюблена в то, что писалось для нее, Кристиан же говорит что все это шутки, глупости, ерунда, но она этого не слышит, ему становится дико, и тут он вовремя смог перевести разговор. Отправив Роксанну к солдатам под благовидным предлогом им помогать.


Она сказала там, что полюбила бы человека, который ей пишет письма, без красоты и то Кристиан сказал Сирано.

.....
О! Я несчастен глубоко.
Но я хочу, чтобы меня любили
За самого меня, меня – ты слышишь?
.....

Кстати, и Рагно верный явится в конце комедии, ведь цирюльник это уже 10 или 12 профессия в которой он успел себя попробовать

Можно сказать, эти слова стали последними для Кристиана. Он погиб в битве за Францию.

Через 10-15 лет,  Роксанна стала монахиней, но она продолжала  думать о нем и мертвом и любить его, хотя и ее не забывали, к ней наведывался и Вольвьер и Де Гиш.


И дальше. Она достает последнее письмо, то, которое он написал как перед смертью, ведь он сейчас уже был почти умершим. И она поняла. И что голос, и интонацию эту уже слышала.

Да, это жизнь моя, мое предназначенье —

Суфлировать… и получать… забвенье!