Мастерская судеб

Марина Коноваленко
Ключ в ржавой замочной скважине громко скрежетал, с трудом пытаясь занять правильное положение. Наконец, что-то внутри отчётливо щёлкнуло, и дверь со страдальческим скрипом начала медленно отворяться. «Входи», - с тем же скрипом в голосе сказал седовласый, низкий сухощавый старик и первым при этом шагнул вовнутрь. Длинный, совершенно грязный подол его халата, тянувшийся продолжительным шлейфом, собрал вековой слой пыли и оставил за собой приметную, более ли менее чистую, дорожку. По ней в таинственный, пахнущий ветхостью мрак вошла я.
Вдруг темнота перестала быть такой густой, разбавилась, растворилась, запряталась в углы и щели. Странный рассеянный свет, точно в разных местах одновременно зажгли множество восковых свечей, обличил просторную комнату. Присмотревшись, я поняла - это не свечи, а какие-то необычные разноцветные лампочки, которые, казалось, облепили стены до самого потолка. В тусклом их мерцании рассмотрела я весьма скудную обстановку. В углу стояло несколько древних стульев с деревянными спинками, чуть в стороне, в тени, притаился убогий стол, на котором были видны очертания какого-то большого предмета, накрытого плотной тёмной тканью. А напротив входа стояла хлипкая стремянка.
Шагнув ближе к одной из стен, я увидела, нечто удивительное - на огромных стеллажах аккуратно были расставлены сотни бутылей, колб и различных стеклянных банок с теми самыми яркими огоньками внутри, которые я сначала приняла за лампы! Появилось ощущение, что нахожусь в какой-то чрезвычайно странной научной лаборатории. Что же это в бутылях такое?..
- Нравится? Выбирай, - неожиданно заговорил и напугал меня мой старый спутник, про которого, признаюсь, забыла, пока разглядывала содержимое склянок.
- Но что это? - невольно спросила я.
- Это любовь. Всех сортов и видов! - объявил громко и торжественно старик. Эхо его ответа отозвалось где-то высоко под потолком. Затем он, кряхтя, подошел и по-хозяйски взял одну из самых ярких и крупных колб.
- Та-а-ак... Что тут у нас? - он натянул на нос гигантские очки, отчего сразу стал похож на волшебника из сказки, и начал вслух читать небольшую этикетку, приклеенную к дну банки, - «Любовь к людям». Редкий деликатес в наше время, между прочим! - хитро улыбаясь, заметил дед, глядя уже на меня.
Постепенно осознавая, куда довелось попасть, в великом удивлении я долгое время не находила, что ему ответить. Наконец, решив не тратить зря времени на эмоции и объяснения чудес, попросила:
- Покажите мне всё... и расскажите.
- Что ж, - ухмыльнулся он, и лукавый взгляд вновь мелькнул исподлобья, - смотри! Всё это - любовь, что живёт в людских сердцах. Видишь, какой разной она бывает! – старик схватил меня за руку и торопливо повел вдоль стеллажей. При этом, как только мы приближались к одним склянкам - они загорались ярче, отходили дальше - они заметно тускнели. Словно живая, мерцала в них любовь... Подведя меня к угловым полкам, старец, махнув другой рукой, сказал:
- Всё это - любовь на двоих. Для мужчин и женщин, - махнув в сторону противоположной стены, он добавил, - и это тоже она. Много-много разных отношений... И каждому - своё! Кто, что заслужил!.. – увлечённый рассказом, он тут же потащил меня к боковому стеллажу, - а это – уже другая любовь! Вот эта, например (тут он очень бережно взял баночку с синим огоньком) любовь к братьям и сёстрам. Красивая, правда?... А это... (в его руках была уже другая склянка) Это - штука поважнее! Любовь к Родине! Знаешь о такой?
Не успев что-либо ответить, я оказалась уже около другой полки, держа в своих руках ёмкость с нежно-розовым огоньком.
-  Это - любовь к матери, - почему-то таинственно прошептал старик.
Приблизив бутыль к лицу, я стала рассматривать его волшебное содержимое. В свете ярких, играющих лучей не было видно, из чего состоит основа огонька.
- Возьми его в руки, - предложил «волшебник», обратив внимание на мою заинтересованность.
- А это... безопасно?
- Да, да, да, разумеется, безопасно, - быстро заговорил он, вынимая любовь из банки, - не бойся, бери. Если тебе так интересно, действовать она начинает только в людском сердце, в руках человека любовь бессильна.
Немного волнуясь, я взяла в ладони лучистый комочек. А он, словно ощутив внимание к себе, начал светиться ещё ярче. На ощупь любовь оказалась мягкой, тёплой, даже пушистой, похожей на котенка. Она шевелилась, как живое существо. Это было удивительно! Я не могла осознать, что сейчас, запросто, будто клубок ниток, держу в руках великое человеческое чувство, которое правит тысячами сердец и умов, которое меняет судьбы и характеры, дарит счастье встреч и горечь расставаний! Вот она - любовь - в ладонях!
Мы аккуратно вернули огонек в банку, а затем подошли к тому столу, который  неприметно стоял в тени. Старик, со словом «Смотри!», быстро сдёрнул грубую ткань с большого, лежавшего на столе, предмета, и комнату мгновенно залил ослепительный свет, словно сотни вспышек включили одновременно. Когда глаза привыкли, я увидела огромный шар, похожий на те, что томились в колбах и банках, но только намного ярче и красивей. Он лежал на большом золотом блюде и переливался, как мыльный пузырь, всеми цветами радуги.
- Как красиво! - восхищённо сказала я.
- Это - самая великая любовь, самая драгоценная и важная - Любовь к Богу!
- А что насчёт обратной любви, любви Бога к людям? - несмело задала я тут же родившийся вопрос.
- О-о-о! Ты права, я действительно забыл про неё, - рассердился на себя старик, - Она-то, и вправду, самая великая! Настолько великая, что для неё никогда не найдётся подходящей колбы или чаши. Она своими живительными, невидимыми лучами окутывает весь земной шар. Но, к сожалению, - тут он задумался о чём-то печальном, и межу седых
бровей появилась глубокая морщинка, - не все люди хотят видеть и ценить этот дар. Некоторые просто не замечают его в повседневности...
Долго молчал, задумавшись, мой старый рассказчик, и я не решалась прервать его глубокие мысли. Наконец, он оживлённо взглянул мне в глаза.
- Пожалуй, тебя больше заинтересует та полка, которую вначале мы оставили без особого внимания. Да-а-а, там есть на что посмотреть! - с хитрой улыбкой сказал он и, накрыв тканью шар Любви к Богу, повёл меня к первым стеллажам.
Огоньки, будто встречая нас, заметно усилили свое разноцветное сияние, в свете которого можно было без труда прочесть надписи на этикетках склянок. Однако таковые были наклеены не везде. На некоторых банках их не было. Старик взял одну такую и подал мне. В ней горел фиолетовый огонёк.
 - Это - любовь Исправляющая, - объяснил он, - она возникает между людьми разными по характеру. И в своих отношениях они исправляют друг друга, борются со своими недостатками ради любимого, учатся понимать, общаться, уступать, жертвовать и в итоге, оба становятся лучше. Хорошая любовь, полезная, но иногда очень тяжёлая для людей, потому что приносит много страданий. Не всем легко изменить себя.
- А это что такое? - спросила я, держа в руках уже другую банку, с маленьким зелёным огоньком.
- Хм, это - Первая любовь. Видишь, какая она красивая! Поэтому её никто никогда не забывает. Её задача не менее ответственна - сохранить воспоминания о юности или детстве. Оставить их в душе яркими и приятными, чтобы если человеку в жизни будет совсем худо, он вспомнил свою первую любовь и улыбнулся, и поправился.
- А как же он сам вспомнит, если не знает об этом? - Вспомнит! Если нет - напомним незаметно. Первая любовь - как таблетка обезболивающего... А вот это, - тут он взял другую склянку с тёмно-бордовым огнём, - напротив, любовь Карающая. Она очень похожа на Исправляющую. Ведь правильное наказание, по сути, всегда исправляет и учит. Но только эта любовь не заканчивается хорошо, она не приносит радости, только страдания. Страшная, скажу тебе, вещь! Но подчас, очень нужная. Иногда человека можно изменить только ею, ничем другим.
- А вон то, что за огоньки? - спросила я, указывая на совсем маленькие жёлтые световые комочки, похожие на светлячков и запрятанные в один общий флакон.
- Любовь кратковременная. Тут и с первого взгляда, и с первого слова, и, кстати, заметь, последняя - к старости. Всё это - хорошее средство для коррекции судьбы. Например, стало человеку грустно, впал в депрессию - а тут раз и пылкая любовь - уже не до скуки! Или если нужно убедить человека в чём-то на время... Кто это сделает лучше новоявленного возлюбленного? К тому же закончить её можно так же быстро, как и начать. И без особых страданий!
- А это?..
- Поставь скорей обратно! Это плохая любовь - Злая! - он быстро взял у меня из рук бутылёк с тёмно-серым огоньком и поставил его на полку, - Она посылается в наказание не любящему, а тому, кого любят. Болеют ей только злые, эгоистичные, глупые люди. Это чувство полно ревности и жестокости. Человек любит только для себя и желает, чтобы предмет его любви принадлежал только ему, был в полной его власти. Из-за неё произошло столько убийств и самоубийств... Однако, нам пора. Ещё многое предстоит увидеть...
Последний раз окинув взглядом волшебную кладовую, я вышла за старцем. Он с тем же скрежетом закрыл массивную дверь на ключ. Было ощущение, что я побывала в особом музее.
- Сейчас я покажу тебе надежду, - как-то таинственно сказал мой спутник.
Его лицо было едва различимо в сумрачном, непривычном после ярких огней, освещении.
Мы пошли вдоль холодной каменной стены вглубь коридора. Эхо наших шагов уносили пустота и мрак. Чтобы не потеряться в темноте я взяла его за рукав халата. Вскоре мы оказались напротив огромной двери, украшенной тяжёлым орнаментом из металла. Казалось, она была входом в подземелье и хранила под замком дремучие страшные тайны. Старик достал связку ключей и выбрал один, как нельзя более подходящий и к виду двери, и к её размерам, открыл на удивление легко и быстро. Там, действительно оказалась лестница, ведущая вниз, словно в погреб, по которой мы и пошли. При этом моего спутника ни чуть не смутила абсолютная темнота впереди. Внизу уже на ощупь я поняла, что путь нам преградила ещё одна дверь. Звеня очередной раз ключами, старик пытался попасть в замок. Наконец и эта дверь поддалась и стала медленно отворяться. Глазам предстала достаточно освещённая, жилая на вид комната. На каменном полу лежал старый ковёр, возле стены расположился деревянный столик с горящей на нём свечой, в углу - грязный, затёртый до дыр, но в прошлом, видно, шикарный диван. Другой угол комнаты был освещён очень слабо, в нём я едва различила странное сооружение, похожее то ли на камин, то ли на собачью конуру.
- Надежда, - властно позвал к себе кого-то мой спутник.
Из «конуры» на нас взглянуло два больших зелёных глаза.
- Ну иди же сюда, не бойся. Ты же любишь людей! - притворно-ласково заговорил дед. Что значит «любишь»? Любить можно и на вкус. Это кому как...
Медленно, с опаской из тени вышло к нам удивительное существо. Оно было похоже на небольшую выдру или ласку белого цвета. Пушистые кисточки на ушах придавали ей смешной вид. Больше всего поражали огромные глаза, не сопоставимые с маленьким телом, которые пугливо поглядывали на нежданных гостей. Зверь настороженно подкрался на своих коротеньких ножках к старику, тщательно обнюхал его, при этом забавно шевеля длинными усами, и подошел ко мне. Только вблизи я увидела, что его усы и кисточки на ушах играют всеми цветами радуги. Поставив свои когтистые лапки мне на колени, существо стало пристально смотреть в глаза, словно читая через них. Неприятная проверка взглядом закончилась очень неожиданно. Надежда без всякого смущения вскарабкалась на плечо и довольно заурчала.
- Она любит людей, я же говорил, - сказал старик, - Люди для неё - основная работа. Их горести, страхи, печали, их отчаяние - это её пища. К сожалению, в последнее время такой пищи стало чересчур много - жиреет наш зверёк.
Слушая его, я заметила, что от места, где расположилась Надежда, по телу растекается приятное, успокаивающее тепло. Как-то сразу прибавилось сил, и на лице возникла невольная улыбка.
- Смотри-ка! А ты ей нравишься! Значит ещё встретитесь в жизни. Погладь её, и она тебя не забудет в беде. Надежда - всегда лучший помощник.
Я осторожно провела рукой по её мягкой, белоснежной шерсти, и зверёк, словно кошка, выгнул спину. Усы начали светиться ещё быстрее и красивее.
- Она приходит к людям, когда им плохо, когда не хочется жить, когда вера и любовь потеряны, скрыты вдалеке, недоступны. Её назначение - лечить и спасать души, - продолжал объяснять старик, -   Но... нам пора... Да, пора. Нельзя её слишком хвалить - очень своеобразный характер, может и загордиться. Надежда, мы уходим, до свидания!
Она, внимательно выслушав его, спрыгнула с моего плеча, и ещё раз серьезно посмотрев мне в глаза, пошла в свой угол. Её осмысленный зелёный взгляд навечно врезался в память.
Заперев обе открытые нами двери, мы вновь оказались в тёмном холодном коридоре. Пошли вперёд. Неизвестность, тишина, пустота... Вдруг, старик остановился. Перед нами выделялась ещё одна массивная чёрная дверь, которая была раза в два больше предыдущих. Спутник мой долго молчал, видимо, принимая какое-то решение.
- Веру я тебе не покажу... Слишком опасно это. Там, - указывая на Дверь, серьёзно заговорил он, - тысячи вер, сотни религий, даже тех, которых ещё не знают люди, сотни смыслов жизни и оправданий существования, миллионы известных и тайных истин. Один взгляд может изменить всю твою судьбу. А это, поверь, тебе совершенно ни к чему. У тебя уже есть вера... Скоро, знай, появится и цель. Ненужно тебе это, ненужно. А хочешь, -
вдруг взволнованно забормотал он, - я могу рассказать тебе, что там, за дверью?..
- Если можно... - я не договорила, он тут же начал свой рассказ.
- Вера выглядит как большой, невероятно красивый водопад. Окружают его множество радуг, а водяная пыль звёздными искорками летает в воздухе. Поистине, это самое прекрасное зрелище во вселенной. Но увидеть его, дано не каждому. Тот, кто пройдёт сквозь водопад веры, попадает в рай - на небо. Многие великие мыслители и пытливые философы умывали свои руки в его волшебных водах, а после дарили миру новые верования,
религии и ценные истины. Но не всех принимает мудрый водопад. Тех, кто ищет славы через открытия, кто пренебрегает законами жизни, кто пытается обмануть свою судьбу, тех он окропляет безумием, навсегда лишая шанса найти истину, обрести смысл.
- Но почему же я не могу войти. Ведь я не ищу славы и не пытаюсь обмануть...
- Все просто. Ты стремишься изменить свой путь. Поверь мне, не сейчас! Водопад не ждал тебя и не примет. Возможно, в будущем откроется для тебя эта дверь. Ты же знаешь, всему своё время...
Он взял меня за руку и повел по каменному коридору прочь от трёх дверей. Казалось, мы шли в никуда. Абсолютная неизвестность, полная тьма царили впереди. Но страшно не было.
- Я знаю, о чём ты думаешь. «Что объединяет эти три комнаты, что связывает веру, надежду и любовь, почему именно они?»
- Откуда вы знаете? - спросила я, удивляясь озвученным вопросам, которые только что были надёжно спрятаны в моей голове. Через мгновение моё удивление показалось нелепым - после того что, я видела, где была, стоит ли дивиться этому «пустячку» с чтением мыслей.
- Я объясню тебе, что их связывает, - начал старик свою речь звучным  торжественным басом (его скрипучий шепот давно и бесследно куда-то исчез), - Ты никогда не задумывалась, что необходимо, чтобы отправиться в путь? Любой путь, будь-то домой, на работу или к итогу жизни. Ведь жизнь - тоже путь. Прежде всего, нужна цель - чтобы куда-то идти, нужно знать куда именно. Правильно? - не рассчитывая на мой ответ, он тут же продолжил, - Второе, что просто необходимо - это средства, то, что обеспечит движение, даст силы. Как пойдёшь домой без ног? И третье - не менее важное - это защита. Мало ли что поджидает тебя в дороге, всегда нужно быть готовым противостоять неприятностям, чтобы дойти до финиша.
Начиная понимать смысл ещё не открытой истины, я старалась не упустить ни одного его слова...
- Три этих составляющих и есть вера, надежда и любовь - цель, защита и средство - всё, что необходимо для жизненного пути. Любовь нужна людям как средство, которое ведёт к цели. Она дает силы, движет человеком в повседневности, не позволяет остановиться. Она - как энергетическая пища, заставляет шевелиться, жить. Надежда бережёт от отчаяния, спасает от горя душу и тело, защищает от жизненных трудностей. А вера предоставляет смысл жизни, объясняет и обосновывает путь, дает цель. Без них – судьба человека разрушается, изменяется жизнь, ломается план. Думаешь, это всё просто? От любого сломанного звена может пострадать целая цепочка судеб! Столько жизней разобьётся!
Старец неожиданно замолк - он снова погрузился в свои мысли. Теперь мы шли в тишине, да и говорить было нечего... Я обдумывала его многозначительную речь. Вновь и вновь поражалась величию и могуществу трёх комнат, в то же время осознавая, что они - всего лишь инструмент в руках Мастера. Каковы же тогда Его сила и власть в этом мире? К какому итогу ведёт Он человечество? И есть ли вообще цель у этого пути?..
Вдруг, очнувшись от размышлений, я поняла, что привычное эхо изменилось. В нём больше не было шагов двух человек - только мои вторила бесконечность. Хранитель мастерской судеб исчез. Одна я продолжала свой странный путь. Без страха, без сожаления, с новой истиной, подаренной миру... Теперь у меня появилась цель - та самая, о которой упомянул старик у третьей двери.