Александра, год 2013

Юрий Абрамицкий 1
Долго мы ждали появление нового слова, и 15 января она нам выдала: «Заец!» и много раз с удовольствием повторяла, пока мы дружно не засмеялись. За неделю до этого она пыталась повторить слово «Тяни», а у ней получалось «Тиди».

И самое главное то, что ей уже не нужны памперсы. А это экономия порядка пятисот рублей в месяц.

Санека говорит уже предложениями: «Да, па!» А ей всего-то год и восемь месяцев.

«Мам», «пап», жест, интонация пока заменяют все остальные слова, чтобы выразить просьбу пить, подать, поднять, одеть…

«Саня, тебе 3D нужно? (которое стало модным в последнее время) – Не…» Её что ни спросишь, чётко отвечает: да или нет.

Санька спит, как правило, закинув ногу на бортик дивана.

Много слов она проговаривает правильно, но еле слышно, и мы думаем иногда: послышалось нам или нет. Видимо, разговорный механизм ещё не окреп, чтобы убедиться в правильности произношения.

Санека всё чаще просит, чтоб достал с антресолей гитару. Она давно вся расстроена, и уже несколько месяцев я не берусь за струны. «Музицируют» дети.

Несмотря на наше сопротивление Саня упорно лезет на стол, чтобы добраться до незнакомого ей мира наших вещей, наваленных в проёме стенки на трёх полках. Наш запрет доводит её до исступления. И приводит нас к замешательству, растерянности. И ведёт к неоправданным и чрезмерным строгостям. Мы  оттаскиваем  малышку от стола, шлёпаем по попе, но это усиливает её желание завладеть незнакомыми предметами.

Санеке уже Год и 10 месяцев, и всё больше мы слышим от неё новых звуков и слов. Они пока не закрепляются в её разговорном механизме, но наступит такой порог, когда новые слова будут отпочковываться чуть не каждый день.

Как бы не была у нас запущена забота о детях, купаем по воскресеньям свои чада. И Александра предстает тогда небывалой красоты сказочной девицей. И тогда кричу маме: «Неси быстро фотоаппарат, если он заряжен».   
         
Иногда думаю, что трудно нам в одной комнате вчетвером растворить  свои интересы в одном замесе.   

Санека уже много что говорит, но механизм проговаривания каких-то слов не всегда откладывается в памяти. Сегодня она много раз повторяла слово «дядя». «Дядя пал» («дядя упал», глядя на стреляющих биатлонитов).

Саня уже умеет говорить «тётя», «дядя», «гол». Пить у неё – «питю». Когда начинает шалить: «Где попка? - Не дам!»

С Санькой придумали игру в «ухо-горло-нос». Я проговариваю эти слова, иногда скороговоркой. Она пытается их повторить. Ей весело, как и нам с мамой. Затем повторяет слово «пальчик», и почти получается. Хорошо слышно букву «ч».
в слове "мальчик".   

В конце апреля я сооружаю двухъярусную кроватку, а Санека учится говорить «гвозди», «доски», «молоток»; всё понимает и подносит то, что попрошу.

1 мая на Белорусском вокзале с первого раза Саня повторила слово «поезд».
Старшую сестру Марусю учим считать, и слово «считай» крепко засело в голове младшей сестры.

Много интересного для Сани открывается в дачной жизни. Это и велосипед, и комары, и цветы, и «пчёлка Майя», и птицы, и петух с курицами, и сосновые шишки, обильно усыпавшие дороги, и запахи, и звуки. Это ещё и грядки, которые надо обходить стороной…   

В день своего рождения Александра научилась говорить «Два года».
Впервые, наверно, остался с Санькой на целых 4 часа. Отправил маму с Марусей в цирк, а сам занялся строительством детского домика, понимая, что ей нравится помогать мне мешать. Через час я увидел, что она начинает зевать, и стал собирать инструменты. Но укладывать Санеку было бесполезно, и я искал новых занятий. Мы и по лесу ходили, и с мячом игрались, и в комнату притащили все игрушки, но усталость её не брала. Ей нужна была «тика» (мамина грудь). Ещё ей нужны были мои руки. И я носил её, пока хватало сил. В какой-то момент она засыпала, но при попытке отправить её в горизонтальное положение, снова просыпалась и плакала. Так мы и боролись со сном, пока из леса не показались две красные куртки.               

У Саньки уже несколько дней длится болезненно-сонное состояние, и она с рук почти не слазит, капризничая и выматывая нас. И уже не просто просит: «Руки», а сталкивает меня со стула и тащит на выход из комнаты. И ещё с ней надо гулять: «Вать», но не ножками, а опять же на руках.   

Стал Саньке предлагать крабовые палочки, а она в ответ: «Папа, да ты что?»
Её вялое состояние не мешает проговаривать всё новые и новые слова. Что-то в процессе съедается, но нет сюсюкания и «р» не сваливается в «л».
После «сдачи в эксплуатацию» детского домика мы там рисуем и занимаемся с Марусей математикой.   

Больше двух недель Санека пребывала с печальным выражением на лице. Мало двигалась. Не улыбалась. 11 июня можно считать возвращением к жизни. Что за хандра её одолела, непонятно. Оставалось верить в природные возможности организма. И какова была наша радость, когда она стала играть с Марусей и даже гримасничать вслед за ней.

Из Москвы я привёз ещё один диск с мультиками про мамонтёнка, козлят и осьминожек. И космическое путешествие Алисы ушло на второй план. Интересной была Санина реакция на историю, как мамонтёнок искал маму. Она плакала и первый, и второй просмотры. Когда мамонтёнок пел «Я к маме хочу…», она просто заливалась слезами и оглядывалась, ища взглядом свою.

Каждый день мы задаём Марусе примеры по математике. Санька внимательно слушает и отвечает раньше Маруси. Она уже чётко произносит цифры «пять», «семь», «десять», и иногда попадает в точку, вызывая у нас смех.

Удивительно, что в возрасте двух лет Санека понимает значение таких слов, как «опять», «снова», «ещё», «хватит». Уже не просто знание предметов и действий, а междометия.

У Сани частенько съедается первый слог, а то и два. Попробуй её пойми, когда она говорит «тёнок» вместо «мамонтёнок».      

«Паук» обрёл свою потерянную букву «а». Раньше Санека говорила «пук».   

Санека уже несколько дней вполне сносно проговаривает и слово «Маруся». Но пока ей проще говорить «Сюся». Иногда я провоцирую Санеку, чтобы она покричала пропавшую сестру, отрабатывая правильное произношение её имени.   
Саня посреди лета поёт: «Ёлка, весело, весело...» 

«Тику хочется…»   

«Муха тает» - муха летает.

Часто у Санеки фраза начинается со слова «хочется»: хочется кушать, хочется пить, хочется спать.   

«Любимый мультик, любимая игрушка…» - уж больно у неё всё любимое. 
Санека, не оглядываясь назад, вдруг говорит, когда я оказываюсь рядом: «Зарядка кончилась». Я спрашиваю маму, откуда она это взяла: «Это я ей говорила, что папа зарядку делает». 

Санька со слезами подходит ко мне: «Что, Санека, случилось? – Я плачу…» Я не сразу и понял, что она сказала: настолько это неожиданно.   

Теперь ей «хочется» и читать: «Читать хочется» - взяв в руки книжку.   

А Санька в свои два с небольшим года начинает понимать, что папе в случаях обострения своих болячек иногда требуется помощь, и она пытается надеть на меня шерстяные носки. И на руки не просится.

Нередко подбегает ко мне: «Папа, мама обидела!» Или к маме: «Мама, папа обидела!»   

Или слышим «чай». Мама говорит: «Ты же только пила». Я, наконец, начинаю понимать и поясняю: «Она говорит «включай». А перед этим они с Марусей смотрели мультики.   

Санька подбежала к двери и пытается её открыть (а мы закрываем комнатную дверь нередко на ключ). Я пытаюсь её успокоить: «Санека, вернись. Мама стирает». Она ложится на диван рядом со мной и с сожалением произносит: «Ёлки-палки!»   

«Попе дам! Будешь зать!» - повторяет вслед за нами.   

Чтобы развлечь Санеку, рисую нередко ей лица. Далее она пытается непослушной рукой нарисовать овал или чиркает карандашом с желанием изобразить на голове подобие волос. Так происходит уже не один месяц.

«Сейчас получишь по попке. – Не надо папка!» 

«Делай, Суся, уроки!» - Выговорить слово «Маруся» ещё сложно, но уже считает долгом поучать.

«Кто порвал? (Санька взяла моду сама доставать конверты с дисками и сдирать с них этикетки) – Санька рвала».   

Частенько услышишь от Саньки «что ли». Она прибавляет это наречие где надо, где не надо. «Пойдём, что ли?»   

Саньке уже два с половиной года, и в последние дни она часто просит достать ей «натку» (канат). От Маруси она взяла моду не только качаться на канате, но и мультики смотреть без отрыва от качания.

Санька откинулась навзничь на подушку: «Мама, я упала в обмолок!»            

Нашёл ещё один способ разнообразить наши гуляния с Александрой: мы доезжаем две остановки до крестообразного перехода, подымаемся на лифте и опускаемся со стороны Аллеи Победы. Там доходим до детской площадки с огромными буквами ХИМКИ и многочисленными горками и качелями… И главной задачей остаётся заинтересовать Саньку отправиться в обратный путь. Ей всё это нравится, и нет ни малейшего повода для образования плохого настроения, пока папа не потянет домой.

Санька уже залезает на полки, где выставлены диски с мультиками, вытаскивает то, что ей нравится, и… получает нагоняи, так как относиться бережно к ним ещё не научилась.   

Маруся прибегает на кухню: «Император проснулся!» "Императором" мы называем Саньку и подчиняемся её воле.   

Санька смеётся, глядя на большую фотографию на стене, где мама Света с необычным, нарочито ярким макияжем: «Мама губы касила!»      

У Саньки порвался пакетик от пазлов, и их некуда стало складывать. Я говорю: «Что-нибудь придумаем!» Ей так понравилось это слово, что она долго ещё ходила, пытаясь повторить фразу, и восторженно улыбалась: «Пидумаем!»

Саньку начинаешь ругать, а она: «Всё, хватит!»   

За Санькой глаз да глаз нужен. Прибегает на кухню с кисточкой и давай мазать чёрной краской экран телевизора.   

«Курочку Рябу» зачитали. За последние два дня  раз 100.