Домашний телефон

Геннадий Алексеенко
Людмила Семеновна внезапно проснулась от тупой, назойливой боли в области уха. Боль и сознание того, что до Нового года осталось всего-то ничего, создавали скверное настроение. Поднявшись с постели и умывшись, она побрела к телефону.

В станице была больница с амбулаторией. Она позвонила туда, но этот звонок ей ничего не дал. И больница, и амбулатория были закрыты до 17 января. Так решили местные чиновники. Они, то ли по доброте душевной медикам предоставили подарок в виде бесплатных каникул, то ли решили с экономить на них. Здесь медицинской помощи ждать не приходилось и не только ей.

Превозмогая противную, тупую боль она набрала номер телефона в районной поликлинике. Увы. Приближался праздник и у многих врачей был выходной.
-ЛОР будет принимать только с 3 января – обрадовали её из регистратуры.

Связалась Людмила Семеновна с диспетчером скорой помощи, находящемся в районном центре. На том конце провода оператор, скорей всего, репетировала роль снегурочки. Не выходя из образа, она преподнесла Людмиле Семеновне новогодний подарок в виде сообщения о том, что скорая помощь ничем ей помочь не может, так как у них специалиста по уху нет. Не забывая, что скоро Новый год, она при поднесла еще один подарок в виде совета.
-Поезжайте в город и найдите там платного ЛОРа.

 Людмила Семеновна поняла, что и скорая ей не помощник, а в город она ехать побоялась.
-В поликлиниках, скорей всего, выходные. Где принимают платные специалисты по ухо, горлу и носу я не знаю – думала Людмила Семеновна – придется боль терпеть до третьего числа

Обреченно, потеряв всякую надежду на лучшее, она позвонила знакомой фельдшерице. Она-то подробненько объяснила ей, что нужно предпринять, чтобы попытаться убрать боль.
-Во! Так они и жили! – сердито сказала Людмила Семеновна, не замечая, что она уже разговаривает сама с собой – А если бы не было телефона? Ложись и умирай!

Положив телефон, она неожиданно для себя вспомнила, как в далеких семидесятых она, пришла с работы, где-то часу шестом, переоделась в домашнее и ей вдруг стало плохо. Телефона у них, как и у большинства населения, тогда не было.
-  Муж в это время снимал с багажника мотоцикла мешок с пшеницей. – Вспоминала Людмила Семеновна – Узнав, что произошло, он завел мотоцикл и через несколько минут они были возле двери в больницу. Здесь я неожиданно потеряла сознание. Пришла я в себя в процедурной. Больница в те времена работала круглосуточно и первую медицинскую помощь медсестры больницы оказывала каждому, обратившемуся к ним за помощью.

Телефон в станице появился давно, еще в двадцатых годах, но до девяностых годов доступ к нему был ограничен. В те времена установить в доме телефон можно было только по специальному разрешению. Это было известно всем, поэтому основная часть населения о телефоне в своем доме даже не мечтала.

Где-то в начале девяностых годов станицу начали телефонизировать. Это событие было знаковым, но население приняло его молча. Разговоров о телефонизации было мало. Тогда не до телефона было.

Сначала в станицу прибыли топографы. Со стороны это выглядело так. Приезжала на улицу группа людей с теодолитом. Устанавливала его на улице и начинала расспрашивать местных старожилов, где здесь мол проходит водопровод и его отводы во дворы. Есть ли еще какие-либо другие сооружения. Как правило, точного расположения этих коммуникаций никто из них не помнил. Топографическая карта получилась очень приближенной.

Потом разговоры о телефонизации затихли. Мало кто тогда вообще догадывался о том, что шел процесс проектирования, длительный и дорогой. Где-то через год или полтора в станицу завезли аппаратуру для АТС, телефонный кабель и другое оборудование. Достаточно быстро установили АТС и по основным улицам проложили под землей в асбестоцементный трубах многожильный телефонный кабель.

Чтобы установить телефон в своем доме житель станицы должен был заплатить за подключение достаточно приличную сумму денег, самостоятельно нанять трактор с ковшом, для того, чтобы прорыть траншею от точки подключения к его дому, купить телефонный кабель у радистов, самостоятельно уложить в его вырытую траншею, засыпать её, установить телефонную розетку и купить телефонный аппарат.

 Что уж тут говорить, установка телефона была не дешевой. Тем не менее, население дружно взялось за это хлопотное и трудное дело и буквально за полгода полторы тысячи телефонных аппаратов стояли в домах станицы. C этого момента население стало стремительно привыкать к новому способу обмена информацией.

Не успело население привыкнуть к сетевым телефонам, как в станице стали появляться сотовые телефоны. А в скорее в станице были установлены четыре антенны для сотовой связи.

Прошел какой-то десяток лет и сотовый телефон появился, практически, у каждого жителя станицы. Ходить в гости стали реже, еще реже стали передавать приветы и поклоны друг другу. Это стало не модным занятием. Возможно, это понятие вообще исчезнет из лексикона или приобретет другое значение.

Многие вопросы население стало решать с помощью телефона. Это уже стало образом жизни. Сбор информации, решение несложных вопросов, общение с знакомыми, родственниками и друзьями происходит по телефону. 

С появлением сотового телефона расцвели несколько видов мошенничества. Всякого рода люди без совести и морали каждый день придумывают способы как бы очистить кошелек обывателя, не прилагая никаких существенных усилий. Каторжник в кандалах с киркой в руках в далекой, холодной Сибири в девятнадцатом веке не мог и предположить, что наступит такое время, когда можно будет, сидя в камере, за решеткой, с помощью какой-то коробочки легко и просто зарабатывать деньги путем несложного обмана.

Боль в ухе к третьему числу утихла. Фельдшерица не ошиблась и советы дала профессиональные, но ЛОРа Людмила Семеновна посетила.