Нулевая интрига президентских выборов в Узбекистан

Революционарио Шер
Выдвижение Ислама Каримова на очередной президентский срок не было неожиданностью для большинства экспертов, как, впрочем, и самого населения Узбекистана, привыкшего за четверть века видеть у руля власти одну персону. Интрига состояла лишь в том:
- какое обоснование будет для выдвижения;
- кто станет «соперником» Ислама Каримова;
- поддержат и признают ли выборы международные инстанции?

Известно, что Ислам Каримов исчерпал все конституционные основы для предъявления претензий на высший государственный пост в стране. Его практическая деятельность в качестве президента сопровождалась нарушениями Конституции, хотя такое он совершал при поддержке людей, находившихся на ключевых постах — Центризбирком, Верховный и Конституционный суды, Генеральная прокуратура, партии, Парламент, то есть тех инстанций, которые обеспечивают дееспособность президентской власти. И это было возможно лишь потому, что там находились преданные Каримову люди, которые, впрочем, иногда попадали в опалу и слетали с треском с должностей за чрезмерные коррупционные аппетиты, игнорировать которые не мог даже диктатор.

Избранный в 1991 году в качестве главы государства, Ислам Каримов в 1995 году продлил свои полномочия еще на 5 лет, хотя в Конституции  такой механизм не был предусмотрен. Референдум по продлению не является законным, так как такой способ не предусматривается Конституцией, поэтому придворные эксперты не сумели дать внятных юридических толкований узбекскому «феномену».
Этот же трюк был использован 2002 году, когда Ислам Каримов продлил свои вторые полномочия (избран в 2000 году) с 5 до 7 лет. Причем, как известно, закон не имеет обратной силы, и рефрендум не предусматривал продление уже действующего президента еще на два года. Однако и это обстоятельство было обойдено вниманием защитников закона и политических партий, продолжавших видеть исключительно одну персону у власти.

В 2007 году полномочия И.Каримова истекли в январе, однако по противоречащему Конституции закону о выборах президента он получил дополнительно 11 месяцев власти.
Ислам Каримов вновь выдвигается кандидатом, хотя законодательно опредены ограничения: не более двух сроков подряд. Официальное обоснование нигде не было опубликовано, дискуссии на данную тему были запрещены, хотя в закулисных беседах чиновники поясняли: были изменения в Конституцию, и это служит основанием для обнуления сроков Ислама Каримова.
Это нонсенс, так как все поправки не касались изменения статуса президента в политической системе государства, не изменялся строй страны, и все эти годы оставался тот же самый пункт: не более двух сроков. Изменения в Основной закон не являются обоснованием для обнуления предыдущих сроков — это уже натянутые за уши юридические толкования, не имеющие под собой серьезной почвы. Таким образом, все 25 лет нынешний президент делал все возможное, чтобы не покинуть Олимпа власти. И в этом помогала ему коррумпированная клика.

Нынешние полномочия и без того уже нелегитимного президента завершаются в середине января 2015 года, однако он остается на посту до середины-конца апреля, пока вновь избранный глава государства не примет присягу — то есть законодатели в нарушении опять закона подарили И.Каримову более трех месяцев.
Фактически, выдвигая И.Каримова вновь, Либерально-Демократическая партия предпринимателей Узбекистана (УзЛиДеП) продемонстрировала пренебрежение к праву и демократии и поставила на себя клеймо преступной. Она «вынудила» Центризбирком принять документы и зарегистрировать своего «кандидата».
Партия призывает электорат голосовать за И.Каримова, этим самым, толкая их на преступление — выбирать нелегитимного кандидата. Ведь последствия проявятся позже...

Спустя десятилетия перед демократическим обществом встанут вопросы: что делать с законами, документами, которые подписывались нелегитимным чиновником, как реагировать на международные соглашения, в которых стоит подпись И.Каримова? Имеют ли власть назначенные им чиновники? Это будет политический кризис...
Но сейчас театр начал свое представление. Оппонентами И.Каримову уже назначены определенные персоны. Кто они?

Так, 16 января 2015 года Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» провела пленум Центрального совета партии, на котором выдвинули в качестве кандидата на пост президента страны Акмаля Саидова. Он ныне возглавляет Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан.
Кроме того, с 1996 года он является директором Национального центра Узбекистана по правам человека. Известно, что с 1994 по 1996 год являлся послом Узбекистана во Франции и постоянным представителем Узбекистана при ЮНЕСКО. На партийном сайте «Миллий тикланиш» нет четкой и подробной информации о А.Саидове, его политических воззрениях, идеях, платформе, деятельности, на кого он планирует опираться. Там тема выборов президента вообще как-то мягко обходится стороной.

В тот же день в Ташкенте прошел второй пленум Политического Совета Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» (СДПУ), на котором социал-демократы выдвинули свою кандидатуру на пост президента страны. Им стал председатель Политического Совета 62-летний Нариман Умаров.
О нем также нет никакой информации на партийном сайте «Адолат», но вот новостные агентства выудили следующие данные: «По образованию кандидат в президенты «гидрогеолог и инженер-геолог», он окончил в 1974 году Ташкентский политехнический институт. В 2009 году Умаров возглавил Госкомприроды Узбекистана, в мае 2013 года стал главой Социал-демократической партии». До сих пор неизвестны ни политические интересы Н.Умарова, ни то, как он планирует проводить реформы, процессы демократизации.

Днем ранее, 15 января Народно-Демократическая партия Узбекистана (правопреемница Компартии Узбекистана) выдвинула свою кандидатуру - председателя Центрального совета партии Хатамжона Кетмонова.
Ему 45 лет, он родом из Андижанской области,  узбек. По образованию учитель русского языка и литературы. Х.Кетмонов был избран председателем Центрального совета НДПУ в апреле 2013 года, а до этого занимал должность заместителя хокима Андижанской области по вопросам связей с религиозными и общественными организациями

Можно однозначно заявить, что все три оппонента И.Каримова — картонные фигуры, бутафории политического театра. Ни один из них в своих выступлениях перед избирателями не станет:
- критиковать действующего главу государства и его политику, анализировать результаты реформ;
- обещать нечто такое, что явно отличается от действующего курса И.Каримова;
- требовать от Центризбиркома аннулировать кандидатуру Ислама Каримова, который не вправе вновь баллотироваться.
При этом все они начнут предлагать голосовать «за достойного кандидата», в котором будут подразумевать, естественно, не себя.

Все это имело место уже раньше — в 2000-м, 2007-м годах и механизм подобных спектаклей уже отработан до мелочей. Другое дело, что интрига всплывет, если Ислам Каримов в последний момент сам снимет свою кандидатуру. Но в чью пользу он может это сделать?
Эксперты полагают, что таким человеком может быть Акмаль Саидов. Это достаточно проверенная и верная Исламу Каримову личность, не раз доказывавшая это президенту как в качестве «оппонента» в президентских «играх» 2007 года, так и в защите режима в различных сессиях и комитетах ООН, где проявил свое мастерство в словестной изящности и подмене понятий.

А.Саидов достаточно изворотливая и хитрая фигура, циник и лицемер, что устраивает Каримова, так и его окружающих чиновников. Он никогда не вмешивался в бизнес высокостоящих персон, не заигрывался с кланами, не пресекал коррупцию, поддерживал внутреннюю политическую систему. Иначе говоря, он будет лоялен к его поддержавшим, и будет защищать своего патрона, пока тот жив. Он также может гарантировать безопасность семье Каримова и разрешить проблему старшей дочери.
Кроме того, у А.Саидова есть поддержка в двух крупных кланах. Сам он выходец из Ташкентского, но вот жена (его второй брак) — Лола Каримова, дочь бывшего первого секретаря Бухарского обкома КПСС, увязана с Самаркандско-Джизакским тандемом. Можно допустить, что такая фигура будет устраивать обе региональные элиты.

Х.Кетмонов — представитель Андижанского клана, но эта региональная группировка сейчас не так влиятельна, как 30-40 лет назад. Шансов вернуть свой статус у андижанцев мало. Кроме того, следует отметить, что в руководстве НДПУ в качестве «противовеса» поставлены заместители Рустам Камилов (столичный клан), Шарбат Абдуллаева и Улугбек Вафаев (Самаркандско-Джизакский), которые естественно, будут влиять на статус и политику  Х.Кетмонова.
Клановую принадлежность Н.Умарова пока определить не удалось, однако тоже можно гарантировать «провальность» его кандидатуры на пост президента.
Мировая общественность в лице государств примет И.Каримова в качестве нового президента и закроет глаза на конституционные нарушения. Это было так все эти годы, и ничего меняться не будет и в марте 2015 года. Как ни странно, И.Каримов — удобная фигура для всех, даже для Москвы и Вашингтона. Лишь правозащитники, гуманитарные организации, гражданские активисты и оппозиционеры, а также вооруженные подпольные группы будут не согласны с результатами выборов.

Повторим: выборы президента Узбекистана пройдут 29 марта 2015 года.

Резо Чедия специально для e-center.asia