Преодоление, или как справиться с бедой...

Елена Савенок
     Весть о том, что я овдовела, разлетелась очень быстро. Через некоторое время я стала получать письма от знакомых и не знакомых мне людей; мне звонили, меня останавливали на улице или в церкви, все хотели знать, как у меня дела, и задавали один и тот же вопрос: как я справляюсь с моей бедой. Я обещала как-нибудь собраться с силами и ответить всем сразу. Долгие десять лет я шла к тому, чтобы написать этот ответ, и вот теперь он перед вами.

     Беду никогда не ждут, она всегда приходит неожиданно. И только тогда, когда она уже пришла, мы не раз говорим, вздыхая: ах, если бы я знала, или ох, если бы я знал, что меня ждёт... Но, увы, наше будущее сокрыто от нас, да это и к лучшему. Христиане, читающие Слово Божие, Библию,  хорошо знают, что Иисус Христос не обещал Своим последователям  лёгкой жизни на земле, Он обещал им рай в небе. Но чтобы достичь обещанного, нам надлежит пройти путь, о котором  в Деяниях апостолов сказано: «... многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие...»(14:22). Почему же путь туда лежит через скорби? – Для того чтобы очиститься и быть достойными вступить в небесные обители. Даже золото очищают от всяких примесей через переплавку, так и человеческая душа, проходя через страдания, очищается. Всё ненужное, второстепенное уходит, остаётся только главное, и этим главным являются наши отношения с Богом.

                События в Украине

    Просматривая свою компьютерную почту, я совсем не ожидала никаких неприятных новостей. Но, открыв письмо одного из моих друзей, проживающих в Украине, и прочитав его, я содрогнулась... «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство...» (Лк. 21:9-10).  Вот и в письме моего друга сообщалось: в Украине смятение, восстал народ на народ, гибнут люди, остаются сиротами дети, а жёны становятся вдовами. Больно, Господи!..
     Я уже слышу голоса людей, не верующих в милосердие Божие: а где же был Бог, когда убивали Его сыновей, почему Он допустил эти страдания? Да, действительно, а где был Бог, когда убивали Его детей? Я беру на себя смелость ответить этим людям: Он  был рядом с теми, кого убивали. Он был и будет рядом с их близкими, которые так внезапно осиротели. Почему же Он не защитил их? Разрешите задать вам встречный вопрос: а почему Христос не сошёл с креста, когда Его распинали на горе Голгофе? Ведь Он же мог сойти с креста и поразить людей, которые Его распинали, или попросить Отца защитить Его, но не сделал этого. Почему? – Он спасал наши души! Вот так всегда: на первом месте у Господа Иисуса Христа всегда стояло, и будет стоять спасение нашей бессмертной души, и только потом - благополучие нашего тела. И те страдания, которые  мы преодолеваем, всегда нам во благо. Нет, мы не грешнее других, но Слово Божье говорит: «святой да освящается ещё». И только Он один знает, что ожидает нас в вечности, и потому проводит через переплавку, чтобы мы  могли занять то место, которое Он приготовил нам.

                Моя беда

     Беда обрушилась на меня со страшной силой, и, как всегда, не вовремя. Мы строили дом на деньги, взятые в кредит в городском банке, когда неожиданно заболел мой муж. Год и четыре месяца дал ему Бог для приготовления к вечности. У мужа оказался смертоносный рак лёгких. Я понимала, что Господь готовит его к переходу, а я остаюсь. Остаюсь одна с восьмью детьми,  с громадным кредитом и недостроенным домом. Сегодня, оглядываясь на события более чем десятилетней давности, я понимаю, что сама бы никогда не справилась с этой бедой. Я бы просто не выдержала того, что обрушилось на меня, но со мной был рядом Иисус.        Большую роль во всех этих событиях сыграла молитвенная поддержка народа Божьего и его помощь. Если бросить камень в реку или озеро, то он утонет, а на месте его падения образуется на какое-то время небольшая воронка, от которой расходятся круговые волны. Так бывает и в жизни: основной удар пришёлся на мой дом, но вокруг него образовались круговые волны, которые разошлись довольно далеко и сплотили вокруг нас народ Божий.
     Невозможно рассказать всю тяжесть того, что нам пришлось пережить. Во время болезни мужа я работала по восемь часов в день на производстве (мы очень нуждались в деньгах), а когда приходила домой, там нужно было справляться со всеми домашними делами, решать финансовые и документальные вопросы, покупать стройматериалы, заниматься детьми. Но все мои планы на день рушились после очередного звонка мужа из больницы: «Вы приедете сегодня ко мне? Во сколько? Хорошо, я вас жду...». В это время Господь научил меня не ждать помощи от людей, а поступать так, как написано в Библии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Эти слова, записанные на страницах Священного Писания, ожили и стали реальностью в моей жизни. Вокруг меня жили, ходили и дышали люди, которые знали о моей беде, но они как бы не замечали меня. Но стоило мне зайти в мою комнату и попросить у Отца моего небесного помощи, рассказав Ему мою нужду, как Он присылал нам помощников. Это были порой совсем неожиданные люди. Однажды это был один владелец фирмы по продаже окон и дверей. Сын позвонил по телефону, указанному в справочнике, и попросил предоставить нам расценки на покупку дверей. Этот человек обещал заехать к нам на стройку и провести замеры и подсчёт расходов. «Когда я подъехал к дому, - рассказывал он потом, - было уже почти совсем темно (зимой темнеет рано),  откуда-то из подвала дома пробивался слабый луч света. Я пошёл на свет... В своей жизни я видел много человеческого страдания, но такого... В подвале дома в одной из комнат на маленьком стульчике сидел мальчик-подросток, в одной руке он держал фонарик, а другой рукой разглаживал нанесённую им на стену штукатурку...» Господь коснулся сердца этого человека, и он значительно уступил нам в цене.
      Во время строительства нашего дома, мы продолжали жить в том доме, который снимали до сих пор. Квартирная плата была довольно высокой, и мы решили, что нужно скорее переселяться  в наш дом, пусть даже в одну комнату, лишь бы сократить наши месячные расходы. И как только,  подключили отопление, мы переселились в недостроенный дом, в котором ещё не было даже полов и электричества. Но нам ещё предстояло сдать наше прежнее жильё, а для этого, по контракту, надо было очистить стены от обоев, вымыть все окна, починить двери, если они нуждались в ремонте, проверить и опять же отремонтировать все выключатели и электрические розетки и так далее. На  весь этот ремонт бывшего жилья и переезд у меня была всего одна неделя отпуска. И я взмолилась: Господи, помоги! Ответ пришёл очень быстро. Зазвонил телефон, и вся редакционная коллегия христианской газеты «Забытый алтарь» приехала на помощь, и почти  одновременно пришла молодежь из нашей церкви. Один из братьев, работавший на грузовике, договорился с начальством, получил на один день грузовик и помог нам перевезти вещи.
     Помню и такой момент, как на следующий день после переезда я, проводив детей в школу, пришла в наш старый дом, упала на пол и просто зашлась в плаче: Господи, тут столько всего нужно сделать, но самое главное - мне нужен электрик! В доме,  где жила большая семья, всегда много ремонта. Не успела я встать с колен, как зазвонил мой мобильный телефон; звонил молодой брат из соседнего города,  которого я совсем не знала, и, представившись, сказал мне: я слышал, вам нужна помощь? Нас четверо молодых братьев, мы бы хотели вам помочь...  Среди этих братьев, как оказалось позже, один был электриком по профессии.
     Помню также одного служителя церкви из другого соседнего города, который белил стены в нашем новом доме. Просто невозможно перечислить всех братьев и сестёр, которые оказывали нам помощь в то время. Но некоторые моменты мне хотелось бы рассказать.  Я настолько уставала, что порой даже не знала, как управиться со всеми насущными семейными делами, а у меня ведь были дети, и их нужно было кормить. И вот однажды, возвращаясь с работы домой,  я размышляла, что бы мне такое приготовить, чтобы было быстро и сытно. Ведь так много надо успеть, да и в больницу к мужу надо бы съездить... Подходя к дому, я увидела моих сыновей, работающих во дворе. Один из них, Алекс, увидев меня, ещё издали закричал: «мама, мама, тётенька из церкви была у нас, она привезла нам два больших подноса с плюшками (сладкие булочки с вареньем), но, знаешь, самых лучших уже нет -  я их съел...». Слава тебе, Господи, Ты знал, как я устала.

                Расставание

     Я понимала, что  однажды наступит в моей семье момент, когда нам предстоит пережить расставание. Господь предупредил  меня, что он заберёт моего мужа и отца наших детей. Это произошло в один из тёплых сентябрьских дней  2004 года. Мой старший сын позвонил мне на работу и сказал, что папе стало плохо...,  меня сразу отпустили домой. Я бежала по улице, на которой находилась фирма, навстречу мне на машине ехал сын, а моё сердце уже знало, что Саши на земле больше нет...
     Я была дома раньше, чем приехала «скорая». Через несколько минут на парковку магазина рядом с нашей улицей опустился  вертолёт, в котором были высококвалифицированные врачи. Мужа пытались реанимировать, но, если Бог сказал: время окончено, - никто не сможет удержать человека на земле. Муж умер на руках у старшего сына. Он шёл по коридору в спальню, и ему стало плохо, он успел позвать сына, закачался и упал ему на руки... Врачи предрекали ему длительную агонию и тяжёлую смерть от удушья.  Но по милости Господа (это опять-таки  был ответ на молитвы), смерть была мгновенной.
     В течение нескольких минут наш дом превратился в дом плача. Плакала я, плакала моя свекровь, приехавшая из Америки, молча стоял старший сын. Мой четвёртый сын, возвращаясь из школы и увидев издалека машину скорой помощи возле нашего дома, побежал по улице и, уже в слезах, ворвался в дом с криком: «мама, мама, что с папой? Он умер? А папа перед смертью мне ничего не сказал? ...». Что я могла ответить ему?  Дети возвращались домой по-одному; портфели летели на пол,  каждый забегал в спальню, застывал возле умершего отца, а потом тихо уходил в свою комнату, и из каждой комнаты слышался плач... Одна из младших дочерей, войдя в дом  и услышав плач, рванулась к отцу (тело увезли через два часа после смерти), ещё не понимая, что произошло, стала обнимать его, а потом отскочила: «мама, мама, почему папа такой холодный?» - «Доченька, папа ушёл в вечность, он умер...» -  «Но почему, мама? Я же так его любила... да, он иногда ругал меня, но я же его всё равно любила...».  Детская искренность...  После того как вернулся последний сын и дети смогли в последний раз проститься с отцом дома, приехала машина-катафалк. В нашем дворе были вырыты траншеи для труб, которые ещё не успели зарыть, и потому гроб пришлось нести. Двум сотрудникам похоронного бюро это было не под силу, пришлось моим сыновьям выносить гроб отца.  Для чего я всё это рассказываю? - Я хочу этим сказать, что, так тяжела бывает беда и невыносимы ее обстоятельства, что  люди часто не справляются с ней. Особенно же трудно это  людям, не знающим Господа; они впадают в депрессию, теряют смысл жизни, а порой даже добровольно уходят из неё.

                Источник силы - Христос

     Я смогла преодолеть мою  беду только потому, что Бог был с нами. Он был моим источником силы. Хотя положение моей семьи на тот момент было настолько критическим, что я даже не знала, на какие средства буду хоронить мужа. Я сознавала это и просила у Господа о помощи.  Он ответил мне через Свой народ, который, придя в день похорон разделить со мной моё горе, оказал нам  финансовую помощь... Господь всегда использует людей, способных услышать Его. Он не смотрит на национальную принадлежность или принадлежность к какой-либо конфессии, Он смотрит на сердце человека и на его готовность творить добро.  Он научил меня доверять Слову Божьему и не бояться завтрашнего дня, но жить одним днём: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Мф. 6:33-34).
     Однажды мне нужно было заплатить большую сумму денег в налоговую контору, а у меня её не было. Я усиленно молила Господа о помощи, но  Он медлил. И вот, когда уже оставалось три дня до срока оплаты, мне позвонила одна сестра, проживающая в соседнем городе, и настояла на том, чтобы мы посетили их. Я просто не смогла отказать ей, потому что она сказала, что оплатит наши дорожные расходы. Но когда мы приехали посетить эту пожилую пару, оказалось, что Господь положил им на сердце дать нам некоторую сумму денег, и это была как раз та сумма, которую мне необходимо было внести в налоговую контору.
     Сколько было таких моментов в моей жизни, когда я взывала к Богу, и Он отвечал мне! Я также хорошо помню то место на тротуаре напротив продовольственного магазина, недалеко от нашей улицы, где я, приостановившись и подняв глаза к небу, из всей глубины моей души воззвала к Господу: Господи, ты довёл меня до этого места в моей жизни, Ты же не бросишь меня сейчас, когда мне так трудно, когда мне нечем оплатить  все эти счета, которые лежат у меня дома. Помоги мне!  И в этот момент я почувствовала Божье присутствие. Я продолжила мой путь домой, но того гнетущего состояния безысходности уже не было. Открыв дверь дома, я услышала телефонный звонок. Звонил один человек, который спрашивал, буду ли я в ближайшие полчаса дома, так как он хотел бы приехать и  что-то нам привезти... Это опять-таки был ответ на молитву: денег, которые привёз этот человек, мне хватило на оплату всех моих счетов.
     Помощь Господа всегда очень разнообразна. Одна христианская семья перечисляла нам целый год ежемесячно некоторую сумму денег, другие приносили продукты, нас поддерживали родственники и друзья. Очень большой поддержкой всё это время для меня была моя старшая дочь, искренняя христианка, с которой мы много молились вместе.

                Божьи ответы

     Но однажды всё изменилось, как будто Кто-то перекрыл этот кран финансовой помощи моей семье. Я по-прежнему нуждалась, но помощь стала приходить с другой стороны. Господь, отвечая на молитвы, стал устраивать жизнь моих детей. Детям было необходимо профессиональное обучение,  и Господь стал нам в этом помогать. Все дети один за другим получили место учёбы, смогли окончить курсы вождения и получить водительские права, а позднее получить и хорошие рабочие места. В Германии нет такой разветвлённой сети общественного транспорта и от наличия водительских прав и машины в большинстве случаев зависит твоё трудоустройство. Господь стал благословлять  заработанные нами деньги. Но для того чтобы это благосостояние пришло в наш дом, нам нужно было приложить физические и духовные усилия. И наше старание было замечено Господом, Он благословил и приумножил то малое, что мы имели.
     Господь открыл мне, что многие христиане разных конфессий все эти годы возносили к Нему молитвы о моей семье. Он дал мне понять, как важно делиться полученным благословением. Нельзя быть просто потребителем Божьих благ, ожидать или требовать помощи от Него и Его народа. Бог нам ничем не обязан и ничего не должен, Он даёт по Своей великой милости и никогда не благословляет лень.  Наш Бог всемогущ, и Он мог бы  дать мне за один раз большую сумму денег, чтобы покрыть все мои банковские долги (хотя и такое бывает), но Он хочет, чтобы мы в Нём нуждались, чтобы мы приходили к Нему, рассказывали Ему все наши проблемы и благодарили Его за помощь. Он хочет, чтобы мы прилагали усилие,  трудились и душой, и телом.
     Иногда мы что-то просим у Бога и не получаем,  потому что просимое не будет нам во благо. Но если поставленная нами цель угодна Господу, Он обязательно ответит.  Все эти годы мои дети учились музыке и пению в христианской музыкальной школе. Когда нам было особенно трудно, и вставал вопрос о том, что детям нужно прекратить занятия, я приходила в молитве к Богу и говорила: Господи, Ты даешь нам хлеб насущный, но дай, пожалуйста, ещё немного больше, чтобы хватило и на музыкальную школу. Я хочу, чтобы мои дети пели Тебе славу и делали это хорошо. Если люди в мире учатся игре на музыкальных инструментах и пению, чтобы воспевать человека и его чувства, то тем более Ты достоин, чтобы Твоё имя воспевалось в народе Твоём. И это было угодно Господу.

                Беда не приходит одна

     Довольно часто бывает так, что беда не приходит одна. Так было и у нас. В плане Господа было спасать моих детей, и Он стал совершать Свою работу в моём доме. Покаялись и получили духовное крещение мои младшие дочери, затем глубоко и искренне покаялся мой третий сын. Господь показал мне, что часто дети, выросшие в христианской семье, бывают в какой-то мере религиозными, но не пережившими личной встречи с Христом. В нашей семье стали происходить события, через которые Бог учил моих детей общаться с Ним, искать Его царства, а Он, в свою очередь, стал прилагать всё необходимое для их жизни на земле.
     Но не все мои дети служили Господу. И Бог, отвечая на молитвы, начал останавливать второго из моих сыновей, желая обратить его к себе. Через четыре года после смерти отца он заболел раком лимфатических узлов и перенёс полный комплект медицинских процедур: операцию, химиотерапию и облучение. До дня своего покаяния перед Богом он шёл целых четыре года, если вести отсчёт от начала болезни. И только после своего покаяния сын рассказал мне, что, когда он заболел раком, то однажды сказал Богу: «Если Ты исцелишь меня и дашь мне жизнь, то я буду, как в детстве, каждый день перед сном молиться Тебе». «Я сдержал моё слово, - рассказывал он, - после успешного лечения, продолжая жить не христианкой  жизнью, я каждый вечер склонялся на колени и говорил с Богом». А Бог, в свою очередь, стал удалять от моего сына всё, что мешало ему отдаться Господу полностью.
     Всё это время мы усиленно молились о нём; молилась я, мои дети, родственники, наши друзья и церковь.  Во время болезни сына произошел один очень необычный случай. В одну русскоговорящую церковь в Америке, которую посещают родственники моего покойного мужа, приехал один миссионер из Африки. После проповеди он призвал народ к молитве, а во время молитвы, обращаясь к присутствующим в зале людям, вдруг сказал: «Дух Святой открывает мне, что у кого-то из присутствующих здесь есть близкие родственники, которые находятся в другом месте, возможно, очень далеко отсюда, может быть в другой стране, или даже за океаном, и они серьёзно больны... Давайте помолимся и попросим, чтобы Господь исцелил их. Я попрошу родственников встать». После его слов встали моя свекровь, брат моего мужа и его жена. Это была работа Святого Духа, для Которого нет никаких границ и разницы во времени. Господь побуждал народ Божий молиться о моём сыне. В настоящее время этот мой сын -  член церкви, он женат и они с женой воспитывают их маленькую дочку.

                Полнота радости

      Однажды мне позвонил один из моих друзей, который живёт довольно далеко от нас, и в разговоре сказал: да что у тебя за судьба такая... Да,  такая вот у меня судьба особенная. Много-много лет назад, ещё в Казахстане,  когда у меня было ещё только трое маленьких детей, а муж  был в командировке, я однажды в молитве сказала Господу: Господи, я не знаю, что ждёт меня и мою семью в жизни, но я очень прошу у Тебя одного: дай мне, пожалуйста, полноту радости в  вечности. А Ты знаешь, что это для меня значит: я хочу увидеть в вечности Тебя, моего мужа и всех наших детей. Пусть Тебе даже придётся провести нас через трудности, болезнь  и лишения, но я прошу: спаси нас и доведи до вечности с Тобою. И я безмерно благодарна Господу за то, что Он приготовил моего мужа к вечности, прежде чем забрал его, потому что я знаю, что Саша ждёт нас в  небе вместе с Иисусом. Я также очень благодарна Господу за Его работу в сердцах моих детей и глубоко сочувствую тем сёстрам, которые молятся о своих неверующих мужьях и необращенных детях, да поможет им Бог. Ну, а благополучие  разные люди понимают по-разному. Одни хотят земного достатка и успеха, другие - большой человеческой любви и телесного здоровья, третьи вообще непонятно, чего хотят. Для меня же, важно спасение моих близких, и наша встреча в вечности у ног Иисуса.
     Хочу сказать тем, у кого в семье всё хорошо: цените это время, наша земная жизнь очень непредсказуема, всё может измениться в мгновение ока. Бог испытает каждого из нас, и для этого у него определено персональное время для каждого. Это видно по событиям в Украине, которые пришли неожиданно и затронули многих, и один Бог знает, чем всё это ещё закончится. Я живу в маленьком старинном городке западной Германии. До недавнего времени он считался очень тихим и спокойным. Но несколько недель назад в одном из кафе, хозяином которого является курд-езид, вспыхнула драка. Группа посетителей чеченской национальности, увидев выставленный плакат с призывом в защиту езидов, начала потасовку, во время которой хозяину кафе отрубили палец руки. Вмешалась полиция, их разогнали. Но хозяин кафе вызвал подкрепление, и в последующие два дня из разных городов Германии съехались курды – езиды, центр нашего города наполнила тысячная толпа разъярённых людей. Полиция в свою очередь вызвала специализированные подразделения, и, слава Богу, погром не состоялся. Господь не допустил этой войны между мусульманами чеченского происхождения и курдами-езидами, но кто знает, что будет завтра. Чеченские мусульмане обещали хозяину кафе, что они ещё вернутся... Таков окружающий нас мир, в котором мы живём в настоящее время.
     Но давайте помнить, что мы христиане, и, какая бы беда ни обрушилась на нас, наш Спаситель Иисус Христос всегда будет рядом с нами, нам только надо позвать Его. Я бы никогда не смогла сама справиться с теми бедами, которые обрушились на мой дом. Это мой сильный Господь Иисус Христос взял меня и моих детей в Свои руки и понёс нас. Это Он справился с моей бедой, слава Ему.
Елена САВЕНОК
Германия,2014