2. Знамена Израиля

Кот Базилио 2
Существование еврейского народа не раз ставило в тупик исследователей его истории.

«Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания…» Н.А. Бердяев «Смысл истории».

В чем источник живучести еврейского народа? Сколько раз предпринимались попытки покончить, наконец, с этими мозолящими глаза  евреями. Спрашивают мудрецы: «Как может спастись овца среди семидесяти волков?» – И отвечают: «Потому что есть Пастух, который отгоняет волков».

Как-то раз сказал император Адриан (1) рабби Йегошуа (2): "Хвала овце, выжившей среди семидесяти волков". Сказал в ответ рабби Иегошуа Адриану: "Хвала Пастырю, который спас и сохранил ее, и убил волков раньше, чем те успели убить овцу". (Мидраш Танхума, гл. Толдот, 5)

Другими словами, не природными качествами своими, удается выжить еврейскому народу среди преследующих его народов, но только лишь потому, что так угодно Всесильному Богу, избравшему этот народ для Себя «царством священников и народом Святым» (Исход 19:6).

Но есть и еще одно объяснение живучей стойкости еврейского народа. Объяснение, которое может показаться странным и несколько натянутым человеку далекому от особого еврейского мировосприятия. 

Рабби Йешая бар Авраам Галеви Гурвиц (3) в книге «Шней лухот габрит» силу вечного существования еврейского народа объяснил повелением Всевышнего исчислить евреев в пустыне. То, что однажды было пересчитано, по его мнению, исчезнуть не может. Так как исчисление придает исчисляемому некое новое качество или свойство, сутью которого и является эта «неуничтожимость».

Как мы уже знаем, Всевышний не просто приказал пересчитать всех евреев определенного возраста, но и повелел каждому еврею определиться с коленом, к которому он принадлежал по рождению. Результаты пересчета нам уже известны.

А зачем евреям нужно было это разделение на колена?

По повелению Бога евреи должны располагаться вокруг Мишкана особым порядком и в походном положении передвигаться в строго регламентированной последовательности.

А чтобы каждому было ясно, где какое колено расположилось, Господь распорядился завести знамена.

Когда Мишкан находился в развернутом, стационарном состоянии, евреи должны были расположиться следующим образом.

На востоке – против входа в Мишкан –  в центре колено Йегуды со знаменем небесно-голубого цвета с вышитым на нем львом. К северу от Йегуды колено Иссахара со знаменем черного цвета с вышитыми золотом солнцем и луной. К югу – колено Звулуна со знаменем белого цвета с вышитым (возможно, золотом) кораблем.

С юга от Мишкана располагались колена: в центре – Реувена, к вотоку от Реувена – Шимона, к западу – Гада. На рубиново-красном знамени Реувена был вышито растение Дудаим (возможно, корень Мандрагоры), очертаниями напоминающее человека. На зеленом, изумрудном знамени Шимона был изображен город Шхем. На бело-черном знамени  Гада был вышит палатный городок.

На севере от Мишкана располагались колена Дана, Ашера и Нафтали. В центре – колено Дана со знаменем синего цвета (сапфира) с вышитым на нем змеем (или орлом). К востоку от Дана – колено Нафтали со знаменем цвета осветленного красного вина, украшала знамя – лань. К западу – колено Ашера с желто-зеленым знаменем цвета хризолита (по другим данным: бледного, голубовато-серого цвета жемчуга) с изображенным на нем оливковым деревом.

К западу от Мишкана стояли потомки Рахели. В центре со знаменем цвета оникса с изображенным на нем волом – колено Эфраима. К северу от него с очень похожим знаменем, но с буйволом – колено Менаше. К югу – с необыкновенно красивым двенадцати-цветным знаменем и белым вышитым волком колено Биньямина.

У тех колен, что находились в центре с каждой стороны, знамя было по размеру чуть больше, чем у соседей. Это были, так сказать, главные знамена каждой стороны.

Эмблемы, вышитые на четырех главных знаменах, соответствовали четырем земным созданиям, окружавшим Престол Небесной Славы (как описано у Йехезкеля 1:10) (4):

1.человеческому образу у подножия Престола соответствовало знамя Реувена, на котором были вышиты растения дудаим (чьи корни внешне напоминают человека);
2.облику льва, находившемуся под Престолом, отвечал флаг Иегуды с изображенным на нем львом;
3.небесному образу быка соответствовал флаг Эфраима, на котором был вышит бык;
4.лику орла у Престола подобен был орел, вышитый на знамени Дана.

У каждого стана был небесный покровитель: у Йегуды – архангел Гавриэль, у Реувена – Михаэль, у Эфраима – Рафаэль, а у Дана – Уриэль.

Колено Леви хоть и располагалось отдельно – ближе к Мишкану – также имело свое знамя. Три вертикальные полосы: белая, черная и красная. А изображен на знамени был нагрудник из облачения когена.

Левиты располагались вокруг Мишкана по домам. С востока, против входа, стояли шатры Моше, Аарона и его детей. На западе – потомки Гершона, на юге – Кегата, а на севере – Мрари.

В поход выступали в следующем порядке. Первыми шли колена под знаменем Йегуды, вторыми – Реувена. Далее следовали разобранный Мишкан и его утварь. Затем колена, возглавляемые Эфраимом, а замыкали шествие люди Дана.

Покровы и завесы Мишкана везли на буйволах. Ответственными за их транспортировку были левиты Гершона. Брусья, засовы и подножия также перевозили буйволы, а присматривали за ними левиты Мрари.

А вот всю служебную утварь Мишкана и Ковчег несли на руках левиты Кегата. Каждый предмет был тщательно укрыт несколькими слоями ткани и шкурами. Разбирали и собирали внутреннюю часть Мишкана, расставляли и заворачивали в ткани служебную утварь исключительно когены.  Поэтому левиты никогда в своей жизни не видели, что находится в Святая Мишкана, а уж тем более, в Святая Святых.

Иллюстрация: Знамена колен Израиля.


(1)Император Адриан – Публий Элий Траян Адриан (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus, 76 – 138) – римский император в 117–138 гг. н.э. По его задумке на месте разрушенного Иерусалима необходимо было построить город Элию Капитолину (Colonia Aelia Capitolina), а на храмовой горе храм в честь Юпитера Капитолийского. Намерение императора стало одной из причин восстания Бар Кохбы (132-135). Восстание было подавлено, а Элия Капитолина отстроена. Евреям под страхом смерти запрещено было даже приближаться к городу. Да и в самой  Палестине не осталось ни одного еврея.

(2)Рабби Йегошуа бен Ханания – выдающийся полемист и герой Мишны, ученик рабби Йоханана бен Закая, выступал от имени дома Гилеля в спорах с учениками Шамая. Благодаря его активности школа Гилеля в галахических спорах одержала верх над школой Шамая.

(3)Рабби Йешая бар Авраам Алеви Гурвиц (Шла Акадош, ок.1565-1630 гг.) – один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и кабалист, автор книги «Шней лухот абрит» (Две скрижали завета).

(4)Весь абзац из книги Моше Вайсмана «Мидраш рассказывает».