Помочь хотели

Петр Белоножко
-Выйди, там к тебе твои друзья пришли- это моя супруга Валентина, для моих друзей- тётя Валя, зовёт со двора. Выхожу, стоят скромно за воротами, дальше ни шагу, опять что то натворили, не иначе. Как натворят, так под строгий тёти Валин запрет- в ворота не лезть. Ничего, отойдёт помаленьку, и опять радостная братия во дворе со своими проблемами и заморочками. А пока за воротами:
- Дядя Петя, мы прощаться пришли…

Значит всё -таки уезжают мои маленькие друзья. Долго ходили слухи, что закрывают находящийся неподалёку детский приют, переводят в другой, объединяют. Но вот прибежали прощаться. Значит всё-таки уезжают. Тянут по взрослому ручонки:-«До свидания, дядя Петя, поехали мы».
- Бог с вами мои маленькие «помощники», я вам позвоню. До свидания…
За несколько лет, что прожили  здесь эти ребятишки, мы с ними каким- то образом сжились, сдружились, делили радости и горести. Маленькие, а повидали и пережили на своём коротком веку всякого, через край, подранки, рождённые в военных девяностых годах.

- Что от них ждать, то магнитофон украли, то велосипед угнали - ворчит тётя Валя.
 Оправдываюсь:- «Прибирать надо вещи, вводите в соблазн ребятишек».
-«Чтобы больше ноги их не было!»…Смотришь и точно, некоторое время не показываются, боятся справедливого тёти Валиного гнева.

 Но знают, отходчива и добра, и опять вот они, разбойники. Бегут как - то с рыбалки:
-Дядя Петя, дай крючок! Там рыба клюёт, скорей пошли…
А тётя Валя пирогов напекла, угощает - горячие, с капустой, со сметанкой, как откажешься? Бросили удочки, расселись, уминают пироги:
-Ой, спасибо, тётя Валя, вкусно, как хорошо у вас.
А она голову рукой подпёрла и по взрослому с ними о жизни, о болезнях, о деньгах . Разговаривают. Сижу на крылечке, дверь открыта, слушаю их разговоры. Слышу, самый старшенький говорит:
- Тётя Валя, а вы возьмите меня к себе, я вам помогу.
 Загорюнилась она: Да как тут возьмёшь? Своих двое и здоровье уже не то, вдруг завтра слягу, пропадёте совсем, и пироги мы не каждый день едим.
Погоревали, побежали дальше. Уходя уже, старшенький подошёл:
-Возьмите, дядя Петя.
Что тут скажешь? Трудный вопрос.
-Я поговорю с тётей Валей, посоветуюсь, ладно?  Приходи завтра.
Убежали. Через полчаса прибегает: Если меня возьмёте, братишка -то один останется, его тоже возьмите, ладно?
-Ладно, я поговорю, беги.
Может поймут или может забудут до завтра. Задумались мы с Валентиной:- как брать? Здоровьишка у неё нет,  а за детьми глаз да уход нужен, как ни крути, а там, в приюте, для них лучше. Так тому и быть.
 Наступило утро, стучат. Не забыли. Открываю ворота. Стоят, старшенький с братиком и ещё трое, неподалёку, за крапивным кустом, у забора стеснялась маленькая девочка. Объясняют:
-Это два другана, они тоже с нами, всяко –разно.
- А это кто? Что то незнакомы парнишонка?               
    -Да вот недавно привезли из далёкой деревни, его надо брать обязательно, сестрёнка вон маленькая у него, её тоже.
Как стоял, так и сел на подворотнюю доску и за голову взялся:
-И что я натворил!? И куда я вас дену?

Постояли, опустив головёнки. И пошли они, солнцем палимые. Маленькое беспокойное братство - один за всех и все за одного. Вот такие пироги.
Если бы такие.  Потом, много дней позже я узнал, что это были за пирожки и с чем.  Тогда ещё, рассуждая с тётей Валей за жизнь, старшенький решил ей помочь. Из детдома брали детей в крепкие семьи- дети должны расти в семьях, а не в казённых домах, и материальную сторону предусмотрели, деньги для их содержания тоже в семью. Вот он своим умишком пораскинул:- возьмёт его тётя Валя и будет получать деньги, вот и помощь. Поделился своей идеей с братиком. Тот тоже подхватился помочь. Это тогда он и прибегал за него спросил. Вечером, шила в мешке не утаишь, обсудили свой замысел с верными друганами, они тоже согласны помогать тёте Вале и дяде Пете.
Недавно в приют привезли откуда-то издалека парнишонку с маленькой сестрёнкой, они подружились с ним, как он без них? Надо брать. Сестрёнка маленькая, глупенькая,-но тоже,  деньги. И по хозяйству помогать будем, всё умеем. На том и порешили:- хватит тёте Вале, и на лечение, и своим детям.

 Пошли. Маленькое Христово воинство под флагом такой вот идеи. Долго не мог я понять, откуда это у них, осколков нашей непутёвой жизни? Чуть встанут на ноги, поедят досыта и уже тянут ручонки- помощь подают. Каждый из них столько пережил за свою маленькую жизнь, узнаешь, волосы на голове шевелятся, им бы озлобиться бесконечно на этот мир! Нет, надо уже кому - то помогать, конфетой, сочувствием или даже так, своей жизнью, главное, что всегда наготове сострадание и наивная детская мысль работает: « Помочь, помочь…»

Откуда это в них, самых слабых звеньях нашей российской жизни? Искал я и не мог найти ответа. Перетряс отечественных русских и советских классиков, уж они то всё исследовали, все  закоулки души российской исковыряли своей трудовой лопатой. Нет. Оставалась последняя надежда:- наш родной, детдомовский Астафьев. Надо было с его книг и начинать. И в них как на ладошке: вот она- истина. Две строчки. А объяснили всё.
 Уезжали мои маленькие друзья, что им скажешь на прощание?- Бог с вами, мои маленькие помощники, до свидания. Я вам позвоню… Всё у вас будет хорошо. Вы в добрых, надёжных руках.
 «А зёрна, уроненные доброй рукой в родную, слезами и потом орошённую землю, всенепременно дадут всходы. Всенепременно». И пусть простит Виктор Петрович меня, недостойного, что я  посмел прикоснуться к его святым строкам.