Стимул и реакция

Григорий Азовский
Сидим с приятелем за столиком у стены, выложенной из натурального камня. Над нами колышутся  раскошные лапы величественной сосны.
 Наслаждаемся шашлычком, запивая его сухим красным вином. Рядом дымится мангал с шампурами, загруженными нежными, ароматными  кусочками мяса, замоченными в яблочном уксусе.
   - Ты помнишь, - говорит приятель, - анекдот о солдате и его сложном отношении к кирпичу.
- Конечно. Конечно, - подхватил я. - Не только к кирпичу, но и к другим, случайно отобранным объектам. Стимулы  разные, а реакция одна и та же.Солдатику предлагают и то и сё, а у него  реакция  одна и та же: в его сознании возникает образ  женщины.
- Это, в общем, интересный психологический эксперимент. Не знаю, как здесь в смысле Фрейда, но по-житейски все очень прозрачно. Помню, в армии уже на втором году службы я думал исключительно о дамах. Ничего удивительного.
- Да, мой друг. «Без женщин жить нельзя на свете, нет». Но все-таки мы иногда отвлекаемся от таких вредных мыслей. Редко, конечно. Особенно, когда выпьешь лишнего. Но только не думаешь, а сразу приступаешь к агрессивным действиям.
- А давай сами проведем эксперимент. Интересно, что получится. Верна солдатская теория или нет?
- Ну, давай. Что выберем в качестве стимула?
- Ну, например, пусть это будет …. Приятель чуть помедлил. – Чего далеко идти? Пусть это будет вот эта сосна.
Я ничуть не смутился и затараторил:
- Когда я вижу эту сосну, в моем сознании возникает чудная сосновая роща, в которой много грибов: белых, черных и красных, тьма черники и брусники. И вдруг на опушке я вижу белую косыночку…и силуэт…
- Все, все. Стоп!  Готово. Зафиксируем. А теперь выдай достойный стимул ты.
- Так, так. Сейчас. Подумаю. Ну, ладно. Перед нами  каменная стена. Какие мысли рождаются в тебе, когда глядишь на эту стену?
- Когда я вижу эту стену, я думаю о том, сколько сил и средств ты затратил на ее возведение, сколько испытал  хлопот и ехидных замечаний жены…
- Ну, поехал. Все . Фиксируем.. Начало неплохое. Жена и стена. В рифму. А вечером ты ее прислонил к стенке и…все, все.., извини.
 - Ну а теперь я. Перед тобой шампур.
-  Ну, ты это чересчур. Слишком очевидный стимул. И реакция еще очевидней.
- Тогда пусть будет так. Вот перед тобой кастрюлька с перчиком, у мангала.
- Ну, запел: ты моя кастрюлька, я твой перчик. Ты такой реакции хотел? Вот и получай.
- М-да. Не вырваться нам из этого порочного круга, оставшись непорочными. А солдатик-то прав. Куда не гни, везде торчат ушки женщины. Мы с тобой не солдатики. Ты – профессор, я хореограф. И туда же. Видимо, это какой-то психологический закон. А против закона не попрешь.
- Смотри, Смотри! Трясогузка! Как скачет-то! Класс!  Балерина  да и только.
Мы рассмеялись. Все едино: сосна, стена, кастрюлька, трясогузка  или балерина.