Стелла Бертон

Лилия Левендеева
           Найти в архивах данные об Алексе Бертоне Дмитрию не составило особенного труда.  Алекс Бертон, родился   и прожил всю свою жизнь в Петербурге.  Жил с матерью и бабушкой. Отец его  Николас Бертон умер, когда Алексу было всего 5 лет. Окончил с отличием университет, аспирантуру, преподавал  в университетах Петербурга (Ленинграда), закончил свою трудовую деятельность в звании профессора, имел научную степень доктора исторических наук. Дмитрий обнаружил  множество публикаций в журналах как отечественных, так и зарубежных,  автором которых являлся Алекс Бертон, а также  изданные  и переведенные на иностранные языки его книги  с глубоким анализом  политических, экономических и социальных  общественных отношений  в княжествах  Киевской  Руси. Был женат на Галине Елизаровой, дочери чекиста, следователя НКВД подполковника Платона Елизарова.  Их брак продлился всего лишь полгода. Детей от брака не имел и вторично не женился.
            Дмитрию после долгих  поисков родственников жены Алекса Бертона, посчастливилось отыскать  дочь двоюродной  сестры Галины – Наталью Алексеевну Стародубцеву. Приехав в Петербург  утром, Дмитрий позвонил Наталье Алексеевне.
- Жду Вас с нетерпением, рада помочь Вам, Дмитрий, -  услышал он приветливый доброжелательный женский голос.
И вот Дмитрий в маленькой уютной квартире  Натальи Алексеевны.  В небольшой комнате стоит старинный  полированный чёрный  рояль,  теснятся у стен шкафы, заполненные книгами, статуэтками, вазами, сувенирами, портретами членов семьи в тусклых  позолоченных  рамках.
            Наталья Алексеевна, по профессии преподаватель музыки,  но уже пребывающая десять лет на пенсии, полная пожилая женщина, с гладко зачёсанными седыми волосами,  внимательными серыми глазами  и приветливой улыбкой,  усаживает Дмитрия в кресло и садится напротив него.
- Я очень рада, что могу Вам чем-то помочь, - снова заверяет Дмитрия эта приятная располагающая к себе женщина, - постараюсь вспомнить и рассказать Вам всё,  о моей тёте Галине  Платоновне:
               
            -Родственные отношения моей мамы  Анны Филипповны  с Галиной и её родителями не были  близкими и тёплыми  из-за какого-то конфликта, произошедшего много лет назад в их семье. Сближение  и  дружба между двоюродными сёстрами начались после замужества Галины. Моя мама была приглашена на свадьбу Галины с Алексом Бертоном. Сёстры  почувствовали симпатию друг к другу,  и, забыв давнюю неприязнь своих родителей, они восстановили родственные отношения. Я в то время была ещё девочкой, но  восхищалась своей тётей.  Галина была очаровательной, умной, но слишком романтичной и чувственной и несколько легкомысленной  женщиной. Она легко поступила в университет на факультет иностранных языков, но  к несчастью своих родителей,  познакомилась с молодым человеком, художником, ведущим довольно вольный образ жизни. Арсений, так звали  этого молодого человека,  быстро втянул  доверчивую, влюбленную в него «по уши» Галину в этот свой образ жизни: постоянные встречи с друзьями,  вечера с танцами, выпивкой, разговоры об искусстве, политике,  сплетни об известных авторитетных   людях,  и  конечно, о  поиске средств на  продолжение своей  «свободной» жизни,  непризнанных « гениев искусства».
         Дело закончилось тем, что Галина перестала на втором курсе посещать занятия, и всё время проводила с Арсением в его мастерской, начала позировать ему в довольно неприличных одеждах и позах, встречаться с ним и его друзьями и пропадать на вечеринках  в этой кампании, до утра. А однажды Галина в отсутствие родителей дома, взяла без разрешения довольно крупную сумму денег, якобы помочь Арсению, попавшему в подозрительную авантюру.
Отец Галины, обративший, наконец, внимание на поведение дочери, быстро принял меры. Он перевёл её в другой университет, так как ей грозило отчисление в прежнем, и  обсуждение её поведения  на заседании  комитета Комсомола.
         Галина, поняла всю трагичность своего положения и  искренне раскаялась в своих легкомысленных поступках. Весь учебный год она не пропускала ни одной лекции в университете, старательно  учась, и сдала экзамены  отлично. Отец был очень рад таким исходом дела. Но ещё более обрадовался, услышав от дочери, что преподаватель университета Алекс Бертон  жаждет встретиться с ним, познакомиться и сообщить  о своём намерении жениться на Галине.
Свадьба  Алекса Бертона и Галины Елизаровой была удивительно красивой и торжественной. Алексу было в это время уже тридцать восемь лет. Высокий, стройный, в строгом чёрном костюме, он выглядел очень элегантно, а  двадцатидвухлетнюю Галину в длинном белом свадебном платье, с тюлевой  фатой на светлых пышных волосах, можно было сравнить только с принцессой из волшебной сказки.
Мать Алекса и его бабушка тепло и сердечно приняли Галину в свою семью. Особенно она сблизилась с  Эмилией Фридриховной – матерью  Николаса Бертона, отца Алекса. Эмилия Фридриховна называла невестку только «наша Галиночка» и они  проводили в задушевных доверительных  беседах очень много  времени. Эмилия Фридриховна подробно рассказывала о загадочной  истории рода Бертонов, о своем детстве и юности, проведённых на родине,  в Германии  (она была немкой по национальности),  о трагедии с сыном  Николасом – инженером  литейного завода, который погиб, спасая рабочих, во время  аварии в цехе.  Николасу  было  тогда  всего двадцать девять лет...
        К сожалению, счастливый брак продлился всего полгода. Арсений, узнавший об удачном  замужестве своей бывшей подруги на талантливом, успешно делающим карьеру и материально достаточно обеспеченном  научном сотруднике,   незамедлил нанести ей визит. Он сообщил, что находится в трудном финансовом положении и потребовал с Галины большую сумму денег.   Галина отказала ему в просьбе и предложила больше не вмешиваться в её личную жизнь. Арсений, привыкший к низким подлым поступкам, тут же шантажировал её. Он пригрозил Галине, что расскажет в подробностях её мужу Алексу их совместную интимную жизнь и покажет рисунки, где она изображена в обнажённом виде. Галина поняла, что  стала заложницей Арсения в его отвратительной авантюре, и он будет шантажировать её долгие годы, видя свою выгоду. Она  срочно уезжает в Москву к родственникам и подает на развод с мужем.  Из-за отсутствия  уважительных причин расторжение брака было отклонено. И только через  некоторое время  Галина смогла официально зарегистрировать свой развод.
          Живя в Москве, Галина несколько раз приезжала к своей двоюродной сестре Анне, моей матери. Я в то время была  ещё подростком, но с большим вниманием вслушивалась в откровенные разговоры  сестёр. Из этих разговоров я узнала, что Галина живёт у своих родственников, работает и заочно заканчивает университет. Она родила от брака с Алексом Бертоном  ребёнка – девочку, но  Алекс Бертон не знает об этом. Галина держала это втайне от бывшего мужа.
- Вы точно помните, что Галина родила девочку, а не мальчика? – поспешно спросил Дмитрий.
- Да, точно, - удивленно ответила Наталья Алексеевна, - она не раз говорила это моей маме, что у неё родилась от Алекса Бертона дочь, и она назвала её Стеллой...-
          Как-то в разговоре с мамой Галина  упомянула вскользь о встречах с Эмилией Фридриховной. Возможно, Эмилия Фридриховна знала о рождении ребёнка. Галина могла открыть эту тайну ей, так как их отношения были очень доверительными и дружескими. Эмили Фридриховне в ту пору было восемьдесят с лишним лет. Но она  никогда не жаловалась на здоровье, не досажала родным своими проблемами,  и  умерла тихо и внезапно от остановки сердца.
          Потом началась война, блокада Ленинграда... Моя мама умерла во время блокады... Также произошла трагедия и с родителями Галины. По неизвестным мне причинам её отец Платон Елизаров был  в самом начале войны разжалован, его  исключили из рядов Коммунистической партии, лишили всех чинов и званий и отправили на фронт в штрафной батальон. Он погиб через месяц, совершив героический подвиг. Из штаба дивизии поступило представление в Москву на присвоение  Платону Елизарову звание Героя Советского Союза, посмертно, но документы на представление были отложены для особого рассмотрения,  а  потом затерялись.  В пятидесятые годы дело Платона Елизарова, как и других жертв репрессий,  было рассмотрено специальной комиссией,  он был признан невиновным и реабилитирован.  Мать Галины, сразу после войны умерла от передозировки лекарств. Было предположение, что она приняла эти лекарства намеренно, чтобы  расстаться с жизнью.
          После  войны я вышла замуж за офицера Стародубцева Георгия, мы прожили вместе двадцать три года, воспитали двух сыновей. Муж умер в  сорок восемь лет, дали знать о себе военные раны.  После смерти моей матери переписка с Галиной у меня прервалась, и я не знала о ней ничего. Как-то от родственников, уже через много лет, я узнала, что Галина  умерла в конце пятидесятых годов, а о судьбе её дочери Стеллы ничего им неизвестно. Последнее время Галина отдалилась от родных, видимо боялась, что откроется тайна рождения дочери. Почему  она не хотела, чтобы Алекс Бертон знал о ребёнке, я так и не могла понять.-
- Может, мои воспоминания сумбурны, простите, меня, я старалась рассказать всё, что помню о Галине, -  виновато улыбаясь, сказала Наталья Алексеевна, прощаясь с Дмитрием.
- Я  очень благодарен Вам, за всё. Вы не представляете, как помогли мне, - поспешно ответил Дмитрий. В порыве благодарности он взял руку Натальи Алексеевны и поцеловал, - Всего, Вам, доброго, Наталья Алексеевна! –
- Храни Вас, Господь...- услышал он, выходя на площадку.

             Дмитрий ехал в Москву с удивительно  лёгким и радостным чувством на душе. Оно переполняло его. Эта милая, добрая, отзывчивая женщина словно зарядила его душу какой-то удивительной, положительной светлой энергией.

             Вечерами Дмитрий задерживался в издательстве. Он продолжал переводить рассказы Алекса Бертона на английский язык. Хотелось побыстрее  закончить перевод и выслать в Англию своему новому другу, фермеру Уильяму Вуду.  А также  он предпринимал попытки найти в архивах Москвы  какие-либо сведения  о  дочери Алекса Бертона – Стелле.

             Однажды,  Дмитрий вернулся вечером домой, довольно поздно.
Дверь открыла жена Ирина, она, вот уже месяц,  как была в декретном отпуске. Пока Дмитрий в коридоре снимал куртку и  кроссовки, она зашла в кухню, включила чайник и открыла холодильник.
- Не беспокойся, Ириша, - сказал Дмитрий, с жалостью смотря на худенькую фигурку жены  в свободном халатике, под которым  выделялся большой круглый живот, - иди, отдыхай, я попью чая только... Тебе завтра на прием? –
- Да, - ответила тихим усталым голосом Ирина, поставила на стол хлеб, масло и колбасу, - я пойду, прилягу, сегодня голова весь день болит что-то...-
Взявшись за ручку двери, оглянулась: - Дима, ты поздно стал приходить домой,  работы много? –
- Помнишь, я рассказывал тебе о фермере из Англии?  Я занимаюсь сейчас поиском информации о его родственнике, жившим в России, его звали Алекс Бертон.  Дело продвигается, правда с трудом, но я обещал Уильяму...- ответил Дмитрий.
- Наверно фамилия Бертон очень распространённая в Англии, - задумчиво произнесла Ирина, - у моей бабушки была фамилия – Бертон.-
Дмитрий вздрогнул от неожиданности и почему-то со страхом,  поборов волнение спросил: - Ириша, а как звали твою бабушку? –
- Стелла... -  не обернувшись, как-то равнодушно и безразлично  ответила жена и  вышла  в коридор.

           На следующий день Дмитрий съездил с Ириной в больницу. Он успокоился, после разговора с гинекологом, который заверил его, что  результаты всех анализов хорошие и причин волноваться о состоянии здоровья его жены нет никаких оснований.
- Побольше кушать фруктов и гулять на свежем воздухе! – бодро напутствовал врач, счастливую пару, покидающую его кабинет.
             Вечером,  Дмитрий осторожно спросил Ирину: - Ириша, почему ты никогда не говорила мне, что у тебя есть бабушка, ты даже не познакомила меня с ней? –
- Она умерла несколько лет назад, - вздохнула Ирина, - но я расскажу тебе о ней, если это тебя интересует, - слабо улыбнулась она.
            Когда моя мама сообщила ей, что собирается выйти замуж, бабушка была категорически против этого брака. Она знала этого молодого человека, моего будущего отца, и терпеть его не могла. Но моя мама была уже беременна и  настаивала на создании семьи. Бабушка согласилась, скрепя сердце, но ушла из квартиры, чтобы не видеть ненавистного зятя. Она сняла однокомнатную  маленькую квартирку на окраине Москвы. К нам она никогда не приезжала, но материально помогала матери, посылала нам подарки, иногда мы с матерью посещали её. Она работала в редакции  «Московский комсомолец», потом в редакции журнала «Огонёк». Ей не раз предлагали  повышение на службе, но она отказывалась. Говорила, что корреспондент – это её призвание,  а чиновников в шутку называла бюрократами.
           Моя мама вскоре поняла, что бабушка была права, жизнь с мужем у неё так и не сложилась. Через несколько лет  муж ушёл от неё, оставив маму с детьми,  без всякой поддержки и помощи. Бабушка к тому времени была уже на пенсии. Но она продолжала работать дома. Много писала, правда, что она писала, нам  было неизвестно. Но точно, это были не статьи в газету, а что-то иное, но  очень важное для бабушки. Хотя мама, часто обращаясь к этой теме,  осуждала бабушку.
 – Чем писать днями какие-то фантазии, лучше бы больше уделяла времени своим внукам, - ворчала она.
Меня, после окончания университета  устроила  на работу в издательство  бывшая коллега и подруга бабушки, Нина Петровна, которая ко мне очень хорошо относилась, ну это ты уже знаешь сам...
Иногда мне казалась, что бабушка что-то хочет мне рассказать,  но не решается. Может быть именно о том,  что она пишет.  Возможно, она предчувствовала свою смерть и хотела мне открыть свою тайну, но не успела.  Ведь когда она умерла, мне исполнилось   всего лишь тринадцать лет, я была ещё мала, и не могла серьёзно и осмысленно понять важность бабушкиного труда.
            - Ириша, у нее, возможно, были подруги, с которыми она делилась своими секретами? – с надеждой спросил Дмитрий.
- Да, соседка, Алла Борисовна. Они были в хороших дружеских  отношениях много лет, и Алла Борисовна знает о моей бабушке,  я уверена, очень много. Я дам тебе её адрес, если тебя это интересует,  - сказала Ирина.
Она написала на листке блокнота адрес и протянула Дмитрию.
- А как здоровье Нины Петровны, ты звонила ей? -  спросил Дмитрий, взяв листок с адресом.
- Нина Петровна в больнице, - ответила Ирина, и  с трудом продолжила, - у неё рак, нет никакой надежды...-
- Она знает? Надо съездить к ней в больницу, - Дмитрию стало тяжело от бессилия чем-то помочь своей бывшей коллеге и наставнику.
- Да, она знает, но держится, не поддаётся отчаянью,  Нина Петровна всегда была сильная духом, с  твёрдым  стойким к бедам характером, – ответила Ирина,  и тут же созналась, - я ездила к Нине Петровне вчера...-
И Дмитрий понял, почему Ирина так плохо чувствовала себя вчера вечером.

           Дмитрий поднялся на  пятый этаж.  Подойдя к двери с табличкой «21» он нажал на кнопку звонка. В квартире послышались лёгкие шаги, дверь открылась. На пороге стояла пожилая женщина и  растерянно, прищурившись, смотрела на гостя.
- Меня зовут Дмитрий. Я муж Ирины, внучки Стеллы Бертон. Мне хотелось бы поговорить с Вами... – начал Дмитрий.
- Господи! Муж Ириночки! Проходите, проходите, прошу Вас! Господи, так неожиданно... Я так рада,  Капитолина говорила мне о Вас. Она очень хорошего мнения... Садитесь, сейчас я поставлю чай, - засуетилась женщина.
           Дмитрий зашёл в комнату  из полутёмного коридора и наконец, имел возможность рассмотреть Аллу Борисовну.  Она  была среднего роста,  с короткой стрижкой светлых волос, большими голубыми глазами на красивом, овальной формы лицом, полными «сердечком»  губами,   небольшим  прямым, с лёгкой горбинкой,  носиком.  Ей было видимо семьдесят с лишним лет, но время не могло полностью стереть её былую красоту. Сияющий, живой блеск глаз, нежную радостную, как у ребёнка улыбку...
Вскоре на столе появилась вазочка с вишневым вареньем, тарелочка с печеньем, чашки с горячим чаем.
- Я знаю, что Ириночка в положении, - начала Алла Борисовна, - как её здоровье? Ведь она была такая слабенькая в детстве.-
- Спасибо. Всё хорошо. Недавно мы были у врача, он заверил, что беременность  протекает нормально, никаких осложнений нет, - успокоил Дмитрий.
- Слава Богу, слава Богу, - обрадовалась Алла Борисовна.
- Алла Борисовна, Ирина сказала мне, что Вы были подругой её бабушки. Не могли бы Вы о ней рассказать, как можно подробнее. Дело в том, что я встретился случайно с их родственником,  живущем в Англии, его интересует судьба Бертонов. Об Алексе Бертоне я нашёл информацию, теперь хотелось бы узнать о жизни его дочери Стеллы. Впрочем, мне самому интересно было бы  узнать подробности её жизни, - сказал Дмитрий.
         - Да, да, конечно! Я с удовольствием расскажу Вам, всё, что знаю. Мы жили со Стеллочкой на одной площадке, более пятнадцати лет. С тех пор, как она ушла от дочери. Здесь она и закончила свой жизненный путь, в шестьдесят пять лет, - с грустью произнесла Алла Борисовна.
- Вы, пейте чай, а то остынет, а я буду рассказывать Вам о Стеллочке.  Сейчас, соберусь с мыслями, с чего начать...-
           Мы познакомились  со Стеллочкой не сразу. Она, видимо сильно переживала разрыв с дочерью,  была молчалива и замкнута. Наш разговор при встрече ограничивался словами «Добрый, день»,  или такими дежурными фразами, как «Какая прекрасная погода сегодня», «С праздником Вас!» и  нечто в таком роде. Но друг как говорится, познаётся в беде. У меня скоропостижно скончался муж. Я была совершенно сломлена горем.  И тут  пришла на помощь Стеллочка. Она поддерживала меня морально, оказывала помощь в работе по дому, старалась, как могла  помочь пережить мне моё горе. Так она и осталась моим верным другом и помощником на долгие годы. Я удивлялась часто её силе воли. Несмотря на свои проблемы, она с состраданием относилась к чужим людям, их горю.
          Что Стеллочка рассказывала о своих родителях? Об отце мало упоминала, а о матери, Галине Платоновне вспоминала с любовью и печалью. Она рассказывала о её трагической судьбе,  причиной  несчастий была  легкомысленная ошибка в юности. Галина очень страдала, уйдя от мужа, она любила его, восхищалась им и  очень сожалела о случившимся. Она  даже предполагала, что Арсений всё-таки рассказал мужу об их взаимоотношениях и возможно утверждал, что ребёнок от него, хотя это было, разумеется, неправдой. Стелла рассказывала, что мать   знала о Бертонах  и их предках,   очень много интересного и даже загадочного. Она пересказывала дочери свои беседы с бабушкой Алекса и Стелла затаив дыхание слушала их, и запомнила на всю жизнь.
           Я видела, как тяжело переживает Стеллочка,  что не имеет  возможности общаться с  Капитолиной и внуками. Но между ними стоял Анатолий –  её зять, который действительно был очень непорядочным человеком. Живя с Капитолиной, он имел много знакомых женщин. Пока Капитолина работала в конструкторском бюро и получала приличную зарплату, он жил с ней. Но как только из-за болезни Ириночки ей пришлось сменить работу, и доходы стали значительно меньше, он ушёл из семьи, оставив жену с больной дочерью и маленьким сыном  совершенно без средств к существованию. Стеллочка помогала им,  но Капитолина создавала некую преграду во взаимоотношениях. Видимо из-за гордости, не хотела признать свою ошибку, которую совершила, выйдя замуж за Анатолия. Эти холодные отношения между бабушкой и матерью чувствовали дети. И Стеллочка, выйдя на пенсию больше времени проводила дома за пишущей машинкой и книгами.
          Как-то я поинтересовалась, о чем она пишет. Стеллочка улыбнулась и ответила, что она раскрыла тайну предков Бертона и обязана написать об этом. Я не удивилась, ведь всю свою трудовую жизнь она была корреспондентом и писала о судьбах людей. Как она могла оставить это занятие?
          Со Стеллочкой в редакции работала молодая женщина, которой  она оказывала большую профессиональную помощь, многому учила. Выйдя на пенсию, Стелла не порывала с ней связь и часто приглашала к себе в гости. Так я познакомилась с Ниной Петровной. Стелла, заботясь о будущем внучки, просила Нину Петровну, если случится что, помочь Ириночке. И Нина Петровна действительно помогла, уже после смерти Стеллы. Когда Ириночка окончила университет, она взяла её к себе в издательство, где работала заведующей отделом.
            Сейчас я принесу Вам балетку Стеллочки с  её бумагами, а Вы посмотрите вот эту фотографию. Это мы на субботнике, во дворе сфотографированы, давно  двадцать с лишним лет назад, весь двор деревьями засадили!-
            Алла Борисовна протянула снимок Дмитрию и вышла.
- Балетка, - подумал Дмитрий, - какое-то странное название, - и посмотрел на фотографию. На ней стояла, улыбаясь, с саженцем в руках, выглядевшая молодо не по годам, и очень красивая Алла Борисовна, в свитере и черных плотно облегающих фигуру брючках. Рядом с ней  - высокая стройная женщина в спортивном костюме, опиралась на лопату и тоже улыбалась.  И Дмитрий сразу узнал в этой женщине  свою старую знакомую. Ту самую бабушку, которую он встретил десять лет назад в парке, и она рассказала ему легенду о драконах.
- Так это была Стелла Бертон - бабушка в синем плаще с зонтиком-тростью ...
Стелла Бертон... – Дмитрий положил фотографию на стол и  услышал испуганный голос Аллы Борисовны: - Что с Вами, Дмитрий? Вы так побледнели.-
- Простите, всё в порядке, устал немного, - поспешно ответил Дмитрий.
Алла Борисовна подала ему маленький чемоданчик с двумя блестящими металлическими замочками.
- Так вот, что такое  «балетка», - подумал Дмитрий.
- Спасибо Вам, - поблагодарил он Аллу Борисовну.
- Заходите ко мне, - попросила она, - я  постараюсь вспомнить ещё что-нибудь,  приходите с Ириночкой, я так давно не видела её. Берегите свою жену, пожалуйста, - торопливо говорила Алла Борисовна, выходя вслед за Дмитрием в коридор.
         И когда Дмитрий хотел, было уже выйти из квартиры, остановила его: - Подождите, я хочу открыть Вам тайну Стеллочки. Говорить мне об этом трудно, но унести эту тайну  с собой в могилу не могу. Дело в том, что Стеллочка никогда не выходила замуж и никогда не рожала ребёнка. Капитолина не её дочь. Однажды, возвращаясь из командировки, на вокзале она была свидетелем страшного случая. Нашли в картонной коробке младенца завернутого в одеяло. Стелла приняла активное участие в спасении ребёнка и сопровождала его в приют. А на следующий день не выдержала, поехала в приют и забрала девочку, удочерила Капитолину. Так вот случилось, - и Алла Борисовна облегченно вздохнула, - Капитолине я не могла это сказать, не решалась.-
          Дмитрий подошёл к остановке, сел на скамью и открыл балетку. В ней лежала толстая тёмно-зелёная папка. На полоске бумаги, приклеенной к ней, было написано крупным ровным почерком «По дороге к бессмертию».