Красная горка

Элина Юрьева
Сегодня встали с бабушкой Раей пораньше. Наспех позавтракали. Оделись. Идём на остановку. Нужно успеть ко времени. Автобусом доехали до поворота на хутор Ивановский. Утро прохладное и серое. Даже не хочеться разговаривать. Мы одеты в плащи и туфли. Я несу зонт на случай дождя. У бабушки в сумке, сшитой её руками, хлеб, конфеты, печенье. Гостинцы не для меня. Мы приехали к моей прабабушке Мане или старенькой бабушке, так мы её называли. Встретила она нас на пороге. На ней блузка белая в мелкий горошек, одетая поверх чёрной длинной юбки, стянутой в поясе на резинку. На голове платок кипельно белый. В хате чисто. Постелены домотканые дорожки. Пока мать с дочерью разговаривают, я прохожу в переднюю комнату. И застываю. Здесь всегда убрано. А в этот день она стала ещё краше. На широкой железной кровати с фигурными боковинами взбита перина, из-под покрывала виден подзор с  кружевами. Сверху стоят друг на друге три подушки, покрытые вязанной накрахмаленной накидкой. Над кроватью висят на стене два портрета дедушки Кузи и бабушки Мани. Только они здесь молодые и как будто на себя не похожие. Дедушки Кузи давно нет в живых. О нём я знала из маминых и бабушкиных рассказов. Они его очень любили. Видимо взаимно. Оставил по себе добрую память. Оглядевшись, я подошла к буфету, нарядно одетому в кружевные салфетки. Вот где находится самое чудесное угощение. Бабушка Маня из задней комнаты чуть громче обычного говорит: «Выбери, онучечка, какой понравится». Передо мной стоят куличи различной величины. В середине возвышается главный, сверху помазанный взбитыми белками с сахаром и посыпанный крашеным пшеном. А вокруг, будто в хороводе, стоят куличи поменьше и самые маленькие. Знала старенькая бабушка, что к ней правнуки придут, приготовилась. Беру заветный куличик, радуюсь. Сразу не ем, любуюсь. Кладу в сумку, надо показать маме с папой и сёстрам. В доме мы долго не задерживаемся. Вместе с прабабушкой двигаемся на кладбище. По пути к нам примыкают её младшая дочь Тося с мужем Василием, внучки Елена и Ирина. Хуторское кладбище обнесено оградой из природного камня.  Заходим в ворота. Подходим к могилкам родных. Шепотом у бабушки Раи спрашиваю, кто это на фотографиях. Она рассказала мне, что здесь покоятся её отец – дедушка Кузя, брат Иван и дядя Гриша, фронтовик, муж её старшей сестры Нины. Вот кому мы гостинцы везли. Бабушка выкладывает печенье и конфеты на могилку, раздаёт родным, соседям. Каждый вместо спасибо говорит: «Царство небесное». И я за взрослыми повторила, не зная, где оно это царство и кто в нём обитает. На Красную горку много людей собирается на кладбище. Приветствуют друг друга: кто – «Здравствуйте!», кто – «Христос Воскрес!», при этом целуются. Мне не понятны такие слова, но интересны. Ближе к полудню родня возвращается в дом к прабабушке. Она глава семейства. Накрывают стол в саду, благо погода позволила. Сначала накормили детей. Застолье продолжалось долго. Вечером, уставшие от общения, мы возвращаемся домой.
Холчева Э.Ю.
03.07.2014г.