Иное небо

Рая Кучмезова
Для тех, кто следят за современной поэзией, кто пытается понять этот многоликий, парадоксальный, изменчивый и в сути своей неизменный мир, книга Джамбута Кошубаева «Иное небо» послужит источником для размышлений и радости.
И читатель, принявший приглашение автора к сотворчеству, приблизившийся к смыслам слов и мелодий его стихов, согласится – имя  Кошубаева должно  стоять в ряду поэтических имен, представляющих современную поэзию. Без географических уточнений. (Вопрос – кто, как этот ряд сегодня устанавливает, снимем).
Инаковость, мир инобытия, как у каждого природного поэта проступает во всем творчестве Кошубаева.  В «Ином небе» эта данность освящена  прямым обращением к читателю, поиском собеседника, доверием к нему. «Дар  тайнослышания»,  ( а Кошубаев владеет   этим трудным и счастливым даром), им не отклоняется  ради «ясноговорения».Это и невозможно. Но  в ряде стихотворений («Он тих  и неприметен», «Напрасен труд любви», «Поэзия – не ремесло» и т.д) он, пожалуй впервые в своем творчестве обращается к прямому высказыванию, открытой патетике . Владея всеми современными средствами стихосложения, явной склонностью к неявным смыслом слов он прибегает к риторике и декларации и в стихотворении «Благодарность». И помимо непосредственного выражения  чувств, в нем, думается, и напоминание о извечной цели поэзии – благодарении и восхвалении жизни и скрытое оппонирование технологическому, графическому футуризму,  избыточно представленному в культуре настоящего времени.
Поиски настоящих поэтов нового слова в «оловянном веке» филологи обозначают, отталкиваясь   в основном от формального воплощения этих поисков. А многообразные мнения, сводимые к утверждению, что поэзия, верная традиционной метрике стиха сегодня бессмысленна и проявить интонационную, человеческую индивидуальность в ее рамках невозможно, оспаривается как-то очень робко. Кошубаев это постулирование опровергает решительно.  И в канонических сонетах, с соблюдением всех структурных признаков, в стихах с четким и классическим ритмическим рисунком, в моностихах и поэмах  проступает голос поэта, его индивидуальность .Подчиняют, захватывают  интонация, личная философия и чары поэзии. А богатство рифм, предельное чувство ответственности за поэтическое слово только усиливают их уникальность. Критический сентиментализм, неоклассицизм, концептуализм и т.д., определенные как новые направления в современной поэзии присутствуют и в поэтике Кошубаева .  Но не как умозрительные конструкции или внешний прием, а способы самовыражения.
«Прибой гекзаметра качает списки кораблей» - первая строчка в «Ином небе» и в нем заложены многие темы автора.
 Гекзаметр – размер античной поэзии, раскачивает не только списки, но сами корабли, вырывая их из пучины забвения: такова сила слова. К ее тайне, ее мощи и бессилью, Кошубаев возвращается в сборнике многократно. Слова – «ненайденные», ускользающие», «не выпитые» - экспрессивные, свежие определения подведены к лаконичной формуле «слово … сотворение нового смысла». И эта задача (а без ее решения сегодня поэзия действительно бессмысленна) для Кошубаева первична.
Тема вторая – время и пространство. Обозначенные в первом стихотворении – необозримые, необъятные и тут же суженые до «отголоска» они возникают в разных переплетенных, столкновениях. «Время зажатое в кулак» и «пространство сжатое до точки», до «сомкнутых ладоней» и время «Коней Чингисхана и пространство Млечного пути перекликаются, пересекаются во  всем сборнике.
 «Вращение бесконечных  возвращений»  и в них жизнь и смерть, исчезающее и нетленное, оплакиваемое и воскрешаемое – в них любовь. Любовь к женщине. «Что когда-то называлось музой  - не романтический  бред. У всякого настоящего поэта существует образ идеальной женщин и до тех пор, пока эта связь не осквернена поэтом, его поэзия обладает силой»- уверен Ю. Колкер и прав. Одно из объяснений магии не только любовной лирики Кошубаева – ошеломительное целомудрие, новизна, молитвенная энергия в ней еще и от ничем не оскверненной связи со всем, что ему дорого. Он живет с выстраданными, подаренными, найденными сокровищами – честь, совесть, независимость, верность и подчинен им. А талант преподнесен, вручен – вместе создается живое и властное силовое поле его поэзии, выделяющие также « кислород идеализма», без которого, как замечено, общество превратится в зону.
Его «Мелодии любви к Отчизне» пропитаны  скорбью, тревогой, памятью.  В стихотворениях «Оплачем наших мертвых», «Японского сердца печаль», «Когда бы предок» и т.д. глубинный подтекст, драматизм прочерчивают состав, уникальность этой нити, связующей его с прошлым и настоящим адыгского народа. Ни одной патетической, ангажированной, пустой ноты. История – дальняя и близкая, ее сущность, состоящая у Кошубаева и из отрицания  забвения ушедших поколений, избирательности и управляемости памятью и беспамятством в «Неопределенные времена, / не требующих  обязательств», в разных очертаниях живет во  многих стихотворениях. В одном из них – в «Плывя в волнах грассирующей речи» густыми, горестными, точными мазками рисуется портрет поколений, выпавшим  жить в новейшей истории. Их подвиг, их ад, их «гул голосов / невысказанных чувств и / вдохновений звучит и в стихотворениях, рожденных памятью по Отечественной войне, которая для Кошубаева сакральна. В  «Слове Трептов», «Когда Дрезден пылал» и т.д. – поклон, боль и «Вечная память».
В книге много посвящений, обозначенных и скрытых. Собственно вся она состоит из них. Это и посвящения себе, к другому и « другому в самом  себе»,  любимой, драгоценным и необходимым для жизни души культурным явлениям, всему приходящему, и уходящему - всему, что составляет  мир его ценностей.
Смысловая, эмоциональная их плотность и напряженность, множественность, глубинность общекультурных слоев требуют пристального чтения. И как щедро взамен такое чтение вознаграждается!
" У Блока было все, что создает великого поэта, – огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, все претворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба."- писал Б. Пастернак.
У Кошубаева есть все, что создает великого поэта - нужно везение и совпадение, что бы это понимали не только его друзья.

«Иное небо» Д. Кошубаева  безусловно – книга – событие. Возможно, когда-нибудь и в нашем городе, провозглашенном   культурной столицей  региона, появится  такая номинация. Но независимо ни от чего, всем, кто  любит поэзию, кто ею спасается  Джамбулат Кошубаев  это событие, этот праздник подарил.