Неизводный рубль

Вадим Редин
   На вечеринку молодёжь собралась у деда Ермолая и решила сделать складню. Старик был вдовый, жил бобылём и слыл своей приветливостью. Ко всему сказанному он был ещё и преотменным рассказчиком. Знал он множество всяких жутких историй, ворожбу и другого чего в преизбытке. После таких посиделок поздно идтить домой робели даже парни. Девицы чуть что сейчас же подымали визг, а потом смеялись до икоты.
   В тот раз было всё, как обычно, народу собралось много. Была среди собравшихся и дочь сельского богача красавица Дарья, которая решилась прийти, несмотря на запреты родителя. Пришёл с дружками и местный весельчак Назар Кутейников. Кумпания подобралась, одним словом, шумная. Дарья сразу же положила глаз на Назара, так как не заметить его шутки-прибаутки было нельзя. Он то играл на гармонике и пел, то рассказывал про лубочные нецензурованные картинки, которые видел в городе, то гоготал во всё горло. Ему так же глянулась Дарья, но виду он старался не подавать и хорохорился перед другими девками. Те смеялись его шуткам, фыркали и отворачивались, когда он рассказывал про фривольные лубки и угощали его семечками, если он ненароком просил.
   Настала очередь россказням деда Ермолая. Он по-хозяйски закурил самокрутку и начал как обычно говорить тихо-тихо. В избе враз все успокоились и стали прислушиваться к голосу старика. На этот раз дед поведал, как можно заполучить у нечистого неизводный рубль за гусака, изжаренного в перьях. Назар внимательно выслушал всё, что антиресного изложил старик, и было заметно, как он посурьёзнел.
   После, идя с вечеринки домой, он всю дорогу что-то объяснял своему ближайшему дружку Ваньке, размахивал при этом руками так, что даже уронил с плеча гармонь.
   - В Дарью втюхалси он! – смеялась самая бойкая девка Танюшка.
   - Да! По самые уши втрескался! – вторила ей Настя.
   - А Дашка и сама краснела, как рак, ежели Назарка зыркал в её сторону! – заливалась звонким смехом Варька.
   - Да не выйдет нечего у них, - снова встревала Танюшка. – Один другому неровня!

   Через несколько дней, дождавшись полнолуния, Назар твёрдо решил идти на поклон к нечистому. Он всё сделал так, как рассказал дед Ермолай: зажарил жирного гуся прямо в перьях и в полночь отправился в лес на перехлёст дорог. Ждать пришлось недолго. Скоро в темноте Назар услышал приближающиеся шаги, а через минуту показался тёмный силуэт. Лица было не разглядеть, но парень точно видел, что незнакомец хром.
   - Что хочешь за гусака? – глухо спросила тень.
   - Неразменный рубль, - ответил Назар, чувствуя, как по спине пробежал холодок.
   - Откуда узнал сие?
   - Дед Ермолай на селе у нас есть…
   - Знаю такого, - смирился нечистый. – Да, только, старик этот любит вздор молоть.
   - Зело весело мне с тобой, - улыбнулся Назар, - но, токма дед пустого болтать не будет!
   - А зачем тебе неизводный рубль? – заинтересовался хромый.
   - Шибко неровно я к Дарье дышу! – вспыхнул парень. – А она из зажиточных! Как же я, голодранец, смогу за неё посвататься? Ты сам посуди!
   - Ну, что ж, - сдался нечистый, - бери!
   Он, улыбаясь, протянул парню новенький рубль и исчез вместе с угощеньем.

   Посватавшись за Дарью, Кутейников получил грубый отказ. Её родители были наотрез против. Он совсем закручинился, стал захаживать в шинок, угощая всю местную голь на свой неизводный рубль то косушкой, а то и штофом, постепенно превращаясь в горького ерыгу +. Но и вино не приносило облегчения. Парень маялся целый год, всё на что-то надеялся, но тщетно. Порой во хмелю он с друзьями так озоровал и дебоширил, что суседи написали на него жалобу сельскому старосте. Тот пригрозил Назару расправой.
   Дождавшись очередной полной луны, парень снова направился в лес. Придя на перекрёсток, он сел на поваленное трухлявое дерево и стал ждать. Ночь стояла стылая, но Назар не уходил и только кутался в новый зипун. Прошло часа три, его начала бить лихоманка, но тут он услышал шаги.
   - Никак озяб, родимый? – спросил хромый.
   - Озяб, - кивнул Назар.
   - Так, шёл бы домой – чего мёрзнуть?! – пытливо произнёс чёрный.
   - Нет! – замотал головой парень. – Не пойду! К тебе я пришёл.
   - Получил же, чего хотел?! – удивился нечистый. – Чего ж ещё хочешь?
   - Не этого я хотел… - упавшим голосом просипел Назар.
   - Чего же?
   - Дарьюшку!
   - Так для чего же рубль требовал?! – снова удивился хромый.
   - Думал, что разбогатею, и отец ейный не откажет мне, а оно вона как вышло!
   - Да-а-а… - протянул нечистый. – Натворил делов!
   Оба немного помолчали.
   - Я знаю, что замужем уже твоя зазноба? – подал снова голос бес. – За мельника Ларина её выдали, а он ей в отцы годится?
   Назар утвердительно кивнул.
   - Девка – хрукт скоропортящийся! – засмеялся хромец. – Но ты не унывай. Муж ейный в город по этой дороге ездит… Место глухое, неприметное… Чуешь, куда клоню?
   - Нет, - встрепенулся парень, предчувствуя недоброе.
   - Был человек и нет человека!
   - Как это?! – не поверил своим ушам Кутейников.
   - Как? Просто! – хохотнул чёрный. – Был живым – стал убиенным!
   - Да ты что?! – вскипел Назар. – Ты что?!!
   - Что я? Ничего! Кто вдовую посватает? Сам посуди? – залебезил хромец. – Потоскует малость, поисходит женской силой без мужа, а бабы низом любят – потом согласится за тебя выйти… Поверь мне – дело верное!
   Парня, как громом поразило! Он готов был броситься на нечистого, но тот снова захохотал и исчез.
   После этого, Назар совсем потерял голову.
   Как-то хлебнувши лишнего, он шёл по селу и вдруг увидел Дарью. Подойдя к ней, гуляка хотел поговорить с ней, но она резко отстранилась от него и быстро скрылась за поворотом. Поражённый, Назар стоял и не мог двинуться с места. Всё плыло перед его глазами. Тут к нему подошёл дед Ермолай и, похлопав по плечу, сказал:
   - Снявши голову, по волосам не плачут.
   Ночью Назар прокрался в хлев, принадлежавший Лариным и, затянув петлю на шее, повесился. Вся домашняя скотина переполошилась, но обнаружили его тело только утром. В руке самоубийца сжимал потёртый рубль…
   Подарок нечистого не принёс Назару счастья. Да и Дарью после этого случая не жаловали на селе, считая, что она виновна в смерти парня.

-------------------------
+ Ерыга, ярыга – пьяница.