Париж, как много в этом звуке...

Игорь Каплан
Обожаю этот город. Вообще, любовь к Парижу заложена у всех нас (как все еще живущих на просторах бывшего СССР, так и давно их покинувших) на генетическом уровне. От чего так сложилось? А бог его знает. Просто, наверное, должна быть у человека мечта. Что-то такое, что маячит впереди, сияя и маня, но никогда не сбывается. И Париж на эту роль подошел как нельзя лучше. Вроде бы и рядом - руку только протяни - а не достать. Опять же, Дюма, Дрюон, Анжелика, в конце концов... Все это давно стало "советской классикой". А французская музыка, столь близкая нам своей мелодичностью и романтизмом... Короче, Париж, как много в этом звуке...

Кто же знал, что в один прекрасный момент мечта вдруг станет реальностью и даже повседневностью? Первый раз ехали мы в этот город с некоторой опаской. С одной стороны, конечно, мечта, а с другой - сбывшаяся мечта часто оказывается совсем не тем, что мечталось. Слава богу, с Парижем этого не произошло.

Впервые мы попали туда с тургруппой. Почти три дня в Париже! За эти дни на нас вылили, как это всегда бывает, такое количество имён, дат и названий, что к концу поездки ноги отказывались ходить, а голова переваривать какую бы то ни было информацию категорически. И, тем ни менее, если вы в Париже впервые, совсем не ориентируетесь в городе и к тому же ленивы, чтобы подробно разработать маршрут сами - очень советую ехать именно с экскурсионной группой. Пусть это будет бегом и по верхам, но вы получите представление о городе, что в дальнейшем поможет вам лучше спланировать самостоятельную поездку.

И уже потом вы приедете сюда снова и будете безо всяких экскурсоводов и бегущей за ним толпы боящихся потеряться туристов, не спеша бродить по его улочкам, наслаждаясь духом Парижа. И на Лувр у вас тогда уже будет не два часа бегом с высунутым языком, а столько, сколько вы сами себе на это дело отмеряете. А на Монмартре вы сможете сидеть хоть до тех пор, пока не закроются все многочисленные кафе, а не тридцать минут, потому что "автобус ждать не будет".

Именно такую "неспешную" поездку в Париж мы себе и запланировали, решив для разнообразия поехать туда на машине. Начали с поиска квартиры через интернет. Мы не хотели, чтобы было слишком далеко от центра и, так как мы ехали на машине, нам нужна была парковка. А парковка в Париже, должен вам сказать, дело не из дешевых. В конце концов, мы остановились на квартире, располагавшейся на "Авеню Италии" у самой станции метро. Хозяин квартиры нашел нам и парковку рядом с жильем за десять европейских рублей в сутки, что очень недорого для Парижа. Квартирка оказалась весьма скромненькой, но так как мы планировали там только ночевать, вполне нас устроила. Куда важнее было наличие под боком станции метро и булочной, что дало нам возможность завтракать по утрам свежими французскими багетами и круассанами.

Вообще-то, в самом Париже без машины вполне можно обойтись. Метро довезет вас куда надо быстро и без головной боли. Если бы не парковка, как обязательное условие при поиске квартиры, то можно было вполне подобрать жилье и в самом центре за те же деньги. Еще бы сэкономили и на метро, так как из центра можно практически до всего дойти и пешком.

Еще несколько слов об информационной части поездки. Перед тем, как куда-нибудь ехать, мы стараемся найти как можно больше информации по цели нашей поездки и на ее основе планируем маршрут. Сегодня благодаря интернету это сделать не особо сложно. Главное потом отфильтровать для себя то, что именно вам интересно из всего вала добытой в сети информации. На это раз, помимо общих сведений о музеях, дворцах и тому подобного, мне попалась в руки книга Жанны Агалаковой "Все, что я знаю о Париже". Она в этой поездке была нашей путеводной нитью. Как только мы отвлекались от посещения музеев и галерей, сразу же обращались к этой книге, что позволило нам увидеть кое-что интересное, мимо чего без этого путеводителя мы бы прошли непременно. Итак, мы поехали в Париж!

День 1

Пока мы добрались до Парижа, пока утроились в квартире - дело перевалило за полдень. Хорошо, так, перевалило. Мы поняли, что если не бросим все и не поедем в центр, то этот день можно будет вычеркивать из нашего меню. Потому, наскоро побросав вещи, мы отправились гулять по вечернему городу.

Оказалось, что мы приехали в очень удачное время. Не знаю, ежегодная ли это развлекаловка или только в этот раз так сложилось из-за сильной жары, но набережная Сены вдоль всего острова Сите превратилась в пляж. Часть набережной по всей длине отгородили деревянными щитами, засыпали туда песка, поставили шезлонги и зонтики, и теперь все желающие  могли отдыхать тут совершенно бесплатно, наблюдая за Сеной и попивая пивко или что кому нравится. Латки с едой и напитками располагались тут же, на набережной.

От набережной мы направились прямиком к Нотр-Даму. Пока мы наслаждались видами вечерней Сены, изрядно стемнело и к собору мы подошли уже практически в сумерках. В сам собор вход был закрыт, так как там должен был вот-вот начаться концерт григорианской музыки, и впускали только на него. Билеты на концерт еще были, и мы решили убить сразу двух зайцев: попасть в собор и послушать концерт под его сводами.

Григорианская музыка, если кто не знает, дело специфическое. На подобные концерты нужно идти, хотя бы примерно представляя, что вас там ждет. Иначе, вместо того, чтобы расслабиться и получить удовольствие, будете сидеть как на иголках в ожидании, когда же эта бодяга закончиться. Я знал куда иду, так как мне приходилось слышать григорианскую музыку и раньше. Моей жене и дочке повезло меньше. Думал, что после концерта они меня ногами запинают. Обошлось.

Выйдя из Нотр-Дама, мы отправились гулять дальше по ночному городу. У любого города есть эти два лица: ночное и дневное. Лица эти почти всегда совершенно разные. Причем настолько, что их и сравнивать нельзя. Да и зачем их сравнивать? Ведь можно по-своему просто наслаждаться каждым из них.

Если идти от острова Сите вдоль набережной Сены вниз то течению, неизбежно придете к Лувру. Впервые видел его ночью. До этого как-то не приходилось. Красиво, черт побери. А народу лишь немногим меньше, чем днем. Разве что перед пирамидой очередь не стоит.

От Лувра, через сад Тюильри и улицу Риволи, не спеша дошли мы до площади Конкорд, от которой на метро отправились назад, к нашему временному жилью, чтобы завтра с новыми силами начать уже нормальный, планомерный обход парижских достопримечательностей.

День 2

Следующий день мы запланировали начать с Монмартра. Хотя нет, вру, начали мы его с завтрака французскими круассанами, которые купили в булочной неподалеку. Не знаю, может это я себе придумываю, но и круассаны, и французские багеты в Париже какие-то особенные. В Германии есть и то и другое, но по вкусу они отличаются от парижских. А может быть, это воздух самого Парижа добавляет что-то к их вкусу?

Но после завтрака мы все же поехали на Монмартр. Обычно толком по нему погулять не получается, когда едешь с группой. И мы сами себе сказали, что будем там на этот раз настолько долго, насколько захотим.

Огромное удовольствие, не спеша подниматься по ступеням Монмартра, останавливаясь, разглядывая людей, окружающих тебя. Какого только народу там не увидишь. Только и успевай крутить головой по сторонам и запоминать. Здесь и студенты, расположившиеся прямо на траве со своими учебниками, и мимы, развлекающие туристов. О количестве самих туристов я вообще молчу.

Приятно, поднявшись почти к самому собору, присесть на его ступеньках и сидеть там какое-то время. Не потому, что устал, а просто так, чтобы ощутить единение с окружающими тебя людьми. Опять же, сделать полагающиеся каждому нормальному туристу снимки с последней ступеньки. Как же без этого.

Походив немного около Сакре-Кёр, мы решили забраться на его вершину, чего ни разу до этого не делали. Вскарабкавшись уж и не помню по какому количеству ступеней, попали на первую смотровую площадку. Вернее, даже не площадку, а просто переход к следующему отрезку ступеней. Там несколько таких переходов и с каждого открывается потрясающий вид на Париж. В конце концов, добрались и до самого верха. И вот тут уже "ВАУ!" Такого вида больше нигде не увидите. Эйфелева башня и рядом не стояла. С одной стороны высоко, а с другой - не настолько, чтобы здания внизу потеряли реальность. В самый раз. Невероятно красиво. Это место в Париже единственное (кроме Монпарнаса) с которого на Эйфелеву башню вы можете смотреть практически сверху вниз.

Слезать с Сакре-Кёр не хотелось совершенно. Не знаю точно, сколько времени мы там провели. Думаю, часа полтора - два, не меньше. Но, все хорошее когда-то кончается, и мы потихоньку пошли вниз. В стоимость билета входило и посещение самой базилики. Но на ее осмотр много времени не нужно. Относительно молодое здание внутри особого восторга не вызывает. Похоже на ту сотню церквей и соборов, что мы уже видели ранее. Снаружи собор гораздо интереснее. Но, для общего развития можно и зайти, так как все равно уже уплачено.

Следующий этап гуляния по Монмартру - это рыночная площадь у подножия холма. Там с давних времен собираются художники и прочие товарищи из мира искусства. Яко бы. Сегодня там тоже полно художников. Как на самой площади, так и на улочках, прилегающих к Монмартру. Правда, всучить вам чаще всего пытаются какую-нибудь дешевую подделку, на которой изображен один из общепринятых символов Парижа. Обычно это Эйфелева башня. Все, как везде. Но погулять по рынку и посмотреть на работу некоторых художников все равно любопытно.
 
Вокруг площади полно симпатичных маленьких кафе, где очень удобно за чашечкой кофе просто сидеть и рассматривать неспешно протекающую вокруг жизнь. Словно в кинозале.

Еще сидя в кафе, мы увидели на другом конце площади указатель на музей Дали. В сам дом-музей отчего-то не пошли. Уж и не помню почему. А вот в прилегающий к дому магазинчик заглянули. Большинство предлагаемых там сувениров обыгрывают тему известных часов, нарисованных Дали. Есть очень занятные вещи. Однако, в массе своей - ширпотреб.

Спустившись с Монмартра, пошли по бульвару в сторону Муллен Руж. Попалась на глаза витрина магазина с сырами. Никак не могли пройти мимо и простояли около нее немного, рассматривая лежащие под стеклом сыры. Интересно, хотя сам я больше склоняюсь к сырам традиционным. Мне пробовали объяснять, что некоторые из них нужно не нюхать, а есть, но я как-то не проникся. Что ж, каждому свое. К всевозможным морским извращениям типа мидий, моллюсков, там, разных и подобной живности я тоже отношусь достаточно прохладно, мягко говоря. Вот такой я урод.

Муллен Руж во всем своем великолепии все еще стоит на своем месте на бульваре Клиши. Слышал, что здание кабаре то ли выкупили и будут там ставить что-то другое, то ли просто собираются сносить... Уж и не помню, откуда и что именно слышал. Жалко будет, если до этого действительно дойдет. Все же один из ярких символов города, как ни крути.

Погуляли немного по бульвару Клиши, который является, по сути, улицей красных фонарей. Секс-индустрия во всех возможных проявлениях. Магазины, театры, секс-шопы и тому подобные радости. Я не удержался и зашел с музей эротики. Обломался, конечно, так как, по сути, это не музей эротики, а музей истории эротики, что две большие разницы, как говорили в Одессе. Есть некоторое количество любопытных экспонатов, но, откровенно говоря, не тратьте на него время. Не стоит он того. Хотя, кому что нужно. Так что не слушайте меня и идите, если уж очень хочется.

Следующим пунктом нашего туристического меню была Эйфелева башня. Куда же без нее. На бульваре Клиши сели на метро и прямо к ней. Выходили мы к ней из метро какими-то боковыми улочками, которыми, опять же, ни разу до этого не пользовались. Соответственно и башню увидели под новым для нас углом. Потрясающее это, все же, сооружение. Сколько ни смотри на нее, а все равно, как в первый раз.

Об Эйфелевой башне столько всего написано и сказано, что нового я уж точно ничего не скажу. Может разве немного практической информации. Попасть на башню нам не удалось. Мы не сильно, если честно, старались. Но, если бы лифт нас взял - поехали бы. Но он не взял. Билеты на подъем нужно покупать заранее, чуть ли не за полгода. Во всяком случае, когда мы попытались билеты купить, то оказалось, что на полгода вперед все они уже раскуплены. Не знаю, всегда ли это так или только летом. Можно было, конечно, ножками подняться до первой смотровой площадки, но после Сакре-Кёр пойти на такой подвиг мы были не готовы. Потому, ограничились лицезрением башни снаружи, что тоже доставляет большое удовольствие.

Лимит дня был нами практически исчерпан. Пока мы нагулялись около башни, день стал неумолимо клониться к закату. Но, все же, немного времени оставалось, и мы решили посетить еще одно место, до которого раньше руки не доходили.

Район Дефанс. Прежде, чем рассказать о самом районе. Несколько слов о том, как мы туда добирались. В Париже билеты на транспорт делятся на зоны. Весь центр - это первая зона. Чуть дальше вторая, потом третья... понятно, в общем.

Практически радиальное деление. Сам Дефанс находится уже во второй зоне. А билеты у нас были только на первую. Ну, не покупать же специально по такому случаю новые билеты. Тем более, что конец первой зоны заканчивается в одной остановке от Дефанс. Нет-нет, мы не поехали лишнюю остановку без билета, мы вышли и решили пройти эту остановку пешком.

Ориентиром нам служила квадратная арка, которая стоит на одной линии с Триумфальной, если смотреть вдоль Елисейских полей. Вот, на этот ориентир мы и пошли. Шли-шли... Минут двадцать. Показались первые здания Дефанса. А ориентир не приблизился ни на сколько. Еще через пятнадцать минут мы начали подумывать, а не повернуть ли назад. Но, во-первых, оставалась еще надежда, что вперед идти все же меньше, чем обратно. И, во-вторых, просто из упрямства.

Конечно же, мы дошли. Но совет всем: не жлобьтесь, покупайте билет до самого Дефанса. Сэкономите кучу времени и сил.

О самом районе могу сказать только одно: полный улет! Только и делали, гуляя по Дефанс, что крутили головой во все стороны. Город будущего, выросший наяву. Трудно словами описать те архитектурные фантазии, которые видишь вокруг. Начиная от скульптурной группы из стоящих в воде и мигающих семафоров, за которыми видна вдалеке триумфальная арка, и заканчивая зданиями самой причудливой формы...

Гуляя по Дефанс мы забыли, что провели весь день на ногах и ужасно устали. Жалко только, что было уже поздно и ничего не работало. Лишь несколько кафе. В следующий раз нужно будет приехать сюда еще засветло. Но и в лучах уходящего солнца Дефанс выглядит вполне достойно. Более чем.

Идти обратно до станции, от которой мы уже проделали путь сюда, мы не стали, а сели в метро прямо тут же, в Дефанс, чему наши ноги были очень благодарны.

День 3

Следующие два дня были полностью посвящены музеям. Для этой цели мы купили "Музейную карту" или "Museum Pass", как его называют аборигены. Их можно приобрести на два, четыре и на шесть дней. Цены: 39, 54 и 69 европейских рубля соответственно. Продают их практически во всех крупных музеях и около них. С этой картой у вас бесплатный вход более чем в 60 музеев, соборов, выставок и тому подобных рассадников культуры. Полный список музеев, как и более подробную информацию о "Музейной карте" можно легко найти в интернете.

А сами мы в этот раз решили посетить музеи, которые еще не видели. Обычно стандартный набор турфирм состоит из: пешей экскурсии по Парижу (как правило от площади Конкорд, потом вглубь мимо Гранд Опера, назад к Сене, острову Сите, иногда посещение Консьержери), экскурсии по Сене на кораблике и посещения нескольких музеев: Лувра, Дома Инвалидов и Версаля. Да, разумеется, подвозят еще на полчасика - часик на Монмартр и чуть дольше дают погулять у Эйфелевой башни. В принципе, с небольшими вариациями, это все.

А в Париже, между тем есть еще много чего, кроме вышеперечисленного. Начали мы с музея Орсе. Музей располагается в здании бывшего железнодорожного вокзала. Так что, и на само здание стоит посмотреть. Что до экспозиции - так там в основном там представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов. С удовольствием бродили по залам музея. В отдельном зале выставлены картины Ван Гога. Но это его более поздние работы и меня лично они не трогают совершенно. В целом музей понравился. Там есть так же шикарная коллекция скульптур. Жалко, что нигде в музее не приветствуется использование фотоаппарата, за чем бдительно следят специально для этого поставленные товарищи. А вот со смотровой площадки на крыше снимать можно сколько угодно.

После музея Орсе направились к Дому Инвалидов. Мы уже были там несколько раз, потому по музеям Дома Инвалидов не пошли. Если честно, то сам бы я был и не против, но жена с дочкой ни в какую не захотели. Но вот обойти стороной гробницу Наполеона было выше наших сил. Если не заходить в музеи, а ограничиться лишь криптой собора, где стоит саркофаг, то на посещение Дома Инвалидов много времени не понадобится.

Обойдя собор с другой стороны и пройдя мимо военного госпиталя, мы вышли прямо к дому-музею Родена. На посещение этого музея ушло куда больше времени, чем на Дом Инвалидов. Музей состоит из двух частей. Непосредственно здание, где собраны некоторые работы Родена, а так же документы, связанные с его жизнью и творчеством. Но, главное, на мой взгляд, огромный парк, где стоит большое количество скульптур мастера, включая "Мыслителя" и "Врата ада". По парку можно гулять долго. Особенно, если вдумчиво останавливаться у каждой скульптуры. "Врата ада" сильно впечатляют. Их одни можно час рассматривать. Там просто немыслимое число персонажей и каждый - целый мир.

После музея Родена сил у нас оставалось немного и мы пошли в сторону острова Сите, чтобы немного отдохнуть на набережной, а заодно и перекусить. Еда в Париже есть всякая, как и везде в мире. Оно и понятно.

Во-первых, вкусная и изысканная - это в ресторанах подороже и в местах удаленных от туристических трасс. Причем я бы поставил скорее на второе. В ресторанах еда, конечно, весьма приличная, блюда красиво оформлены, как правило. Но стоимость этих блюд иногда сильно мешает ими наслаждаться. Ну как могут два блинчика, пусть и на тарелке с золотой коемочкой, стоить восемь евро? Пусть и очень вкусные.

Во-вторых, несъедобная - продаваемая на каждом углу под видом багетов с начинкой. Так и не понял, что нужно сделать с обычным французским багетом, чтобы он стал таким жестким и невкусным. Во всяком случае, в домашних условиях добиться такого результата нам не удалось.

В-третьих, вкусная, дешевая еда без особых излишеств.

Первый вариант подходит для тех, кому важен сам факт: посидеть в шикарном ресторане, с приличествующим для такого места сервисом. Попробовать нужно обязательно. Хоть один раз, чтобы потом не было мучительно больно... Ну, вы знаете. Второй вариант для тех, кому всё равно, чем набивать свой желудок, лишь бы хоть что-то сжевать. Хотя, по здравому размышлению, и им бы я этого не посоветовал. Третий же вариант подходит, я думаю, для большинства непритязательных туристов.

А перекусить прямо в центре достаточно вкусно и недорого можно в Латинском квартале, который расположен на левом берегу Сены между набережной напротив острова Сите и университетом Сорбонны. Да и просто побродить по улочкам Латинского квартала, если вас даже и не интересует еда, тоже весьма любопытно.

Нам очень нравится церковь Сен-Северин, расположенная тут же. Не зная, около этого непривычно приземистого для готичной церкви здания, легко пройти мимо и не заметить. Мы впервые попали туда случайно в один из прошлых наших приездов. Зашли, просто спасаясь от дождя. Да так и остались там на добрых полчаса, рассматривая еле видимые от времени фрески на стенах.

На этот раз мы в Сен-Северин не попали, так как церковь была уже закрыта. Мы не особо расстроились, у нас еще было впереди несколько дней. А вот в другую церковь, которую тоже хотели посмотреть уже давно, мы заглянули. Это Сен-Шапель. Находится она на острове Сите, с противоположной его стороны относительно Нотр-Дама.

Построена она была в 13-м веке специально для хранения христианских реликвий, которые Людовик Святой выкупил у венецианцев и доставил в Париж. Главным среди реликвий был "Терновый венец, обагренный кровью Христа". Состоит церковь из нижней и верхних капелл. Роскошь, с которой все там утроено, впечатляет. Вокруг сплошь золото и потрясающие витражи. Аж дух захватывает. Очень советую всем посетить Сен-Шапель, если будет на то время.

Кстати, все из перечисленного входит в "Museum Pass". И Орсе, и Дом Инвалидов со всеми музеями, и музей Родена. И даже Сен-Шапель, вход в которую тоже платный.

Да, для детей до 18 лет в большинство музеев вход совершенно свободный, а для жителей EU это правило распространяется и на студентов до 25 лет включительно. Правда, есть один нюанс. Куда-то можно просто пройти безо всяких проблем, а где-то нужно все равно в кассе брать бесплатный билет и только с ним уже идти. Так было и в Доме инвалидов, и в музее Орсе. Неплохо это знать заранее, чтобы потом не потерять время, стоя лишний раз в очереди.

Еще немного времени у нас оставалось. А, так как мы решили выкатать "Музейную карту" по максимуму, мы поехали к Триумфальной арке. Вот-вот должно было стемнеть, а мы как раз хотели посмотреть на ночной Париж с ее высоты.
 
Добрались до нее мы все еще засветло. Залезли на смотровую площадку и стали ждать, когда же стемнеет. Ожидание растянулось минут на сорок. Все это время мы ходили по площадке из угла в угол, рассматривая Париж то с одной стороны, то с другой. Когда же солнце окончательно скрылось за горизонтом, открылся изумительный вид. К площади Звезды, на которой стоит Триумфальная арка, сходится восемь проспектов. Ночью все они сплошь в рекламных огнях и свете фар машин. Очень красиво.

Эйфелева башня с Триумфальной арки тоже видна, как на ладони. Она, конечно, из многих точек Парижа видна, куда же без этого. Но с арки, да еще ночью...

День 4.

В этот день  нас ждал Версаль, который тоже есть в "Музейной карте" вместе со всеми Трианонами. Добраться до него проще простого. Садитесь на одну из электричек, идущих в сторону Версаля, и едете. Ходят они достаточно часто, чуть ли не каждые пятнадцать минут.

Мы ехали в Версаль в вагоне, все стены и потолок которого были расписаны под стены дворца. Уже по дороге создается соответствующее настроение. В книге Жанны Агалаковой, о которой я писал в самом начале, мы прочитали, что лучше всего ехать в Версаль где-нибудь к часу дня, когда очередь во дворец немного схлынет. Мы поехали все же немного раньше, но, увидев толпу на площади перед дворцом, стали подумывать о том, а не уехать ли и не вернуться ли чуть позже.

Все же, моя жена пошла узнать, а нет ли какого-нибудь отдельного входа для обладателей "Музейной карты". А я, пока ждал ее, увидел недалеко от себя русскоговорящего экскурсовода. Они во множестве стоят на площади, предлагая свои услуги. На всех языках, в том числе и на русском. Я подошел и спросил, как бы попасть в Версаль, чтобы без стояния в дикой очереди, змеей извивающейся перед дворцом. Первый вопрос, который экскурсовод мне задала, это "сколько у вас времени?" и удовлетворенно кивнула, узнав, что мы сами по себе и временем располагаем абсолютно. Далее она полностью подтвердила уже прочитанное нами в книге, и посоветовала вернуться ко дворцу к часу - двум дня, а пока походить по парку Версаля, вход в который свободен для всех желающих. Именно так мы и поступили.

Мы уже бывали в Версале, но ходить по его парку как-то не приходилось. Как и всегда, когда едешь с группой, времени дают лишь на то, чтобы сфотографироваться с площадки у дворца на фоне парка. Особо шустрые могут еще успеть спуститься по лестнице вниз к центральному фонтану. Это все. А тут у нас было часа два до момента, когда мы предполагали попасть во дворец и мы пошли гулять.

Сразу скажу, парк стоит того, чтобы в нем провести не два часа, а весь день. Именно так и поступают Парижане, приезжая сюда в выходные дни просто отдохнуть, поваляться на травке около одного из водоемов или покататься на лодочках. Сильно активным предлагаются на выбор велосипеды, электромобили или сигвеи. Но и просто пешком вполне можно там побродить. Есть на что посмотреть.

В результате, мы провели в парке часа три, если считать и время на посещение малого и большого Трианонов. Уходить от туда не хотелось совершенно. Когда вернулись к версальскому дворцу, народу на площади действительно поубавилось, и мы достаточно быстро прошли внутрь.

Может быть, сказалось то, что мы уже здесь были, а, может быть, то, что мы видели и без Версаля огромное количество дворцов, но Версаль такого уж сильного впечатления на нас не произвел. Во-первых, лишь очень небольшая часть дворца открыта для посещений. Во-вторых, собранная там коллекция предметов искусства сильно уступает практически всему, виденному нами ранее. Единственное, если помнить о том, какие люди за все время существования дворца ходили по его коридорам - тогда да. А так - красиво, вычурно... Ну и все, пожалуй.

Так Гранд Опера, о которой я буду писать далее, понравилась гораздо больше. На сам дворец нужно для осмотра час-полтора. Больше там делать нечего. В принципе, если вы уже побродили по парку и зашли в оба Трианона, то практически ничего нового для себя не увидите. Разве что, все это будет с чуть большим размахом. С другой стороны, если уж вы все равно туда приехали, то глупо было бы не зайти в версальский дворец, чтобы взглянуть на него хоть одним глазком.

После Версаля у нас еще оставалось некоторое время, и мы решили его потратить на посещение Центра Жоржа Помпиду. Что вам сказать, искусство дело такое, тонкое... Короче, само здание понравилось нам гораздо больше, чем представленная там экспозиция. Оригинальная архитектура. Все эти галереи и переходы - что-то совершенно непривычное. Очень понравилось здание. А по экспонатам... Нет, каждому, наверное, свое. Я в плане искусства человек, скорее, ортодоксальный. Не скажу, что мне совсем ничего не понравилось, это было бы неправдой. Но очень немногое. Безусловно, Кандинский и Шагал. Может быть Пикассо еще, но не все.

Мне как то друзья-архитекторы, хорошо разбирающиеся в живописи, пытались объяснить, что и под каким углом нужно рассматривать, чтобы понять замысел художника. Какой смысл вкладывается в тот или иной мазок на этой хрени, висящей передо мной на стене... Я понимаю головой, что да, это тоже искусство... Наверное... Ну, не мое это, что тут поделаешь. А, может быть, действительно нужно прочитать кучу литературы, чтобы научиться всю эту мазню как-то понимать. Что ж, тогда это уже как-нибудь на пенсии. А пока обойдемся чем-то более традиционным. Моя дочка, которой к тому времени было года четыре, увидев впервые подобные работы, выдала тут же: "о, я так тоже могу". Устами младенца...

Наверху, при выходе из одной из галерей, есть неплохая смотровая площадка, с которой можно увидеть и Монмартр и Эйфелеву башню, если кто-то еще не насытился их видами.

А пока отвлечемся от Центра Помпиду. Еще немного практической информации для тех, кто успел за это время проголодаться. У самого Центра Помпиду, на углу, находится недорогое кафе из разряда "фастфуд". Там можно вполне прилично перекусить. Очень советую. Ничего общего с Макдональдсами, боже упаси.

Да, совсем забыл. По дороге из Версаля к Центру Помпиду мы заехали на одну из станций метро, о которой прочитали все в той же книге Жанны Агалаковой. Называется станция "Arts et Metiers" и находится на пересечение 3 и 11 веток метро. Станция интересна тем, что оформлена в виде подводной лодки, как ее себе представлял, думаю, Жюль Верн. Прикольное зрелище. Если все равно будете проезжать мимо, не поленитесь выйти на этой станции и побродить там хотя бы пару минут до следующего поезда.

День 5.

После двух дней активного посещения всего, чего только можно, этот день решено было потратить на неспешное шатание по улицам города. Было еще ряд мест, которые мы хотели посмотреть, но, в основном, мы хотели просто отдохнуть. Это был наш предпоследний день в Париже, завтра мы уже уезжали домой.

Вначале мы подъехали к одному из пунктов программы, запланированный нашей дочкой - магазину "Abercrombie & Fitch". Дочка у нас в таком как раз возрасте, что бирочка на одежде имеет гораздо большее значение, чем сама вещь. У кого есть дети-подростки меня поймут.

Перед входом огромная очередь, и два юноши атлетического телосложения запускают людей внутрь небольшими партиями. Я туда, конечно не пошел. Я и так-то по подобным магазинам не большой любитель ходить, а если еще нужно и огромную очередь выстоять, чтобы просто туда попасть... Нет уж, это без меня.
 
Оформлено все действительно по высшему классу. Пока я стоял снаружи и ждал моих женщин, у меня раза три спрашивали проходящие мимо туристы: "а что тут за музей?". Что самое смешное, не смотря на всю вычурность и понты, несмотря на крутую подсветку и красивых мальчиков на воротах, с которыми фотографируются почти все выходящие из магазина (в смысле, с мальчиками - не с воротами), на ценниках большинства товаров все равно стоит "Made in China".

Догадываясь, что ожидание может затянуться, я отправился гулять по близлежащим улицам, фотографируя все, что попадалось на пути. Будь то экзотическая передвижная лавка мороженщика, или велорикша. Без Эйфелевой башни тут тоже не обошлось. Я же говорил, что она видна в Париже практически ото всюду.

Наконец-то, мое ожидание было вознаграждено - мои дамы покинули стены храма понтов и беспонтовых цен и вышли наружу. Дочь купила какую-то мелочовку, главным образом для того, чтобы иметь возможность гулять по Парижу с пакетиком от "Abercrombie & Fitch", который она во время всей прогулки не выпускала из рук ни при каких обстоятельствах.

Далее по пути была Церковь Мадлен - одно из наших любимых мест в Париже. Там какая-то особая аура... Не могу даже объяснить, что именно. Это на уровне ощущений. В свой прошлый приезд в Париж мы попали в этой церки на репетицию детского церковного хора. Было потрясающе. Тонкие детские голоса под сводами Мадлен звучали незабываемо. На этот раз никакого хора не было, и мы просто наслаждались атмосферой храма.

Выйдя из Церкви Мадлен, мы направились к зданию Гранд Опера, которое находится тут же, практически за углом. Мы еще ни разу не были внутри здания. Слышали только, что очень красиво. Ни с одной экскурсией туда не водят, лишь снаружи наслаждаетесь величественным видом театра и все. А, тем ни мене, попасть туда не сложно. Во-первых, можно купить стоячие места на галерку на одно из представлений. Стоят такие билеты не так уж, чтобы очень дорого. Во-вторых, когда представлений нет, театр открыт для посещения туристов. Билет можно купить в кассе, которая находится у бокового входа. Для этого нужно обойти здание Гранд Опера слева.

Увиденное превзошло все наши ожидания. Как по мне, так Версаль и рядом не стоял. Во всяком случае, по количеству золота, лепки и блеску Гранд Опера может вполне с Версалем соперничать. Галереи театра ничуть не уступают версальским. Ложи зрительного зала тоже все в золоте. В таком зале, безусловно, приятно быть зрителем. А выступать на его сцене, наверное, и того больше.

Огромная люстра в самом центре кажется непропорционально большой относительно зрительного зала и прямо довлеет над вами всей своей массой и великолепием. Потому внимание обращаешь вначале именно на нее, а не на роспись купола, сделанную Марком Шагалом.

Не могу даже сказать, сколько времени мы провели в Гранд Опера и сколько раз обошли там все по кругу, включая балконы, с которых открывается прекрасный вид на площадь перед зданием.

Выйдя из Гранд Опера вы практически сразу попадаете на Бульвар Капуцинок. Именно здесь, в доме номер 14 в 1895 году братья Люмьер устроили первый публичный киносеанс.

А дальше наш путь лежал еще к одному интересному месту, вычитанному в книге Жанны Агалаковой - кафе "Ангелина". Расположено оно на Rue de Rivoli прямо напротив парка Тюильри. Согласно прочитанному нами в книге, там варят самый вкусный шоколад в Париже. Нам, как сладкоежкам, туда была прямая дорога.

На входе, как и было обещано, стоит метрдотель в фирменном прикиде. Все чин чинарём. Кстати, в этом кафе очередь - нормальное явление. Место это достаточно известное и любители ходят сюда попить шоколад во множестве. Для нас место освободилось практически сразу, почти не ждали. Обстановка вокруг просто изумительная. Само кафе, на самом деле, совсем небольшое. Однако, за счет зеркал во всю стену помещение оптически увеличивается раза в три.

Заказали мы шоколад и пирожные, обойти которые стороной было выше наших сил. Каждое из них - предмет искусства. Не удержались. В книге мы читали совет: не брать вместе с шоколадом еще и пирожные. Совет этот мы благополучно забыли, как только увидели эту красоту. А зря, как оказалось. Шоколад принесли каждому в таком небольшом сливочнике. Рядом ставят графин воды. Мы еще поострили на эту тему немного. И недолго. Пока шоколад не начали пробовать. Напиток оказался насколько безумно вкусным, настолько же и безумно сладким. Графинчик с водой, как оказалось, поставили не зря. Мы потом еще трижды просили повторить (я имею ввиду воду), пока шоколад не допили. Можете теперь представить, а еще и пирожные... По выходу из кафе я думал, что на сладкое теперь до конца своих дней смотреть не смогу. Но нет, через пару часов все вернулось на круги своя. Так что не пренебрегайте советом: не берите к шоколаду еще и пирожные. Слипнется все, что только может. Если хотите, купите их лучше на вынос тут же в кафе. Будет даже на несколько центов дешевле.

Выйдя из кафе, мы несколько часов бродили по улицам, глазея по сторонам и заходя то туда, то сюда. Просто так, без какой-то определенной цели. В конце концов, добрались до пляжа на набережной Сены и зависли там аж до самого вечера, слушая музыку, попивая пиво и валяясь на шезлонгах. Полный релакс.

А как только начало темнеть, отправились снова к Эйфелевой башне. На площади Трокадеро, откуда мы планировали наслаждаться видами башни, постоянно выступают уличные артисты. Бывает очень даже ничего. Народу конечно уйма, но никто никому не мешает. Всем хватает места с избытком.

На подходах к площади вас непременно возьмут в оборот толпы негров, обвешанные с ног до головы пластмассовыми и железными макетами Эйфелевых башен всех размеров и цветов. Или правильно говорить "афроамериканцы"? Хотя нет, это в Америке их так должны называть. А в Европе? Какие они к черту "американцы"? Негры - они негры и есть.

На самом деле, то, что они предлагают - очень дешевые безделушки. Да и продают они их чуть ли не на вес. Если вам нужно что-то непритязательное, брелок для ключей, или, там, подарки для всех тридцати пяти родственников - лучше и не придумаешь. Качество, конечно, соответственное. Но, если вам нужна не вешь, а лишь ни к чему не обязывающий знак внимания - очень даже советую.

Постепенно стемнело и мы смогли, сидя на ступенях, идущих от площади Трокадеро к дворцу Шайо, в полной мере насладиться видом ночной Эйфелевой башни. Просидели там часа два, кажется. Пока глаза не стали слипаться. После чего поехали к нашему жилью, так как завтра мы уже уезжали, а нужно было хотя бы вещи в сумки покидать.

День 6

По сути, даже не день, а лишь несколько часов. Сдав квартиру, мы оставили на парковке нашу машину и отправились в центр, чтобы напоследок еще немного пройтись по улицам Парижа. Было раннее утро воскресения и людей на улицах почти не было. Только когда подошли немного ближе к Нотр-Даму, пешеходов заметно прибавилось. На этот раз мы подошли к нему не со стороны башен, а с обратной. Оказалось, что там тоже есть мост, сплошь увешанный замочками. Точно такой мы видели и с другой стороны от Нотр-Дама. Только тот соединяет не левый, а правый берег Сены с островом Сите.

В последний день Париж сделал нам еще один подарок, можно так сказать. Зайдя в Нотр-Дам, мы попали на воскресное богослужение. Хоть и далеки мы от религии, да и по-французски не понимаем ни слова, а все равно, интересно.

После финального "аминь" все вдруг начали поворачиваться к своим соседям и с улыбкой пожимать друг другу руки. Нас поневоле втянуло в это действо. Приятное ощущение. Да и традиция тоже хорошая, на мой взгляд. Начать новый день с пожатия руки незнакомому тебе человеку и улыбнуться ему, как своему хорошему приятелю. Что-то в этом есть.

Из Нотр-Дама пошли к Сен-Северину, до которого так и не смогли добраться в предыдущие дни. И что бы вы думали? Мы и там попали на службу. Правда, гораздо более скромную, чем в Нотр-Даме, но с тем же ритуалом рукопожимания в конце.
После двух, следующих одна за другой служб, мы не стали рисковать и больше ни в какие церкви не пошли. Побродили еще немного по Сите и отправились домой.

Вот так и закончилась наша поездка в Париж. Она получилась очень насыщенной и интересной. Правда, ноги за эти шесть дней мы стерли до самой пятой точки, но это не беда. Они дома снова отрастут. Зато будет что вспомнить скучными зимними вечерами.