O возрасте

Наталия Скачкова
 Как - то у нас в коллективе зашёл разговор о смерти, о том, какой возраст  считать для этого подходящим. Предшествовала этому разговору смерть нашего шестидесятилетнего коллеги, о которой одна молодая девушка сказала, что он пожил  достаточно, можно и умирать. Девушку понять можно, ей двадцать и до шестидесяти  ей ещё долгих сорок лет. А как тем из нас, которые перешагнули этот рубеж? Получается нам уже прогулы на кладбище ставят. Завязался спор.   
 
  И мне вспомнилось. Когда мне было двенадцать лет, мне думалось, что жить стоит  лет до восемнадцати. Тогда ещё песню пели “... в жизни раз бывает восемнадцать  лет... “, но подошли мои восемнадцать тихо, незаметно, ничего особенного и не особенного не произошло, даже влюблённости ни к кому не было. Что ж, умирать? Я  только посмеялась над своей прежней глупостью.
 
 Когда мне исполнилось сорок, одна особа поинтересовалась не страшно ли мне от этой цифры. Я тогда ответила, если бы мне сорок, а тебе всё двадцать, было бы страшно. А так, мне сорок, а тебе уже тридцать, всё как и задумано природой. Не страшно.
   
 Отец умер очень рано, в пятьдесят четыре, он только вернулся с Севера, имел много планов, мечтал собрать на новоселье всю родню, туда - то  к нам никто не ездил, и первым сбором оказались его похороны. Дожив до его возраста я поняла каким же молодым он ушёл.

 В семьдесят три года умерла тётя, самая любимая всей роднёй мамина сестра, добрейшей души человек, блокадница. Как ни жаль, но что делать - пришло время. И казалось, в этом возрасте уже можно умирать.
Мама в семьдесят лет отмечая свой юбилей, сказала что больше отмечать не будет, вряд ли доживёт до следующего года, но пришлось отмечать с такими же словами ещё  лет пять, пока ей не сказали:- Нина, перестань кокетничать. До восьмидесяти пяти  лет она ещё самостоятельно ездила в гости к своим приятельницам. Умерла она в девяносто.

 Когда мне стукнуло шестьдесят и я посетовала на годы, коллега по работе, которой было семьдесят пять, возразила: - Ох, мне бы ваши годы! Уж я бы развернулась!

 Другая тётя в свои восемьдесят четыре выглядела так, что ни у кого язык не поворачивался назвать её старушкой. Осанка пpямая, аккуратно одетая, всегда с причёской, она не только не нуждалась ни в чьей помощи и полностью себя  обслуживала, но ещё нянчилась с моей внучкой и гуляла с собакой. Она была так  красива в свои лета, что глядя на неё было не страшно дожить до её  возраста. Умерла она в восемьдесят шесть лет от рака, наши уговоры согласиться на  операцию, которую ей предложили, отвергла: - Зачем продлевать мучения, я прожила  долгую жизнь, всё видела, моих уже никого нет и мне здесь уже не интересно.
Умирала мужественно, пила обезболивающие и читала книги. Только последний месяц, когда силы оставляли её, просила: - Скорее бы, устала.
               
 У моей приятельницы умерла бабушка, восьмидесяти семи лет. Она устроила  шикарные поминки, накупила деликатесов, созвала всех старух со двора: - Это ведь  поколение, которое прошло через разруху, голод и холод, войну и перестройку,  привыкло себе во всём отказывать, пусть хоть наедятся  досыта. Поели они, выпили  и запричитали:- Бедная Аннушка, безвременно ушла, безвременно. Вон у неё внучка  какая  хорошая, ей бы ещё жить и жить.
Рассказывала она об этом со смехом, дескать вот расшухерились старушки, когда же тогда умирать?               
 
 А пожилая соседка по больничной палате, у которой трое детей, сказала, что дети так перепугались её болезнью, когда она стала отдавать им распоряжения по поводу  наследства, сказали: - Мамочка, нам ничего не надо, никакого наследства, мы сами  всё себе заработаем, и помогать нам ни в чём не надо, ты только будь. Будь. 

 Вот и получается, пока в своём уме, пока есть силы ухаживать за собой и помогать другим, надо не о смерти думать, она никого не минует, надо жить и радоваться каждому дню. Жизнь – это подарок, который достался не каждому. ”… А смерть придёт, помирать будем...”, так пелось когда – то в одной старой песне.