Таврия

Историк Владимир Махнач
Окончание лекции «Ферраро-Флорентийская уния. Падение Византии. Таврия». Патриаршее подворье в Сокольниках, храм Рождества Иоанна Предтечи. 2004 год.

Отекстовка: Сергей Пилипенко, 18 апреля 2014. К особому Дню Тавриды 8 (21) апреля 2014 года — 231-ой годовщине принятия полуострова под державу Российскую.


Таврический полуостров — древняя, предревняя земля. Вопреки представлению о том, что он отделен от суши узеньким Перекопским перешейком, он весьма доступен. Он откуда угодно доступен с моря, в том числе через довольно узкий Керченский пролив. И за тысячелетия истории Таврии кто только там не жил. Там жили загадочные тавры, оставившие свое имя полуострову, про которых мы даже не знаем, кто они такие были, и не менее загадочные киммерийцы, про которых мы, по крайней мере, точно знаем, что они были арийским народом. Жили скифы и позднее наши родичи сарматы. Жили древние греки, осыпавшие побережье полуострова своими полисами. Жили и ромеи (греки византийские). Жили римляне и понтийцы Митридата. Побывали гунны. Имели недолго свое королевство готы во время Великого переселения народов. Жили армяне. Жили ортодоксальные (талмудические) иудеи, а также караимы — иудеи совершенно не ортодоксальные, отвергающие Талмуд. Караимы и сейчас живут, что характерно.

С самого начала своего этнического существования жили славяне. А также жили русы, которые взаимодействовали со славянами и создали Киевскую (Древнюю) Русь. Напомню вам, что славянский этнос родился между II веком до Р.Х. и I веком нашей эры.

Однако во все времена земля называлась по имени тавров — Таврия, Таврида, Таврика. И так было до XVI века, не одну тысячу лет. Одно время восточными территориями полуострова владели хазары, но утратили их после грандиозного разгрома, который Хазарии учинил Святослав Игоревич в X столетии.

Константинополь долгие века сохранял таврические владения. Империя владела южным берегом полуострова с его дивным климатом, основанном в частности на том, что южный берег почти всюду отгорожен с севера яйлами, то есть горными цепями. Яйлы создают по сути дела средиземноморский микроклимат. А климат внутренней части полуострова, конечно, куда мягче московского, но гораздо суровее, чем даже в Феодосии или Евпатории, особенно в степных районах. Там зимой сурово.

Кто жил во внутренней части полуострова, не знает никто. Ни один этнограф не взялся того исследовать.

Там были городки, часто пещерные, полупещерные. Там были монастыри, заметьте. Именно туда в дни Иконоборчества бежали монахи иконопочитатели из Константинополя и других европейских частей империи. Расцвет таврического монашества — это как раз VIII-XIX века.

Сильно подозреваю, что там были какие-то местные властители. Трудно сказать, кто они были. Скорее всего, они были никто, «никто, нигде и звать никак», то есть осколки бывших этносов, потомки готов, потомки сарматов, а может быть, даже потомки киммерийцев и скифов. Реликты были.

В XIII веке в Таврии появились ордынцы, что-то разорив, а что-то не разоряя. Херсонес, центр фемы Климаты, был разорен. Фема, напомню вам, есть военно-административная область Византийской империи. Потом Херсонес был восстановлен, но уже не вернул себе прежнего блеска, и менее, чем за столетие запустел и был заброшен. Херсонес разорили, но разорили не всё. Ордынцы далеко не всё старались разорять. Они старались владеть и дань получать. Нетрудно догадаться, что те, руководимые монголами, южные ордынцы, таврические ордынцы, прежде всего, набирались крови у тюркских народов, которые и ранее, и при русской власти жили в Причерноморье, то есть у половцев, торков, берендеев. В итоге сложился этнос крымских татар, которые в силу средневековой традиции носят общее наименование с волжскими татарами, но это два совершенно разных народа. Этногенез волжских татар начался со взаимодействия ордынцев с волжскими булгарами, а этногенез крымских татар — со взаимодействия ордынцев с половцами, берендеями и торками. Волжские и крымские татары внешне не похожи друг на друга, это разные народы. И к нам относятся по-разному: волжские татары — прекрасно, я вам слово даю, а крымские нас не любят. Слово «татарин» довольно распространено. Здесь уместно отметить, что термин «азербайджанец» придуман при советской власти. Тех, кого сейчас так называют, — это еще один этнос, который до революции называли «кавказскими татарами». Потому никогда не покупайтесь на термин «татарин».

Фему Климаты Константинополь за собой удержал. С одной стороны, степняки не очень старались ею владеть. А с другой стороны, выгнать с полуострова татар сил у империи, конечно, уже не было. Империя никогда и не владела внутренними областями полуострова, хотя то была христианская земля. Одних митрополий в Таврии было четыре! Было четыре митрополита, и были, следовательно, и помогавшие им епископы, хотя бы по одному на митрополию. Иначе не было бы митрополита. Там были нормальные размеры епархий. А вот у нас сейчас чудовищные размеры епархий! Когда минувшим летом я беседовал с духовенством в Феодосии, я сказал, и все покивали, соглашаясь, что вполне естественно было бы сейчас иметь митрополита в Симферополе и, соответственно, епископов в Евпатории, Ялте, Феодосии и в Джанкое на севере. И то был бы нормальный округ.

В итоге в XIV веке полуостров поделился на три части. У Константинополя не хватало сил на свою фему, и он сдал землю генуэзцам в аренду. Хотя формально василевс оставался владетелем и сюзереном этих земель, контролировать генуэзцев он, конечно же, не мог. И они властно правили юго-восточной частью полуострова, примерно от Фороса до Керчи. Было их там немного, и не могло быть много. Несколько тысяч человек с женами и детьми. Вели они себя отвратительно, как злобные колонизаторы, выкачивали всё, что могли. Да еще, как и положено римо-католикам, были бестактны и всяко шпыняли восточных христиан, дабы загнать их в католичество. Потому укрепляться им приходилось на каждом шагу. Они построили мощнейшие укрепления в Феодосии, в значительной степени сохранившиеся и хорошо изученные, и сверхмощный консульский замок в Солдайе, так при итальянцах назывался Судак. И более того, если проплыть на катере вдоль юго-восточного побережья Таврии, то время от времени будут видны развалины башен, их нижних частей. Они на каждом шагу укреплялись, потому что не могли не укрепляться: местное население южной Таврии было гораздо многолюднее.

А кто составлял местное население? Почему же генуэзцев оттуда пинками не выгнали? Там жили разные народы. Прежде всего, то были местные ромеи, «понтийцы», как их тогда начинали называть, то есть люди разного происхождения и в значительной степени русо-славянского. Но говорили все по-гречески, наверняка, уже на провинциальном, понтийском греческом. Были православные по вере, православные по культуре. Кроме них жила огромная армянская община, она оценивается на начало XV века примерно в 50 тысяч. Была даже Таврическая школа армянской книжной миниатюры. Более того, в армянских документах XV века полуостров иногда называется «Приморской Арменией».

Жили ортодоксальные евреи, в том числе совершенно загадочные евреи-крымчаки. Кто они были, вообще неизвестно. Когда они окончательно исчезли, их было несколько сот человек. Они были рассеяны в годы Второй мировой войны. Несколько сот человек — это уже не этнос. Загадочны, потому что говорили на тюркском языке, хотя притом были синагогальными евреями.

Студентка: Может быть, они были потомками хазар?

Махнач: Потомки хазар — это все-таки караимы.

Жили также караимы, безусловные потомки хазар. Язык у них тюркский. Они отвергают Талмуд. На том основании их все всегда признавали не иудеями. Так, в Российской империи караимы не подвергались никаким ограничениям черты оседлости. Они могли поступать на военную службу, получать чиновничий или офицерский чин, ордена. Случаи бывали. Более того, даже гитлеровцы, когда завоевали полуостров, официально признали, что караимы не иудеи и никаким ограничениям не подлежат.

В каком-то количестве жили даже татары, но в основном татары, принявшие христианство и осевшие на берегу. Все то население терпеть не могло генуэзцев.

Но как это бывает в разноплеменном населении, хотя никаких столкновений между ними там не видно, им не хватало консолидирующей силы, чтобы собраться в кулачок да как врезать!

Степную зону Таврического полуострова занимало Крымское татарское ханство — вассал Большой Орды, которую мы иначе называем Золотой Ордой. Оно тяготилось этим вассалитетом. Первые столкновения между южными (ногайскими) ордынцами и Большой Ордой произошли уже в конце XIII века при ордынском хане Менгу-Темире. Их столицей был — заметьте, это очень важно — город Крым, нынешний поселок Старый Крым, примерно равноудаленный от Керчи и Севастополя. Вот откуда на самом деле-то и название пошло. Тогда он был просто Крым, а новая столица ханства Бахчисарай — это город XVII века.

Заметим, что с Крымским татарским ханством у Москвы были самые добрые отношения. Татары вели себя тогда прилично, православных монастырей, которых было много, не обижали. Торговлю через Таврию за известную мзду (пошлину), естественно, мы никогда не прерывали в XIV и XV веке. И в Москве и в Твери была даже известная гильдия под названием «Гости Сурожане». Сурож есть славянское, русское название Судака. Мы торговали через Сурож. Все те отношения были основаны, конечно, на принципе «враг моего врага — мой друг». Мы еще не наступали им на пятки, мы еще не добрались до полуострова. Нам нужно было избавиться от Орды. А крымцам тоже надо было избавиться от Орды и стать независимыми.

Западную часть полуострова занимало последнее православное княжество, в официальных документах называвшееся Феодоро, то есть Богодарованное. Но, как правило, его в наших русских документах называют по столице — Манкуп, княжество Манкупское, ныне мертвый город на столовой горе недалеко от Бахчисарая. В татарском произношении — «Мангуп-кале» («крепость Мангуп»). Крепость была совершенно неприступна. Я поднимался на нее, то очень интересно. Эта столовая гора с плоской верхушкой, что не редкость в Таврии, представляет собой в плане четырехпалую руку. Со стороны пальцев два пояса практически неприступных стен. А со стороны кисти никаких стен, там отвесные скалы, потому можно не ограждать. Причем наверху были источники, была вода. Осаждать бесполезно. Она была неприступной до появления артиллерии Второй мировой войны, а может быть, и до появления вертолетов.

Манкупские князья очень интересного происхождения. Они были давно принявшими православие армянами, давно огреченными армянами фамилии Гавров. Причем Гавры попали в Таврию довольно давно как политические ссыльные, они участвовали в каком-то заговоре в Константинополе. Но смогли так пристроиться в Таврии, что даже династию основали. Думаю, что население княжества Феодоро было тоже довольно разноплеменным по происхождению, но греческим по языку и православным по вере и культуре. Надо сказать, что они были очень деятельны. Они построили укрепленный порт Каламиту, нынешний Инкерман близ Севастополя. Торговали с Трапезундом и всерьез угрожали перехватить генуэзскую торговлю на Черном море. И постепенно становилось ясно, что рано или поздно генуэзцев выкинут, а татарам придется признать себя вассалами Манкупских князей.

Мы тоже относились к Черному морю очень серьезно. Гавры были нашей естественной опорой. Интересно, что после того как овдовел Иван Третий, бывший женатым первым браком на Тверской княжне, всерьез рассматривался возможный династический брак с дочерью последнего Манкупского князя Ильи. То есть, это было для нас настолько важным, что такой брак не считался неравнородным — могущественный великий князь и какой-то князь манкупский.

Но получилось не так, как надеялись тонкие московские политики. В 1453 году пал Константинополь, в 1461 году — Трапезунд. Позднее капитулировавший Трапезундский император был убит по приказу султана. Тоже, между прочим, неканонизованный мученик. Ведь ему предлагался переход в ислам, он отказался, и его убили. А то для нас должно быть основанием для канонизации. Тем более, что он был императором, правда, размером с князька, но все же императором. В 1471 году пали последние греческие и крестоносные владения в Греции. И, наконец, в страшном 1475 году огромный турецкий десант с артиллерией высадился на южном берегу Таврии. Генуэзские колонии пали сразу. Интересно, что в Феодосии местное население, то есть православное и армяно-григорианское заявило генуэзцам, что либо те немедленно сдадут город туркам, либо они сначала повесят всех генуэзцев, а потом сами сдадут город туркам. Можно упрекнуть греко-армянское население в недальновидности, но в неблагодарности — нельзя. Вот где у них сидели генуэзцы!

Манкупское княжество держалось полтора года, точнее крепость Манкуп осаждали полтора года. Собственно, ее взяли измором. Покуда там оставалось продовольствие, взять ее было нельзя.

А что касается Крымского ханства, то пробыв независимым от Орды около двадцати лет, оно надолго стало вассалом Константинополя, вассалом османского султана. Мы можем о том судить, потому что нам известны крымские монеты, где нет эмблематики Сарая (Большой Орды). То и значит независимость. Больше не чеканили на одной стороне свою эмблему, а на другой стороне эмблему Большого хана.

На том и закончились наши добрые отношения с крымцами, потому что уже в XVI веке начинаются постоянные набеги на южнорусские, южнолитовские, южнопольские земли. Оттуда постоянно угоняют рабов-пленников на стамбульские (константинопольские) рынки и далее по всему Средиземноморью. От того нам приходилось защищаться очень серьезно, тратить большие деньги, создавать линии засечной стражи, засеки (земляные валы и завалы стволов деревьев) для защиты от набегов крымской конницы. Пехота пройдет, а конница никак не пройдет. Они создавались на южных рубежах. То было дорого. Приходилось постоянно держать засечные войска, дворян и казаков засечного рубежа.

Именно то, что Стамбул и его верное оружие Крым висели у нас снизу, вцепившись нам в пузо, мешало нам исправно расправляться с потугами и посягательствами Запада.

В 1571 году крымцы сожгут Москву, в 1572 году попытаются захватить ее вместе с Кремлем, но будут жестоко разбиты. В 1591 году, в год основания Донского монастыря в честь победы и прославления Донской чудотворной иконы Божией Матери, в последний раз крымцы попытаются шутить с Москвой. А шутки были серьезны, они стояли в Коломенском.

Потому русские были терпимы всегда, в том числе и к терпимым, а тем более, дружелюбным мусульманам. Но то был турецкий агент. Потому мы пытались подавить Крым. Крымские походы Василия Васильевича Голицына в конце XVII века не увенчались успехом. Дважды в десятилетие Анны Иоанновны ходили на Крым фельдмаршалы Ласси и Миних. Но коммуникации были слишком растянуты для снабжения войск. Полуостров оставался слишком далеко. За то время он постепенно потерял свое историческое название и в XVI веке начал именоваться «Крымом».

Но Россия становилась все сильнее. При Екатерине Второй в Первую Русско-турецкую войну Крым вынужден был отказаться от Османской империи и дать обязательство не поддерживать с ней никаких отношений без ведома Петербурга. А когда те условия были нарушены, русские войска просто вошли на полуостров безо всякой войны и упразднили Крымское ханство на вечные времена за ненадобностью.

И тут обратите внимание на важный момент. Даже в такое, казалось бы, западническое царствование как Екатерининское, а как сама императрица и ее окружение чувствовали историю! В Первую Русско-турецкую войну мы брали Крым, и потому командующий русской армией фельдмаршал Долгоруков получил титул — князь Долгоруков-Крымский. А когда мы упразднили Крымское ханство, то светлейший князь Потемкин получил титул Таврический. То есть, Крыма больше нету. У нас была Таврическая губерния, у нас была Таврическая епархия.

И как мне доводилось неоднократно публично говорить и писать, нам чрезвычайно важно изгнать слово «Крым» из русского языка, что возможно сделать только в том случае, если все больше и больше людей будут этим заниматься. Это важно, потому что, если мы говорим Таврия, то мы говорим о своей земле, где крестил первокреститель Руси апостол Андрей Первозванный и где Русь окончательно крестилась при равноапостольном князе Владимире. А если мы говорим «Крым», то мы признаем права на эту землю оккупантов XIII века, которые почти триста лет, в XVI-XVIII веках туда наших рабов угоняли. Если мы будем так себя вести, то можем и до новых рабов доиграться! Ведь оказалось, что не так уж и трудно — угонять русских рабов. Чеченцы же это делают! Хотя всю Чечню можно раздавить не большим пальцем, а мизинцем одной руки. Потому все это — совершенно не безобидные вещи. Надеюсь, что эта нота грозная, но отнюдь не минорная. На том можем занятие сегодня и закончить.