В каком народе живешь, того обычая и держись

Алекс Росс
                «Любовь к Родине сильнее смерти»

По моему мнению, народные традиции взаимоотношений, отправления религиозных обрядов, праздничных и повседневных, возделывания матушки-земли и строительства жилья – корень любой нации, ее основа. И чем глубже он прорастает в истории человечества, тем незыблемей все тело во времени, тем больше живительных соков поступает для молодых побегов, пышнее крона дерева, шире возможности для восприятия чего-то нового.

Множество бурь прошумело над нашим деревом: татаро-монголы, крестоносцы, фашизм, бывали внутренние недуги междоусобиц, бесчинства монархов, феодалов, и новых хозяев ХХ века. Затеянная последними переделка мира началась с вытравливания наших корней. С нарушения устоев нашего Дома. Однако всему есть предел! Сегодня ко многим из нас пришло отчетливое понимание, что спасение надо искать в своих корнях, в истории и в миропорядке, заповеданном предками.

Если по свидетельствам исландских саг, в первом тысячелетии территории по берегам того же Белого моря, заселенные фино-угорскими племенами, чудью белоглазой, самоядью, постоянно подвергались опустошительным набегам варягов, то о завоевании Заволочья славянами в летописях не сказано ни слова. Готский историк Иордан сообщает, что уже в VI веке славянские племена вели торговлю с Югрой, занимавшей в то время земли по обоим склонам Северного Урала. А в русских документах сообщается, что в IХ веке Печора и Югра находились в зависимости от киевских князей и постоянно платили им дань. Это все во многом говорит за то, что проникновение в Поморье и Западную Сибирь славян проходило по давно протореным, хорошо знакомым им путям. Прибывавшие туда ватагами ушкуйники, граждане свободной Новгородской республики не убоялись ни бескрайних просторов, ни тяжелых природных условий, ни алчных соседей с Запада. Они смело разбивали становища, ставили починки, сооружали рыбные станы, устраивали «охотничьи путики» и «бобровые ловища». Причем не вторгались как тати, не притесняли народы, населявшие чужие края, а занимали свободные места по-соседству.

Опыт такого мирного и взаимовыгодного сосуществования с соседями в последствии основательно укоренился в нашей культуре. Прекрасным тому свидетельством служат необозримые пространства многонациональной России – единственного в своем роде на Земле огромного сада с деревьями рек. Кроме того, есть в нашей истории примеры братской помощи и благосклонности к народам балканских стран, а так же Австрии, Германии, Франции, США и пр. Сплачивала русичей во все времена психология, в основе которой лежали нравственные законы, этика*.
 
Призыв благоверного князя Александра Невского «Всем русичам жить одним сердцем» и слова из напутствия преподобного Сергия Радонежского великому князю Дмитрию Донскому «Сила в правде» наш народ знал и исповедовал с единодушием. Духовная крепость, порожденная этим единодушием, как кремень высекала искры мудрых поговорок, ложившихся в основу жизненных принципов и формировавших философию граждан России. Русская речь во все времена наравне с шутками и прибаутками изобиловала самыми разнообразными поговорками. Например, «Уговор дороже денег», «Не давши слова – крепись, а давши – держись», «Береги честь с молоду, потеряешь – никаким канатом не привяжешь», «Старый друг лучше новых двух». Этика формировала на Руси эстетику. В народе говорили: «Не гонись за красотой – гонись за разумом». Обижать слабых было постыдно, лежачего у нас никогда не били. При Екатерине-II был издан указ, запрещавший в кулачных боях бить лежачих. Было принято подавать милостыню нищим, бродяг кормить, вдовам и сиротам помогать всем обществом. А бесчестью предпочитать смерть!

В то время, как испанские конкистадоры и завоеватели из Старого Света с оружием в руках прочесывали прерии Америки и рыскали по саваннам Африки в поисках золота и рабов, наши предки разбивали мирные биваки на Гавайских островах, заключали договоры с племенами аборигенов о сотрудничестве и взаимной помощи в Калифорнии (с племенем Кошая-Помо, 1814 год ), занимались просветительством, насаждая грамоту, среди «темных» народов Заполярья, на Алеутских островах и Аляске… Среди пионеров, осваивавших земли за тысячи и десятки тысяч верст от дома кроме мещан, таких как Иван Кусков, Петр Андреевич Баранов были и простые крестьяне-поморы, Ерофей Павлович Хабаров, Семен Иванович Дежнев, Ермак Тимофеевич и другие. Большинство из них не разумели грамоты, но были мастерами на все руки – опытными строителями, корабелами и землепашцами, удачливыми охотниками, храбрыми воинами и отважными моряками. Сохраненный в Калифорнии попечением местных жителей и русских-американцев Форт Росс стал памятником уникальной российской предприимчивости!

Народ, освоивший шестую часть суши Земли, на определенном этапе своей истории выработал вполне совершенную технологию освоения новых территорий. В результате отлаженности этой технологии на Руси повсеместно были распространены так называемые «щепные» базары, на которых можно было приобрести наряду со строительными материалами отдельные элементы строений, постройки разного назначения, дома и даже деревянные церкви целиком.

Пример комплексного подхода в делах, и не только, русич часто брал из монастырской практики. Дело в том, что вся жизнь его была освящена верой. Он гордо называл себя православным. И верил в торжество справедливости, в правое дело. Что помогало ему побеждать и врагов, и невзгоды. Препятствия в пути он одолевал с Исусовой молитвой, и на все брал благословение. На дальнюю дорогу, на какое-то предприятие, дело. И даже, когда просто уходил из дома по делам, где, к примеру, оставался немощный калека, говорил: «Благослови, Ванюша». Тот же обыкновенно отвечал: «Бог благословит!» Почти в каждом доме у нас были какие-то реликвии, а в хозяйстве - инструменты, привезенные хозяевами из паломнических поездок к «святым отцам» в монастыри. В монастырях православные черпали знания и заимствовали технологии, покупали технику и посадочные культуры. И, разумеется, старались вести свое хозяйство и домашние дела с оглядкой на образцовую жизнь монастырей. Кои не без основания считали райскими местами Земли.
 
В общем хотят того или нет наши злопыхатели, но было время, когда жил народ России в ладу и со своим окружением, и со своей совестью. Местность, дом, соседи, животные и предметы обихода все приносило глубокое удовлетворение простому человеку, владевшему собственными домом и участком земли. Лишь только на первый взгляд заброшенные в медвежьи углы русские города и деревеньки казались убогими. Леса и болота вокруг были полны лешими и русалками, поля зрели, взоранные молодецким духом и обильно политые потом селян. Отовсюду слышалось чудное разноголосье: звуков боркунцов из паствы, колокольчиков лихих вороных, разухабистых частушек и припевок под гармошку по вечерам, неизменное купание петушинных голосов в солнечном ораньжевом утреннем мареве. Старики-кузнецы, мельники, старые солдаты были главными ведущими местных «жизнепрограмм». Нищие открывали двери милосердия, юродивые вразумляли, иванушки-дурачки потешали народ, цыгане освежали в какой-то мере застаивавшуюся атмосферу провинции теплым южным ветерком другой культуры.

У селянина не было непреложной нужды ехать в город и тем более ждать помощи из-за океана.

К счастью, есть еще в иных местах России милые уголки, где сохраняется настоящий праздник земной жизни, ежедневный и ежечасный. Это пришлось наблюдать мне самому на севере Вологодской области в Тарногском районе Верхне-Спасского совета в деревнях, даже названия которых живут удивительной звуковой жизнью: Ончукова - уж очень много одуванчиков вокруг определили невольно название места; Бутереньска - наверное, потому, что там в небольшой речушке Омельфе, часто мелеющей летами, бутят рыбу боталом; Мадовицы - видимо, трансформировалось от слова мед, вокруг этого места много замечательных цветочных лугов и, разумеется, пасек; Хавденцы – потому, что неподалеку от деревни пасутся большие отары овец и стада коров, а они, известно, когда щиплют траву, громко «хавкают», болтающиеся же на шеях колокольчики «денькают»; Угольная - находится как бы на отлете «большой» дороги, на излучине речушки Поцы, в глухом месте; Конец - деревня за гуменником, с другой стороны от Угольной, в самом конце этого мира, полного самим собой, как бы самодостаточного в своем совершенстве и неповторимости. Можно было бы долго перечислять, перебирая, как разноцветный бисер, названия деревень и тех прекрасных мест: Крутец, Золотица, Костаиха, Гигант, Грязь, Филиновская, Тимофийха... Скородум.

Поэтичности наших предков может позавидовать любая нация. Где еще на Земле части дома, например, как у нас «лобовина», «чело», «причелины», имеют антропоморфные названия? Где еще зооморфными именами в знак благодарности животным названы специальные постройки и конструкции дома? У нас есть «курицы», «конек», «быки», колодец-журавль и прочее! Где можно найти такую символику украшений на главном фасаде дома, какая представлена на нашем традиционном деревянном жилище? Все его полотенца с солярными знаками, символизирующие чистоту рук, «солнце» под коньком, символизирующее ясность помыслов, духи на фронтоне, для птиц, приносящих счатье, подзоры с розетками, ажурные подвески и обереги на ставнях не просто удивляют, поражают пришельцев издалека!

Этой самой красотой вдохновлялись наши предки на далекие походы, на великие подвиги.

Примером же глубоко трогательного отношения человека к близким служили мне встречи с северными старушками и стариками. Идешь, бывало, тропинкой в поле в другую деревню, и где-то вдалеке какая-то старушка, уже прошедшая перекресток, завидев тебя, поворачивает назад, чтобы пожелать здоровья. Узнать, кто таков, «чей сын али внук будешь?...» Да как дела в деревне, у родных, в городе. Про себя все расскажет. Привет всем передаст и новость. В магазине и вовсе бывал большой праздник сердечных встречь и теплых разговоров. Говор здоровый, смех открытый, встречи на самом высоком уровне – Человеческом.

Не припомню ни одной старинной вещи, песни, предмета, дома, чтоб в них было что-то некрасивое. Можно сказать, любая вещь из прошлого, которая нам сегодня попадает в руки, вызывает в нас чувство изумления от совершенных ее линий, ремесленного уровня, невзирая на простоту замысла и материала. Это и простые корзинки из бересты, и дранки, с которыми раньше ходили в лес по грибы и по ягоды. Они у нас нынче рассматриваются как предмет национальной гордости и продаются в сувенирном исполнении. Это и полотенца, шитые народным способом – крестом. Чего только нет на них, веселого, яркого: петухи гордые и задорные, возвещающие радость пробуждения дня в каждом доме, и лошадки резвые, хороводы людные с дружными рукопожатиями. Таков и журавль колодезный, у которого хорошо потрудиться, доставая из таинственной глубины холодную прозрачную воду, приятно при этом слушать легкие поплескивания ее из изящной деревянной кадушки о стенки сруба...

Традиционно все было у нас на своих местах, все части мозаики творения дополняли друг друга: на Илью-Пророка люди гуляли в Ончуковой, Преображенье Господне праздновали в Конце, престол благоверного князя Александра Невского был в часовне деревни Угольная, а Покрова отмечали в Подгорной... И такое праздничное кружение весь год.

Была полнота формы, красок и звуков. Поэтому и чувства были полны, и мысли небесные светились на всех творениях. У человека, работавшего на земле, творения рук были небесного содержания.

Архитектура – внешняя оболочка нашей же сокровенной сущности после одежды и самого тела, более проявленная, чем другие виды искусства – живопись, музыка и прочие. Каждая клеточка – сооружение в ней была сугубо индивидуальной, а значит и живой. Посмотрите на творения рук наших зодчих. Любая постройка их - это большое событие Бытия. Это чудо. И не важно, амбарчик это или жилой дом, банька или ветряная мельница, так как все они имеют свою конструктивную и художественную индивидуальность. Нет у нас одинаковых построек на протяжении всего Европейского Севера, сохранившего следы былого более других мест. А если это храм, то для него было найдено удивительное место. Самое высокое, называемое «гривой», открытое всем взорам – в поле ли человек находится или в окно посмотрел из своего дома.

Сегодня, за небольшими исключениями в больших городах и в богатых элитных поселках, наши глаза видят типовые постройки, мы нюхаем отходы от производств, не поем сами и редко слушаем народные песни и частушки, а ... едим пищу с гербицидами, заготовленную в основном за границей современными механизмами. Мы гордимся скоростными методами возведения зданий. Но, гоняясь за химерами, уже не получаем настоящего переживания в процессе их строительства, то есть самой жизни непосредственно!

А как заведено было нашими предками? «Без Троицы дом не строится» - говорили они. Положили с соблюдением всяких примет «паклины» или «окладное», то есть заложили дом - праздник, застолье; довели стены до «матицы», - опять театральный обряд! Ну и далее, «замочка», «коньковые», «дымовые» – обряд. Как положено, песни, гуляния, и в самом конце торжественный переход семьи в новый дом - новоселье!

А чтобы коротко сказать, насколько все в нашем традиционном доме было для своего времени хорошо продумано, приведу слова одной знакомой старушки о своем отчем доме: «Раньше я в дом-то приходила, как улитка втягивалась, все было свое, родное, удобное, а сейчас что? Панельная коробка!» Одним словом, переселили Россию в бетон, столкнув на ступень развития ниже. Сделали зависимыми от центрального отопления и служб коммунального хозяйства. Вот и вынужден народ спасаться хоть и на небольшой, но все же построенной своими руками даче. Недаром все же на Руси бытовала когда-то поговорка: «плотник первый на селе работник». А каждый настоящий хозяин был и крестьянином, и таким же мастером плотником.

Поэтому и подход ко всему был хозяйский. И как не быть хозяином, не чувствовать себя им, когда на территории приусадебного участка и в самом доме часто бывало больше построек и по площади, и по перечню названий, чем в советские времена в некоторых колхозах. Вот их неполный перечень: избы зимние и летние, светелки, подклеты, клети, мост, сени, баня, хлев, сарай, сенник, гумно, овин, амбар, конюшня, погреб, рыбный амбар. Итого только индивидуальных построек – семнадцать, а еще коллективного пользования, частного владения: различного рода мастерские, кузница, колодец, мельница водяная или ветряная, магазин, огороженные улицы.

Выражая в поговорках свою ответственность за существование «деревня богата, так и город богат», «добра голова сто рук кормит», «кабы мужик на печи лежал, корабли бы за море не плыли», «мир – велик человек, всякого прокормит», человек чувствовал себя хозяином, хозяином своей Земли, хозяином своего дома. «В доме хозяин больше архирея». И поскольку все зависело от его решения и окончательного действия: полнота закромов, ухоженные поля и пашни, красота селений и веселость праздников, то и действовала повсеместно поговорка, как жизненная установка «семь раз отмерь, один отрежь». Был создан совершенный мир, где дела рук, мыслей и сердца питали душу человека через созерцание окружающей красоты глазами (на что бы они не взглянули), через слушание добрых и веселых песен и мудрых стариковских сказок, через запахи трудов человеческих - от сена на покосе, от пирогов с ягодами да грибами, от непорочности природы вокруг, через вкус добытого потом.

Доброта, порядочность, уважение старших, честность, усердие в работе - неполный перечень нравственных добродетелей, которыми держался порядок на земле. Мудрость гласила: «В каком народе живешь, того обычая и держись».

Сегодня большинство из нас изнывает от раздвоенности голоса совести и жаждущего наживы ума. Понятие совести меньше стало влиять на нашу жизнь, чем мысли о продуктах и красивой одежде. А что как не сама Совесть во все времена шила красивые одежды и подавала на стол вкусные яства? И что, если не доброе слово и мудрое наставление сеяли живительные семена обильных урожаев. А кто, если не ты, дорогой Читатель, сохранит эти семена для будущего сезона!

* Греч. еthika, от ethos - обычай, нрав, характер. Этика - философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Впервые этим термином особую область исследования обозначил Аристотель (384 - 322 до н. э.), ранее ее часто понимали как науку о природе человека.