Мистика текста. Заметки дилетанта

                Что может быть проще, чем вот так взять и написать хороший грамотный текст? Да-а, – скажете вы, – это только так кажется. А вот вы попробуйте и увидите, что будет. И с этим нельзя не согласиться. Но, конечно, лишь только после того, как попробуешь.
                Все мы люди и все разговариваем. И зачастую вовсе не задумываемся, что и как нам говорить. Как предложения строить. Но почему тогда аналогичный, по-видимому, процесс, при попытке переноса его на бумагу, приобретает такой подчас мучительный и невообразимо нудный характер? Пишешь себе, пишешь. Читаешь потом. И смотришь даже – вот вроде всё, как кажется, и хорошо. Радуешься, что наконец-то у тебя, похоже, стало получаться. Без мороки с вычитыванием, с редактированием вечным и прочими неприятностями, которые сопровождали тебя ещё совсем недавно.
                Но проходит день, а иногда и часа хватает, и ты, опять прочитав совершенно готовый уже текст, ничего не понимаешь. И даже готов впасть в отчаяние. Ну почему, почему опять? Всё то же самое. А иногда и ещё хуже, чем было. Конечно, медленно, но верно, рука вроде как приноравливается и начинает писать так, что редактуры становится меньше. Но всё равно, её ещё так много.
                И вот ты снова сидишь и, проклиная всё и вся, занимаешься редактурой и правками. Иногда правишь сначала в одну сторону, а через два часа видишь, что ошибся и приходится всё возвращать. Иногда замечаешь, что целый абзац, ну ни туда ни сюда. А иногда добавляешь и также с непредсказуемым результатом. Так проходят дни, а иногда и недели. Но вот что любопытно. Каким-то непостижимым образом все слова, буквально одно за другим, и отрывок за отрывком постепенно становятся на положенные места, что ли. И в конце концов получается текст, за который, наверное, уже и не стыдно. Но, что самое интересное, он становится таким, что из него больше и слова не выкинешь. Как песня прям.
                И невольно тут задумаешься. Да что же это за литература такая? Вот, вроде, и дисциплина как по определению гуманитарная, а по-своему очень и очень жёсткая. Сделаешь что-нибудь ну хоть чуточку не так, и едва не скривишься потом от прочитанного. А ещё кажется, что у каждого текста своя какая-то тайная структура есть. И что тебе нужно слова твои и интуитивно, и, основываясь на правилах грамматики, в нужном порядке в эту структуру уложить, да потом ещё и знаки препинания где надо расставить. Трудно это. И стараться приходится. Но когда мозаика сложена, то она уже не только слух, но и глаз радует.


Рецензии
ТИМА!

всё просто-в разговорном языке мы выбрасываем определения и дополнения в расчёте на понимание одного собеседника с кот уже очерчен круг обсуждения и можно не повторяться...

в письменной речи нам необходимо выстраивать полные предложения в расчёте на непосвящённого собеседника и разжёвывать вроде очевидные вещи...
пример...чего там жёлтые...рванули?
нет...типа вооружённый грабёж!

а всё тоже самое в описательном смысле требует ...вчера...париж...новые протесты...теракт... неудавшийся грабёж и кучу всяких уточнений...

с добр нч!

пс-поэтому писатель хороший обычно выходит из зануд...

Ник.Чарус   12.12.2018 11:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 205 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.