Фантастические альтернативы

Виктор Клёнов

Реплика про поветрие «альтернативной истории»
 
Конечно, предположение о переносе (сознания) героя в другую эпоху представляется абсурдным, (ну, в будущее, ещё, куда не шло, а в прошлое – невозможно!), но фантастика и строится на переносе в другие миры. Это как массовое «вырубалово» для боевика. Если кому-то предположение кажется идиотским, то лучше ни читать – не твое. Я, к примеру, никогда не читал женских детективов, но предполагаю, что там есть свои мастерицы, и их надо оценивать не по канонам классического романа воспитания. То же самое и с «военно-исторической фантастикой» и пр.
  История как практика не терпит сослагательно наклонения, но история как теория с него начинается. В этом смысле военно-историческая фантастика не научна с точки зрения физики, но с позиций гуманитарной науки – «научна» вполне. Как всегда, главное не что, а КАК. То, что главное внимание уделяется техническим деталям, оружию и пр. – неудивительно. Технику несравненно легче реконструировать, чем менталитет, дух эпохи. Конечно, может захотеться, чтобы автору удалось глубоко погрузиться в психологию героев определенной эпохи и пр., но для фантастики – это излишне. Примерно, как если бы от сочинителей бесчисленных детективов требовали литературной гениальности автора «Преступления и наказания».
Из серьезных замечаний против таких книг стоит выделить то, что неудачники из одной эпохи вряд ли бы сумели преуспеть в другой. Как сказать? К примеру, некоторые эмигранты в другой стране смогли изрядно преуспеть. Особенно, если жизнь на родине стала невыносимой и/или там не были востребованы те качества, которые помогли добиться успеха в других условиях. Я уж не говорю про «страну негодяев» или про то, что «бывали хуже времена, но не было подлей». К примеру, ум, благородство и смелость в подобные времена могут стать самоубийственными. «Времена не выбирают», как страну рождения, но порой их них хочется сбежать. Если вспомнить классическую дилемму Хиршмана: «голос» или «выход», то сейчас у нас больше популярна последняя. Молодежь перспективная не особенно протестует, а просто уезжает из этой авторитарно-коррупционной клоаки в какую-нибудь «нормальную страну».
Кто не может или не хочет пока бежит по другому: можно ли нажать «эскейп», уходя в компьютерные или ролевые игры, или вот, фантазируя о «ветвящемся времени». Что не хуже пьянства или наркотиков, по крайней мере. 
К тому же Россия снова висит над пропастью, и многие нутром чуют и ненормальность нынешнего положения, и его потрясающую непрочность. Эти чувства еще более обострились в последний год, в последний месяц…
  Но утопии бегства сочетаются в «альтернативках» и с пафосом борьбы, пусть и воображаемой. Многие авторы наших фантастических историй   показывают, как надо поступать с врагами – внешними и внутренними. Ибо враги наши сейчас всячески препятствуют выработке правильного к себе отношения. Что неудивительно, как и то, что здравые мысли сейчас приходится высказывать в рамках маргинального трэша. Глянцевые аляповатые томики с «альтернативнйо фантастикой» формируются в партизанские соединения. Если высоколобые «умники» в РФ капитулировали перед напастями и продались за грантовые подачки, а многие из них и просто обнареужили в себе признаки обыкновенной «пятой колонны», то авторы бульварного чтива отстаивают ценности патриотизма. Как могут и доступными им средствами.
В своей «исследовательском пафосе» наши «альтернативщики», в общем-то, правы, когда в своих фантастическитх опытах пытаются переиграть революцию и мировые войны, а также то, что им предшествовало. А в более близкие времена, например, в «катастройку» самолет с «Горбатым иудой» сбивают «стингером»; в общем, «лучше бы он не родился».   Ведь оценка исторических событий начинается с вопроса «что было бы, если бы…». Что было бы, если бы, скажем,  перестройка началась иначе и проводилась бы другими людьми? Допустим, что крах советского социализма был неизбежен, и он разваливался под грузом собственных противоречий. Даже не perestroika бы произошла, а какая-нибудь альтернативная «переделка»? Легко из этой переделки мы бы все равно не выбрались, неизбежны были бы и потери, и ошибки, и преступления. Но – может быть, не так много. Но – может быть, воруя, не курочили бы нажитое в СССР с таким садистским остервенением. Но – может быть, заботясь о себе любимых и родне, не продавали бы военную технику на металлолом за копейки и не теряли бы контроль над стратегическими отраслями и предприятиями. Но – может быть, не сдавали бы за просто так внешнеполитические позиции, завоеванные ранее огромной русской кровью.
«Может быть» зависела от степени осознания российских интересов новой (пусть и с традиционными чертами) российской власти. А в «текущей реальности», в произошедшей истории  она часто была  антироссийской и антирусской.  Вот это патриотическим писателям-фантастам и хочется «переиграть».
        Да, в  поветрии «альтернативных историй» есть что-то для нас жалкое. Много инфантильных мечтаний о чудесах по щучьему веленью, по попаданцеву хотенью. Многое, в этом увлечении «альтернативной историей» идёт, конечно, от ролевых игр и компьютерных стрелялок. Но иногда даже это кажется более «продвинутым» с точки зрения осмысления нашего прошлого, нежели выдуманных (и навязанных) нашими высоколобыми недоброжелателями  историософских схем о «русской системе», «судьбе», «идее» и прочих концептуальных мутантах. И, уж совсем кощунственно звучат обвинения всего нашего народа в грехах власти, в склонности к рабству» и пр.
 
А фантазирование и интеллектуальные игры сейчас, при всей их порой несуразности могут иметь свой смысл. Это небесполезно хотя бы для того, чтобы в канун следующей «перестройки» не дать одурачить себя русофобскими «философемами» и «идеологемами», изучая прошлый опыт о том, как страну и народ оставляли БЕЗ СВОЕЙ ГОЛОВЫ, разбираться в приемах манипулирования, которым снова интенсивно подвергается сознание отечественных элит и масс. 
      Стоит коснуться войны 1941-45 гг.  Но и для нас та война – последний рубеж исторической обороны. Рана Отечественной войны до сих пор страшно болит. Если бы бойцы и командиры Красной армии воевали в ту страшную войну, хотя бы наполовину так, как «попаданцы», даже тем оружием, что у них было, то невозвратные потери были бы гораздо меньше. Многие современные авторы решительно хотят «переиграть войну». Но кто же мешал нашим предкам (учиться) нормально воевать? Что мешало сократить те ужасные поражения/потери, которые имеют следствием нынешнюю деградацию населения и страны?  «Начальство» – будь оно неладно. А кто мешает наладить нам нормальную жизнь сейчас, 70 лет после той войны? Да те же типы – потомки, порой прямые, сидевших в райкомах, особых отделах и заградотрядах. Они спекулируют на святой памяти о Победе, чтобы сохранить свою власть и привилегии.
Однако главное здесь – не заиграться. Пофантазировав о прошлом, стоит поскорее вернуться в реальность. Прошлого не переделать, а вот побороться с настоящим – можно попробовать, хотя это и фантастически трудно. И эти фантастические трудности стоят против нас. Не стоит надеяться на чудо. Не помогает нам никакой тайный орден, нет никакой секретной суперконторы (а если и есть, то там, как и везде, бардак, коррупция, дурость и бюрократизм, что еще более усугубляется секретностью). И на гениального вождя, чудом явившегося народу, надеяться не стоит – не объявится ниоткуда такой харизматический лидер (а если и появится, то это будет напоминать сюжет соловьевской «Повести об антихристе»). И инопланетяне на помощь не прилетят – придется управляться самим.
Любишь читать «альтернативную» фантастику про «попадацев» в лето Сорок первого года? Так вот, мы туда уже попали.  Наше положение немногим лучше, чем в начале Великой Отечественной войны, хотя и в другом роде. И надеяться можно лишь на себя, при всех известных слабостях и несовершенствах.
 
Заметки по поводу:
Майор-десантник решительно действует в Зазеркалье. Почему-то сочинители фантастическим романов в жанре «альтернативной истории» и т.п. часто отдают предпочтение именно майору ВДВ.

*
Фантастические миры привлекают еще своей черно-белостью: понятно, что есть враги и свои. Конечно, есть предатели и т.д., но это эпизоды для развития сюжета. В реальности не хватает этой черно-белой фантастики. Врага нельзя называть врагом, чужого чужим. Это напрягает, но заставляет понять, что мы находимся под властью алиенов, которые контролируют речь, а хотят контролировать и мысль – дискурс полностью. Поэтому хочется помечтать об «орках».
*
Мы тут, в Р.Ф., живем уже практически в состоянии осуществившейся антиутопии, или даже сразу нескольких. При этом, оптимисты (или пессимисты?) говорят, что может быть ещё хуже, много хуже. И истории на эту тему сочиняют.
*
В последнее время у нас на место некогда популярной  «фантастики ближнего прицела» приходит «фантастика ближнего боя». Сюжеты крутятся вокруг оккупации территории РФ войсками НАТО (Китая. Японии и пр.).  Сюжеты крутятся вокруг героического сопротивлению супостатам как простых людей, так и не простых, имеющих спецподготовку. Где же были раньше, спрашивается, голуби вы наши сизокрылые?..
*
Раньше, в советские годы,  графоманы и не допущенные к серьезной литературе люди,  сочиняли про то, как Вася Пупкин сел в звездолет и полетел в другую галактику помогать решать вопросы инопланетянам, устанавливать коммунизм. Теперь испытывающие зуд тоже-писатели строчат романы о смелых и умелых попаданцах, которые лихо корректируют прошлое России.
Дабы не допустить безнадеги ее катастрофического настоящего.
*
В русской «фэнтези» сейчас часто есть  национальный элемент, в отличие от большинства дебильных произведений советской «научной» интернационал-фантастики. Не потому ли соавтор «Малыша» в своем последнем интервью («Итогам») так нападал на фэнтези, как на якобы чистый эскапизм, который современных проблем «не отражает».
*
Знакомясь с содержанием многочисленных утопий, ловишь себя на мысли, что жить в этих счастливых «инониях» совсем бы не хотел. Порой, от описания очередного ирия-офира волосы дыбом встают. Неужели даже в фантазиях, когда, казалось бы, можно конструировать мечту как душа пожелает, люди остаются настолько НЕСВОБОДНЫМИ! 
*
Возможно, для того, чтобы России прийти к подлинной демократии, нужно не только сочинять авторитарные антиутопии, а потом критиковать их, но и больше фантазировать о свободе, в том числе, о свободе национальной. Ведь фантастика не только следует за социальной ситуацией, отражая её, но и подчас опережает. Так, в переломные эпохи, например, в первой трети прошлого века,  фантасты вовсю разрабатывали сюжеты, связанные с классовым конфликтом. Или, после «культурной революции» 1960-70-х годов, в мировой НФ и фэнтези стала выделяться течения, связаннее с подъемом женского и экологического движений. В русской фантастической литературе последнего времени все более настойчиво дает о себе знать национальная проблематика, убеждения о том, что русские заслуживают более достойной жизни в прошлом, настоящем и будущем.
Пока же в реальности идеологические альтернативы превращаются в тупики, и сознание бесплодного утопизма по-прежнему  цветёт махровым цветом. Ясно, что очень многие силы и в самой России, и в мире не хотят ее возрождения, и при нашей попытке по-настоящему стать на ноги будут ожесточенно этому сопротивляться. Если у нас проснется воля к выживанию, то придется   отстаивать свою свободу и независимость, драться за свой образ жизни, культуру и возможность распоряжаться своими ресурсами в собственных интересах.

*
Сейчас романы об «альтернативной истории» России идут просто косяком и исчисляются уже, наверно, сотнями, если не тысячами. Так, с большим опозданием до массового человека доходит искаженность и испорченность недругами отечественной истории. На примитивных схемах «попаданец» в теле императора, простому читателю (и авторы – самим себе), объясняют и показывают, как могло бы быть иначе. Не без проблем, но по-человечески. Без ГУЛАГа, коллективизации и голодомора, по крайней мере.
Советские «трещотки» правда, тоже сочиняют альтернативки. Те все норовят доставить секреты и оружие джугашвилям. Гражданская война продолжается даже при пониженной витальности. Скверный анекдот.
*
Стараемся, стараемся себя найти – хотя бы и на дне океана или в ином времени-пространстве, для которого Атлантида – лучший символ. Нам нужны мифы об атлантах, чтобы удержать самих себя. Да, удержать и найти себя: потерянных, извративших свою природу, использовавших полученные Дары далеко не лучшим образом…
*
Мы тут, живем уже практически в состоянии осуществившейся антиутопии, или даже сразу нескольких. При этом, оптимисты (или пессимисты?) говорят, что может быть ещё хуже, много хуже. И истории на эту тему сочиняют.
*
Пессимисты вовсю говорят и пишут, как всё у нас плохо. Они не правы – всё гораздо хуже.
*
Основной выбор сейчас у нас не между партиями-симулякрами, а между ПРОШЛЫМ и БУДУЩИМ.
Для большинства дороже «Голос», исполняющий бесконечные «старые песни о главном», бесплодные дискуссии про «Ивана Грозного» и «духовка» иосифов-иосифовичей. Смотрят только назад в великое и трагическое прошлое, двигаются спиной вперед, и черти знает куда.
Но ведь без образа достойного будущего этого будущего никогда не случится. Будет смерть культуры у которой сейчас только старческие воспоминания  о минувшем.