Защита диссертации и жизнь в Минске 1957-1958 гг

Игорь Суриков
Рассказы о жизни в России

Защита кандидатской диссертации и жизнь в Минске 1957-1958 гг.

Глава 3. Далекая молодость 1953-1965 гг.

      
     В феврале 1957 г.  я ездил из Минска в Ленинград, а весной ко мне в Минск переехали жена Кира с дочерью Олей. Мы сняли комнату у некоей Дуси на Волочаевском, 19 в Сельхозпоселке,  недалеко от Академии.  Потом переехали на другую квартиру,  затем на третью. 20 июня 1957 г. я защитил диссертацию на степень кандидата биологических наук по теме "Генетика самофертильности ржи в связи с условиями выращивания".  На защиту я едва не опоздал, забыв дома костюм. Пришлось бежать домой, залезать в закрытый дом через окно и снова бежать обратно в Академию.  Оппонентами у меня были профессор А. Р. Жебрак,  с которым я подружился,  какой-то специалист по ржи Смирнов из Института земледелия,  уехавший перед защитой, и профессор  Маштаков, назначенный третьим оппонентом из-за отъезда Смирнова. Думаю, что отсутствие Смирнова на защите было связано с его нежеланием участвовать в дискуссии по генетической диссертации. Ученый Совет проголосовал в мою пользу единогласно «за».  К защите я подошел сформировавшимся классическим генетиком, так  и  не  ставшим мичуринцем.  Высшая Аттестационная Комиссия в Москве утвердила меня в степени быстро, всего через четыре месяца.  Кира поступила  работать  младшим  научным сотрудником в лабораторию Жебрака.  Летом Олечка жила вместе с бабулей на даче недалеко от Минска.    
     Летом 1958 г. Кира защитила диссертацию на степень кандидата  биологических наук.  В тяжелое время подготовки диссертации у Киры впервые обнаружилось маниакальное состояние.  Это вызвало  напряженные отношения между нами. Кира часто ездила в Москву, Ленинград. Олечку мы носили (я сажал ее на плечи) в академический детский  садик.  Кажется, весной этого года я выступил на конференции по отдаленной гибридизации в Главном Ботаническом Саду в Москве с небольшим сообщением о  генетическом контроле  самонесовместимости. Это было мое боевое крещение, позволившее познакомиться с московскими генетиками, А.А.Прокофьевой-Бельговской, Л.П.Бреславец и другими.
    В сентябре 1958 года мы вчетвером, папа, мама, Кира и я, совершили путешествие на Москвиче из Минска через  Слуцк-Гомель-Чернигов-Киев-Полтава-Красноград-Бердянск. В  это время Олечка с бабулей отдыхали на даче в Бердянске.  Из Бердянска мы с Кирой проплыли на пароходе "Котовский" до Ялты.  В Ялте жили в доме у тети Шуры. Путешествовали по окрестностям Ялты, отдыхали у моря. 1958 год жизни в Минске ознаменовался также тем, что в этом году я видел легендарного американского пианиста Вана Клиберна, первого победителя  первого московского  Международного Конкурса имени Чайковского. Я смутно помню, как мы с Кирой присутствовали на репетиции концерта, в которой участвовал этот знаменитый и симпатичный американец.
    Осенью 1958 года ко мне обратилась редакция стенной газеты института биологии АН БССР с предложением написать заметку для стенной газеты. Я долго ломал голову над возможным содержанием моей заметки и, в конце концов, сотворил немудреную басню по волнующей меня тематике:

Вопрос о норах 

Когда ужу нужна квартира,
Готов на улице оставить он полмира.
.....
Однажды еж окончил институт
И дал согласие поехать в лес соседний.
Забрав жену, ежат, вещичек пуд,
Явился на работу в день осенний.

Медведь его приветствовал радушно
И шумно обещал златые горы,
Предупредив ежа великодушно,
Что, к сожаленью, заняты все норы.

Короче, год прошел, а еж в лесу кочует,
То у лисы, то у бобра ночует.
Там малышей хозяин-пес облает,
А тут иголки в споре еж ломает.

Но вот закончена постройка новых нор,
Бездомные обрадовались звери,
Но не открылись перед ними двери
И прекратили свыше бесполезный спор.

Ужи, в лесной совет попавшие случайно,
А впрочем, как, то остается тайной,
Из старых нор поспешно выползали
И в новые сквозь щели пролезали.

Хоть нет зубов змеи, но ползать есть уменье,
Вопрос хотел бы еж задать:
"Скажите..." А быть может помолчать,
Оставив при себе свои сомненья.

    Редколлегия после бурного обсуждения отвергла мою басню, но не за низкие художественные достоинства,  а из-за существа моего высказывания по вопросу, который волновал всех сотрудников института. Однако текст басни стал известен в кругах институтской общественности. Спустя некоторое время в высоких инстанциях обсуждался вопрос о выделении сотрудникам института жилплощади в только что отстроенном доме рядом с академией. В те, уже очень далекие времена в Советском Союзе бездомный гражданин не мог просто купить жилплощадь за свои деньги, даже если он прилично зарабатывал. Жилье давали от государства за какие-то успехи гражданина на поприще строительства светлого реального социализма. У меня успехов не было, но была примитивная басня, как-то затронувшая авторитет решающих мою судьбу инстанций. В результате эти инстанции выделили моей семье комнату в трехкомнатной квартире нового дома по минскому адресу Академическая улица, дом 15 (спасибо русской поэзии!). Две другие комнаты квартиры заняло семейство другого сотрудника нашего института.  Приобретенная комната явилась основой моего жизненного благополучия и начальным этапом моего восхождения по жилищной лестнице.