Куй железо, не отходя от кассы

Анна Мир
Или подробно: иди еще раз, если вовремя не проверила правильность и полноту оформления паспорта на всех страницах, при выдаче.

Российское Консульство. Родное, близкое (хвала Отечеству, во Франкфурте открыли!), домашнее такое. На одной из околоцентральных довольно оживленных улиц. Без особого ограждения. Без здоровых лбов в бронежилетах, без «воротцев», звенящих на косточки в бюстгальтере, без отъема зонтиков и электронных девайсов – заходи кто хочет, бери, что хх..Нет, ну это я перегнула. Ты сначала сквозь толпу соотечественников к турникетику пробейся. А потом уже бери. В смысле, объясни по-человечески: чонадо?®

А надо сказать, что распорядитель тамошний, комендант по-официальному (охранник он же), человек солидный, обстоятельный и вызывающий симпатию: похож на отставного генерала. И усы такие же, генеральские.

- Опаздываем? Вот теперь стоим тут и ждем, раз опаздываем. – пригвоздил комендант к месту в обществе меня и еще одну соотечественницу. Соотечественница легкомысленно оправдалась: - ну закупались в городе, бывает! Я хрипло (бронхит) и остервенело (характер) рявкнула про работу и невозможность подобраться к турникету вовремя без грозной поступи по упрямым головам. Мои недовольные вопли ударились о глинобитную генералову грудь, съежились и шмякнулись бездыханными на асфальт.

- Проходим, девушка. Проходим, не стоим. Меня ждем. Меня ждем, говорю. Там дверь закрыта. Ждем меня.
И вправду сказать – чай не мальчик, бегать-то. Сначала к турникету – запустить пачку жаждущих и тянущихся, как отличники на уроке арифметики, всем существом своим пророссийским туда, внутрь, вперед, поперед еще желательно. Потом сопроводить. Отпереть. Запереть. Выслушать разнокалиберное. Отмахнуться от сунутых в нос разлетающихся бумажек документов. Номерок оторвать.

- Перенос - отрапортовала я уже заученное (хорошо, накануне перезвонила в сервис-центр, где за нехилые 2 евро в минуту (спасибо тебе, мой щедрый работодатель) записывалась на прием, уточняла время, клушка. Забыла я, насколько меня записали. Так меня в списке не нашли, но потом нашли в другом списке и отечественно пожурили, мол, деушка! Ну так говорили бы! Не внесение ребенка, а перенос ребенка! Разные ж вещи, понимать же надо! А чё Вы сразу-то не внесли? - Вы имеете ввиду, не перенесла?, - не удержалась я от легкого уточнения. - В ЗАГС Вы записаны, ну не знаю. Ну может и правильно записаны. В общем, в 10 утра, да.)

Комендант посмотрел внутрь меня профессионально. Я втянула живот, выпятив грудь до четвертого человека, и приготовилась щелкнуть каблучками.

Номерок 907 при зажегшемся на табло числе 862 вызвал некоторую необъяснимую великорусскую тоску. Сидячих мест не хватало. Я с наслаждением заценивала образцы заполнения всеразличных документов, вывешенные на стенде.

Положительно, наш человек составлял. НАШ. С чувством юмора, достойным отображения.

__место проживания: г. Воронеж, ул.Патриотическая.

Фамилия, имя, отчество: Иванов Иван Иванович, урожденный Петров, перемена фамилии по браку...

Гражданство: РФ; одновременно гражданство другого государства: Бурунди.__

Апофеозом явился образец классического профессионального пути, приведенный в графе «сведения из трудовой книжки»:
- 12.1998-12.2000 - фирма "Рога и копыта", директор
- 01.2000-12.2001 - не работал, получал социальное пособие
- 01.2002-12.2007 - АО "Сименс", председатель совета директоров
- 01.2008-н.в. - автозаправка "Арал", мойщик автомобилей

Отдаю должное работникам консульства: достаточно четко, вежливо, невероятно терпеливо и несгибаемо:

- примите у меня документы!
- у Вас вот эта справка просрочена.
- ну и что?? Ну примите пожалуйста!

- Вот!
- Что это?
- Паспорт!
- И что с ним?
- сделайте новый!
- давайте Ваше заявление и остальные документы.
- вот!
- что «вот»?
- паспорт, говорю же! Год как недействительный! Где сделать заявление?

- Да что ж такое! – возмущалась красивая видная дама, - гоняют и гоняют! То одной бумажки им не хватает, то другой! Я уже 4 раза к нему подходила, а ему все мало! Опять я что-то неправильно заполнила!

Подавив в себе взметнувшееся желание оттащить 4 раза по минимум 5 минут оттянувшую на себя работника даму с двумя дополнительными херрами, не имеющими предварительной записи, но настаивающими, от окошка и вдумчиво отшлепать, я вдруг решила обратить внимание, в какое окно отставной генерал выдал мне номерок. Настораживающая надпись: «отдел гражданства».

Внутренний голос исполнил звук «wrong answer» и спросил, а где обещанный ЗАГС. Я огрызнулась и ненавязчиво ввинтилась повыяснять.

- Подождите, - нахмурила бровки молоденькая девушка за стеклом, - а гражданство ребенку оформлено?
- оформлено, оформлено, - закивала я головой, рискуя оторвать ее от шеи, - вот свидетельство.
- Оригинал? – не поверила барышня.
- Оригинал, оригинал, - подтвердила я с большим энтузиазмом, тщательно проглотив окончание «даже лучше!»

Проверив наличие всех необходимых печатей, заполненной страницы в старом паспорте и прочих ингредиентов, барышня растерянно признала: - так Вам только перенести ведь, получается! Все уже давно оформлено, просто вписать его в новый паспорт!

- Да-да, именно это я как раз и прошу сделать, - радостно поделилась я с работницей, всем своим видом изобразив приятное оживление от совпадения наших взглядов.

- Так это Вам не в отдел гражданства и не в ЗАГС, это Вам в паспортный стол! Третье окно! Потому что ведь просто вписать, и все, больше ничего вообще не нужно! – несколько робея, убедила меня барышня.
Я нервно хихикнула. Третье окно – самое посещаемое третье окно во всем моем мире. В третье окно желают просочиться практически все эти милые люди.

Комендант длинно посмотрел на меня с большой укоризной. Я явно сбила ему строевой шаг своим замечанием про неправильно выданный номерок, и мне стало совестно.

Соотечественники. Такие разные, такие понятные. Такие аутентичные, такие приспособившиеся.
Сквозь меня текли, перетекали и разливались, причудливо пересекаясь и проникая друг в друга, обрывки разговоров.

- Ну вот, так и пролежал он, мертвый, пять лет, в квартире своей.
- И что? Встал?
- Да какое там! Высох!

- А я ему и говорю – ну хочешь, брось меня, езжай, я тут сама как-нибудь, мне же еще часа два тут сидеть! А он трубку бросил. Скрипач он у меня. Злой стал. Работы нет, там-то он в оркестре играл. А здесь работы нет. Он злой, орет все время. И сын у меня скрипач. Правда, способностей ему господь не дал, не то, что отцу. Но работает. Да и то сказать, в каком-то частном оркестре. Но зато как человек он – хороший. Лучше, чем папаша его.

- А мне нравится. И удобства все в избе. И Мария родила. В январе еще.

- Так я же здесь училась.
- А-а, на шпрахах?
- Нет, аусбильдунг делала.

- Все-таки, что Вы ни говорите, а несправедливо. Вот русские немки, они пенсию здесь получают.
- Так они же как бы на Родину приехали.
- Я Вас понимаю, но тем не менее..
- Нет, меня как раз нечего понимать, я не получаю.
- Ну вот, значит, Вы должны меня понять. Несправедливо. Немки – здешнюю, а мы – российскую. Почему?

- Смирнов!
- Водка!
- Да тьфу! Я говорю, Смирнова к первому окну вызывают! Ты Смирнов?

- А в больших городах? Ведь они даже не знают своих соседей, в больших городах!
- А у нас что, знают?
- А не знаю. А что, нет?

- А почему на табло цифры все время меняются?
- А это разные цифры. Они от разных окон потому что.
- Ой, Вы меня запутали. Как это – от разных окон? Мне-то в какое окно?

- Сумку, сумку держи! Да поставь ты сумку! Дай сюда!
- Вот вечно, ну вечно ты со своими сумками! Дома ты их не могла оставить, сумки свои?

- Я хочу подарить Вам книжку одну, по истории, - благодарила бабулечка работника из первого окна, справившего ей какую-то справку. – Я ничего этого не знала, вот только в старости узнала. Я ее в поезде прочитала, очень интересная, тут не только про Германию!
- Гражданочка, - работник попытался было отвертеться, - ну не думаете же Вы, что я сейчас буду ее читать?
- Очень, очень интересную! – совала старенькая фрау книжку в неудобный для этого ящик под стеклом, предназначенный для документов, совершенно не слушая ответов одариваемого, - вот я прочитала!
- Спасибо Вам, - сдался сотрудник Российского Консульства во Франкфурте. – Спасибо большое. Я обязательно посмотрю. Удачи Вам.

Удачи вам, соотечественники.
Все у нас получится.