Размышления у камина

Андрей Новиков-Бородин
* **  ***  ** *

Хорошо на даче. Вдали от городской суеты, сидишь у камина, смотришь на языки пламени, время от времени подкладывая поленья, и думаешь обо всём и ни о чём сразу. Наверное, это называется медитировать... Рядом Тишка - пушистый серый кот – любимчик, свернулся клубком. Набегался за день, навоевался с окрестными котами, - теперь лежит довольный, греется. Тоже, похоже, медитирует: летает где-то в своих сказочно-нереальных кошачьих мирах.

Впрочем, что значит ‘нереальных’? Древние греки, например, считали, что гром и молния – это когда Зевс кидает огненные стрелы, а колёса его колесницы стучат по небесному своду. Нам эти образы кажутся наивными, а древние греки воспринимали их как реально существующие. И где гарантия, что наши современные ‘научные’ представления не покажутся потомкам такими же примитивными фантазиями!? Где грань между ‘реально существующим’ и ‘бесплодными фантазиями’?

Наверное, ‘реально существующее’ - это всё, что может оказывать воздействие на человека, то есть окружающая действительность. А то, что никоим образом на человека не влияет - ‘бесплодные фантазии’, неотличимые для человека от несуществующего. Материальный мир, например, понимаемый как ‘объективная реальность, данная нам в ощущении’, будет являться окружающей действительностью, так как по определению влияет на человека через ощущения. В принципе, мы и воспринимаем окружающую действительность как материальный мир. А что, может быть что-то ещё?

Подождите, а наши собственные представления на нас влияют? Несомненно, ведь человек как раз и действует в соответствии со своими представлениями. Но тогда субъективные представления по определению тоже являются частью окружающей действительности, и при этом не являются частью материального мира. Более того, субъективные представления противопоставляются миру материальному, поскольку его объективность означает, что он существует вне и независимо от человеческого сознания.

Впрочем, материальный мир не так уж и независим от сознания. Например, я могу бросить камень, посадить дерево, построить дом – я влияю на материальный мир? Влияю, изменяю его. А почему? Ну, так захотел. Получается, что не только Материальное влияет на наши субъективные представления, но и Субъективное влияет на Материальное.

Поскольку человек сам часть материального мира, то получается, что материя как бы сама на себя влияет, самоорганизуется через человека. Но тогда мы приходим к довольно неожиданному выводу: субъективные представления – это законы самоорганизации материи!

А вот, например, законы общества, в котором мы живём, моральные и нравственные нормы, – они на нас влияют? Конечно, влияют, ведь мы по ним живём. Значит, и они тоже часть окружающей действительности. Но субъективными представлениями общественные отношения не назовёшь, ведь они существовали независимо от сознания человека, задолго до его рождения. Материальным миром они тоже не являются, ведь это продукт различных субъективных представлений людей, их предпочтений, сублимация или идеализация представлений. Получается, что это ещё одна часть окружающей действительности - Идеальное, отличное и от Субъективного и от Материального.

Субъективное и Идеальное тоже тесно взаимосвязаны, ведь Идеальное – это сублимация субъективного, а субъективные представления, в свою очередь, формируются общественными отношениями. Влияние же Идеального на Материальное гораздо сильнее, чем влияние Субъективного, поскольку это целенаправленное воздействие множества субъектов, объединённых общими представлениями. За примерами далеко ходить не надо – влияние человечества на нашу планету, её экологию, климат очевидны.

Поскольку человечество само часть материального мира, то и здесь можно сказать, что материя самоорганизуется и через человека и через человечество в целом. Получается, что Субъективное – это законы самоорганизации материи в локальной области нахождения субъекта, а Идеальное – на более протяжённой области общественной формации. Правда, надо заметить, что в настоящее время, ‘самоорганизация’ человечества больше походит на его саморазрушение...

Таким образом, окружающая действительность или Действительность представляет собой совокупность трёх взаимодействующих начал (см. Рисунок): Материального (М), соответствующего материальному миру; Субъективного (С) соответствующего субъективным представлениям человека и Идеального (И) как сублимации субъективных представлений.

Невозможно не заметить соответствие этих трёх начал трём основным философским системам: Материализму, Объективному и Субъективному Идеализму, где на первый план выдвигается Материальное, Идеальное или Субъективное соответственно. Поскольку три ипостаси тесно взаимосвязаны, то и выделять более важное из них, наверное, не имеет смысла.

Что же получается? Естественные науки, ограничиваясь пассивным описанием материального мира как ‘объективной реальности’, не учитывают активного воздействия Сознательного – Субъективного и Идеального на материальный мир. А ведь мы пришли к выводу, что именно Сознательное определяет законы самоорганизации материи. Даже если это и не все законы, то именно этого созидательного начала и не хватает современной науке для объяснения происхождения и существования мира в целом. Наивно и смешно выглядят потуги ‘мэтров’ ‘объяснить’ происхождение мира, оставаясь в рамках ‘объективной реальности’, то есть фактически отрицая созидательное и самоорганизующее начало в нём.

Системный подход даёт нам массу дополнительных возможностей. Ведь если Действительность – это динамическая система трёх основных составляющих, то возникновение системы и есть возникновение самой окружающей действительности, а взаимосвязь трёх начал определяет её состояние и устойчивость. Так, если, например, влияние Сознательного идёт вразрез с законами существования Материального, то система будет неустойчива, что приведёт к её саморазрушению. По-видимому, именно эти процессы разрушения экосистемы планеты в результате жизнедеятельности человека мы и наблюдаем в настоящее время.

Конечно, мы пока можем влиять лишь на форму материального мира, а не на характер физических законов в нём, но ведь всерьёз изучением этого вопроса никто и не занимался, поскольку это явно выходит за парадигму научного подхода, хотя некоторые факты подобного влияния известны. Например, влияние наблюдателя на результаты экспериментов в квантовой механике. Может, конечно, оно и к лучшему, что мы законы менять пока не научились, ведь то, что мы делаем, ведёт нас лишь к самоуничтожению...

Факт влияния Сознательного на эволюцию материального мира приводит к выводу о том, что пути развития не предопределены и во многом зависят от наших представлений, от нас самих. Мечты имеют тенденцию воплощаться в жизнь, надо только очень этого захотеть, ещё лучше найти сторонников и превратить мечты в идеи. До какой степени сознательное или бессознательное может влиять на материальное – мы этого пока не знаем, но скорей всего, это влияние гораздо сильней, чем мы думаем.

В социальной сфере влияние Сознательного на все стороны жизни довольно широко используется. Это - современные идеологические войны, диверсии, оранжевые революции, теории управляемого хаоса. Зачем тратить силы на борьбу с общественной системой, если можно малыми усилиями разрушить её изнутри? Подготавливаются все эти революции малым, но постоянным и планомерным воздействием средств массовой информации, всевозможных ‘пятых колонн’ на Субъективное, которое порождает Идейное, чуждое существующим общественным отношениям. В результате, государство гибнет, раздираемое внутренними противоречиями.

Общественные отношения, если они не подкреплены пониманием или верой, оказываются крайне уязвимыми. Простым, и особенно, молодым людям трудно разобраться во всех хитросплетениях идеологических войн, в любом случае, до понимания ещё надо дорасти. И здесь на первый план выходит не понимание, а вера. Вера в Бога, в традиции предков, в национальные идеи, в преемственность поколений и т.д. – всё это, помимо прочего, способы сохранить свою идентичность, самостоятельность, сохранить свой жизненный уклад, сохранить самих себя.

Мы пришли к пониманию окружающей действительности как взаимосвязанной системы Материального, Идеального и Субъективного, что соответствует материализму, объективному и субъективному идеализму в философии, а могли бы сказать, что вся окружающая действительность – это Творение или Бог-Творец, единый в трёх лицах – Бог-Отец – Идеальное, Бог-Сын – Материальное и Дух Святой – Субъективное. Названия не так уж важны, важно на каких принципах система может гармонично существовать. Почти все религии говорят, что принцип, связывающий систему воедино, только один – это Любовь, взаимоуважение, взаимопомощь. Не может быть устойчивой система, основанная на разделении, на ненависти, на эксплуатации. Наше наукообразное мышление всё никак не может дойти до понимания этого очевидного факта. До понимания надо дорасти, а пока остаётся вера...

Возможно, есть силы, сознательно препятствующие нам прийти к этому пониманию? Какие бы это ни были эти силы, а источник у них один. Альтернатива Творения – Хаос, альтернатива Бога – Дьявол, альтернатива Любви – Ненависть. Выбирайте, кому что более понятно...

Дрова в камине догорают. Завтра много дел: надо бы яблоню и грушу посадить, цветочки полить, забор подправить, Тишке мягкую подстилку соорудить – будем организовывать материю насколько сможем в локальной области существования. Здесь мы сами себе хозяева – лишь бы не мешали навести порядок такой, как хочется. Мы-то ведь ни к кому не лезем...

Конечно, всё это будет иметь смысл, если соседи по участку попадутся близкие по духу, если местные бандиты, предприниматели, администрации и прочие власть имущие, предержащие или захватившие не выживут нас из нашего прекрасного сада, из нашего дома, из нашей страны... И ещё надо, чтобы у нас у всех, как у человечества в целом, хватило разума или веры не превратить планету в выгребную яму, а сделать из неё цветущий сад. Ну, всё в наших руках и начинается с малого...

* **  ***  ** *

А.В. Новиков-Бородин
г. Москва, январь 2015.