раба любви

Нина Бескупская
 Фото Веры Холодной.


Ваши пальцы пахнут ладаном
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо Вам,
Ничего теперь не жаль.


Александр Вертинский

текст из интернета.



Он посвятил эти строки той, в которую был безнадёжно влюблён. Он, спевший о русском декадансе – ей, этот декаданс сыгравшей. Он – Пьеро. Она – загадка, грёза, муза. Он – Александр Вертинский. Она – Вера Холодная, одна из самых прекрасных и самых загадочных русских актрис. Она была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «распятых кокаином» поэтов, расцвета «Бродячей собаки», тревоги, упадка и разложения.



Ее красота с первого взгляда поражала всех – и мужчин, и женщин. Она была не просто красива, в ней было огромное обаяние, которое кинокамера только усиливала. Она была потрясающе киногенична, а на фотографиях получалась еще лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные, с поволокой, серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей…



В те времена в моде были платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Любые излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, вышивки, цветочки, бантики – считались проявлением дурного вкуса. Наряд должен быть элегантен и строг. Модны были приглушенные холодные цвета, матовость жемчуга, сдержанность аксессуаров. И при этом наряд ни в коем случае не должен быть скучным или обычным: требовалась некая изюминка, оригинальность – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, асимметричный вырез, интересная драпировка… Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег – нужен был вкус.



И на этом фоне скромная жена московского юриста становится законодательницей мод. Оказалось, что она обладает утонченным и оригинальным вкусом. Вера Холодная сама придумывает себе модели платьев, подбирает ткани и отделку, сама украшает шляпки… Открытки с ее изображениями в различных нарядах выпускаются огромными тиражами, служа женщинам по всей стране своеобразным заменителем модных журналов.



Были серии открыток – Вера Холодная в мехах, в цыганских нарядах, в мужской одежде, в открытых вечерних платьях, в разнообразных шляпках… Ее фантазия проявлялась даже в выборе духов: она прямо на коже смешивала два аромата, "Роз Жанмино" и "Кеши" Аткинсона – и получался только ей присущий нежный горьковато-сладкий запах…



Вопреки легендам, загадочная Вера Холодная не была ни испанкой, ни еврейкой, ни цыганкой. Старшая дочка четы Левченко родилась в Полтаве. С самого детства её считали «не от мира сего» - за привычку разговаривать с собой и предпочитать кукол сёстрам. Она устраивала куклам настоящие спектакли, «живые картины», похожие на те, которые проходили в доме Левченко с того времени, как они переехали в Москву.



Когда Вере исполнилось десять лет, её отдали в гимназию Перепёлкиной. Однажды девочка вместе с классом побывала в Большом театре – и с этого момента началась любовь к балету. Она поступила в балетное училище при Большом театре и проучилась там год. Но потом её строгая бабушка сказала, что балетное училище – не лучшее место для взрослой девицы из хорошей семьи. И Вере пришлось вернуться в гимназию.



1910 год стал для Веры решающим сразу по двум причинам. Во-первых, она закончила гимназию. А во-вторых, познакомилась с Владимиром Холодным. Ей, как и принцессе из сказки Перро, были скучны скромные юноши из хороших семейств, с которыми она даже не могла спокойно поговорить. А Владимир, добродушный студент-юрист, в первый же вечер знакомства читал девушке стихи нежно любимого им Гумилёва.… В том же году они поженились, тихо и скромно, вызвав дружное неодобрение обоих семейств, возражавших против столь раннего брака.



В 1912 году у супругов Холодных родилась дочь Евгения. Это стало большим испытанием для Веры, её здоровье было подорвано, а врачи запрещали ей заводить ещё детей. Но год спустя в семье появился ещё один ребёнок – приёмная дочь Нонна.



«Театр теней» стал третьим – определяющим – увлечением Веры Холодной. После того, как в России вышел фильм с первой настоящей кинематографической актрисой Астой Нильсен, великая скандинавка стала кумиром Веры. Кстати, они были схожи манерой игры. И Нильсен, и Холодная, в отличие от своих коллег, старались передать трагедию не с помощью заламывания рук, а мимикой и достаточно скупыми жестами. Ещё одной причиной, по которой Холодная пошла в кинематограф, стало то, что в 1914 году её мужа призвали в армию, и денег в семье стало катастрофически не хватать.



Когда Вера впервые пришла в мастерскую «Тимана и Рейнгарда» ей дали сыграть лишь в двух эпизодах, а после этого режиссёр, который не увидел «особого таланта» предпочёл расстаться с дебютанткой. Но Тиман, отсмотрев снятое, решил дать Вере рекомендательное письмо к режиссеру конкурирующего «Дома Ханжонкова».


Красота - лучше просто ведь женское счастье.
Дети, дом, муж любимый, стихи и покой.
А известность...Она, как и зависть, приносит несчастье.
И простой ветерок инфлюэнцу приносит порой.