Из бесед с Русланом Царгасовым о вере и добре

Александр Феоктистов
Из бесед с Русланом Царгасовым о вере и добре.
В конце я привожу повесть Леонида Андреева ПРАВИЛА ДОБРА .
Я стремлюсь возродить былую славу русских писателей – она как раз к теме разговора.
Итак мы переписывались.
Я написал рассказ об интернационализме людей, воспитанных в СССР – о дружбе русских, украинцев, кавказцев, азиатов. Кавказец и азиат слова не обидные – просто в этих районах бывшей страны СССР живет много национальностей.

Рассказ  Я из Тимирязевки.
http://proza.ru/2015/01/21/2175
потом мы обсуждали вопросы веры и рассказ Руслана о 7000, который он потом переименовал в Добрый монах


Да простит меня Руслан- что выкладываю все это в одном рассказе – скрывать нчеего и все это уже описано в сети в открытую

И вот наша беседа – начали с Тимирязевки и узбеках.

Там было и про узбеков
Узбеки уже могилы роют. Скоро роды принимать будут. Куда неузбеки делись? Шутка. Рассказ дочитал. Я бы не смог описывать многие моменты из своей жизни, потому как в деталях всегда бывает нечто , о чем нельзя писать. И еще, мне круто повезло, потому как я отношусь ровно ко всем национальностям. Я одинаково отношусь к евреям, чукчам, таджикам, азербайджанцам. Для очень многих это проблема. Можете мне поверить на слово. Отравляют себе жизнь ненавистью.
Руслан Царгасов   


Будем ждать – ответил я.
Руслан спросил – может драки удастся избежать в рассказе?
 Драки избежать нельзя никогда - её только можно отложить - это провидение и удары судьбы.
Александр Феоктистов   
 
Уважаемый Александр. У нас в городе проводится конкурс произведений о религии, вере, то есть на религиозную тему. Посмотрите,если у вас завтра будет желание, силы, настроение мой рассказ Один из 7000. Стоит мне его нести на конкурс или лучше не позориться, как говорится? Я имею в художественном плане. 7000 имеется в виду 7000 праведников в Израиле при пророке Илье, те, на ком мир наш держится. Я пока не научился фантазировать, выдумывать истории и потому пишу то, что действительно было и то, что действительно чувствовал. Временные рамки только сдвигаю и события подгоняю. Сейчас мне легче, здесь я встретил похожих на меня людей, а в своих рассказах (их около 20) ответил сам себе на все вопросы. Единственно, не смог написать о своем дяде- инвалиде, о его трагической судьбе. Почему-то не мог и не могу художественно это описать. Не знаю, смогу ли в будущем, потому как немного в себе и своих способностях разочаровался. Это меня не расстроило, нет. Ведь я провел сеанс психотерапии, психоанализа, мне стало в какой-то степени легче. Чего еще требовать?! Извините.
Руслан Царгасов   

Мои предложения:
Вот про инвалидов
http://proza.ru/2011/01/16/1232
 Вот про веру стихи мои
http://stihi.ru/2006/07/18-2029
 Вот про моего дядю инвалида
http://proza.ru/2006/12/03-266

 --------------------
 Я не навязываю Вам чтение про себя и о себе - я подаю пример и говорю - пишите проще.
 В Один из 7000 - исправьте ошибки-опечатки в таком виде нести нельзя - я сам этим грешу. Проверяйте работу Вордом редактором - простите - но нет слова народился. Я кстати там ваще не увидел про 7000ов ничего.
 Может я что-то прозевал... Исторические вещи и Жития святых - четьи минеи пусть монахи пишут. А Вы пишите про жизнь.
 Воцерковление у многих идет 15 лет - а некоторым жизни не хватает. У всех поначалу подъем - потом придет уныние и разуверенность - тут 50% бросают церковь и веру.
 Я там не был в житии в монастыре - но говорили мне церковники - трудники это просто рабсила - они бухают и по бабам бегают. А вот послушник это почти монах.
 Если Вы венчаны, то Вас в монахи возьмут с трудом, если есть престарелые родители - вообще не возьмут - нужно их письменное согласие - Вы же добрый - Вы не сможете оставить их и дядю инвалида. Из монастыря на каникулы не пускают! Это все! - мир закрыт! - кто пытается принять ростриг - потом сходит с ума, спивается или уходит в сатанисты. Подумайте сто раз. Вы здоровый vужик - Вам еще детей рожать и воспитывать можно и сына на путь истины ставить.
Нормально идти под 70т лет- но здоровым - там больные ненужны - вот Вам мой стих:

 Не ходи в монахи коли не готов

 Для спасенья больше ищешь ты несчастий?
 Ты еще несчастий не видал - братан..
 Больше бы болезней, стать скорей бесстрастней?
 Боли и позора - ты не знал пацан..

 Ты хотел в монахи - Богу помолиться?
 Быть хотел хорошим, чистым как стекло?
 Только поначалу дай те подженица..
 Погулять немного, чтобы все прошло..

 А потом молитвы, бденья, послушанья,
 А потом наверно "любишь, веришь, ждешь"..
 К Богу повернешься, как по приказанью..
 Только кто Он честно - ты и не поймешь..

 А потом сопьешься? - жить так расхотелось?..
 Ты с грехом сольешься, станешь слушать тьму..
 О какой любви-то раньше тебе пелось?
 Что же не создал ты дом как храм - семью?

 Ты хотел ужиться в доброй славной сказке..
 И уйти от мира и пустых забот..
 Там не санаторий, дам тебе подсказку -
 Много там молитвы, трудностей, работ

 Ты устал молиться, надломлёный, в ранах?..
 Монастырь не школа, он почти тюрьма..
 Не ходи в монахи - если тебе рано -
 Монастырь не школа, он почти война..

 2010 год

Я горестно:
 Все монахи практически покинули Московскую область и Москву - остались единицы - или уходят в скиты в горы в отшельники или в дальние монастыри,  куда женщины не добираются. Вы правы - суета сует.
 Психбольные должны лечиться в соотвествующих учреждениях или проходить ОТЧИТКУ ОТ ОДЕРЖИМОСТИ монахами с даром в МОНАСТЫРЯХ И СПЕЦИАЛЬНЫМИ МОЛИТВАМИ! Церковь отчитку не всегда благословляет. Психбольные Вам могу пол-монастыря вырезать - кто будет их лечить и за ними смотреть?
 Я ж сказал - монастырь это война! Там бесконечные послушания - вставать в 4 утра - на службу, картошку гнилую перебрать, навоз за скотиной выгрести, валенки отвезти подшивать - далее обедня, потом скудный обед. Далее снег чистить во дворе, далее читать духовную литературу. У Вас будет тумбочка, кровать и иконы, молитвослов - на большее никогда не рассчитывайте. В монастырях есть случаи безумия, люди бегают деревню к девкам, часты драки, бывают - но очень редко случаи голубей (гомосекс) - я не черню церковь - посмотрите сколько у меня в друзьях монахов и священников в Фейсбуке и на Мейле. А спать поздно к ночи – после долгой всенощной.
И на досках, прикрытых матрасом с сеном и порой при 15 гр тепла.

 В монастырях часто монахи злы друг к другу и замкнуты. Есть поголовное пьянство - если пьет игумен. Это мне все люди рассказывали и читал я.

 Почитайте мою любимую книгу Отец Арсений! - Страшная книга.
Там про 20 лет лагерей строго режима для монаха и про е го критику грехов церкви.
Церковь опасается старцев – не запрещает их – но и не выставляет на показ – есть они и есть.
Старцы разные бывают – порой секты создают – как в Пензе.

Варлаам Шаламов – уж такой чернушник Вам мягким покажется.

 В монахи готовы очень мало людей - обычно туда идут случайные люди неприспособленные в жизни и с такими Вам жить - а веры у них очень мало или нет совсем.
 Вам не разрешены домашние животные, спать на нормальной кровати, свидания с родственниками раз в год! Это даже не тюрьма! Монастырь это война.
 Отступиться почти невозможно - потому то и идут в послушники - оттуда хоть уйти можно - потому хлебнуть дают.
 Это Вам не сказки! это война с нечистью - там столько искушений и порой страшных чудес, что Вы там поседеете .
 Вы молоды - подумайте 100 раз!!!!
 У меня однокурсник (после ТСХА закончил кинофакультет)играл роль Христа в кино с Джигарханяном - он рухнул с крестом и повредился - долго лечился - годами послушником жил на Афоне.
 Потом вернулся в Москву и женился.
 Думайте я Вам говорю! Думайте!
 Вам там деньги не понадобятся - монастырь это большая семья - где Вас и оскорбить могут и гонять как сидорову козу! Люди из всего делают семью - только там жен нету. Будете сутками огород полоть - молитесь дома лучше и ездите по святым местам - не стоит бросать близких. Если есть хоть тень сомнения - мой совет - НЕТ!!!
 Чтобы не плакать - ИДИТЕ И ПОМОГАЙТЕ ИНВАЛИДАМ И ПРОСТЫМ бедным ЛЮДЯМ!
 Забудете про свои беды и станете счастливы -я обещаю Вам!
Ездил в подворье Валаамского монастыря по поручению нескольких верующих.
 Я привез куртки монахам - которые останавливали войну в Чечне - а они уже уехали. Представительство Валаамского монастыря на Белорусской. Подарки привез в монастырь - мешок конфет))). Я подарки оставил и вижу дедулька монах сидит - я ему ладошки - благословите пожалуйста. Тетенька на приеме - он ИЕРОСХИМОНАХ – я удивлена – радуйтесь -он разговаривал даже с Вами - а так ваще молчит годами!
То иеросхимонах послал меня к старцу Илии в Оптину пустынь. Говорят Илия болел долго и не знаю жив ли. Я не поехал. Я мог и к Власию поехать в Боровск.
Я не хочу знать свое будущее и Вам не советую. Есть закон – если ты встал под руководство старца – Ты должен свято и жестко выполнять всего его предписания – все свою волю забудь.
А так сам грешишь – сам каешься. У меня был и есть условно духовник – наставник – но он не ведет меня – а просто советует по моей просьбе и он очень занят – он возродил храм в соседней деревне. Я его очень уважаю и не лезу с лишним – только на исповедь.

 Я увидел в Валаамском подворье на лестнице , сзади священника и взял благословение у него .

 А СХИМА СВЯТАЯ ЭТО АНГЕЛ НА ЗЕМЛЕ! ЭТО ИЕРОСХИМОНАХ.
 Простые монахи благословляют - брал благословение в Екатериненском монастыре в г.Видное и в Оптиной. А как же иеромонах на исповеди? Он же благословляет и разразрешает грехи молитвой.
 Рассказ хороший - простите - слезы и сопли убрать - применяйте Ваш и мой телеграфный стиль - Вы пишите искренне и все лучше и лучше.
 Нужно нести на конкурс - но чтобы Вас там не выставили неврастеником - уберите слезы!! Монах воин!
 Удачи, с Богом!
Александр Феоктистов   

Доброе утро. Поневоле задумаешься над вашими словами. Все правильно. Один из 7000 я не себя имел в виду. Того монаха посчитал одним из них. Но как убрать слезы не знаю. Я не невростеник, обычный вполне адекватный человек, Прозару меня успокоила, я нашел хоть какое-то нормальное занятие по душе. А так я сильно метался раньше. Вот нашел слово - Метался. Я вам позже опишу, что заставляло меня метаться. Хотя в двух словах Почему плохое делаю, хотя знаю, что нельзя этого делать? Я и вчера писал вам, что не могу писать о своей жизни потому как детали бывают очень нелицеприятными. Это как семейная жизнь. Не все можно рассказать, стыдно станет
Руслан Царгасов   
Привет Руслан. Вы сами ответили на свои слова - не "я иду и чуть не плачу", а иду и душа мечется и не могу понять почему.
 Еще раз говорю - монастырям нужны здоровые - это не богадельня. Читайте путь Иеросхимонаха Сампсона.
 То что душа у Вас болит от грехов это нормально - если бы не болела, как у многих, то это было бы психическим нездоровьем.
 Вы любите свою бывшую жену? и так трепетно о ней рассказываете - не мне судить почему Вам не вернуться к ней.
 Ну пусть будет так как было - предположим.
 Вы уйдете даже послушником в монастырь - а не думаете ли Вы - что она умрет без очень быстро? Может быть Вы последний огонь согревающий её душу?
 В монастырь идут не прятаться - а идут служить Богу - один человек и один Бог - сильные духом люди. Монах - монос - одиночество. Инок - иной.

 Вы не иной. В миру нести послушание добра, помощи ближнему, тяготы родных и близких своих в разы труднее чем в монастыре.
 Есть монахи в миру - постриженные - обычно это тайно и знают только родные. Это Ваще не клоунада - это дикое терпение и смирение.
 Я специально для Вас притащу рассказ на ПрозаРу моего любимого Леонида Андреева - о том как хотел перевоспитаться бес, учась у священника и искал Правила добра.
 Леонид Андреев очень долго писал о добре - любимый писатель молодежи конца 19 и начала 20 века - я хочу популяризировать его. Был на Волковском кладбище в Ленинграде у него на могиле раза 3. Там почти все русские писатели: Блок, Куприн, Тургенев, Надсен, Андреев и ученые - Павлов и др.и мама Ленина - Бланк там же похоронена и думаю, что рано или поздно В.И. Ульянова упокоят там.
 Так вот у Андреева популярность была равной Горькому и Чехову и Толстому - если не выше. Он поддерживал большевиков - а потом его выдавили в Финляндию.
 8 попыток самоубийства! А потом он написал - нужно сводить с ума своими трудами читателя, а не сходить самому.
 Его знаменитые работы Житие Василя Фивейского (чернуха жуткая), Баргамот и Гараська, Правила добра и др. Его сын Даниил Андреев стал писателем и написал Розу Мира.
 Я сделаю страничку для работы - вывешу анонс и дам Вам ссылку - это очень поучительно про ДОБРО!

Итак ПРАВИЛА ДОБРА Леонида Андреева.

Андреев Леонид Николаевич
 Правила добра
Lib.ru  перепечатано 

     Сканирование и правка: Алексей Соколов, sokolov_av@pochtamt.ru

     Кто не любит добра?
     Случилось  так,  что  некий  здоровенный  пожилой  черт,  по  тамошнему
прозвищу  Носач,  вдруг  возлюбил добро. В молодости своей, как и все черти,
он  увлекался  пакостничеством,  но  с годами вступил в разум и почувствовал
святое  недовольство.  Хотя  по  природе он был чертом крепкого здоровья, но
излишества  несколько  пошатнули его, и пакостничать уже больше не хотелось;
склонность  же  к  порядку  -  добродетель,  весьма  распространенная  среди
чертей,  -  твердый,  положительный,  хотя  несколько  и туповатый ум, некая
беспредметная  тоска,  особенно  овладевавшая  им по праздникам, и, наконец,
неимение  опоры  в  семье  и  детях,  так  как  Носач  остался холостяком, -
постепенно  поколебали  его  убеждение,  будто  ад  и  адские  порядки  есть
окончательное  воплощение  разума  в бессмертную жизнь. Он с жадностью искал
работы,  чтобы  отвлечься  от  своих  тяжелых  сомнений,  и перепробовал ряд
профессий,  прежде  чем  надолго  и  окончательно  не  устроился  при  одной
маленькой  католической церкви во Флоренции в качестве соблазнителя. Тут он,
выражаясь  его  словами, отдохнул душою; и тут же, по времени, было положено
начало его новой подвижнической жизни.
     Церковь  была  маленькая,  и  работы  Носачу представлялось немного. От
мелких  пакостей,  на  которые  так  склонны  юные  черти, как-то: задувание
восковых  свечей,  подставление  ножки  псаломщику  и нашептывание молящимся
старухам  беспричинных  гадостей, он уклонялся, чувствуя скуку, серьезное же
дело   не   навертывалось.   Молящиеся  все  были  люди  скромные,  тихие  и
дьявольским  наветам  поддавались  туго: ни золотом, которого они не видали,
ни  огневой  любовью,  которой  они  не знали никогда, ни гордыми мечтаниями
высокого  честолюбия,  совершенно  чуждого  их  непритязательной  жизни,  не
удавалось  Носачу  поколебать  мир и тишину их неглубоких душ. Пустяковые же
грехи  они  охотно  творили  сами, и не было у черта ни надобности, ни охоты
даром  тратить  воображение  на  приискивание  новых,  тем  более  что  круг
маленьких  грехов  весьма  ограничен.  Пытался  он первоначально ввергнуть в
бездну  соблазна  самого  попа,  но и тут потерпел естественную неудачу: поп
был  старенький,  беззубый,  наполовину  впавший  в  детство  - и, как дитя,
невинный.  Если  черту  и удавалось во время богослужения вышибить у попа из
памяти    необходимые   слова   и   заменить   их   неподходящими   и   даже
соблазнительными;  если  удавалось  обкормить  попика  кашей  или  заставить
проспать  утреннюю мессу, - то и в этом был только внешний, формальный грех,
а  грех  настоящий  отсутствовал:  разницу  между  тем  и  другим  прекрасно
чувствовал  прирожденный  черт.  И  мало-помалу  в  свои  прямые обязанности
соблазнителя  он  начал  вносить  равнодушие  и  холод  формализма:  наскоро
расскажет  старухе неприличный анекдот, плюнет раза два-три в угол, заставит
попика  каждый  раз  в  одном  и  том  же месте перепутать слова, и поскорее
усядется  на  свое  излюбленное  место  в  тени  колонны  -  по  украденному
молитвеннику внимательно следит за службой.
     Такое  времяпровождение,  хотя  и  приятное,  было,  однако,  враждебно
деятельной  натуре  пожилого  черта:  и,  незаметно  для себя, он втянулся в
обиход  церковный,  разделил  интересы  домоправительства, стал чем-то вроде
второго  сверхштатного  сторожа.  По  утрам подметал церковь и чистил медные
ручки,  во  время  службы  поправлял  лампады  и  вместе с верующими гнусаво
подтягивал  клиру:  "Ora  pro  nobis".  И,  входя  в церковь снаружи, он уже
привычным  жестом окунал лапу в кропильницу со святой водой и кропил себя, а
когда  все  шли  под  благословение,  то шел и он, слегка толкаясь, по своей
грубоватой  дьявольской  привычке.  В  редкие  свои  посещения  ада, куда он
являлся,  как и все черти, с фальшивыми докладами. Носач все больше и больше
преисполнялся  отвращением  к  его  шуму, гвалту, грязи и дикой неразберихе.
Визгливые  ведьмы,  которым в свое время он отдал полную дань восторга, ныне
преисполняли  его  чувством  омерзения;  и  не  одной  из них со своею былою
ловкостью он прищемил хвост в дверях, радуясь страху и мучениям несчастной.
     И  так  как  все непрерывно лгали, и каждое слово каждого было ложью, и
сатана  лгал  впереди  всех  и  за  всех,  то начинала, с непривычки, болеть
голова, и скорее хотелось на воздух.
     После  одной  из  таких побывок Носач с особым удовольствием вернулся в
тихую  церковь  и  двое суток, как убитый, спал за колонной; проснувшись же,
принял  видимость  и  решительно  направился  к  попику  в исповедальню: был
именно тот час, когда верующие исповедывались.
     Попик  очень  удивился,  что  незнакомый  пожилой  господин с тщательно
выбритым,  сухим  лицом,  имевшим постное и даже мрачное выражение благодаря
огромному  отвислому  носу  и  резким складкам вокруг тонких губ, есть самый
настоящий  черт.  Но когда Носач клятвенно подтвердил свое заявление, стал с
детским  любопытством  расспрашивать  его  об  адских  делах. Но черт только
отмахивался рукой и угрюмо ворчал:
     - Ах, и не говорите, святой отец, это - не жизнь, а чистый ад.
     -  А  где  же  твои рога? - спрашивал поп. - И где же твои копыта? И ты
зачем  ко мне пришел: соблазнить меня хочешь или покаяться? Если соблазнить,
то напрасно, - меня, сударь, соблазнить нельзя.
     Попик засмеялся и похлопал его по плечу.
     - А кашу помните? - угрюмо спросил черт.
     - Какую кашу? - удивился попик.
     - А на той неделе, в субботу, помните? Вы еще много съели, помните?
     Попик заволновался:
     -  Так  это  ты мне? А-й-ай-ай-ай-ай! Поди прочь! Поди прочь отсюда, не
хочу тебя и видеть! Надевай свои рога и уходи, а то сторожа позову.
     -  Я  покаяться  пришел,  а вы меня гоните! - уныло сказал черт. - Аще,
сказано, одну заблудшую овцу...
     - Так ты и Евангелие знаешь! - удивился старичок.
     Черт строго и гордо ответил:
     - Проэкзаменуйте.
     - Так, так, так! Ты, значит, серьезно, - а?
     - Проэкзаменуйте.
     -  Ну,  и  удивил  же ты меня... не знаю, как тебя назвать, ах, удивил.
Пойдем  же  ко  мне,  я  тебя  поэкзаменую: тут тебе пока не место. Скажите,
пожалуйста, черт, а Евангелие знает!.. Пойдем! Пойдем!
     И  целый  вечер  у  себя на дому попик экзаменовал Носача и восторженно
удивлялся:
     -  Да  ты  богослов!  Ей-богу,  богослов.  Ты  занимался, что ли, этими
вопросами?
     - Занимался-таки, - скромно подтвердил черт.
     Вообще  хотя  он  держался  и  скромно,  но  с большим достоинством, не
лебезил,  не  забегал  вперед,  и сразу видно было, что это - черт строгий и
положительный.  Своими  огромными  познаниями  он нисколько не кичился и все
больше и больше нравился добродушному старому попику.
     - Так чего же ты хочешь? - спросил поп.
     Черт с размаху бухнул на колени и завопи:
     -   Святой   отец,  разрешите  и  научите  меня  творить  добрые  дела!
Стосковался  я  о  добре,  святой  отец.  Жить  не могу без добра, а как его
творить,  еще  не  ведаю.  От сатаны же и от дел его отрекаюсь вовеки: тьфу,
тьфу, тьфу!
     Когда  волнение  поулеглось,  попик благодушно похлопал черта по плечу,
для  чего ему пришлось приподняться на цыпочки: Носач чуть не вдвое был выше
ростом.  От  прикосновения  черт  устранился,  -  он  не  любил фамильярного
обращения,  -  и  с  угрюмостью,  составлявшей  главную черту его характера,
настойчиво спросил:
     - Так как же, святой отец, научите?
     -  Добру-то?  Можно.  Это можно? Но только знаешь ли ты творения святых
отцов?  В  библии  ты  силен,  но  этого,  дружок,  пожалуй,  маловато.  Да,
маловато! Иди-ка погуляй, а я тебе вечерком составлю списочек: что читать.
     Черт  уже выходил, когда попик, с любопытством глядевший на его широкую
спину, остановил его вопросом:
     - Послушай, милейший: ты всегда это носишь?..
     - Одежду?
     -  Нет,  все это, - попик неопределенно очертил рукою фигуру дьявола, -
вот  у  тебя  нос  этакой  грушей...  у тебя всегда так? И лицо у тебя очень
постное,  как  будто  ты  мало  кушаешь,  и  одежда у тебя черная... Мне это
нравится,  но всегда у тебя так, или же ты имеешь и другой вид? Если имеешь,
то покажи, пожалуйста: я хоть и стар, а чертей еще никогда не видал.
     Дьявол мрачно солгал:
     - Другого вида не имею.
     -  Нет?  Ну,  что  ж  поделаешь:  нет,  так  и нет. Иди же погуляй, а я
поработаю.  Хоть  я давеча и сказал тебе комплименты, что ты богослов, но ты
еще мало... - попик значительно поднял палец, - очень еще мало знаешь. Да!
     - А про добро узнаю? Мне главное про добро узнать.
     Попик успокоительно сказал:
     -  Про  все  узнаешь.  Столько  книг  прочесть, да не узнать: какой ты,
брат, мнительный!
     Два  года  сидел  черт  над  книгами и мучительно доискивался: что есть
добро  и  как  его  делать так, чтобы не вышло зла. С древнееврейским языком
черт  и раньше был хорошо знаком, а теперь изучил еще и греческий: все читал
в  подлиннике,  сверял,  отыскивал  ошибки,  доселе  ускользавшие  от общего
внимания,   не   без   остроумия   и   даже  убедительности  создавал  новые
богословские  схемы,  впадая  в  несомненную  ересь. Совсем измучился и даже
похудел,  но  ответа на свой вопрос так-таки найти не мог и впал под конец в
отчаяние.  Два года терпел, ничего, а тут так вдруг загорелось и так страшно
стало, что пошел к попу среди ночи и разбудил его: помогите!
     - Ну, говори, несчастный, что такое у тебя случилось?
     -  Да  то  и  случилось, что прочел я все ваши книги, а как допрежде не
знал  добра,  так  и  теперь  не  знаю.  Жить мне тошно, святой отец, и тьма
ночная пугает!
     - Да все ли ты прочел? Ой, не пропустил ли чего? Тороплив ты, сударь.
     -  Сейчас последнюю кончил. Умен я, святой отец, вот в чем мое горе: ум
у  меня  дьявольский, тонкий, не терпящий противоречия: и раньше я других на
противоречиях ловил, а теперь вот и сам попался!
     Попик укоризненно покачал головою.
     - Мудрствуешь?
     -  То-то и беда, что мудрствую. Вон у добрых людей, рассказывают, голос
такой  есть  внутренний,  указующий пути добра, а какой может быть у дьявола
голос?  Только  от  ума  и действует дьявол. А как начал я с умом читать эти
ваши  книги, так только одни противоречия и вижу: и то можно и другое можно,
и  того  нельзя  и  другого  нельзя. Вот хочу я для начала земной моей жизни
вступить  с  хорошей  женщиной в брак и совместно с нею творить добро, а как
начитался ваших книг, так и не знаю теперь: добро есть брак или зло.
     - Многий вместити...
     -  Вместить-то  я  много  могу, да не знаю, что вмещать. Вот вы, святой
отец,  безбрачны, и в этом даже ваша святость, а патриархи не хуже вас были,
а  жен  имели  даже  по несколько. И не будь бы в браке святые отцы Иоаким и
Анна, то не было бы у них дщери...
     Попик даже испугался и замахал рукой отчаянно:
     -  Молчи,  молчи,  грешник!  С тобой и говорить опасно, - того и гляди,
сам в ересь впадешь! Уж лучше женись, если не можется.
     - Да разве это ответ?
     - А что же тебе надобно, горделивый?
     -  А  мне  такого  ответа  надо,  чтобы годился он на все времени и для
всяких  случаев  жизни, и чтобы не было никаких противоречий, и чтобы всегда
я  знал, как поступить, и чтобы не было никаких ошибок, - вот чего мне надо.
Жениться  я  погожу,  а  вы  пока  подумайте.  Даю вам семь дней сроку, а вы
позовете меня через семь дней, вернусь я в ад, - поминай как звали!
     Даже  рассвирепел  черт:  вот  до  чего захотелось ему добра! Понял это
добрейший  попик  и,  не  рассердившись  нисколько,  старательно думал шесть
днем, а на седьмой позвал к себе дьявола и сказал:
     -  Черт  ты внимательный, а главное-то в книгах и проморгал, да. Читал,
что   сказано:   возлюби   ближнего,  как  самого  себя.  Ясно  ведь,  а?  -
торжествовал попик, - возлюби - вот тебе и все.
     Но измученный черт нимало не обрадовался и мрачно ответил:
     -  Нет,  не  ясно. Раз я про себя не знаю, что мне нужно, и желания мои
неясны   и  даже  противоречивы,  то  как  же  другому  буду  я  благодеяния
оказывать? Живым манером в ад его вгоню, опомниться он не успеет.
     -  Экий  ты  - не знаю, как тебя назвать, - раскоряк! Ну, не можешь ты,
как  самого  себя, то просто возлюби. И когда возлюбишь, то все и увидишь, и
все  поймешь,  и  добро без усилий сотворишь: узенькая будет у тебя тропочка
по  виду,  как  канат  натянутый,  и  никуда  с  нее не упадешь и ни в какую
трясину не взвалишься.
     -  Возлюби!  -  мрачно  ухмыльнулся  Носач, - возлюбить-то я и не могу.
Какой  же был бы я черт, если бы мог возлюбить?.. Не черт бы я был, а ангел,
и  не  я  тогда у вас, а вы бы у меня учились. Поймите же меня, святой отец,
потрудитесь:  не могу я по природе своей любить ангельской любовью, но и зла
делать не желаю, а хочу творить добро - вот вы этому самому меня и научите.
     Сказал попик сокрушенно:
     - Природа твоя гнусная.
     -  На что гнуснее! - согласился черт угрюмо: - вот потому-то и бороться
с  нею  хочу, а не камнем ни дно идти. Не для одних же ангелов небо, имею же
и  я  право  стремиться к небесам? - вот вы мне и помогите. Даю вам еще семь
дней сроку, а не поможете, - махну на все рукою и провалюсь в тартарары!
     Прошло  еще  семь  дней,  и,  позвав  мрачного  черта, сказал ему попик
следующее:
     -  По  многом  размышлении  нашел  я  для  тебя, несчастный, два весьма
вразумительных  правила:  полагаю,  что  не  промахнешься. Сказано: если кто
попросит  у тебя рубашку, то ты и последнюю отдай. И спи того лучше сказано:
если  кто тебя по одной щеке ударит, то ты и другую подставь. Делай так, как
сказано  вот  тебе и будет урок на первый раз, и сотворишь ты добро. Видишь,
как просто!
     Черт подумал и радостно осклабился:
     -  Это другое дело. Не знаю, как и благодарить вас, святой отец: теперь
я знаю, что такое добро.
     Но  оказывается,  что и тут не узнал он добра. Прошло две недели, и уже
стал  успокаиваться  обрадованный попик, как снова явился к нему черт; и был
он  мрачнее  прежнего,  на лице же имел кровоподтеки и ссадины, а на плечах,
поверх голого и темного тела трепалась совсем новенькая рубашка.
     - Не выходит, - мрачно заявил он.
     -   Что  не  выходит?  -  встревожился  попик.  -  Лицо  у  тебя  такое
неприятное,  -  ах, боже ты мой, - и над глазом синяк... а нос-то, нос-то!..
Что  же  это  ты,  милейший,  пошел добро творить, а вместо того - подрался.
Или, может быть, ты с лестницы упал? - ничего я не понимаю.
     - Нет, подрался.
     -  Да  я  же  тебе говорил: аще кто ударит тебя по левой щеке, подставь
правую. Помнишь?
     -  Помню. Две недели ходил я, святой отец, по городу и все искал, чтобы
меня  по  щеке  ударили,  и  никто  меня не ударил, и не мог я, святой отец,
выполнить заветы добра.
     - А драка-то? А это что же такое?
     -  Это  совсем  другое  дело. Заспорил я с одним гражданином, и он меня
ударил  тростью по голове вот по этому месту, - черт указал на темя. - Тогда
я  его,  -  так  мы  и подрались: и скажу вам, не хвастаясь: я ему два ребра
сломал.
     Попик отчаянно замотал головой.
     -  Ах,  господи, да ведь сказано же тебе: "Аще кто ударит тебя по левой
щеке..."
     Но черт кричал еще громче:
     -  Говорю же вам: не по щеке, а вот по этому месту! Сам знаю, что когда
по щеке, то нужно другую, а он по этому месту. Вот шишка, - попробуйте.
     Руки  опустились  у несчастного попика. Отдышавшись, сколько следовало,
сказал он с горечью:
     -  Ну,  дурень  же  ты. Ум у тебя глубокий, человек ты, или, как бы это
сказать,  высокообразованный,  а  в отношении добра любая курица больше тебя
понимает.   Как   же   ты   не   понял,   что   святые   слова   сии   имеют
распространительное толкование. Дурень ты, дурень!
     - Вы же сами говорили - толкований никаких не надо.
     -  Да,  -  горько  усмехнулся попик, - толкований никаких не надо, - ты
так  думаешь!  Ну,  что я буду с тобой делать, сам ты сообрази, ведь не могу
же  я с тобой по городу ходить. Сидел бы ты лучше дома. А что это за рубашка
у тебя - подарил кто-нибудь?
     -  Сам  я  хотел  ее  подарить, да никто так ни разу и не попросил. Две
недели  ходил  по  городу  среди самых бедных людей, и чего только у меня ни
просили,  а  рубашки  так  никто  и не догадался попросить, - уныло вздохнул
черт. - Видно, сами они не понимают, что такое добро.
     -  Ах,  несчастный,  - снова заволновался поп, - вижу я, что наделал ты
большого зла. Просили тебя, говоришь, о многом?
     - Просили.
     - И хлеба, например, просили?
     - Просили.
     - А ты ничего и не дал?
     -  Я  все  ждал,  чтобы  рубашку  попросили. Не ругайте же меня, святой
отец,  и я сам вижу, что плохо мое дело. Да ведь хочу же я добра, подумайте,
недаром  же  я  от сатаны отрекся, недаром же я два года, как студент, сидел
над книгами. Нет, видно, не будет мне спасения.
     -  Ну,  ну,  погоди,  не  отчаивайся, я тебя еще поучу. А скажи, за что
тебя  гражданин-то  этот палкой ударил? Может быть, ты невинно пострадал, за
это много прощается.
     Черт развел руками.
     -  Уж  и  не  знаю: тогда думал, что невинно, а теперь начинаю и в этом
сомневаться.   Так   было  дело.  После  долгих  моих  скитаний  по  городу,
утомленный,  но  по-прежнему  пылающий жаждою добра, присел я на берегу Арно
отдохнуть,  чтобы  набрать  сил  для нового хождения. И вижу: утопает в реке
неведомый  человек, закружило его водоворотом, и носится он с необыкновенной
быстротой. Раз он проплыл мимо меня, и другой, и третий...
     - И четвертый?
     -  Да  и  четвертый. И пока я размышлял, отчего он не тонет, приписывая
это  чудесное  явление  силе  невиданных  подводных течений, собрался на его
крик  народ,  и  тут,  - теперь мне стыдно об этом рассказывать, - произошла
эта  самая  скверная  драка.  Должен  вам пожаловаться, святой отец: меня не
один этот гражданин, - меня и другие били.
     Стоял  черт, опустив длинные руки, бессильные творить добро, и отвислый
нос  его,  пораненный  ударом,  выражал уныние и крайнюю тоску. Посмотрел на
него  попик  искоса  и  недружелюбно,  еще  раз  взглянул, радостно вздохнул
почему-то  и,  подойдя  близко,  наклонил  к  себе  тугую  голову  дьявола и
поцеловал  его  в  лоб.  И  тут еще заметил: на темени, у самого корня седых
колос, запеклась кровь. Дьявол покорно принял поцелуй и шепотом сказал:
     -  Страшно мне, святой отец! Видел я в аду крайние ужасы, до последнего
страха  касалась  моя  душа,  но  не трепетала столь мучительно, как теперь.
Есть  ли  что  страшнее: стремиться к добру так неуклонно и жадно и не знать
ни облика, ни имени его! Как же люди-то на вашей земле живут?
     -  Так  и  живут, миленький, как видишь. Одни в грешном сне почивают, а
кои  пробудились,  те  мучатся  и  ищут, как и ты, с природой своей борются.
мудрые правила сочиняют и по правилам живут.
     - И спасаются? - недоверчиво спросил черт.
     -  А  это  уж  одному  богу известно, и нам с тобой в этот конец даже и
заглядывать  не  годится.  Да  ты  не  отчаивайся,  миленький,  я уж тебя не
оставлю,  я  тебя  и  еще  поучу,  у  меня много времени свободного. Черт ты
старательный,  и  все  у тебя пойдет по-хорошему, только в уныние не впадай,
да ранку на голове промой холодной водой, как бы не разболелась.
     Так  кончили  они  разговор;  и  не знали они оба, ни огорченный унылый
дьявол,  ни  сам попик с благостной душой, когда он лобызанием любви касался
противного  дьявольского  чела,  а  дьявол  в  свою  очередь  жалел жалостью
любовной  мечущихся  людей,  что  как  раз в эту минуту совершалось то самое
добро, имени и порядка которого тщетно доискивались оба.
     Так  и  разошлись,  не  зная: попик - к себе, приискивать новые правила
добра  для  поучения,  а  дьявол - к себе, в темноту запыленных углов, чтобы
там  зализывать  раны  и тщетно допрашивать бога об его грозных и непонятных
велениях.


      II


     Вот  и  снова начал благостный поп обучать добру непокорную дьявольскую
душу, - но тут-то и начались для обоих самые тяжкие мучения.
     Пробовал  попик  давать подробные наставления на разные случаи жизни, и
выходило  хорошо,  пока случаи совершались в том самом виде и в том порядке,
в  каком  предначертал  их  его  наивный ум. Не только со старательностью, а
даже  и  со  страстью,  проявляя  силу  воли  необыкновенную,  черт выполнял
предписанное.  Но всего многообразия жизненных явлений не мог уловить в свои
плохонькие  сети  человеческий ум, и ошибался черт ежеминутно. В одном месте
сделает,  а  рядом  пропустит,  потому что вид другой и слова у просящего не
те;  а  то  бывает,  что  и  черт не дослышит, либо не так поймет, - и опять
ошибка,  человеку  обидно,  а  добру попрание. Уже и у попика начал мутиться
разум:  никак  он до тех пор не предполагал, чтобы столько было у жизни лиц,
темных загадок, вопросов неразрешенных.
     "И  откуда  это  все берется? - думал попик, пока черт в углу зализывал
новую  рану  или тяжко вздыхал от гнетущего бессилия. - То ничего не было, а
то  вдруг  так  все  и  полезло,  так все и полезло. Тут не только черт, а и
священнослужитель   не   разберется.  Но  как  же  я  раньше  разбирался?  -
удивительно!  Боюсь  я  этого,  а  ничего  не  поделаешь:  надо  попробовать
распространительное  толкование.  Дам ему этакие общие законы, а он их пусть
распространяет... Только бы не вышло чего, о господи!"
     И  на распространительное толкование черт покорно согласился: измучился
он  к  этому  времени до последней крайности и готов был на всякие жертвы, -
да  не  принимались  его жертвы. Били его столько, что за одно это он мог бы
попасть  в  мученики, а выходило так, что и побои не только его не украшали,
а  налагали ярмо все нового и нового греха. Ибо за дело его били, и не могли
этого  не признать ни он сам, ни его великодушный покровитель. Уже и плакать
черт  научился, а раньше совсем как будто и слез не имел. Плакал он столько,
что,  казалось бы, за одни эти одинокие слезы и неутомимую тоску о добре мог
бы  попасть  он  в угодники, а выходило так, что и слезы не помогали, ибо не
было  в  них  творческой  к  добру  силы,  а только грешное уныние. Только и
надежды теперь оставалось, что на распространительное толкование.
     И совсем приободрился черт и даже с некоторою гордостью сказал попу:
     -  Теперь вы за меня, святой отец, не бойтесь: теперь я и сам могу. Это
раньше  мне  трудно  было,  а  раз теперь вы допускаете толкование, я уже не
собьюсь.  Ум у меня положительный, твердый, пить я уж давно ничего не пью, и
никаких  ошибок  теперь  уже  быть не может. Только вы не таитесь от меня, а
прямо  скажите  самый  важный  и самый первый закон, по которому жить. Когда
этот закон исполню, тогда вы и другие мне скажете.
     Собрал  всю свою науку, все свои соображения старый попик, взглянул и в
душу к себе, - вздохнул радостно и не совсем решительно сказал:
     -  Есть один такой закон, но только боюсь я тебе его открыть: очень он,
как  бы  это  сказать,  опасен. Но так как на все есть воля божия, то, так и
быть, открою, ты же смотри не промахнись. Вот, смотри.
     И,  раскрыв  книгу,  трепетно  указал  черту  на великие и таинственные
слова:

не противься злу 

     Но тут и черта покинула его гордыня, как увидел он эти страшные слова:
     - Ох, боюсь, - сказал он тихо. - Ох, промахнусь я, святой отец.
     Было  страшно  и попу; и молча, объятые страхом, смотрели друг на друга
черт и человек.
     -  Попробуй  все-таки,  - сказал наконец поп. - Тут, видишь ли, хоть то
хорошо,  что тебе самому ничего делать не нужно, а все с тобой будут делать.
Ты  же  только молчи и покоряйся, говоря: прости им, господи, не ведают, что
творят. Ты эти слова не позабудь, они тоже очень важны.
     Вот  и  ушел  черт  в новые поиски добра; два месяца пропадал он, и два
месяца,  день  за  днем,  час за часом, в волнении чрезвычайном поджидал его
возвращения старый поп. Наконец вернулся.
     И  увидел  поп, что черт совсем исхудал, - одна широкая кость осталась,
а  от  мяса и след пропал. И увидел поп, что черт голоден, жаждет, до голого
тела   обобран  придорожными  грабителями  и  много  раз  ими  же  избит.  И
обрадовался  поп.  Но  увидел  он  и  другое:  из-под закосматившихся бровей
угрюмо  и  странно  смотрят  старые  глаза,  и  в  них  читается  все тот же
непроходящий  испуг,  все  та  же  неутолимая  тоска. Насилу отдышался черт,
харкнул  два раза кровью, точно по каменной мостовой бочонок из-под красного
вина  прокатили, посмотрел на милого попа, на тихое место, его приютившее, и
горько-прегорько  заплакал.  Заплакал  и  попик, еще не ведая, в чем дело, и
наконец сказал:
     - Ну, уж говори, чего наделал!
     -  Ничего  я не наделал, - печально ответил черт. - И было все так, как
и надо по закону, и не противился я злому.
     - Так чего же ты плачешь и меня до слез доводишь?
     -  От  тоски  я  плачу, святой отец. Горько мне было, когда я уходил, а
теперь  еще  горше, и нет мне радости в моем подвиге. Может быть, это и есть
добро,  но  только  отчего  же  оно так безрадостно? Не может так быть, чтоб
безрадостно  было  добро и тяжело было бы его творящему. Ах, как тяжело мне,
святой  отец.  Присядьте,  а  я  вам  расскажу  все  по порядку, вы уже сами
разберете, где тут добро, - я не знаю.
     И  долго  рассказывал  черт,  как  его  гнали  и  били, морили жаждою и
грабили по пустынным дорогам. А в конце пути случилось с ним следующее:
     -  Лежу я, святой отец, отлеживаюсь на камне, что при дороге. И вижу я:
идут  с  одной стороны два грабителя, злых человека, а с другой стороны идет
женщина  и  несет  в  руках нечто, как бы драгоценное. Говорят ей грабители:
отдай! - а она не отдает. И тогда поднял грабитель меч...
     - Ну! - вскричал попик, прижимая руки к груди.
     -  И  ударил  ее мечом грабитель, и рассек ей голову надвое, и упало на
дорогу  нечто  драгоценное,  и  когда развернули его грабители, то оказалось
оно  младенцем, единым и последним сокровищем убитой. Засмеялись грабители и
один  из  них,  тот,  что  имел  меч, взял младенца за ножку, поднял его над
дорогою...
     - Ну! - дрожал поп.
     - Бросил и разбил его о камни, святой отец!
     Поп закричал:
     - Так что же ты! Так как же ты! Несчастный! Ты бы его палкой, палкой!
     - Палку у меня раньше отняли.
     -  Ах,  боже  мой!  Ведь ты черт, ведь у тебя же есть рога! - ты его бы
рогами, рогами! Ты бы его огнем серным! Ведь ты же, слава богу, черт!
     - Не противься злому, - тихо сказал черт.
     Было долгое молчание.
     Побледневший попик как стоял, так и пал на колени и покорно сказал:
     -  Моя  вина. Не ты, не грабители убили женщину и ребенка, - я, старый,
убил  женщину  и  ребенка. Отойди же в сторону, мой друг, пока я помолюсь за
наш великий человеческий грех.
     Долго  молился  поп;  окончивши  молитву,  разбудил  уснувшего  черта и
сказал ему:
     -  Не  для  нас  с  тобой  эти  слова.  И  вообще  не нужно ни слов, ни
толкований,  ни  даже  правил.  Вижу  я,  что иногда хорошо любить, а иногда
хорошо  и ненавидеть; иногда хорошо, чтобы тебя били, и иногда хорошо, чтобы
ты и сам кого-нибудь побил. Вот оно, сударь, добро-то.
     -  Тогда я пропал, - решительно и мрачно заявил черт. - Для себя вы как
хотите, а мне дайте правила.
     -  А ты и опять промахнешься и меня подведешь: нет, сударь, довольно! -
Попик даже рассердился. - Нету правил. Нету и нету.
     - А раз правил нет, так и добра никакого нет.
     -  Что? Добра нет? А что я с тобой, с чертом, разговариваю, что я тебя,
черта,  учу,  это  -  не  добро?  Поди, сударь, неблагодарный ты это, как бы
сказать, господин!
     Но  то  ли  озлобился  черт,  то  ли  вновь до отчаяния дошел, - уперся
мрачно и ворчит:
     - То-то много вы меня научили, есть чем похвалиться!
     - Да разве черта научишь?
     -  А  раз черта не научишь, так чего же ваше добро стоит? Ничего оно не
стоит!
     - Эй, прогоню!
     - Прогоняйте, если не жалко. Я в ад пойду.
     Помолчали. Черт спросил:
     - Так как же, святой отец, идти мне в ад?
     Даже  прослезился  попик:  так  жалобно  спросил его черт, и поклонился
низко, говоря:
     -  Прости  меня, миленький, обидел я тебя. А относительно добра вот что
я  тебя  спрошу:  черт  ты  любознательный,  и  во  многих ты бывал храмах и
хранилищах  искусств, и много ты видел творений великих мастеров, - нравятся
ли они тебе за красоту?
     Черт подумал и ответил:
     - Какие нравятся, а какие нет.
     - А слыхал ли ты, чтобы для красоты были правила?
     - Какие-то, говорят, есть.
     -  Какие-то!  А  можешь ли ты, раскоряка, узнав с них какие-то правила,
сотворить красоту?
     - Какой у меня талант? Нет, не могу.
     -  А  добро  без  таланта  творить хочешь? Тут, миленький, для добра-то
таланта требуется еще больше, да. Тут такой талант нужен!
     Черт даже засвистал:
     -  Вот  оно что! Нет, святой отец, это вы уж через край хватили! Если я
плохую  картинку  напишу,  меня  за  это  в  ад не пошлют, а если я ближнему
голову  сверну,  так  ведь  какой содом подымется! Да картинку-то меня никто
писать  и  не понуждает, а добро, говорят, твори. Твори, - а правил не дают;
твори, - а в чем дело, не объясняют, да за каждую промашку в потылицу!
     - Талант нужен, миленький!
     - А если его у меня нет, так в ад мне и идти?
     Поп покачал головою и руками развел:
     - Уж и не знаю, голубчик, сам голову с тобою потерял.
     -  Знать  не  хочу  вашего  таланта! Правила мне давайте! Я не картинки
писать  хочу, а добро творить, - вот вы меня и учите, хоть сами выдумайте, а
учите!
     Совсем  разбушевался  несчастный дьявол, под конец пригрозил даже пойти
к другому попу. Старик даже обиделся и укоризненно сказал:
     -  Вот  уж  это нехорошо, дружок! Сколько я на тебя труда положил, вот,
думал,  приведу  к  богу  новую  овцу, полюбил тебя, как сына, а ты хочешь к
другому.  У  меня  тоже  самолюбие есть, за что же ты меня обижаешь? Ты меня
лучше  не  обижай.  А я тебе вместо правил, с которыми и человеку-то опасно,
дам  урок на каждый день. Времени у меня свободного много, и сяду я за труд:
с  самого  раннего утра очерчу тебе каждый день, сколько их есть в году, что
и  как делать. Но только от писаного не отступай ни на единую черточку, а то
ты   сейчас  же  промахнешься;  если  же  будут  сомнения  у  тебя  или  что
позабудешь,  то  в этих случаях бездействуй. Как бы тебе это сказать: закрой
глаза,  заткни  уши  и стой как истукан. Нынче же сажусь за работу, а ты иди
наверх,  приютись  где-нибудь  под крышей и бездействуй, пока не скажу. Если
же  скучно будет, то помогай звонарю, - он совсем у меня от старости ослабел
и не в те веревки дергает. Звони себе во славу господню!
     Вот   и   сел   старый   поп   за  свой  великий  труд,  а  черт  начал
бездействовать.  Для этой цели разыскал он среди темных чердачных переходов,
поблизости  от колокольни, комнату не комнату, а так помещение: четыре стены
глухие,  вместо  двери низкий сводчатый лаз, и только на одной стене, высоко
над  полом, светлело глубокое, запыленное, крытое паутиною оконце. Раз в два
или  в  три  дня приносил ему попик скудную пищу и присаживался для недолгой
душевной  беседы,  а в остальное время, никого не видя, черт бездействовал и
размышлял.   Против  этих  размышлений  напрасно  предостерегал  его  попик,
говоря,  что  у  дьявола  его размышления есть действие; и притом вредное, -
черт  хоть  и  соглашался, но ничего поделать с собою не мог. Трудно было не
думать  об  испытанном,  а как начнет думать, так и покажутся со всех сторон
мутящие  разум  противоречия: скользит прекрасное добро, как тень от облачка
над  морской  водою, видится, чувствуется, а в пальцы зажать нельзя. Кому же
верить,  как  не  богу,  а сам бог нынче одно говорит, завтра другое, а то и
сразу  говорит  и  то  и другое; в каждой руке у него по правде, и на каждом
пальце  по  правде,  и  текут все правды, не смешиваясь, но и не соединяясь,
противореча,  но  где-то  также  в своем противоречии странно примиряясь. Но
где?  - не может найти этого места несчастный черт. И от этого овладевает им
крайний  человеческий  ужас,  и  страшно  не  только  двинуть  рукою,  да  и
вздохнуть-то страшно.
     -  Ну,  как,  -  спрашивает  попик,  - соскучился? Ничего не поделаешь,
потерпи,  миленький, скоро авось и кончу, тогда вот как заживешь. Здоровье у
меня  только плохое, и смерть близко, - ну, уж как-нибудь доведу, не оставлю
тебя, сирого.
     Черт еле слышно шепчет:
     - Противоречия.
     -  Опять!  -  ужасается  попик.  -  И  где ты их только находишь? Это в
разуме,  брат,  да  в словах всякие противоречия, так на то он и разум, и не
может  без  того,  чтобы  все четыре колеса не в одну сторону вертелись; а в
совести, брат, все течет согласно.
     Черт криво усмехнулся:
     -  Хорошо  вы  говорите,  святой  отец: так, значит, не бывает, что три
колеса в одну сторону вертятся, а четвертое в другую?
     - Ну и дурень! Конечно, не бывает.
     - А вы говорите, что бывает.
     -  Я  говорю? Да что ты на меня, миленький, валишь? Сам запутался, а на
меня  валишь.  У  меня  и то после каждого разговора с тобою голова болит, а
мне  голова  нужна,  я  для тебя же, дурака, работу сочиняю. Какой ты, брат,
неприятный,   как   бы   это   сказать,  господин.  Лучше  скажи-ка:  строго
бездействуешь или допускаешь послабления?
     Черт угрюмо вздохнул.
     -  Строго.  Вчера  вот  только муху убил, очень она на лицо липла, и не
знаю, можно это или нельзя?
     -  Муху-то?  - засмеялся попик. - Муху можно! Постой... Ну, вот и опять
сбил  ты  меня,  несчастный:  то  ли  можно, то ли нет, - теперь уж и сам не
знаю.  Не  взыщи, брат: сам меня запутал. Пока ты меня не спрашивал об мухе,
- знал я хорошо, что бить их можно, и неоднократно бил, а вот теперь...
     - Живая она, - мрачно сказал черт.
     -  Да,  да,  живая! - огорчился попик. - Так и я значит, живых мух бил?
Вот грешник! Ай-ай-ай, вот грешник!
     Но черту этого мало. Ему нужны вывод и твердое решение.
     - Значит, нельзя мух бить? Вы прямо скажите.
     - Мух-то? - недоумевает попик. - Ты про мух говоришь?
     И  до  того,  случалось,  они  договорятся,  что  оба  впадут  в полное
одурение  и  долго,  не  мигая,  смотрят  друг  на  друга. Но только у черта
одурение  было  надменное  и  как  бы  снисходительное,  а  у попика тихое и
скоропреходящее:  еще до своей келейки после разговоров не успеет дойти, как
все  противоречия  забыл,  развеселился,  а  потом  в  благостном настроении
уселся  за  тяжелую  для  дьявола  работу.  И  мух опять бьет, и даже не без
злорадства.
     Но  что  за  мухи для дьявола! Стоит он со своею непомерную дьявольскою
силой,  готовый  сокрушить горы и не знает, как поступить с ничтожной мухой,
надоедливо  ползающей по мрачному, изборожденному лицу, еще хранящему темный
отблеск  адских  неугасимых  огней.  Что  за  муки  для  дьявола! Тонкий ум,
изощренный  в  упражнениях,  способный одним колебанием своим создать как бы
новый,  великий  мир,  в ужасном бессилии останавливается перед ничтожнейшим
вопросом.  А  муха ползает, а муха надоедливо жужжит, забирается в волосатое
ухо,  глупо  и нагло щекочет мрачно стиснутые губы, бесстыжая, нелепая, даже
не   подозревающая   о   тех   страшных  безднах,  над  которыми  издевается
бессмысленно!  Многих  и  многого  ненавидел  дьявол;  много  и  многого он,
страшился,  но  так  и  не  узнала  его  душа  образа  более  ненавистного и
страшного, нежели образ ничтожной мухи, ползающей по лицу.
     Но  все  хуже  здоровье  попика,  одолевает его белая старость. Попишет
немного  и  полежит,  и  больше  лежит, чем работает, а уже три года томится
заключенный  в  бездействие  дьявол  и  ждет  обещанного  добра.  Поняв свою
выгоду, уже не тревожит попика противоречиями, а только жалобно торопит:
     - Ах, поскорей бы, святой отец!
     -  Не  бойся,  миленький,  не умру, - успокаивает его попик. - По моему
расчету  мне еще с полгодика осталось. Да, брат, с полгодика! А работа уже к
концу  подходит.  Не  пугайся,  не  волнуй  себя.  А  я тебя сегодня как раз
порадовать  пришел:  нынче  одного  еретика  жечь будут, так пойдем с тобою,
посмотрим, повеселимся.
     "Сказано:  не  убий",  -  мрачно  подумал  черт,  глядя на улыбающегося
попика,  но  вслух  ничего не сказал и охотно собрался в путь, так как очень
соскучился от долгого заключения.
     Еретика  долго  жгли,  и народ радовался. Приятно было и черту: немного
напоминало  ад;  но  вдруг  вспомнилась  муха, которой он не смел тронуть, и
сразу  затрещали  в  голове  противоречия.  Взглянул с тоскою на попика: тот
покачивается  от  слабости,  от  волнения бледен, дрожат старческие руки, на
голубеньких  глазах  слезы,  а весь лик радостен и светится неземным светом.
Жгли  в  аду  и  черти,  но  не  было же святости в их лице! Ничего не может
понять  обезумевший  дьявол.  А  попик-то радуется, даже светится весь! И от
волнения,  как  только  домой  пришли,  в  постель  слег,  ослабел  очень от
радости. Не выдержал черт и, насупившись, вступил в диспут:
     - Хотел бы я знать, чему вы радуетесь, святой отец?
     - А как же? Еретичка сожгли! - ответил попик тихо и умильно.
     - Так ведь сказано же: не убий! А вы человека убили и радуетесь.
     - Никто его не убивал, что ты, миленький!
     - Да ведь сожгли же его или нет?
     - Слава богу, сожгли, сожгли, миленький!
     Даже   глаза   закрыл  от  умиления  и  лежит  себе,  такой  беленький,
чистенький,  невинный,  как  младенец. "Неужто и здесь противоречие только в
разуме  да  словах,  а  в  совести  его  все течет согласно? - думал дьявол,
беспомощно  потирая  рукой  шишковатый лоб. - Ничего не понимаю! Видно, не в
том  добро,  что  делать,  а  в том, как делать... Нет, ничего я не понимаю,
пусть  он  пишет  свои  уроки,  а  я  уж  до  времени  притаюсь,  пальцем не
шевельну!"
     И  с  того времени в одиночество свое уже не возвращался, а остался при
ослабевшем  старце в качестве прислужника: подавал ему пищу, убирал келейку,
и  с  дьявольской  силой  и  упоением  чистил старое попиково платье, будучи
уверен,  что уже здесь-то наверное греха нет. Когда же, превозмогая слабость
садился  поп  за  продолжение  своего  труда,  черт  вытягивал свою длинную,
жилистую  шею  и  через  плечо  с  жадным  любопытством  заглядывал:  ох, не
промахнуться  бы  попу!  Ох,  не  подвести  бы  ему  несчастного черта: ведь
последняя надежда.
     Но  вот  и  кончена  рукопись,  а  с  нею  как  будто  кончена  и жизнь
старенького  попа.  Уже  не  поднимается  он  с  постели  и последние строки
начертал  лежа: и неразборчивы они и кривы, но тем дороги, что последние. На
коленях  принял  черт великий дар и громко с истинным наслаждением поцеловал
сухую руку.
     -  Что,  рад  небось?  -  спросил  попик. - Ну, радуйся, радуйся, давно
пора. Только смотри, опять не промахнись!
     -  Теперь  не промахнусь, - уверенно ответил черт. - Если только вы там
в  чем-нибудь  не  промахнулись,  но  это  уж  ваше дело; а я буду исполнять
точно, как сказано.
     -  Черт  ты  старательный,  это  верно.  И рукопись смотри, не потеряй,
другой  не  будет.  Где  ты думаешь подвизаться? Если поблизости, то загляни
как-нибудь,  навести,  мне  без  тебя будет скучно. Привык я к тебе, дружок.
Прежде  я  все  твоему  носу  удивлялся, а теперь, знаешь ли, мне даже и нос
твой  нравится.  Это ничего, что он отвислый: у многих людей бывают отвислые
носы. Так где же ты думаешь подвизаться?
     -  Пойду по всему миру! - самонадеянно ответил черт. - Эх, пожили бы вы
еще  с  полгодика,  -  много тогда хорошего рассказал бы я вам, святой отец!
Вот  до  чего  я  хочу  творить добро, - черт сжал огромные кулаки и яростно
потряс ими, - что это только видеть надо, как я начну работать!
     Так  и ушел черт в ликовании, но вот что дальше случилось. Вместо того,
чтобы  сразу начать действовать по наставлениям, что, конечно, было бы самое
лучшее,  он  отправился  в  ад  для  проповеди. Потерял ли он соображение от
радости,  гордыня  ли его обуяла и захотелось похвастаться перед своими, или
просто  потянуло  его к родным местам, - но только от попика прямою дорогою,
мимо  не  колеблясь,  полетел  он  в  ад.  И  что  же вышло? Только начал он
проповедовать,  а  другие  черти выскакивают вперед его и тоже проповедуют и
даже  с  еще  большей  силой,  так как свободно лгут. И в одно мгновение вся
правда  превратилась  в  ложь,  и  самые  святые  слова, яростно выкликаемые
чертовскими  глотками, приняли непристойный и страшный вид. Минуты, кажется,
не  прошло,  а  уж  весь  ад  наполнился проповедниками и святыми; и впереди
всех,  обрадованный  новой потехой, гнусавил псалмы вдребезги пьяный сатана.
Визгливые   истасканные   ведьмы   разыгрывали   целые  комедии  на  тему  о
благочестии  и  высоких  подвигах;  и  никогда  еще  ад, даже в большие свои
праздники,  не  был таким адом, как в этот несчастный день! А потом начались
откровенные  непристойности  и  всеобщая  драка,  -  и  больше  всего попало
Носачу,  давно  не  упражнявшемуся  и  в  значительной  степени  потерявшему
ловкость.  Но  что  самое  печальное,  -  в драке у него порвали рукопись, и
когда,  отбившись  от стаи шаловливых ведьм, он взглянул на свое сокровище -
горю  и  стенаниям  его не было предела. В ярости он оскорбил самого сатану,
назвал  его  лжецом  и  еле  унес  ноги: так разгневался пьяный оклеветанный
владыка!
     Со  всею  прытью, какая только доступна была его старым ногам, прижимая
к  груди  истерзанную  рукопись,  примчался Носач к старенькому попику, но -
увы! - попик уже умирал.
     -  Да  погодите  же  минутку - у меня рукопись порвали, - завопил черт,
падая на колени.



      III


     Еще  с добрый десяток минут, не сообразившись, вопил черт, и жаловался,
и  требовал  новой  рукописи,  взамен  попорченной,  потом  стих  и, бережно
отложив  рукопись,  сам  опустился на пол у поповской постели. После долгого
молчанья  разжал  попик  сухие,  запавшие  губы,  бессильно  пожевал ими и с
трудом вымолвил:
     - Опять промахнулся?
     Черт мрачно взглянул на истерзанную рукопись и великодушно солгал:
     -  Так,  пустяки, святой отец. Мне вас жалко: вы и вправду умираете или
еще с полгодика поживете?
     Попик ответил:
     -  Ни единого даже дня, дружок. Я уже вчера собрался умереть, да думаю:
дай  подожду  денек  -  авось,  и  ты придешь. Вот ты и пришел! Спасибо тебе
дружок.  Открой  мне, пожалуйста, занавес на окне, хочу я последним взглядом
проститься с дорогими местами.
     Но  в открытое окно только и видно было, что угол крыши, крытый красной
черепицей,  да  уголок  синего  неба  с  проходящим облаком. Попик смотрит с
радостью,  а  черт  думает:  "На что он смотрит?.. Тут и смотреть не на что:
красная  крыша  да  неба кусочек. Или он на облачко смотрит? Так понесу же я
его  на колокольню и покажу ему все облака, какие будут, и все красные крыши
его возлюбленной Флоренции".
     Так  и  сделал. Даже не спрашиваясь, подхватил он на свои жилистые руки
сухонькое  тельце,  не оказавшее сопротивления, и с величайшею осторожностью
донес   до  высокой  площадки,  где  дух  захватывало  от  высоты  и  сердце
радовалось красоте города и божьего мира.
     -  Смотрите-ка,  святой  отец:  это не то, что из окошка, - сказал он с
гордостью.
     И  оба  стали смотреть и радоваться. А уже близилось к закату солнце, и
по  ту  сторону  Арно  на  высоком  холме  чернели  кипарисы, готовые своими
острыми  вершинами  как  бы пронзить падающее светило. На востоке же, откуда
сегодня  утром  поднялось ликующее солнце, воздушной цепью залегли недалекие
горы;  и мнилось, будто гигантскими гирляндами благоухающих сиреневых цветов
опоясан  прекрасный  город.  Розовыми  цветочками  казались  далекие  виллы,
расположенные по склонам, и в ущельях прохладно синела вечерняя тень.
     Попик тихо радовался и вспоминал:
     -  Вот  за  теми  горами  я родился, дружок. Там и сейчас находится моя
деревня;  там была прекрасная девушка, которую я полюбил и оставил для бога.
И  долго  не  было  для меня иной радости, как смотреть на те далекие горы и
тихо вздыхать. Давно это было, дружок, не помню когда.
     Солнце заходило.
     -  А  вот  и  милый  город,  по  которому  я ходил, много ходил. И нет,
дружок,  более  приятного  чувства  как  ощущать  под  ногою горячие, родные
плиты,  -  как  бы  матерью  становится  земля,  когда  походишь  по ней лет
семьдесят,  и  смягчается  твердость  острого  камня.  Но  там, куда я пойду
сейчас, будет еще лучше, дружок.
     Черт  воздохнул, колебанием груди своей приподняв легонькое тело. Попик
понял его тоску и сказал гаснущим голосом:
     -  Ты...  не  вздыхай.  Очень возможно, дружок, что ты также пойдешь со
мною в рай. Ты... черт старательный.
     Красною,  жаркою  кровью  разбрызгалось  солнце за черными кипарисами и
погасло.  И,  не  отстав  от  него  ни  на единое мгновение, умер старенький
попик,  ушел  из  родного  города, покинул родимую прекрасную землю. Долго и
напрасно будил его встревоженный черт, взывал грубым голосом:
     -  А звезды-то! Вы еще звезд не посмотрели, святой отец. Вы еще на луну
не  взглянули,  а  уже  идет  она, святой отец, поднимается, вот-вот бледным
светом  ляжет  на  ваши  родные  плиты.  Откройте  же  глаза, святой отец, и
взгляните, умоляю вас!
     Когда  же  убедился, что покровитель его и друг умер навсегда, то отнес
его  и  положил на холодную постель. И когда нес по лестнице, то думал: "Вот
вверх  я нес живого, а вниз несу мертвого!". И великая скорбь овладела душой
дьявола:  метался  он  по комнате, и вопил, выл, как зверь, бился о стены, -
не  привык  он  к  человеческому горю и не умел выражать его тихо. И до того
дошел,  что,  схватив  свое  единственное  сокровище,  цель долгих поисков и
страданий,  -  изорванную рукопись, - с яростью швырнул ее в угол, как нечто
негодное.  Сделав же это, так и не понял, что именно в эту самую минуту им и
совершалось  то  самое  таинственное и недостижимое добро, имени которого он
столь  тщетно  и  мучительно  доискивался.  Так  и  не  понял  никогда! 

     Но   какой   неприятный   вид   имела  драгоценная  рукопись!  Измятая,
оборванная,  растрепанная,  испятнанная  потными  лапами  чертей, лежала она
перед  угрюмыми  глазами  постаревшего  дьявола,  вновь вернувшегося к своим
стремлениям  и  надеждам.  С  трепетом  раскрыл он первую страницу и надолго
погрузился  в  изучение  добродушно  неразборчивых, старательных строк. И по
мере  того,  как читал, все больше таращил глаза, пугался, недоумевал, пока,
наконец,   с  последнею  страницею  весь  не  превратился  в  одно  сплошное
недоразумение  и  страх.  Даже  в  самые  тяжелые  минуты жизни черт не имел
такого растерянного вида, как теперь.
     Что  это  -  глумление!  Насмешка над добром? Издевательство над бедным
чертом,  стремящимся  к  добродетели?  Или  же  потерял свой последний разум
старенький  попик  и с детской серьезностью лепечет наивные пустяки, придает
характер  важности  ничтожным  мелочам, путается в них, как в длинном, не по
росту,  платье?  Но  черт  обманут,  - черт в неистовстве и страхе: потеряна
последняя надежда.
     Вся  книга,  с начала своего до последней оборванной страницы, состояла
из  коротеньких  деловых рецептов, точнейшего описания тех действий, которые
надо  совершать  по  дням  недели,  по  часам  дня.  И ни единого закона, ни
единого  правила,  ни  единого  общего начала, - даже самое слово "добро" не
упоминалось  ни  разу.  Делай  то-то  (точное описание поступка), - и больше
ничего,  что-то  вроде  нынешних поваренных книг, с той только разницей, что
даже  и  в  поваренных  книгах  у составителей их видно иногда старание дать
общее  начало:  ешь  только  овощи, а мяса ни в каком случае не ешь! А тут -
ничего.
     И  что  особенно и больно укололо черта: во всей книге не было ни одной
из  тех  прекрасных истин, что в таком огромном количестве собраны за тысячи
лет  существования  человеческого разума и служат к украшению и прославлению
добра.  Он  сам  знал  их немало и мог, казалось бы, ожидать, что старенький
поп  не  поскупится  на  этот  предмет, - недаром же он столько учился и так
прекрасно чувствовал добро.
     Но   нет  ничего!  Сухой  перечень  голых  действий,  иногда  тщательно
зализанная  клякса, свидетельствующая только о трудолюбии писавшего - и все.
Но  вдруг  появилась  надежда:  может  быть,  попик  нарочно не сделал общих
выводов,  предоставляя  это  уму  и  трудолюбию  самого  черта  -  о, он был
достаточно  хитер,  этот старый, невинный попик! И снова садится старый черт
за  работу  и  вглядывается  в  каждое  слово  сквозь круглые огромные очки,
выписывает,  сверяет, грубыми пальцами ловит тонкую нить неназванного добра.
Обрывается  нитка, - но что до того старательному черту, возлюбившему добро!
Отыскивает  концы,  вяжет  хитрые узелки, путает и распутывает, складывает и
вычитает,  - вот-вот доберется до итогов, твердо и на все времена и для всех
людей,  какие были, есть и будут, установит неизменные начала добра. Черт не
честолюбив,  сейчас  ему  дело только до своей шкуры, но минутами овладевает
им  истома  гордости:  не  для  всех  лиц,  ищущих  добра,  работает  он так
неутомимо, не ему ли некогда воздвигнется новый и великолепный храм?
     Какими  же  словами можно описать отчаяние и последний ужас несчастного
дьявола,  когда, подведя последние итоги, не только не нашел в них ожидаемых
твердых  правил,  а  наоборот,  и  последние  утратил  в  смуте  жесточайших
противоречий.     Подумать    только,    какие    оказались    итоги:   
 
 
когда  надо  -  не убий; а когда надо - убий; 
когда надо - скажи правду; а когда надо - солги;
когда надо - отдай;  а  когда надо - сам возьми, даже отними;
когда надо - прелюбы не сотвори;  а  когда  надо  - то и прелюбы сотвори
(и это советовал старенький поп!); 
когда  надо - жены ближнего не пожелай; а когда надо - то и жену
ближнего пожелай, и вола его, и раба его.
 
     И  так  до  самого  конца:  когда надо... а когда надо - и наоборот, не
было,  кажется,  ни  одного  действия, строго предписанного попиком, которое
через  несколько страниц не встречало бы действия противоположного, столь же
строго  предначертанного  к исполнению; и пока шла речь о действиях, все как
будто  шло  согласно, и противоречий даже не замечалось, а как начнет дьявол
делать  из  действия  правилом  -  сейчас  же  ложь,  противоречия, воистину
безумная  смута.  И  самое  страшное  и  непонятное для дьявола было то, что
наряду  с  действиями  положительными,  согласными  с  известным уже дьяволу
законом  и,  стало  быть,  добрыми,  - старый попик с блаженным спокойствием
предписывал  убийство  и ложь. Черт никак не мог допустить, что не попик его
обманывал,  а  обманывают  слова;  и  вот наступил для него миг совершенного
безумия,  -  вдруг  показалось, что старый попик есть не кто иной, как самый
величайший  грешник,  быть  может,  сам  сатана,  в  виде сатанинской забавы
пожелавший искусить черта.
     Забившись  в  темный  угол,  черт  горящими  глазами  глядел на дверь и
думал:
     "Да,  да,  это он! Он узнал, что я хочу добра, и нарочно оделся попом и
даже  богом,  как  я  оделся человеком, - и погубил меня. Никогда не узнаю я
правды  и никогда не пойму, что такое добро. Быть же мне вовеки несчастным и
в жажде добра вовеки неудовлетворенным. Проклят я вовеки".
     И  все  ждал,  что  раскроется  дверь,  и покажется смеющийся сатана и,
простив,  позовет  его  в  ад.  Но  не  приходил сатана, и дверь молчала; и,
подумав, так решил несчастный старый черт:
     "Буду  жить  в  отчаянии  и  творить предписанное, никогда не зная, что
такое творю. Проклят я вовеки!"
     Так  и  жил  черт,  стареясь.  Когда требовалось рукописью, - спасал, а
когда  требовалось  убивать,  -  убивал.  И  было  ли  противоречие только в
словах,  а  в  действиях  все уживалось согласно, но постепенно наступил для
черта  покой, и почувствовал он даже как бы некоторое удовлетворение. И хоть
и  верил твердо, что проклят вовеки, но настоящего живого огорчения от этого
не  испытывал;  и  о добре перестал думать. Но были для него и черные дни, -
обрывалась  рукопись, и в зияющей пустоте вставал ужасный образ бездействия;
и  поднимали  голову  ядовитые  сомнения  и,  как  призрак  манящий, звало в
неведомую даль неведомое Добро.
     Тогда  удалялся  черт  в  свой  темный  чердачный угол и там застывал в
бездействии.  Заложив  уши,  чтобы  ничего  не  слышать, закрыв глаза, чтобы
ничего  не видеть, стоял он, черный, подобно истукану; и были крепко сложены
на   груди   жилистые   руки,  способные  сокрушить  горы  и  обреченные  на
бездействие.  Стар уж он был в это время: завивали голову космы седых волос,
лезли  из широких ноздрей, мшистым кровом крыли и лицо, и грудь, и застывшие
руки;  и,  увидя  его,  не подумал бы ты, что это некто живой, обреченный на
страдания,  а  сказал  бы:  вот и еще одна старая колонна в храме, которой я
раньше  не заметил. Ползали по лицу его мухи, серая пыль ложилась на голову,
и  пауки  неторопливо плели на нем свои тенета, - и время стояло неподвижно,
как проклятое.

     ...Кто не любит добра?
    
                15 августа 1911 г.
Далее писать прекращаю тут – работа стала очень большой. Удачи.