Выбор всегда за тобой

Маргарита Елфимова Дыментова
Жалость и сострадание

Для меня "как жаль" звучит "как больно".

Не хочу ни сочувствия, ни жалости.
Невысказанная боль - комом в груди.

Вдруг понимаешь, что ты не одинок, что за створками ракушки страдают близкие тебе люди. Страдают из-за твоей боли, которую просто не в силах облегчить. Страдают, потому что любят тебя, но никогда не покажут своей жалости.

Они облекут её в форму потребности в тебе, потребности твоей помощи им и участия к тем, кому еще хуже.

Они находят какие-то дела, которые вытаскивают тебя на свет Божий. Показывают, что жизнь продолжается. и становится очень стыдно, что стал причиной их боли.

Нравятся мне эти слова или нет, не столь важно.
Важно, чтобы рядом были те, кто, пропуская их через сердце, учат тебя быть сильным.

***

«Жалеть» для меня не есть поцелуй ушибленной коленки ребенка.

«Жалеть» для меня – научить ребенка  подниматься после падения без нытья и ожидания сочувствия  окружающих.

Возможно, это где-то даже жестоко.

Есть  другая ситуация, когда «жалеть» звучит как «жалить». Когда пожалел человека (читай, оказался в позиции более сильного), он может начать тебя ненавидеть именно за то, что  ты был свидетелем сиюминутной его слабости. Именно это чувство заставляет  его «жалить».

И в первом случае могут вернуть «жалость» жалом, но стерпишь, потому что это  близкий человек,  ты его очень любишь и прощаешь. 

Слово «сострадание» мне тоже не нравится, потому что очень легко стать  «жертвой» в собственных глазах и начать жалеть себя.

Вот и нарисовалась цепочка: «страдать» - «жалеть» - «любить».
Сострадание  - жалость  - любовь.

В отсутствии Любви оставшиеся чувства не принесут облегчения. 

Болото - вот образ, представляющийся мне, в её отсутствии.
Всегда сыро, холодно и одиноко, даже если рядом будет звучать хор лягушек.
 
Кстати, вспомнилась сказка  Л. Пантелеева  о лягушках.

В крынке со сливками тонули 2 лягушки. Одна закричала: «Ой, бедная я, бедная!» - и пошла ко дну. Вторая же, всеми силами стараясь выбраться, била лапками и взбила масло.

Ситуация критическая. Можно и жалеть, и сострадать обеим. Но разве вы сейчас такие чувства испытываете? А если испытываете, то к обеим? Я не знаю, как назвать то, что лежит в основе поведения второй лягушки.

Может быть, инстинкт самосохранения? Страх, который удалось победить? Жизнелюбие? Отчаяние? Сама она вряд ли об этом думала ...

31 января 2011 года.

Плэйкаст


Изображение:ПРОЩЕНИЕ АДАМА - СТАРИН ФЕДОР