Родина-2

Сергей Романов 4
РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Что за «зверь» такой – русский менталитет? Покажите его!
Показываю.
Городское четырехрядное шоссе с разделительным срединным газоном. Две троллейбусные остановки друг против друга. От одной из них – прямой двухсотметровый проулок к платформе электрички. Примерно в 40 метрах от остановок – подземный переход. Чтобы перейти шоссе «по правилам», нужно пройти 40 метров, спуститься на 39 ступенек, пройти метров 60 под дорогой, подняться по 38 ступеням, пройти еще 40 метров и только теперь встать на прямой путь к электричке. Крючок получается метров в 130-140.
И кто же будет делать этот крюк, когда время поджимает, электричка на подходе и народ на той стороне уже заспешил и валом валит? А перед тобой прямая, как струна, линия здравого движения сначала через первую полосу, затем привскок на бордюр срединного газона шириной метра два с лишним, соскок на вторую полосу, рывок, и вот ты уже в родной толпе «фазендариев-шестисоточников» чешешь дальше – ноги в руки, лопаты наперевес!
Кто придумал такое: проектанты-архитекторы или эксплуатационники троллейбусные, в данном случае неважно. Важно одно-единственное, ясное как белый пень: никогда и никто по своей воле в переход не полезет.
«Ах, по своей не полезете?! Тогда по нашей – как миленькие!» И ставится на осередье шоссе ежедневный милицейский пост о двух головах, усугубленный подчас невнятными гражданами в штатском, однако же, дубинками экипированными. И стоят бравые ребята в бронежилетах, жарятся-парятся, мерзнут-мокнут, нюхают-заглатывают газы вонючие, канцерогенные, и свистят! свистят!! свистят!!! на горожан, идущих к электричке, как того требуют логика и здравый смысл. Свистят добротные мужики, собственное содержание отрабатывают, а особо зазевавшихся и на правёж волокут: в смысле – изымают мзду в пользу «не нашей» воли. Основная народная масса, опаздывая, кляня, матерясь, зарабатывая инфаркты, покорно лезет «на крюк», то есть под землю. (А каково-то старикам с их «тачанками»!). Но есть и «герои», идущие на прорыв сквозь свистки и автомобильные потоки. Таких, правда, единицы. В общем, не скучно живется. Но самое «веселое» заключается в том, что стоит только наряду по какой-либо причине удалиться (скажем, отъятая мзда переполнила карманы), как тут же восстанавливается естественный ход вещей. Народ валом прет напрямик, создавая подчас серьезные ДТП.
Вот это и есть «русский менталитет»: агрессивный антигуманизм власти и народная притерпелость к абсурду.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВОПРОС

В сущности, есть единственный вопрос к России как государству, а именно: почему богатейшая по ресурсам (всех мыслимых видов!) страна земного шара не может обеспечить своим жителям достойное существование?
Кто на него ответит?
Понятно, что «не бог, не царь и не герой». Что не народ, тем более. Время? Так двадцать веков письменной истории уже прошло.
Значит, в этом государстве ответа нет.

РОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Если хотите увидеть и ощутить российский менталитет в абсолютной полноте своей, в чистоте, так сказать, химической, приходите на железную дорогу в тот субботний либо воскресный вечерок, когда народ российский, закончив копошиться на своих «шестисотках», начинает подтягиваться к платформе электрички. Причем особенно наглядно и убедительно будет, если вы выберете «благословенное время сбора даров земли и труда».
Глядите, вот она – двужильная российская ментальность, увешанная мешками, рюкзаками, корзинами, сумками, инвентарем, с велосипедами, детьми, собаками и еще бог знает чем, расцвеченная кое-где пуками садовых цветов, движется, колышется, подгребает, распределяется вдоль полотна и замирает в нервенном ожидании.
Вот электрическая «савраска», визгливо посвистывая, показалась из-за поворота и приближается. Толпа колыхнулась, подхватывая весомости свои наизготовку, и мелко-мелко задергалась, ибо каждый – абсолютно каждый! – надеется на чудо вагонной двери, остановившейся прямо напротив его носа… (Но погодите, свою ментальность могут выказать еще и железнодорожники. Вот протянут состав вагонов на пять вперед против обычного, так и будет «чудо»…)
Заскользили мимо окна, подножки, стало понятно, что набит «железный конь» уже преизрядно. Наконец скрежетнули тормоза, состав встал. И-и-и-х! Вздрогнула «сила народная» и мгновенно разбилась на клубящиеся «капли» возле каждого тамбура.
Ну что же вы? Смелее, вперед, в гущу, иначе можете остаться. Но учтите, что ни старость, ни младость, ни увечность вам в эти минуты не защита и не аргумент, а единение ваше с народной «ментальностью» и ее урожаем будет неотвратимо, абсолютно и жарко. И если «ментальный поток», расцвечивая жизнь свою взвизгами и матерками, вберет-таки вас и вобьет внутрь, ничего при этом не оторвав, не смяв и не отдавив, это ваше маленькое человеческое счастье, господин наблюдатель. Маленькое, но такое настоящее счастьице… Ведь если хорошенько подумать, то больших-то у нас и не бывает. А из таких вот, что, по преимуществу, из разряда не свершившихся несчастий, вся жизнь российская и состоит.
Ну, вот вам еще одна чистая ипостась российского менталитета – семижильное упорство плюс абсолютная ситуативная жестокость к подобным себе.

«ШТАБИЗМ»

Россия – страна штабов. Штабы у нас плодятся как амебы. По любому поводу! От трагических до пустячных, от дворовых до генеральных. Что бы в нашем отечестве ни случилось, как тут же создается очередной штаб.
Утонуло что, разбилось, землетрясение стряслось, прежде всего – штаб. Даже если хорошее задумали (точнее – необходимое), например, прибраться во дворе, без штаба – ни-ни! А уж если, не дай бог, кризис какой или стихийное бедствие – вот вам три штаба всех уровней. И ни одним меньше!
Вот только единственно нужный России штаб здравого смысла не учинил пока никто и никогда…

МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ

Социализм, то есть псевдоравенство в нищете, для плебса желаннее и счастливее, чем свобода, работа, развитие.
Видимо, такова его природа.
И попробуйте только сказать, что именно социалистический режим блистательно довел в ХХ веке и страну и народ-«экспериментатор» до полного краха, ответ у них на это готов всегда:
«Зато, очкарик, колбаса вареная была по два двадцать, и водка по два восемьдесят семь!»
Вот вам и вся мудрость народная…
Ровно на пять рублей ноль семь копеек.


РУССКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ

Он очень прост. В деревне – помои и золу на дорогу перед домом. Твердые отходы и всякую дрянь – в овраг, поближе к речке. Сверху вниз – с глаз долой. И забыть, в надежде на силу полой воды.
В городе – тот же самый принцип, только несколько усложненный и слегка «канализированный». Жидкое – в трубу, а уж потом в реку. Твердое – в бак для мусора и забыть, в надежде на «горкомхоз». «Горкомхоз» же, если не забудет, вывезет на общегородскую самовозгоревшуюся свалку, которая дымит обязательно в каком-нибудь овраге, то есть на водотоке. Ну а если забудет, то дворники быстренько зажгут мусор на месте, добавляя в коктейль городской атмосферы ни с чем несравнимый аромат горящего полиэтилена…

ЭПОХА

Увы, и в России эпоха ХХ столетия низвела наших удивительных, самых красивых в мире женщин до стандарта европейских самочек; низвела таинство поцелуя до уровня публичного сморкания; низвела сверхтаинство соития до степени легкодоступного, назойливого зрелища.
Как должно назвать такую эпоху и русских мужчин, допустивших это?

ЗНАК

А еще не будет у моего народа лучшей доли потому, что столь мгновенно и столь обильно народил он попов сразу, как только это стало дозволено свыше. Разумеется, любое свободное место (и особенно такое лакомое) пусто не бывает. Поэтому оно – и до этого нельзя сказать, чтобы вакуумное – должно было заполниться неминуемо. Но чтобы так обвально, чтобы столько ушло туда вполне образованных людей интеллигентных профессий, – это знак для нации зловещий и смрадный.
И безысходный…

НА БУФЕРАХ

Редьярд Киплинг сказал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись…»
А почему?
Да потому что между ними, скорее всего случайно, но ни много ни мало, а на двух континентах, разлеглась Россия.
Эдакий буфер-переросток непрошеный и неустранимый.
Вот мы и трясемся на буферах которое уже тысячелетие…
И надежды спрыгнуть – никакой…

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Европеец рождается для потребления.
Американец – для сверхпотребления.
Азиат – для сладострастного потребления.
А русский – для саперной работы.