Сталин. 1. 2 Духовное училище, или характер проявл

Игвас Савельев
1.2 Духовное училище, или характер проявляется с детства

Поступить с первой попытки в Горийское православное духовное училище, куда хотела его определить мать,  Сосо не удалось – он не умел говорить по-русски. Навыкам разговорной речи его обучили знакомые матери, после чего в 1888 г. Иосифа приняли во второй подготовительный класс училища, а по его окончании в 1889 г. он был принят и в само училище.
   В связи с тяжёлым материальным положением и выдающихся способностей Сосо руководство училища выделило ему стипендию в сумме трёх рублей ежемесячно. Однако 6 января 1890 г., фаэтон вторично сбил первоклассника Иосифа после на землю и проехал по ноге. Виссарион Иванович увёз сына в больницу в Тифлис, в результате чего обучение было прервано.
       Сосо обладал недюжинными способностями в обучении, переходя из одного класса в другой лучшим учеником – по первому разряду. Он также обладал музыкальными способностями. За два года он изучил ноты и свободно пел по ним в хоре учеников, исполняя дуэты и соло приятным на слух дискантом, также помогая дирижеру хора и нередко подменяя его.
  В годы учёбы Сосо был худым, среднего роста и крепкого телосложения жизнерадостным и общительным мальчиком с живым взглядом и уверенной походкой. Вместе с товарищами любил играть с мячом в лапту и «лахти», подбирая в свою команду лучших игроков. Екатерина Георгиевна заботилась, чтобы одежда сына была опрятной и тёплой. Носил он тогда синее с обмотанным вокруг шеи красным шарфом пальто, сапоги, войлочную шляпу и серые вязаные рукавицы. На учёбу он ходил с сумкой из красного ситца через плечо.
     У И.В. Сталина всегда была исключительная память. Он отлично усваивал объяснения учителей, умел в точности пересказать то, что давалось ими на уроках, прекрасно отвечал, когда его вызывали к доске. От своих слов  никогда не отказывался, уверенный в  правильности им сказанного. Ошибался он редко, но всегда был внимательным к людям и прислушивался к их мнению и доводам,  первоначально веря в их искренность и право на собственное мнение, никогда им не пренебрегая. Не терпел людей лживых, не сдерживающих своих обещаний и обязательств. Был требовательным и к себе, и к другим. Сам он всю жизнь был верным своему долгу и делу, которому он служил. Сталин был непримиримым к несправедливости, обладал упорным характером, охотно помогал слабым ученикам.
     Поскольку в духовном училище воспитывались будущие священники, режим в училище был строгим, а ученикам старались привить богобоязнь и смирение. Однако И.В. Сталин  был и навсегда остался смелой и свободолюбивой личностью. Если большинство учеников трепетали перед школьным начальством, то  Иосиф смело обращался к любому преподавателю, выясняя причину отставания того или иного ученика и возможности исправления такого положения.

 По инициативе Иосифа в духовном училище были разрешены часы светского пения и занятий гимнастикой. Хотя в училище этому и  не обучали, сам он умел отлично рисовать, сделав, в частности, портреты Шота Руставели и других грузинских писателей.
      Юный Иосиф очень любил читать, увлекаясь научной и художественной литературой, прочитав «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Историю одного крестьянина» Эркмана-Шатриана, «Базар житейской суеты» У. Теккерея и многое другое. Любил грузинских авторов – Ш. Руставели, Илью Чавчавадзе, Важу Пшавела. Дети в то время зачитывались книгами Ильи Чавчавадзе, Ал. Казбеги и других. «Коба» – одна из наиболее известных партийных кличек, выбранная Сталиным по имени героя одной из книг Казбеги. Любимой среди школьников была поэма Ильи Чавчавадзе «Разбойник Како». Кстати, именно в те годы Сталин выработал в себе навыки быстрого чтения, до конца своей жизни прочитывая ежедневно по 400 и более страниц книжного текста и запоминая их содержание.   
В июле 1894 года Иосиф окончил училище и как лучший ученик был рекомендован к переводу в семинарию. Он особенно отличился на выпускных экзаменах и получил аттестат с пятёрками по большинству предметов. В выписке из его аттестата указано:
«Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф… поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) показал успехи:
По Священной истории Ветхого Завета               — (5)
По Священной истории Нового Завета                — (5)
По Православному катехизису                — (5)
Изъяснению богослужения с церковным уставом — (5)
Языкам:
русскому с церковнославянским  — (5)
греческому        — (4) очень хорошо
грузинскому      — (5) отлично
Арифметике   — (4) очень хорошо
Географии    — (5)
Чистописанию    — (5)
Церковному пению:
Русскому— (5)   
и грузинскому— (5)»
       Вместе с аттестатом Иосифу выдали похвальный лист, что было в  то время событием исключительным, ибо его отец не имел духовного звания и занимался сапожным ремеслом.
       Между родителями Иосифа возникли споры по его воспитанию. Отец считал, что сын должен унаследовать профессию отца, а мать считала иначе. Отец забрал сына в Тифлис и отдал его работать на фабрику Адельханова. Пятнадцатилетний Иосиф на фабрике помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим. Некоторые из преподавателей, зная об этом, советовали матери оставить сына в Тифлисе, а служители экзарха Грузии обещали зачислить его в хор экзарха в Тифлисе, но мать увезла сына в Гори.

1.3. Духовная семинария и первые шаги в революцию
Из книги: Савельев И.В., Харчиков А.А. Космический Корабль ИС – 130.  Книга 1. Взлёт. Часть первая. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. 1.2 Духовное училище, или характер проявляется с детства.
http://www.proza.ru/2010/05/31/139