Вселенная как ЭПР система

Аркадий Костерин
   Предуведомление.

   Это моя старая  статья, которая была опубликована на исчезнувшем ныне сайте. Как я сейчас оцениваю, в ней содержатся многие идеи, вошедшие в мой вариант многомировой концепции, поэтому, я и решил возобновить её публикацию.
В статье высказывается предположение о квантовом механизме реализации качественной глубины бытия, охватывающем всю Вселенную.


   Вероятно, у читателей, знакомых с современной физикой, название этой статьи вызовет недоумение. Понятие ЭПР система связано с квантовомеханическим парадоксом Энштейна-Подольского-Розена, т.е. относится к микромиру. Он состоит в том, что элементарные частицы, принадлежащие к квантовой системе, например, к атому или атомному ядру, будучи разделены, вследствие некоторого воздействия, сохраняют информационную общность так, как если бы они по-прежнему составляли единое целое. Такое их состояние называется «запутанным». При этом управление состоянием одной частицы вызывает фиксацию состояния всех других. Дело в том, что состояние квантовых частиц не определено в те моменты, когда их не наблюдают. Например, не определено направление спина. Наблюдение частицы, как бы, фиксирует её состояние (в данном случае, спин), а вместе с тем, и состояние всех остальных частиц, запутанных с наблюдаемой. Это явление и получило название ЭПР парадокса.
   ЭПР парадокс не вписывается, пока, в имеющиеся научные теории. Но его принцип уже начинает практически использоваться при разработке принципиально нового типа компьютеров: квантовых.(20) Проводится большое число экспериментов, выявляющих новые типы и аспекты ЭПР явлений.(1) В опытах проявляется тенденция к увеличению масштабов таких явлений, как в смысле увеличения числа элементов систем, так и в смысле укрупнения самих взаимосвязанных частиц. В экспериментах участвуют уже сейчас десятки и сотни запутанных атомов или ионов. Важной и необъяснимой в привычных представлениях особенностью ЭПР систем является то, что информация об изменении состояний передаётся не с какой-то конечной скоростью, а мгновенно. Это доказано опытами, в которых запутанные частицы были разнесены на макрорасстояния. С проявлением ЭПР парадокса на больших расстояниях связаны также опыты по телепортации групп частиц. Последнее известное мне сообщение о подобных опытах посвящено телепортации лазерного луча.
   После всего сказанного читатель, вероятно, догадался, что я хочу предложить какое-то своё объяснение ЭПР явлений, скорее всего, экстравагантное. Не стану его разочаровывать. Действительно, я пытаюсь трактовать эти проблемы с позиции «разумной» Вселенной, пронизанной с момента творения (Большого Взрыва) и поныне деятельностью сознаний многих видов.
   Такие представления не очень новы. Ещё Лейбниц разработал философскую систему, согласно которой, весь мир состоит из монад, и каждая монада есть действительная или потенциальная личность. В русской философии это направление представлено такими именами, как Лопатин, Лосский, Аскольдов.(5) Наиболее разработанной является система воззрений Н.О.Лосского, к последователям которого я себя отношу.
   Для понимания последующего изложения нужно уяснить себе смысл причинности, как творения событий. Это значит, что во всех событиях, во всём происходящем, реализуется воля тех или иных деятелей. Основанием для такого подхода является, как я уже сказал, вера в  предназначение сознаний всех видов, творящих материальный мир. Я понимаю, что приведённое положение не доказуемо строго рационально, несмотря на попытки основателей системы  это сделать. По-моему, это задача того же рода, как доказательство существования Бога. В принципе, ничего вопиющего тут нет. Вся наука зиждется на априорно принятых положениях, которые, по сути, означают всего лишь условные рамки рассмотрения.  Принятие их оправдывается предсказательной верностью теорий, т.е. конкретной практикой.
   Приняв вышеупомянутое начальное условие, мы должны, будучи последовательными, признать свободу воли, как принцип мироздания. Ведь сознание немыслимо без свободы воли, это основная его отличительная черта. Тогда  причинная связь последовательности событий состоит не только в материальном взаимодействии, обусловленном законами природы, но и в свободной воле воплощённых в материю сознаний. То есть нужно учитывать и свободную причинность, проявляющуюся в случайностях, произволе и осознанном выборе.
   Такое миропонимание вполне оправдывается реальностью, которая нас окружает. Мы живём в мире необратимых явлений, в мире вероятностном, а не детерминистском. Именно психоидный* свободный элемент делает все явления реального мира уникальными и необратимыми, именно из-за него все законы природы выполняются статистически. То есть все законы имеют «люфт» для проявлений свободной воли, одни больший, другие меньший – в зависимости от уровня развития материи. По этой и по  другим причинам, я считаю справедливым утверждение, что в основе всех событий лежат волевые импульсы «идеальных» сверхпространственных и сверхвременных существ, воплощённых во все и всяческие формы. Лосский называл их «субстанциальные деятели».(12)
   Не стану гадать об идеальном бытии этих деятелей, нам они предстают только в воплощённом, слитном с материей виде. Но из свойств познаваемого нами мира довольно очевидны становятся свойства субстанциональных деятелей. Изложу свои представления о них.
   Итак, первое и важнейшее свойство всех деятелей – они свободны. Не безгранично, конечно, а в рамках воспринимаемых ими контекстов бытия. Поэтому миром правит свободная причинность – реализующаяся в событиях свободная воля деятелей. В предыдущих статьях(7,9) я уже доказывал, что свобода деятелей на различных ступенях их развития может представляться как случайный выбор события из однородного ряда, как произвол (случайный выбор из многих смысловых рядов), или как сознательный выбор. Роль же рамок бытия играют законы природы, в которые статистически укладывается свободное творчество деятелей.
   Сущность деятеля – это волевой импульс, который инициирует всякое движение в мире. Воля субстанциального деятеля реализуется в двух аспектах: стремлении к самостоятельности, т.е. обособленности в некоторой области пространства, и в стремлении к взаимодействию и кооперации с другими деятелями. Первый аспект реализуется в корпускулярной вещественной форме деятеля, а второй – в его полевой ипостаси. На более высоких стадиях развития деятелей картина усложняется, т.к. складывается иерархия полевых структур. Но эта тема требует особого рассмотрения.
  Другим важнейшим свойством деятелей является стремление к увеличению полноты бытия, которую я трактую как богатство информационных связей. В стремлении к полноте бытия, деятели преодолевают свою обособленность и объединяются в системы, контролируемые наиболее развитыми из них. Существование деятелей попеременно определяется преобладанием тенденции к обособлению или объединению. Соответственно этому происходит развитие внутрисистемных или внешних информационных связей и возрастает качество бытия.
  В соответствии с изложенным принципом созидания материального мира отдельными деятелями, мир этот должен иметь дискретное строение. Вся структура его квантована волевыми импульсами деятелей, создающих эту реальность. В то же время, деятели единосущны по своим качествам и принципам созидания, по своим задачам. Я трактую всех деятелей, как кванты единого, творящего Вселенную поля сознания.
   Форма реализации свободной воли деятелей – квантовый переход. Каждому их волевому импульсу соответствует квантовый переход в новое пространство-время. Причём, здесь имеется в виду, что каждый деятель организует собственное пространство-время, в котором реализует свою дискретную вещественную форму. Вместе с тем, связи деятелей реализуются во всемирном пространстве-времени.


   В связи со сказанным выше можно представить себе Вселенную состоящей из квантовых «слоёв», переход между которыми соответствует одному волевому акту элементарного деятеля, т.е. элементарной случайности. Каждый такой слой является миром совершенно определённым, полностью детерминированным, существующим по классическим законам. И это естественно, ведь на этом дифференциально-малом отрезке времени не происходит случайных событий. Поэтому и время здесь обратимо. Каждый такой мир занимает всё трёхмерное пространство Вселенной. В нём все объекты жёстко связаны со всеми, существует система всеединства.
   Каждому элементарному волевому импульсу деятеля будет соответствовать новый мир, со своими, только ему присущими детерминистскими связями. Но что это за новое измерение, в котором помещаются квантовые слои Вселенной? – Его можно представить себе в виде четвёртого пространственного измерения. И действительно, ведь вдоль четвёртой пространственной оси может быть отложено сколько угодно трёхмерных миров. Тогда время становится уже не четвёртой, а пятой осью координат, образующих мировой континуум.
   Какой же смысл можно придать вновь введённому измерению? – Поскольку волевые импульсы деятелей направлены на качественное изменение их бытия (увеличение полноты бытия), то и ось квантования Вселенной можно назвать «качественной». Положительное направление этой оси будет соответствовать улучшению качества бытия, а отрицательное – ухудшению. «Лучше» и «хуже» – понятия обобщённые, в них укладывается всё многообразие качественных состояний деятелей.
   Я считаю, что качественное состояние каждого деятеля определяется присущими ему свойствами, определяемыми в его индивидуальном смысловом континууме. Под этим понимается набор смысловых контекстов, в которых существует деятель. Каждый контекст можно представить себе, как смысловое, т.е. информационное измерение. Поэтому и вводится понятие смысловой континуум для каждого деятеля.
   Даже в случае элементарных частиц, когда деятели свободно реализуются только в одном смысловом измерении, означающем неопределённость местонахождения на траектории, они все разные. Это объясняется тем, что их волевой импульс может содержать сколько угодно соотношений стремления к обособлению и стремления к объединению. С развитием же деятелей происходит безудержное наращивание контекстов их взаимодействий, т.е. усложнение смысловых континуумов. Одному и тому же показателю качества может соответствовать бесконечное количество сочетаний различных свойств деятелей. Поэтому в каждой точке качественной оси возможно бесконечное многообразие деятелей, несмотря на то, что все они имеют один обобщённый качественный показатель.
   Исходя из сказанного, можно утверждать, что каждой точке (дифференциальному отрезку) качественной оси соответствует, максимум, столько смысловых континуумов, сколько деятелей во Вселенной. То есть, теоретически, все деятели, наличные в мире, могут принадлежать к каждой точке качественной оси. На самом деле этого нет, ведь каждый деятель имеет свою, характерную область существования на качественной оси, так же как и в пространстве-времени.
   Попробуем теперь обобщить складывающуюся картину.
   Вселенная образована взаимодействием немыслимого количества воплощённых во все материальные формы деятелей. Каждое такое взаимодействие разбивается на дифференциальные отрезки планковского масштаба, принадлежащие к квантовым слоям бытия с детерминистскими связями внутри каждого слоя. Разница между слоями по качественной оси равна одному волевому импульсу элементарного деятеля. Все деятели, принадлежащие к одному слою имеют одинаковый качественный показатель, что не мешает их бесконечному многообразию.
   Переход от одного слоя к другому квантовый. Это означает, что деятель исчезает в одном слое и появляется в другом. Величина возможных квантовых переходов вдоль оси качества определяется развитием деятеля и его способностями. Квантовые скачки высокоорганизованных деятелей могут быть неизмеримо больше, чем один дифференциальный слой. Так интервалы между моментами фиксации сознания человека имеют гораздо больший масштаб, чем процессы микромира. Квантовые переходы деятелей возможны внутри вероятных областей их существования.
   Величина области существования деятеля на качественной оси зависит от того, какой стадии развития он достиг. Это следствие увеличения качественных скачков высокоразвитых деятелей при квантовых переходах. Поэтому область существования высокоразвитого человеческого сознания может далеко перекрывать область качества, соответствующую существованию материального тела человека. Это возможно оттого, что сознание человека существует на базе суперсложных полевых структур и лишь периодически бывает привязано к материальному телу.
   Взаимодействием является всякий контакт деятелей характеризуемый информационным обменом, в том числе и акт внимания. Поэтому простое наблюдение также рассматривается как взаимодействие.
   Взаимодействие деятелей возможно, если области их вероятного существования перекрываются. В человеческой жизни это претворяется в обычные, для всех привычные вещи. Например, если я перехожу по оси качества в тот мир, где вероятность моего взаимодействия с неким деятелем уменьшается, то это выглядит в жизни так, что мы разъезжаемся в разные города. Если я перехожу в мир, где область существования какого-то деятеля закончилась, это значит, что в этом мире он умер.
   Из того факта, что квантовые переходы деятелей осуществляются вследствие их волевых импульсов следует, что они носят не регулярный характер, а выражают случайность, произвол или сознательный выбор. Таким образом, вероятностный характер переходов накладывается на детерминистские связи, господствующие внутри каждого слоя, что и даёт статистическую картину выполнения классических законов.
   Следует ещё остановиться на изменении времени при квантовых переходах. Я уже упоминал, что каждому переходу соответствует мир со своим собственным пространством-временем. Это означает, что в каждом таком мире имеется собственное, детерминистское прошлое и будущее. То есть наше прошлое переменчиво, так же, как и будущее. С этим трудно примириться, но давайте вспомним, как качественно менялось наше понимание прошлого в течение жизни. Это и есть отражение перемещения по качественной оси.
   В связи с расхождением причинных рядов, будущее расходится. То есть количество контекстов современных событий возрастает в последующие периоды. Соответственно, прошлое сходится к точке творения. Поэтому, при переходах по оси качества прошлое изменяется меньше, чем будущее.
   Из сказанного выше об изменчивости прошлого и будущего можно сделать интересный вывод. – Мир потенциален для деятелей. Каждый деятель реализует и овеществляет, свой вариант его, в соответствии со своей волей и качествами. Естественно, поэтому, он сам, в большой мере, несёт ответственность за итоги своей жизни. Если по отношению к человеку этот закон покажется кому-то несправедливым и жестоким, то это говорит о его недопонимании реальности. На человеческом уровне воплощённому деятелю соответствует сложная и устойчивая полевая структура, называемая нами душа. Соответственно, временные и качественные рамки её существования намного шире, чем видится нам на протяжении одной жизни.
   В этом, потенциальном, для деятелей мире уже существует всё их возможное прошлое и будущее, все варианты. В этом смысле, мир, в котором мы реализуемся, бесконечен и универсален.
   Но, пора, однако, вернуться к истоку статьи, вернее, к её названию. Мне кажется, выше набросана достаточно цельная картина, складывающаяся в систему. Недостаёт только сквозной концепции, которая объединила бы в одно целое свободную причинность, квантовые слои бытия и качественную координату мира. Такой объединяющей идеей может стать, по-моему, концепция ЭПР системы.
   Наша Вселенная является ЭПР системой по самому принципу своего возникновения. Действительно, как считают физики, она образовалась вследствие распада некоей прачастицы. Естественно, что разлетевшиеся осколки представляли собой ЭПР систему на всём протяжении возникающего пространства-времени. Первичный распад породил расширяющийся поток последующих процессов, в которых все материальные объекты оставались запутанными. Гигантская энергия первоначальной частицы переходила в массу, поэтому масса обломков стремительно возрастала, увеличивалось количество вещества. Осколки сталкивались и снова  распадались, объединялись в системы, оставаясь в рамках единой информационной общности. И всё это неплохо согласуется с описанной выше картиной фиксации реальности.
   С точки зрения закона свободной причинности, каждому возникающему в результате первичного и последующих распадов материальному объекту соответствовало воплощение субстанциальных деятелей. Каждое преобразование обломков прачастицы было выбором соответствующих им субстанциальных деятелей, фиксирующим квантовый слой бытия. Так в проводимых физиками опытах с запутанными частицами, фиксация наблюдателем одной частицы фиксирует состояние всех остальных частиц системы и их прошлое. Такие же волевые акты фиксировали первые детерминистские срезы нового мира. Кажущаяся разница состоит лишь в том, что при возникновении Вселенной «наблюдатели» находились внутри системы. «Кажущаяся» потому, что и в опытах физиков наблюдатель, на самом деле, фиксирует не систему элементарных частиц, а дифференциальный срез системы мироздания.
   По мере лавинообразного возникновения вещества количество воплощающихся деятелей неудержимо возрастало. И все они, будучи квантами творящего мир поля, сохраняли информационное единство в контексте каждой последующей фиксации ЭПР системы. Квантовые процессы расширились на макро и мега масштабы пространства-времени. И Вселенная приобрела именно тот вид квантовой эволюционирующей системы, который был описан на предшествующих страницах.
   Таким образом, наш мир – это ЭПР система, фиксируемая в дискретных детерминистских состояниях сознаниями разных типов. Всеобъемлющий, универсальный мир, созданный Богом – это потенциальность, полное знание Его о всех возможностях этого мира. Ну, а деятелям разных сортов, в том числе, и людям, предстоит материализовать замысел Бога о мире. Каждый деятель и все они вместе взятые ткут материальную ткань бытия. Каждое приложение свободной воли даже самого малого, элементарного деятеля, проявляет и материализует целый мир – огромную Вселенную со всем многообразием её отношений. А уж на человеческие плечи, вообще, ложится гигантская ответственность, потому что люди способны сознательно выбирать направление  качественных преобразований для себя и связанных с ними деятелей. Это значит, что от нас во многом зависит будущий образ Вселенной. Так давайте же попробуем подняться до высоты стоящих перед нами задач!

Июль 2002 г. Нюрнберг.

   *) Психоидный – значит психопоподобный, т.е. не обязательно имеющий развитое сознание, но также и простой, элементарный.

Рекомендуемая литература.

1. Валиев К.А. Кокин А.А. Из итогов ХХ века: От кванта к квантовым компьютерам. http://science.rambler.ru
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва 1988 Наука
3. Гейзенберг В. Физика и философия. Воспоминания. Москва 1989 Прогресс
4. Гроф С. Холотропное сознание. Москва 2002 Изд. К.Кравчука
5. прот. Зеньковский В.В. История русской философии. Т2. YMCA-PRESS 1989
6. Илларионов С.В. Манчур Е.А. Принципы симметрии в физике элементарных частиц. www.philosophy.ru
7. Костерин А.М. Измерения свободы (в настоящее время не опубликовано).
8. Костерин А.М. О содержании и форме. (в настоящее время не опубликовано).
9. Костерин А.М. Критика Лосского.(в настоящее время не опубликовано).
10. Костерин А.М. Новый взгляд на мир.(в настоящее время не опубликовано).
11. Лосский Н.О. Понятие субстанции как необходимое условие научного знания. «Русская мысль» № 1514 за1960г Париж
12. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс
13. Лосский Н.О. Физика и метафизика. «Русская мысль» № 1455 за 1959г Париж
14. Михайлов Г. Наша душа. Онтология реальности. http://users.i.com.ua
15. Молчанов Ю.Б. Современные аспекты проблематики ЭПР парадокса. www.philosophy.ru
16. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. Москва 1993 Прогресс
17. Родин А. Синергетика и детерминизм. www.iph.ras.ru
18. Серов И. Общий курс BIP. Т.1,2,3. AIRES. www.aires.spb.ru
19. Франк С.Л. Реальность и человек. Москва 1997 Прогресс
20. Ричард П. Фейнман. Моделирование физики на компьютерах. http://science.rambler.ru