Генеалогия. Предки по материнской линии

Сергей Балвский
         Мой один прадед по матери: Павел Андреевич Юшманов,
родом из г.Кяхты, Якутской губернии. До революции был головой думы г. Якутска, образованным купцом 2 гильдии., которого избирали на этот пост четырежды: с 1905 по 1917 годы. В январе 1908 года Павла Андреевича Высочайше жаловали за отличие по службе золотой медалью. А в 1912 году он был удостоен звания почетного гражданина Якутска.
На свой первый «мэрский срок» Павел Юшманов вступил в очень непростое время. Россия терпела поражение в русско-японской войне, в Петербурге расстреляно шествие, возглавляемое Гапоном, Красная Пресня в Москве уже готовилась утонуть в крови революции 1905 года. И в Якутске, далеком от центра империи крае было неспокойно: 30 октября, 6 и 13 ноября у здания городской думы в Якутске проходили манифестации под лозунгами «Долой полицию!», «Долой губернатора!», «Долой самодержавие!» В ноябре-декабре состоялась забастовка служащих почтово-телеграфной конторы, и Якутск в течении полутора месяцев оставался без связи с центром. Завершающим аккордом стала манифестация 9 января 1906 года, в ходе которой демонстранты ворвались в здание городской думы и заставили гласных принять резолюцию о сложении своих полномочий. Но городской голова, Павел Юшманов, ту революцию пережил, остался на своем посту и при этом не запятнал себя репрессиями.

При нем деятельность городской думы была наиболее активной. Началось укрепление набережной во избежание паводков, обращено внимание на санитарное состояние города, запущена первая электростанция, заработала телефонная станция на 160 абонентов, проведен водопровод с питьевой водой. Город продвинулся в культурном плане: были построены здания для библиотеки, реального училища и окружного суда.
Тогда дума разделилась на два лагеря – сторонников и противников нововведений. Ведь чтобы претворять их в жизнь, нужны были средства, которые трудно найти. Но на стороне Юшманова были люди с прогрессивным мышлением: статский советник областного управления А.И. Попов, областной инженер А.И. Кудрявцев, директор реального училища Ф.Л. Стадников и другие. К тому же, все это поддерживалось губернатором И.И. Крафтом. Павел Юшманов и Иван Крафт были настоящими соратниками и единомышленниками, и губернатор оказывал всяческую поддержку всем начинаниям столичного головы, в том числе, на том административном уровне, который для Павла Юшманова в силу положения был недоступен. Так, вопрос о предоставлении Якутску ссуды в 100 тысяч рублей на строительство электростанции мощностью 180 кВт якутский губернатор поднял при личной встрече с министром финансов России в 1909 году. И казна выделила на этот проект 80 тысяч рублей, а якутский голова уже организовывал строительство, которое было завершено в августе 1914 года, и в городе появилось электричество в домах и уличное освещение. Проект реставрации башни Якутского острога на 1976 рублей 49 копеек в Архитектурный комитет в Петербурге также подавался за подписью Крафта, а реализация проекта в 1911 году осуществлялась под руководством главы города Павла Юшманова. Кстати, башня, ставшая символом столицы, после этого реставрировалась,  только один раз - в 1982 году при переносе на территорию краеведческого музея. В бытность на посту главы Павла Юшманова в Якутске была устроена первая водокачка на берегу протоки Хатыстах. Проведены первые берегоукрепительные работы, то есть, отсыпана дамба. Построено здание реального училища, в котором уже при советской власти был размещен педагогический институт - колыбель высшего образования Якутии. В 1914 году начато строительство здания окружного суда и многое другое. На перечисление всего, что было сделано в столице при Юшманове, не хватило бы и двух газетных страниц. После отъезда Крафта, Павел Юшманов оставался главой города еще четыре года. При нем вступил в должность губернатор Михаил Пономарев, потом - Рудольф Витте,  затем управляющим области стал барон Тизенгуазен. С началом Первой мировой войны Павел Юшманов, помимо прочего, возглавил Комитет по снабжению армии теплыми меховыми вещами. Как уже говорилось выше, в 1915 году он был вновь переизбран якутским головой. Наверняка, было еще много планов и проектов, но пришла революция.
После сложения полномочий в марте 1917 года, Павел Юшманов продолжал заниматься предпринимательской деятельностью, а по мере возможности - и общественной. К концу 1919 года Павел Юшманов — член ЦК охраны Якутской области, органа власти режима Колчака. Этот пост и сыграл роковую роль в его судьбе. В ночь с 14 на 15 декабря 1919 года в Якутске без сопротивления со стороны местных властей совершен политический переворот. Областной комиссар Соловьев, начальник городского гарнизона Каменский, Павел Юшманов и другие члены ЦК охраны арестованы, власть захвачена большевиками. 1 января 1920 года в Верхоянске получен приказ военно-революционного штаба Красной Армии от 19 декабря 1919 года о свержении Колчака по всей Сибири и в Якутии. В ночь с 18 на 19 февраля в Вилюйске совершен уже контрреволюционный переворот. В Якутске сразу же, 19 февраля, создан военно-революционный трибунал. И в тот же день по приговору этого трибунала расстреляны 13 членов ЦК охраны, в числе которых был и Павел Юшманов. Исследователям удалось установить, что Павел Юшманов был расстрелян во дворе собственного дома. Этот дом стоял на пр. Ленина, прямо у пл.Орджоникидзе, и при позднейшей застройке территории не был снесен - его перенесли. Новое его местонахождение на территории областной больницы обнаружили в 2007 году историк Ярослав Арбугин и руководитель студии «TTL» Александр Дьяконов. Они же начали поиск захоронения Павла Юшманова и остальных членов ЦК Охраны. Ими установлено, что тела тринадцати расстрелянных в феврале 1920 года захоронили в лесополосе, примерно на территории современного Парка культуры и отдыха. Весной, когда началась оттайка почвы, тела показались из-под земли - их, по сути, просто присыпали. Надо сказать, что братская могила была не глубоко в лесу, и некоторые горожане могли наблюдать показавшиеся из-под снега человеческие останки.
 Якутская Епархия тогда же, весной 1920 года, обратилась к властям с просьбой о нормальном перезахоронении расстрелянных. Властями было принято решение перезахоронить их на 20-й версте Вилюйского тракта. Но вот документов, свидетельствующих о том, что решение было выполнено, - не обнаружено. На этом след, по которому шли искатели захоронения тринадцати расстрелянных, обрывался. Но уже в наше время появилась новая ниточка.
Музей археологии и этнографии ЯГУ в 1997 году, как обычно, проводил научную экспедицию в долине Туймаада. Старший преподаватель кафедры археологии ЯГУ Виктор Дьяконов в ту пору был еще студентом, принимал участие в раскопках и достоверно помнит, что тогда обнаружили археологи на территории Парка культуры и отдыха. Летом 1997 года экспедиция наткнулась там на человеческие останки. В том числе пять левых локтевых костей, то есть в захоронении были останки как минимум пяти человек. Помимо прочего, на обнаруженной лопаточной кости обнаружили отверстие, предположительно - пулевое. Целью экспедиции была стоянка человека эпохи неолита, а найденные останки они быстро датировали первой четвертью ХХ века. Поэтому дальше раскапывать захоронение археологи не стали, однако все уже найденное было задокументировано и попало в официальный отчет о полевых работах 1996-97 годов. Сами обнаруженные останки находятся на хранении в фондах Музея археологии и этнографии. И Виктор Дьяконов, и некоторые другие историки склоняются к мнению, что летом 1997 года экспедиция ЯГУ наткнулась именно на захоронение тринадцати расстрелянных, или, как минимум, на часть его. То есть, на останки Павла Юшманова. Самое время увековечить,  наконец,  память о градоначальнике, столь много сделавшем для столицы республики. Следы его деятельности до сих пор можно увидеть на улицах столицы. Помимо прочего, он «свой человек», можно сказать, отец-основатель, и для столичных энергетиков,  для кинопрокатчиков,  для «Водоканала». Как говорит Александр Дьяконов, основная работа по установлению места захоронения Павла Юшманова и остальных расстрелянных 19 февраля уже сделана. Осталось провести, или даже просто довести до конца археологические поиски и раскопки. Музей археологии готов к этому, и «чистый лист» на экспедицию у археологов ЯГУ имеется, вопрос только в финансировании экспедиции. Помимо этого, и Якутская Епархия, по словам Александра Дьяконова, готова подключиться к вопросу погребения тринадцати расстрелянных, тем более все они были православными. Дело осталось за малым, за Городской думой. Вопрос об организации поисков могилы последнего якутского головы и об увековечивании его памяти лежит в их компетенции. Впервые публикуется полный расстрельный список 19 февраля 1920 года. Василий Николаевич Соловьев - управляющий Якутской областью Павел Андреевич Юшманов - бывший городской голова, купец Николай Иванович Кондаков - купец Владимир Каменский - капитан, уполномоченный командующего войсками по Якутии Иркутского военного округа Валериан Муравейский - поручик Сергей Расторгуев - поручик Шутов - прапорщик (бухгалтер у Кушнарева) Евгений Сухонин - прапорщик Василий Голованенко - бывший помощник прокурора Петр Павлович Филиппов Антон Громадзинский Вильконецкий - начальник уездной милиции Василий Иванович Сыроватский - начальник тюрьмы г.Якутска, капитан.

Долгие годы последний глава дореволюционного Якутска был предан забвению, но сейчас справедливость восторжествовала - имя Юшманова записано на мемориале перед мэрией, его портрет вывешен в «Кружале» и в музее в Соттинцах. Виктор Дьяконов в 2009 году снял телевизионный фильм: «Последний дореволюционный городской глава Павел Андреевич Юшманов»



           Прабабка: Стефанида Ивановна (фамилия неизвестна),

якобы польских кровей. Знаю, что они всю жизнь вместе не жили. Павел Андреевич был очень любвеобильным мужчиной и  злоупотреблял этим. Стефания знала  об этом и периодически скандалила по этому поводу. У них была экономка, которая также попала под чары прадеда. Чтобы избавиться от нелюбимой жены, он подговорил экономку, чтобы та устроила встречу,  Стефании с одним симпатизирующим Стефании офицером.  Сам сказал, что уезжает в командировку. Экономка обеспечила встречу офицера со Стефанией,  и когда прадед внезапно появился дома, они музицировали вдвоём... Прадед устроил скандал, после чего,  прабабка уехала в Иркутск, где и жила одна. Умерла в 1942 году. Дети остались у прадеда, так он решил. Так он и жил с детьми и экономкой.

            Дети:   Вера Павловна Юшманова ( моя бабушка)
                Зинаида Павловна Юшманова
                Клавдия Павловна Юшманова
                Мария Павловна Юшманова
                Андрей Павлович Юшманов

Андрей в 16 лет застрелился. Причин никто не знает.

продолжение http://www.proza.ru/2015/01/26/1358