День спасения

Надежда Лисицина
 
               
            
      Мне исполнилось семнадцать. Это  событие  свершилось в разгар лета. Рано утром я проснулась от ласкового прикосновения бабушкиных рук и родного голоса:"Надюшка, вставай солнышко». Когда я открыла глаза, увидела улыбающееся лицо бабушки. Ее голубые глаза с особенной нежностью смотрели на меня, я улыбнулась ей в ответ и обняла. Она перекрестила меня. Это был наш ежедневный  утренний ритуал. Я быстро встала, чмокнула бабушку в щеку и побежала умываться. На столе шумел самовар, вкусно пахли пирожки и  свежий мед в сотах, переливающийся цветом янтаря в деревянных мисках. Обе мои бабушки-сестрички и дедушка поздравили меня с Днем рождения. Так чудесно начавшееся утро сулило мне  легкий день.  Но расслабляться в деревне в разгар летних работ и сенокоса было нельзя. Даже в этот день у меня, как и у всех в семье была своя работа.

    Как имениннице, мне дали самое легкое поручение, которое только возможно, сходить в магазин. Налегке, в хорошем настроении, я отправилась в путь. Путь был не близкий, примерно три километра по проселочной дороге до поселка. Светило солнце, утренний теплый ветерок овевал лицо, путь был знакомый. Идти по дороге не хотелось, куда интереснее было идти через разнотравье цветущего поля. Пьянящий запах июльских трав, хоровод пчел, шмелей, бабочек и мушек кружили голову, захотелось упасть в траву, стать частичкой этого удивительного природного бытия.   Зеленая трава мягким ковром расстелилась и  приняла меня,  ромашки, колокольчики, незабудки красивым букетом смотрелись на голубом прозрачном небе. Было так хорошо, что не хотелось двигаться, плывущие в небе причудливые белоснежные облака создавали иллюзию полета.

    И вдруг резкий толчок земли вернул меня в реальность. Не понимая, что происходит, я вскочила на ноги и увидела тающее темное облако. Непонятный тихий свист и многочисленные глухие  удары о землю испугали, и я бросилась бежать. Я выскочила на дорогу и новый взрыв, земля качнулась под ногами и опять свист, и  удары о землю вокруг меня. Закрыла голову руками и сжалась в комок. Вдруг почувствовала  у моих ног падение какого то предмета. Открыв глаза, я увидела в дорожной пыли кусок железа с острыми краями, протянула руку и резко отдернула, пальцы обожгла  боль. Осколок железа   был очень горячий.
      Кто-то резко дернул меня за руку и толкнул в канаву у дороги. Я упала на дно канавы. Чья-то сильная рука больно прижала мою голову к земле. Дышать стало трудно, я резко оттолкнула руку и повернула голову. Рядом лежал солдат, он бешеными глазами смотрел. То, что он кричал, я поняла по движениям его губ и выражению лица, но я ничего не слышала.
 Позже, придя в себя, я встала на ноги, солдат дал мне руку и помог выбраться на дорогу,  дойти до поваленного дерева. Сколько я сидела, не знаю. Парень куда-то ушел и вернулся с флягой воды, дал напиться и умыть лицо. Платье было безнадежно грязное.  Представляю, что почувствовали мои бабушки, когда я пришла домой  в таком виде в сопровождении молоденького солдата, держащего меня под руку.

     Как  рассказал мой сопровождающий, в нашем районе начали работать саперы. Война оставила свои смертельные следы на нашей земле. Мин было много, ведь в годы войны здесь проходила линия Ленинградского фронта и шли ожесточенные бои.

     Саперы извлекали из земли неразорвавшиеся снаряды и мины.  Мин было много везде. Своих жертв, отгремевшая война находила и в мирное время. На деревенском кладбище покоились ее послевоенные жертвы - дети и подростки. Их неуемное любопытство приводило к трагедиям.  Позже, обследуя территорию у нашего хутора, солдаты извлекли из земли множество боеприпасов. Даже  у бабушкиного колодца, и в огороде,  во дворе были эти «сюрпризы».  Оказывается, мы с друзьями в детстве прыгали на железных круглых «тарелках» во дворе нашего дома, которые, как оказалось,  были противотанковыми минами. Война долго не уходит, смерть затаилась рядом с людьми, ожидая своего часа.
 Собранные боеприпасы солдаты вынесли в поле и с утра стали уничтожать. Военные поставили предупреждения  на дороге, а я  не заметила их, так как свернула в поле. Так  оказалась на территории, где проходил подрыв мин. Эхо войны  зазвучало и в мирное время. Только чудо спасло меня в тот день. Видимо час мой не пришел, и судьба дала мне шанс жить.

      Когда разминирование было закончено, мы с бабушками и дедушкой вернулись в свой маленький домик. В тот же день к вечеру к нам в гости пришел мой спаситель, и состоялось, наконец, празднование моего семнадцатого Дня рождения. Я на всю жизнь запомнила  имя своего спасителя солдата. А мои бабушки молились Богу за его здравие пока были живы.
Но в тот день мы все вместе отмечали   день, с которого началась моя жизнь семнадцать лет назад и  День спасения, давший мне возможность жить и радоваться мирной жизни  год за годом.     Наступил  следующий день и началась другая история подаренная судьбой, история  первой, как всегда в юности бывает, нечаянной любви.  Жизнь продолжилась.
«Хотят ли русские войны? »,ответ однозначный - «Нет», поэтому так популярна в народе песня на слова народного поэта Евгения Евтушенко