Ник Перумов. Тысяча лет Хрофта. Молодой маг Хедин

Марина Калюк
(Рецензия на книгу Ника Перумова "Тысяча лет Хрофта. Молодой маг Хедин." для конкурса на сайте Эксмо.)

Это вторая из двух книг, повествующих о событиях, предшествующих изложенным в романе «Гибель богов». Продолжение дневника учителя с комментариями читающего его ученика. На этот раз показано как человек, желающий отомстить, находит средство для выполнения задуманного, оружие для осуществления своих планов. И главным в книге является показ того, как он готовит это свое оружие к выполнению поставленной задачи.
Из текста становится ясным, что это оружие, молодой истинный маг, является оружием не только для Хрофта, но и для многих других, в том числе тех, чье могущество заставляет утаить от читателя их имена. В книге дается намек на первопричину того, почему мир древнего бога был уничтожен, и на то, что по этой же причине должен погибнуть и мир тех, кто пришел ему на замену. Герою указывают на эту причину, но он отмахивается от нее, так как правила, по которым он живет, мешают ему задуматься о ней, не то, чтобы поразмыслить об этом. Он так и остается все тем же древним богом, который не только не принят новым миром, но который отказывается принимать этот мир. Возможно, именно поэтому высшие силы и делают его тем кузнецом и учителем, которым суждено и меч выковать, и воина выучить, которые в будущем уничтожат мир, созданный молодыми богами.
На мой взгляд, ученик и оружие Хрофта молодой истинный маг Хедин во многом схож со своим учителем. Он учится пользоваться тем, что есть вокруг, с максимальной отдачей, но мало задумывается над первопричинами описанных событий. Его больше интересует то, что ближе, то, что на поверхности, чем то, что в глубине, что лишь слегка отражается на поверхности. Возможно, это свойственно психологии воинов, обращать внимание лишь на то, что максимально связано с битвой, и пропускать мимо сознания то, что приводит в итоге к появлению всего этого.
Книга заканчивается благодарностью ученика учителю, уверенностью в том, что он стал понимать лучше своего наставника, и что тот никогда не предаст его. Ученик так и не заметил того, что был, есть и всегда будет для своего учителя лишь оружием мести за гибель его мира и только как это оружие Старый Хрофт никогда его не предаст. А вот как человека, как ученика… возможны варианты. По сути, дневник Старого Хрофта показывает как человек выбирает то, что его цель может оправдать, а что нет. Для древнего бога цель – оправдывает средства, но какие – он решает лично и только сам.