Наше же теперешнее состояние - это самое жалкое по

Жайлыбаева Нурсулу
Наше же теперешнее состояние - это самое жалкое подобие лжи, в этом положении мы попросту обречены. Одно только то, что мы хотим разрешить экономические противоречия, отвлекаясь от человеческих, свидетельствует о том, что основное противоречие обостряется. И эти голодранцы в один прекрасный день сами могут уничтожить мир. И этого противоречия можно было бы разрешить, если бы они действительно были экономическими, а не психологическими. До сих пор человеческие противоречия хотели разрешить посредством экономических или политических методов. Но это не только не давало реальных результатов, а, напротив, обостряло основного противоречия. И именно поэтому представления о человеке как о потребителе загоняет нас в безвыходный тупик. Насытить человека - это невообразимо. И мы недоумеваем, наткнувшись на алчность и ненасытность в обладании человеком миром богатства как на всеобщее явление. Я не знаю, сколько люди еще смогут прожить на белом свете, опираясь только на свой разум и без каких-либо общественных механизмов регуляции, только предоставленные себе.

Экономические проблемы не следует путать с человеческими противоречиями, порожденными денежными отношениями. Их нужно четко отличить друг от друга. Недостаток жилья для казахстанцев, например, вовсе не является результатом низкой производительности труда. Сегодня в сравнительно короткий срок могут возводить целые города. Но кто виноват в том, что люди строят дома не для себя, а для товаров и возводят вместо них торговые центры и офисы и если вместо них индивидуальностью обладают вещи? Если вещи стоят на первом месте, а человек – нечто второстепенное, то имеется ли вообще экономический вопрос? Что это, экономические проблемы? Это чисто человеческие проблемы, являющиеся результатом человеческой невежественности, если в наш век, век технологической революции продукты человеческой деятельности продолжают господствовать над людьми, ставя их на край обнищания, и если на пути человечества непреодолимым барьером встали деньги, по собственному усмотрению сортирующие людей. Они повелевают людьми, возводя между ними леденящее сердце безразличия. Они приказывают им жить или умереть. Дожили. Самые тяжкие преступления, включая и террористические акты, и вандализм, и экстремизм, ведь сегодня во всем мире совершаются ради денег и являются способом устранения конкурентов и устрашения народов. Чего стоит миллионеру пустить несколько миллионов на устрашение массы? Да ничего не стоит.

И все это говорит о том, что власть денег вступила в полную силу. Стало быть, индивидуализация разрушает весь мир, организованный только с точки зрения потребления, то есть владельца денег. Только разумные люди могут разумно организовать свою жизнь и сделать ее человеческой, при которой мы имеем дело с пространством развития человека и приспособленным к нему производством, в котором само производство является формированием человека, осуществлением его полного интеллектуального и духовного развития. Само собой разумеется, одним «трудом» здесь ничего не разрешишь. Социализм уже охватывал трудом каждого, пытался разрешить и проблему «зарплаты», постоянно ее поднимая, вместе с тем осуществляя и удешевления цен на товары народного потребления. Но это его привело в тупик. Ибо социализм не сходил с экономического взгляда и придерживался только принципа создания «изобилия и свободного потребления», лишь часть людей освобождая от непосредственного производительного труда в соответствии с техническим ростом, в результате чего много людей переходили к умственной деятельности. А это вело к росту противостояния между физическим и умственным трудом, между деревней и городом. И миллионы людей оставались задавленными именно трудом во имя создания общественного богатства. И здесь одни работали для того, чтобы другие думали. И об этом разрыве никто даже не не заикался, считая, что это вопрос времени и что именно для этого необходимо, чтобы труд развился «в первую потребность каждого человека». А созданное «пространство развития человека», требовавшее разрешения проблемы «свободного времени» и организации этого пространства для каждого отдельного человека, растворилось в «постепенном» охвате каждого образованием и культурным развитием. И предполагалось, что где-то в неопределенной перспективе все люди станут вполне образованными и культурными и т. д. И вот теперь люди отделились от этого «ненавистного» общества. И теперь они во всех отношениях развиваются самостоятельно, не ожидая, когда их «просветит» и «образует» их общество. И сегодня в силу этой тенденции общественные образовательные и культурные структуры уже сами по себе разлагаются, тем не менее поглощая баснословные деньги, различными способами оказывающихся в руках людей. Очевидно, эта тенденция уже работает помимо нашего сознания и слепо переворачивает наш мир, а мы еще размышляем об «экономических проблемах» и «зарплате», об общественном образовании и культуре, когда все они просто индивидуализируются. И речь уже идет о совсем новых проблемах.