Статья о выставке Вечный воин

Эдуард Шарипов
               
                Всё течёт, но ничего не меняется...
               
                Амир Усманович Шарипов 


   
     Вечный воин - страж времени. Для него не существует прошлое, будущее - он живёт лишь в вечном настоящем.
     У вечности нет, ни начала ни конца.
     Вечность раскрыта в пространстве.
     За несколько  лет перед своей смертью, отец сказал мне,- Сынок, времени в этом мире нет. Мы стареем, горы рушатся, реки мелеют, но это не время, это всего лишь изменения. Он подарил мне небольшую книгу своих высказываний. Изменив всего лишь одно слово в известном изречении, он изменил смысл сказанного. Я выбрал этот афоризм отца эпиграфом к этой статье.
     Пространства, из которых "выкачено" время, живут по другим законам. Представьте формулы, в которых нет времени. Всё рассыпется, начиная с ветхого завета и кончая сегодняшней наукой. Око за око или действие равно противодействию - в этой системе мышления не работают. Всё поглощается вечным настоящим.
     Для живописца вечное настоящее - это живая, "раскрытая" плоскость.
     Не мёртвая, обезличенная материя, а материя живущая по законам живой мысли.
     Смысл живого - это каждый раз новое, разное, непредсказуемое. Не ты загоняешь плоскость в готовые, мёртвые конструкции, делая из неё статиста, а, наоборот, она тебе на твои мысли отвечает своим тайным языком. Плоскость как живая материя-посредник, позволяет говорить с другими энергиями на равных. В этой системе одна форма с другой формой напрямую не "разговаривает". Плоскость выступает в роли третейского судьи. В этом то и состоит смысл божественной Троицы. С этим миром ты общаешься не напрямую, а через Бога. Система замыкается на создателе. Это другое понимание земного мира, вселенной, это другая космология. Но, когда Бога нет, то разговаривать человеку приходиться напрямую, где одни энергии сталкиваются с другими.
     Ударили тебя по правой щеке, подставь левую, - спаситель говорил не только о всепрощении. Прервана цепь времён. Действо во времени не имеет развития. Ты не отвечаешь на удар. Энергия замыкается в пространстве. Это формула устройства мира, которую явил спаситель своим образом.
     В живописи образ - это визуальная система восприятия и понимания мира, в котором пространство раскрыто. Русские живописцы в 14 веке смогли прикоснуться к этой системе образа. Живопись древних китайцев пронизана образом. Живопись палеолита на стенках башкирской пещеры Шульган-таш просто кричит об этом.
     Поймите, в этой системе работает не изображение - работает сама плоскость. В ней нет готовых заготовок, живая плоскость каждый раз говорит с вами по разному.
     Современная цивилизация живёт по законам времени, по законам двоичной системы, когда одно событие во времени цепляется за другое. Энергии напрямую соприкасаются друг с другом - посредник им не нужен. Эта система - система мёртвой обезличенной плоскости.
     Попробуйте перекрыть часть любой картины ренессанса или классической живописи - композиция сразу нарушится. Не может в этой системе одно существовать без другого. "Связанные одной цепью" времени, формы в этих пространствах постоянно воюют друг с другом. Опять же - око за око.
     Вы думаете живопись 20 века далеко ушла от этих мёртвых конструкций? Попробуйте перекрыть "Чёрный квадрат" Малевича или абстракции Кандинского - плоскость сразу "сворачивается".
     В этой привычной системе времени, в отличие от системы образа, глаз постоянно бегает по плоскости. Никак ему бедному не успокоиться. В этом смысл композиций, где "око за око" - там наглядно показана эта беготня.
     Возьмите любую икону 14 века, желательно псковскую. Там нет этой суеты во времени - всё ложится сразу на глаз - живопись - на порядок плотнее. Попробуйте перекрыть в иконе "Спас Елеазаровский" голову, руки, фон. Всё равно - всё живёт в пространстве.  Вологодская Зырянская Троица - просто чудо. В ней каждый кусочек по разному работает. Это не убиваемая живая плоскость - русский "Ванька-встанька".
     Основной принцип "мышления времени" в живописи - это равнозначность событий. Если в этой конструкции событие "выпирает", нарушая баланс, то другие действа принуждают его к повиновению. Иначе система даст сбой. Принцип подавления - это основной принцип организации этого пространства.
      Мысль, работающая в таком замкнутом режиме, потеряла свою свободу.

    Вечный воин предстал предо мной в своём раскрытии. В каждой точке пространства он разный. Зачем, для чего, почему?
    Я просто записал его.
    Он пришёл в этот мир.

    Литература:    Краткая история изображения.
                Зырянская троица.
                Тамга.
                Живая плоскость.
                Квадратура круга.
                Начало и конец.
                Четыре угла.
                Композиция.
                Относительность.
                Образ.
                Угол.
                Формула Троицы.
                Золотое сечение.
                Параллельная перспектива.
                Материя мысли.
                Ветхий завет. Детские вопросы.
                Ветхий завет. Ренессанс.
                Ограничения.
                Философия свалки.
                Философия шедевра.
                Идол и плоскость.
                Знаки и неравенство.
                Плоскость и вселенная.
                Урок живописи 2.
                Урок живописи 3.
                Третий путь. Живая плоскость.
                Третий путь. Продолжение.
                Третий путь. Продолжение 2.
                Третий путь. Продолжение 3.
                Раскрытость.
                Время.