Статья о выставке Вечный воин
Всё течёт, но ничего не меняется...
Амир Усманович Шарипов
Вечный воин - страж времени. Для него не существует прошлое, будущее - он живёт лишь в вечном настоящем.
У вечности нет, ни начала ни конца.
Вечность раскрыта в пространстве.
За несколько лет перед своей смертью, отец сказал мне,- Сынок, времени в этом мире нет. Мы стареем, горы рушатся, реки мелеют, но это не время, это всего лишь изменения. Он подарил мне небольшую книгу своих высказываний. Изменив всего лишь одно слово в известном изречении, он изменил смысл сказанного. Я выбрал этот афоризм отца эпиграфом к этой статье.
Пространства, из которых "выкачено" время, живут по другим законам. Представьте формулы, в которых нет времени. Всё рассыпется, начиная с ветхого завета и кончая сегодняшней наукой. Око за око или действие равно противодействию - в этой системе мышления не работают. Всё поглощается вечным настоящим.
Для живописца вечное настоящее - это живая, "раскрытая" плоскость.
Не мёртвая, обезличенная материя, а материя живущая по законам живой мысли.
Смысл живого - это каждый раз новое, разное, непредсказуемое. Не ты загоняешь плоскость в готовые, мёртвые конструкции, делая из неё статиста, а, наоборот, она тебе на твои мысли отвечает своим тайным языком. Плоскость как живая материя-посредник, позволяет говорить с другими энергиями на равных. В этой системе одна форма с другой формой напрямую не "разговаривает". Плоскость выступает в роли третейского судьи. В этом то и состоит смысл божественной Троицы. С этим миром ты общаешься не напрямую, а через Бога. Система замыкается на создателе. Это другое понимание земного мира, вселенной, это другая космология. Но, когда Бога нет, то разговаривать человеку приходиться напрямую, где одни энергии сталкиваются с другими.
Ударили тебя по правой щеке, подставь левую, - спаситель говорил не только о всепрощении. Прервана цепь времён. Действо во времени не имеет развития. Ты не отвечаешь на удар. Энергия замыкается в пространстве. Это формула устройства мира, которую явил спаситель своим образом.
В живописи образ - это визуальная система восприятия и понимания мира, в котором пространство раскрыто. Русские живописцы в 14 веке смогли прикоснуться к этой системе образа. Живопись древних китайцев пронизана образом. Живопись палеолита на стенках башкирской пещеры Шульган-таш просто кричит об этом.
Поймите, в этой системе работает не изображение - работает сама плоскость. В ней нет готовых заготовок, живая плоскость каждый раз говорит с вами по разному.
Современная цивилизация живёт по законам времени, по законам двоичной системы, когда одно событие во времени цепляется за другое. Энергии напрямую соприкасаются друг с другом - посредник им не нужен. Эта система - система мёртвой обезличенной плоскости.
Попробуйте перекрыть часть любой картины ренессанса или классической живописи - композиция сразу нарушится. Не может в этой системе одно существовать без другого. "Связанные одной цепью" времени, формы в этих пространствах постоянно воюют друг с другом. Опять же - око за око.
Вы думаете живопись 20 века далеко ушла от этих мёртвых конструкций? Попробуйте перекрыть "Чёрный квадрат" Малевича или абстракции Кандинского - плоскость сразу "сворачивается".
В этой привычной системе времени, в отличие от системы образа, глаз постоянно бегает по плоскости. Никак ему бедному не успокоиться. В этом смысл композиций, где "око за око" - там наглядно показана эта беготня.
Возьмите любую икону 14 века, желательно псковскую. Там нет этой суеты во времени - всё ложится сразу на глаз - живопись - на порядок плотнее. Попробуйте перекрыть в иконе "Спас Елеазаровский" голову, руки, фон. Всё равно - всё живёт в пространстве. Вологодская Зырянская Троица - просто чудо. В ней каждый кусочек по разному работает. Это не убиваемая живая плоскость - русский "Ванька-встанька".
Основной принцип "мышления времени" в живописи - это равнозначность событий. Если в этой конструкции событие "выпирает", нарушая баланс, то другие действа принуждают его к повиновению. Иначе система даст сбой. Принцип подавления - это основной принцип организации этого пространства.
Мысль, работающая в таком замкнутом режиме, потеряла свою свободу.
Вечный воин предстал предо мной в своём раскрытии. В каждой точке пространства он разный. Зачем, для чего, почему?
Я просто записал его.
Он пришёл в этот мир.
Литература: Краткая история изображения.
Зырянская троица.
Тамга.
Живая плоскость.
Квадратура круга.
Начало и конец.
Четыре угла.
Композиция.
Относительность.
Образ.
Угол.
Формула Троицы.
Золотое сечение.
Параллельная перспектива.
Материя мысли.
Ветхий завет. Детские вопросы.
Ветхий завет. Ренессанс.
Ограничения.
Философия свалки.
Философия шедевра.
Идол и плоскость.
Знаки и неравенство.
Плоскость и вселенная.
Урок живописи 2.
Урок живописи 3.
Третий путь. Живая плоскость.
Третий путь. Продолжение.
Третий путь. Продолжение 2.
Третий путь. Продолжение 3.
Раскрытость.
Время.
© Copyright:
Эдуард Шарипов, 2015
Свидетельство о публикации №215012200997