Трудное небо
Когда 9 сентября 86-го года, после сорока минут полета, наш Ан-26-той свалился на крыло и приступил к резкому сниженью по спирали,
Салютом фосфорных отстрелов из АСО приветствуя окрестности долины среди гор;
В иллюминатор из почтовика, на фоне бледно-голубого неба, впервые я увидел:
В белесой дымке - очертания Джелалабада и, тонкой лентою слюды - река Кабул.
Пассажиры уперлись в пол ногами и, как могли, боролись с навалившимся волнением.
Даже "бывалые", те кто в затемненной грузовой кабине бравыми речами рисовались пять минут назад:
Они, мол, свои люди на маршруте "Кабул-Джелалабад", летают по три раза на неделе, им сам шайтан - не брат, изрядно поутихли и заодно со всеми нервно глотали слюну.
Наконец, дутое брюхо самолета выровнялось, слегка вздрогнуло и покатилось по посадочной полосе с торможением. Сделав пару поворотов по рулежным дорожкам, маленький, но гордый "Антонов" остановился, и рампа со стоном поползла вниз.
После тревожного полета новая реальность ослепила. Пассажиры зажмурились, и в тот же миг ворвавшийся горячий воздух разделался с заоблачной прохладой, и одежда многообещающе прилипла к телу.
Какой там хамам?! Русская парная под палящим солнцем, а веник - джелалабадский ветерок.
И ты пока один в этом новом мире, и где-то твой батальон, рота и новая жизнь.
События в той жизни менялись с такой быстротой, что теперь кажутся почти неправдоподобными. Неделя нарядов сменялась двумя неделями боевых действий.
16 сентября ночью ГЭС "Суруби" сбросила воду в тот момент, когда третья рота на броне форсировала реку Кабул в районе заброшенного кишлака Шахидан. В считанные мгновения отряд потерял одного из лучших сержантов 131 разведгруппы Владимира Ярмоша, разведчика Василия Семенюка и связиста Анатолия Мирошниченко.
20 сентября в том же районе на тропе в Черные горы, восточнее 17-ой сторожевой заставы, 130 отряд уничтожил банд группу из восьми человек , захватив стрелковое оружие и документы.
И в завершении второй недели - боевой выход по организации стандартной засады на три дня на левом берегу Кабула, севернее все того же кишлака -Шахидан.
25 сентября 1986 года 3-я рота отрабатывала очередную разведывательную информацию. Десантирование на точке должно было произойти ближе к сумеркам, поэтому взлет был запланирован на 18 часов. Летели с ребятами 2-ой Вертолетной эскадрильи 335 отдельного боевого вертолетного полка.
Мы со старшиной Борисом Голубовским загрузились на борт, где были минеры и радисты. После уточнения задачи с командиром звена Владимиром Борисовым наш ротный Николай Пархоменко и его заместитель Геннадий Удовиченко заняли места у входа в грузовую кабину.
Экипаж, зачитывая карту, приступил к запуску двигателей.
Машина ожила, приветствуя людей причудливыми звуками. Вращения крыла пошли в разгон, пробуждая голос ветра. Недовольно разбуженный, он ворчал все сильнее, явно не одобряя любой маршрут движения винтокрыла, но, в конце-концов, смирился и пообещал свою поддержку.
Борт техник воспользовался приоритетным правом - крайним постоять на земле перед взлетом. Кто знает, когда еще придется?! Заботливым хозяином он осмотрел натужную машину, бережно похлопал ее на удачу и, по-молодецки вскочив на борт, занял место в кабине пилотов. Наша команда покатилась по рулежке на предварительный старт.
Взлетели по-самолетному и стали набирать высоту. Кто-то из командиров полностью сдвинул боковую дверь и распахнулось небо, а внизу среди гор, как в ладони, лежала Джелалабадская чаша. Вскоре и она подернулась вечерней дымкой. Зрелище было завораживающее! Мы заняли эшелон на 4000-ах метров. Так и летели до самой ГЭС "Дарунта", наблюдая красоты Древнего Шелкового пути …
В тот красивый миг еще никто не знал, что ночью, при выдвижении к месту засады, в сухом русле мы наткнемся на духовский дозор, и Гена Удовиченко крикнет свою легендарную фразу «Куджо мири», которая выведет нас из оцепенения и заставит действовать слаженно. Пригодиться и мой язык пушту. А 3-я рота развернется в боевой порядок и уничтожит караван. И, как всегда, рискуя напороться на затаившегося врага, досматривать его пойдет 131 разведгруппа Виктора Абрамова.
Тогда еще никто не знал, что это был наш последний полет в Джелалабаде на высоком эшелоне, что вскоре досмотровые группы будут летать только на предельно малых высотах. Потому что после успешной высадки десанта в районе Шахидана, на подлете к дому вертолеты 335 ОБВП будут атакованы банд группой инженера Гафара.
Что уже меньше, чем через час "восьмерка" капитана Альберта Гиниятулина взорвется в воздухе, атакованная двумя ракетами "Стингер". В живых останется штурман Николай Гернер. Его выбросит взрывной волной, и поисково-спасательная группа найдет его только на следующий день.
Что командир вертолета огневой поддержки Ми-24 лейтенант Евгений Погорелов будет до последних сил тянуть машину, пораженную третьим "Стингером", сможет дотянуть до полосы и спасти свой экипаж, а сам скончается от ран в госпитале.
Тогда еще никто не знал, что через полтора года 18 февраля 1988-го в том же районе Северного Шахидана при точно таком же плановом десантировании на засаду экипажи 335 ОБВП обнаружат караван и первыми начнут уничтожать его с воздуха, а третья рота закончит начатое дело на земле. А утром следующего дня 131-ая разведгруппа 154 ООСпН, которой мне придется командовать вместо раненного Сергея Смирнова, во время досмотра захватит металлический контейнер и картонную коробку с пусковой установкой и двумя ракетами «Стингер» - первые в Джелалабаде.
И через день, или два, группы второй роты во главе с Сергеем Лафазаном и Сергеем Верецким захватят еще два переносных зенитно-ракетных комплекса «Стингер».