Заключительная часть темы о ментальных цивилизация

Сергей Оганесян
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (часть 3)
Оганесян С.С.*
 

 

Своими свойствами и качествами Единый Бог, представленный в Торе, Новом Завете и Коране, принципиально отличался от пред¬ставлений о богах язычников, прежде всего тем. что Он был Един и был «втайне», т.е. не воспри¬нимаем никакими органами чувств человека. Сварим 6 Ваэтханан, 4-15; Мк. 9:9; 12:29; Ин.4:24; Ста 2:1-5) Он не был создан никем, ничем, т.е. был «еамосущен». Он был вечен, бессмертен и неизменен (Брейшит 2 Брейшит,7; Ин. 5: 26; Сура 2:255 и Яр.). При этом Он был живой и деятельной Амностью, обладая способностью находиться од--свэеменно всюду, видеть и знать всё. (Шмот 34 Ьса.6,7; Суры 13:33-42; 17:1-8; Дварим 4 Ваэтханан, :   Ин. 5:37,38; Сура 6:103)
Более того, Единый Бог был способен также знать чувства, мысли и намерения каждого чело-и всех людей одновременно, знать все дея-*= всех поколений людей и их будущее. (Брейшит *5оейшит; 6,7, 10,24; Пс.44: 6-8; Мф. 10:30; Ин.9:31; CjOhl 6:59,61; 75:36 И др.)
5ог предстаёт единственным Создателем, един-г-=енным Властителем и единственным Судией "о и вся, что существует. (Брейшит 1 Брейшит,
39-43; ПС. 3:9; Мф.4:10; Мф.15:8,9; Лк.12:29-48; Иак. 4:10; Сура 1:1-7; Сура 2: 225, 268-274 и др.)
Нельзя не обратить внимание на то, какими спо-собами и приёмами Единый Бог подчиняет людей Своей воле и заставляет их не только поверить в то, что именно Он и есть истинный Бог и нет другого подобного Ему, но и принуждает их к законопослушанию.
 
Так, чтобы исключить существование альтерна-тивных норм и правил поведения, основанных на языческом мировосприятии, Единый Бог с помощью «чудес и знамений», во множестве представленных в Священных Писаниях, показывает, что не имеет Себе равных ни на земле, ни в воде, ни на небесах, и категорически запрещает поклонение чему-либо зримому и ощущаемому. Все идолы и истуканы под¬лежали уничтожению. Люди обязаны были помнить, что именно Он единолично создаёт и разрушает, вос-создаёт и уничтожает, наказывает и милует, дарует и отнимает власть, богатство, потомство, почёт, ува¬жение и мудрость. Лично от Него зависят жизнь и смерть всего живого на земле, и существование самой земли.
Чтобы убедить людей в этом, Единый Бог пере¬даёт через пророков, что Он является не только Создателем, но и единственным Властелином всех природных явлений и стихий, начиная от засухи, и кончая наводнениями, землетрясениями и ура-ганами, которыми Он наказывает людей, непокор-ных Его воле. От Него зависит здоровье и болезнь, радость и страдания человека и его потомства. Именно Он насылает на «беззаконных» эпидемии, шщ^шатых звеоей \л нашествия иноземных вра¬гов т.д. (Шмот 20 У!тро,5,6; Дварим 28 Таро,1515-65; Еккл.7:17; Ин15:16; Суры 41:46; 7:82 И др.)
Поскольку Единый Бог ни в чём не испытывает нужды и нелицеприятен, Его невозможно ни под-купить, ни задобрить и умилостивить дарами и при-ношениями. Он не учитывает прежних заслуг чело-века и народа. Никому, нигде и никогда не удастся скрыться от Его возмездия, ибо у Него нет забывчи¬вости. (Дварим 10 Экев, 12-18; Иез.14:5-11; Лк.З:7-9; Рим.2:11; Сура 9:80 и др.) С учётом менталитета наших предков Единый Бог внушает правителям народов: «Будь праведен, владычествуя в страхе Божьем». (2 Цар.23:3)
Так как, согласно Писаниям, своим умом люди не в состоянии понять и оценить разум и могуще¬ство Единого Бога, то им надлежит иметь в себе «страх Божий» и уповать только на Божью милость и Его любовь. (Дварим 5 Ваэтханан,26; Дварим 6 Ваэтханан, 4-13; Дварим 10 Экев,12; Соф.3:7; Мал.3:16; Сура 2:258-263 и др.)
Передав, что существует вне времени и вне про-странства, Единый Бог, однако, указал людям, что они, хотя и созданы по Его «образу и подобию», но, тем не менее, их развитие на земле линейно и конечно. Поскольку земля, согласно Новому Завету и Корану, лишь временная обитель людей. (Ис.51:6; Мф.25:31-46;Мк.13:24-27; Лк.17:20-37; Откр. 21:1-8; 22:1-21; Суры14:48; 21:103,104 и др.) Новый Завет и Коран утверждают, что в итоге своего земного раз-вития те из людей, кто обладает «разуменьем», достигнут того ментального уровня, который позво-лит им перейти в «небесный мир». Именно в «небес-ном», а не в земном мире, люди обретут бессмер¬тие, которое было «уготовано им от создания мира». Естественно, в форме, которая не подвластна орга-нам чувств человека земного.
Поскольку Единый Бог не воспринимаем ника-кими органами чувств человека, то все взаимоот-ношения с Собой Он перевёл в чисто ментальную сферу. Для этого Он избирает из людей пророков, которые передают внушаемые Им «Слово» народу. При этом пророки обязаны передавать «слово в слово» всё, что им было дано внушением. Сам же народ, внимавший пророкам, был психологически настолько подвержен чувству внушения, что безо-говорочно принимал всё исходящее из их уст, как «Божье Откровение». Особая внушаемость (особенно религиозная) не только наших далёких предков, но и немалого числа наших современников, достаточно хорошо известна исследователям психической дея-тельности людей. [1, 2]
Поэтому существование Единого Бога нашими предками принималось, прежде всего, на веру, т.е. в так называемой «простоте сердечной», о которой в своё время убедительно писал один из первых апо-логетов христианства Ориген. [3]
Поскольку Сам Единый Бог «пребывал втайне», то чувственному восприятию человека, согласно Торе, Библии и Корану, доступно лишь то, что создано Богом для земных нужд людей с целью их дальней¬шего ментального развития.
Для того чтобы люди осознали, что они наделены особыми способностями, которые принципиально отличают от всего остального «живого» мира нашей планеты, и связаны с тем, что им дано внимать услы-шанному, рассуждать, мыслить, творить и созидать, Единый Бог сообщает через пророков, что «не одним лишь хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Бога, живёт человек». (Дварим 8 Экев, 3)
Эта же мысль затем передается и в Новом Завете (Мф.4:4) и в Коране (Суры 7:144;14:24-27;20:128,129
 
и др.). Ибо только животные могут жить исклем тельно «хлебом», следуя запросам и страстям оси «плоти», но не человек.
Исполнением законов будет «жив человек», я говоря словами Торы, «исполняя которые, челам живет ими» (Ваикра 18 Ахарей; 5). Иисус не тогы повторяет данное предписание Торы (Лк.4:4). -с утверждает, что «если кто не родится от воды Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождём-< от плоти есть плоть, а рождённое от Духа е: -дух». (Ин.3:5,6)
Согласно всем трём Писаниям, в отличие от челе века все животные были рождены только от «воды и получили жизнь по Слову Бога. И лишь челе века не только собственноручно сотворил Сам Бс из «праха земного», но и Сам «вдул в ноздри е-дыхание жизни». Именно после этого, как утвео* дает Тора, «стал человек существом живым (Брешит 2 Брейшит, 7; Сура 2:28-34,37 и др.)
Таким образом, человеку изначально было ';и допределено иметь жизнедеятельность («дыхание Богово.
Далее. Писания сообщают, что когда часть л -:; I достигла соответствующего уровня своего мея тального развития, чтобы, внимая Слову Госгс^ суметь отличить добро от зла, Бог ниспослал им эт, сведения через Моисея. Предупредив, однаь: получить «жизнь» человек может только, встав н путь «добра».
Таким образом, с одной стороны, челове-как бы была предоставлена свобода воли выб» рать «добро или зло», с другой стороны, ему н оставляется иной альтернативы, как только по.~г чить «жизнь» через «добрые» деяния, намерени и помыслы. Даже само предупреждение о суще ствовании «добра и зла» и принуждение выбис=-одно из них, разумеется, отнюдь не случайно. И6< в динамичном мире без числа возникают новы условия и ситуации, заставляющие людей мыс-лить, сверяя свои действия с общими установкам о «добре и зле», систематизировать и сводить их i некие понятийные стандарты, именуемые «нрав-ственностью и моралью».
Нельзя также не обратить внимания и на то, чте именно с помощью «Слова» (второй сигнальнс. системы по И. Павлову) Единый Бог подключи/ сознание людей к систематическому осмысление и определению того, что есть «добро», а что «злл в вечно меняющихся ситуациях бытия. Отсюда ее временем вполне закономерно появились бесчис-ленные толкования Торы, Нового Завета и Корана которые в противоборстве между собой интен-сивно развивали интеллект (и шире - ментальное^ людей, подводя их развитие к научному познание мира. Ибо, как широко известно, именно научному познанию свойственны сомнение и поиск истинь. борьба мнений и позиций, постоянный выбор (ана¬лиз и синтез, дедукция и индукция) между тем, или иным способом решения возникающих проблем. С этой точки зрения, весьма показательными можно назвать сочинения выдающего французского мыс¬лителя Рене Декарта (1596 -1650), который, будучи уверен в существовании Бога, тем не менее, впал в немилость к церковникам тем, что заявил о себе в качестве основателя «новой науки». [4]
Далее, Единый Бог возвестил, что Его милосер¬дие и милость беспредельны не только к тем, кто беспрекословно подчиняется Его воле, но и к тем, кто оступился, но искренне раскаялся и встал на путь исправления своей жизнедеятельности. Ибо для него, как Творца человека, ценна и важна каж¬дая человеческая личность. Однако и кара Его к тем, кто преднамеренно преступает ниспосланные пред-писания, неотвратима. Есть только один путь полу¬чения милосердия и милости от Бога - соблюдение всего того, что дано в Писаниях. Нормы же ниспос¬ланного в Торе и Коране права жёстко регламентиро¬вали практически все стороны жизнедеятельности народов. Начиная, например, от запрета на инцест и, кончая тем, что надлежит употреблять в пищу. (Ваикра18 Ахарей,6,17; Шмот 23 Мишпатим,18,19; Деян. 21:25; Суры 4:23; 5: 3-5 и др.)
Те же личности и народы, которые не обладают «разуменьем», чтобы понять высшую целесообраз¬ность ниспосланных им для своего времени уста¬новлений, законов и заповедей, согласно Писаниям, безжалостно уничтожаются как «бесплодные сухие ветви» в огне. (Мф.7:19; Лк.3:9)
Об этом же говорит несколько иными словами и Коран, который убеждает людей «бояться Бога» и быть праведными перед Ним, чтобы избежать войны от Него и быть уничтоженными. (Сура 2: 278, 279)
Говоря современным языком, Единый Бог более чем ясно изъясняет, что на земле Он выводит (про¬изводит селекцию) необходимого Ему ментального типа (ментотипа) людей, с тем, чтобы привести их к вечной жизни на небесах, т.е. к форме существова¬ния, которой обладает Он сам.
Таким образом, с момента получения Моисеем Торы со сведениями о «добре и зле, жизни и смерти», а также законодательной системы, основанной на них, часть человечества окончательно и беспово-ротно вступила в ментальную цивилизацию «еди-нобожия» со всеми вытекающими отсюда послед-ствиями для их жизнедеятельности и перехода с течением времени к цивилизации «научного само-управления».
Какие же конкретно мировоззренческие идеи, свя¬занные с цивилизацией «единобожия», предопреде¬лили переход к этапу «научного самоуправления»?
Первая «идея» связана с внедрением в сознание и быт каждого народа единых законов для всех граждан страны вне зависимости от их этнической, сословной, имущественной, половой, возрастной и прочей принадлежности. Подчеркнём, мировоспри¬ятия и правовой системы, не зависящих от воли и
 
желания отдельных личностей, кланов или народов, обладающих властью, от их амбиций, намерений и желаний.
В этом, как известно, заключается принципиаль¬ное отличие безграничной власти человека (вождя, князя, царя, императора), издающего собственные законы или же законы от имени народа (как, напри¬мер, в Древнем Китае, Древнем Египте и др.) от еди¬новластия при «единобожии», где власть и человека, и народа ограничивается рамками ниспосланных свыше норм и правил поведения. Для Единого Бога преступниками могут оказаться не только человек, семья, род, племя, но и целые народы, отклонивши¬еся от Его заповедей и законов.
Общеизвестно, что без идеологии и жёсткой регламентации взаимоотношений людей между собой и с окружающим миром сегодня не может обойтись ни одно из государств мира. Именно результатом предшествующей цивилизации явля-ется то, что каждое современное государство зани¬мается законотворчеством,рассчитанным на жизне¬деятельность всех граждан страны вне зависимости от их расы, этноса, происхождения, имущественного и сословного положения, пола, возраста и верои¬споведания.
Более того, современное международное право, интенсивное становление и развитие которого наблюдается с начала прошлого столетия, возникло, как известно, именно для правового регулирования взаимоотношений между собой также и государств. Сегодня, если руководители государств, действуя от имени своего народа, нарушают те или иные уста-новленные мировым сообществом нормы и правила не только во взаимоотношениях с другими странами, но и даже внутри своего государства, то, как пра¬вило, вступают в силу санкции со стороны мирового содружества наций. Ибо менталитет нашего совре¬менника, сформированный «единобожием», требует, чтобы перед Законом были равны все.
Вторая «идея» связана с тем, что, указав на взаи¬мосвязь и взаимозависимость людей между собой, поскольку всё человечество потенциально содер¬жалось в Адаме и Еве, Единый Бог объявил всех людей земли «ближними» друг другу, «братьями и сестрами» не по крови, как при язычестве, а по Духу Создателя, обитающему в них. Единый Бог предупредил, чтобы человек относился к «ближ¬нему и брату своему», как к самому себе, и помнил, что ценность и значимость человека проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми и наро¬дами. (Ваикра 17Ахарей,10; Ваикра 19 Кдошим,13-18,33-37; Мф.7:12; Лк.10:29-37; Лк.14:26; Ин.15:13-25; Суры 5:48; 7:34-36; 22:34 и др.) Наказанию подлежат все нарушители закона без исключения. В том числе и одарённые разными выдающимися способно¬стями личности вне зависимости от места, которое они занимают в социальной иерархии, как напри¬мер «мудрейший» царь сынов Израиля, названный
«сыном Божьим» Соломон, которому «Господь воз¬двиг противника». (3 Цар. 11:4-36)
Поэтому, с одной стороны, Единый Бог обя¬зал человека наставлять на истинный путь своих «ближних и братьев», чтобы не понести за них греха (Ваикра 19 Кдошим,17,18), т.е. заниматься воспитательно-образовательной работой. С дру-гой стороны, Он предоставил возможность самим людям производить суд на земле, вначале в соот-ветствии с теми законами, которые Он ниспослал через пророков-посланников, а, следом, и с теми законами, которые с течением времени будут раз-работаны самими людьми. (Шмот18 Итро,13-27; Дварим 16 Шофтим, 18-20; Мал.2:1-10; Щар.8:7-9; Мф. 9:16; Мф. 16:19; Мк.16:15; 1Кор.15:45-52; Сура 3:50; 96:4,5 И др.)
При этом, как объясняет последнее Послание Единого Бога (Коран), существующее расовое, этническое, языковое и прочее своеобразие людей отнюдь не случайно. Ибо сказано, что «если бы желал Аллах, Он сделал бы вас всех одним наро¬дом». (Сура 5:48)
Также передано через Коран, что одни люди, как и народы, созданы разными, «чтоб испытать одних другими». (Сура 6:53)
Или, говоря современным языком, многообра-зие этносов, народов и рас было создано предна-меренно для проверки ментальных качеств людей в их взаимоотношениях между собой и отбора (точ¬нее, селекции) наиболее продуктивных для решения задач, связанных со стратегическим направлением развития человечества («разумных»), личностей, а также человеческих общностей. А разумность людей, согласно всем трём Писаниям, проявляется, прежде всего, в том, что они «праведны» в исполне¬нии законов,осознавая их целесообразность, раци-ональность и продуктивность для своей жизнеде-ятельности. (Дварим 32 Гаазину, 28,29) Отнюдь не случайно Моисей в последнем обращении к своему народу говорил о том, что- другие народы будут вос¬хищаться «разумностью и мудростью законов», которые им ниспослал всесильный Бог. (Дварим 4 Ваэтханан, 5, 6)
Третья «идея». Единый Бог предупредил, что Свою сущность Он раскрывает людям не сразу, а по мере их ментального роста и развития, и что име¬ются явления, закономерности и законы, кото-рые «скрыты» от взора и разумения людей и будут открываться им с течением времени, в том числе и с помощью их самостоятельной познавательной деятельности. Через пророков открываются лишь те сведения, когда определённая часть представи¬телей рода людского (народ) ментально созревает для того, чтобы принять их и использовать в своей деятельности. (Дварим 29 Ницавим;28; Дварим 14 Ръэ,1; Дварим 17 Шофтим,8-13; Мф.12:8; 13:13;16:19; 19:11,24,25; Лк.:18; Ин.10:34; 1 Кор.11:18,19; Рим.8:14; Суры 3:7; 7:34; 13:40)
 
Четвёртая «идея». Сам факт появления Нового Завета через тысячелетия после Торы, в которой все установления, законы и заповеди давались с формулировкой «на вечные времена», а затем и ниспослание Корана, должно было убедить тех, кто обладает «разуменьем», что не существует «веч¬ных» законов, как и вечных «истин». (Бемидбар 15 Шлах,15,16; 37-41; Шмот 28 Тецаве,43; Ваикра 21 Эмор,16—24,- Дварим 29 Ницавим; 28 и др.) Ибо процесс познания «богоподобным» (Рим.8:1-39) человечеством окружающего мира бесконечен. Любые сведения, которыми располагают люди, в том числе и те, которые были ниспосланы свыше, устаревают, так же, как с течением времени пере¬сматриваются научные теории и гипотезы, а также изживают себя нормы и правила жизнедеятель¬ности людей. [1] Общеизвестно, например, что за последние восемьдесят лет в России четыре раза менялась Конституция, менялись Гражданские и Уголовные Кодексы.
Пятая «идея». Предупреждение Единого Бога через Коран, что Мухаммед - последний пророк, а сам Коран - завершающее Его Послание (Суры 5:3; 33:40) - имеет чрезвычайно важное значение для осознания людьми того факта, что они достигли той ментальной стадии своего развития, которая позво¬ляет им двигаться к намеченной Единым Богом цели с помощью своего разума. (Сура 33:5)
То, что после Мухаммеда за истекшие полторы тысячи лет миру не было явлено ни одного пророка, передавшего людям принципиально новое миро¬восприятие, факт неоспоримый. Так же, как нео¬споримо то, что бесчисленные толкования Торы, Нового Завета и Корана являются плодом менталь¬ной деятельности самих людей. А начиная с эпохи Просвещения, именно человеческому разуму при¬надлежат все достижения во всех сферах его бытия, начиная с изучения собственной соматической и психической природы, и кончая, интенсивным науч¬ным изучением окружающей его среды с самых раз¬ных направлений, позиций и точек зрения.
Нужно ли доказывать, что Единый Бог успешно добился цели. Ибо стечением времени внушитель¬ная часть человечества, пребывавшая в язычестве, не только стала поклоняться именно Ему и приняла в качестве мировоззренческой и законодательной основы те сведения «о добре и зле», которые были переданы через Тору, Новый Завет и Коран, но и раз¬витие человечества строго идёт по предначертан¬ному ему пути.
Более того, общепризнано, что именно та часть человечества, которая стала исповедовать «едино¬божие» (монотеизм), достигла грандиозных успехов в своём мировоззренческом, культурном, социаль¬ном, экономическом, правовом, а также в научном, техническом и технологическом развитии и стала ориентиром для развития всех остальных людей нашей планеты.
Поскольку теме, связанной с последователь-ной передачей Единым Богом самим людям функ-ций самостоятельного регулирования собственной жизнедеятельностью, как было отмечено в преды¬дущих частях этой статьи [5, 6], нами было посвя¬щено множество специальных работ, то в рамках данной статьи мы отметим лишь некоторые прин¬ципиальные моменты этого процесса, изложенные в двух последних Посланиях. [7]
Так, в частности, Иисус, продолжая дело пророков Моисея и Самуила, с одной стороны, оставил незы¬блемыми мировоззренческие основы «единобожия», связанные с произведением судопроизводства и нормотворчества, с другой стороны, предопределил многообразие правовых систем государств, приняв¬ших христианство, тем, что направил Своих апосто¬лов и учеников к народам-язычникам проповедовать не Тору (Закон Моисея), а Евангелие. (Мф.28:19,20; Мк.16:15; Лк.24:47; Деян. 15:20-29 и др.) Это позво¬лило бывшим язычникам создавать на основе миро-восприятия и идеологии Нового Завета суверенные государства с учётом их этнокультурной самобыт¬ности, географических, геополитических и прочих условий обитания, а также их развития во времени. Ибо, как хорошо известно, сами иудеи были вынуж¬дены с помощью самых различных толкований при¬спосабливать законодательство Торы к велениям новых времён и условий жизни. Именно пропо¬ведь Евангелия, а не Закона Моисея, способство¬вало возникновению самых разнообразных течений и направлений, например, в христианстве со всеми вытекающими отсюда интеллектуальными усилиями людей в обосновании именно своей правоты в пони¬мании идей, изложенных Иисусом Христом.
Сказанное более чем подтверждается на приме-рах истории развития практически всех европейских стран, включая Россию, где при разных устройствах и формах правления Новый Завет на протяжении тысячелетий назывался мировоззренческим, идео¬логическим и духовно-нравственным фундаментом государственного управления. А правители наро¬дов считали себя «помазанниками» Единого Бога на своей земле (стране) и исполняющими Его волю наи¬более праведно. В этом плане трудно переоценить общую идеологическую установку Иисуса Христа: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами посту-пали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7:12)
Неоспоримым фактом, предопределившим пере¬ход человечества к следующей ступени менталь¬ного развития, является также то, что Иисус предо¬ставил Своим апостолам и ученикам возможность прощать людям их прегрешения, что, согласно Торе, входило исключительно в компетенцию Единого Бога. Грех человека, как известно, проявляется в том, что он нарушает, данные в Писаниях установле¬ния, законы и заповеди. Ибо сказано: «всякий дела¬ющий грех, делает беззаконие; и грех есть безза-
 
коние» (Мк.З:1-12; 1Ин.З:4 и др.). Поэтому вызывали удивление и восхищение у иудеев не столько резуль¬таты исцеления Иисусом людей, безнадёжно боль¬ных, которые, согласно Торе, стали таковыми из-за греховности своих «отцов» сколько то, что Он, исце¬ляя их, говорил им слова прощения, утверждая, что «Сын Человеческий имеет власть на земле про¬щать грехи». (Мк.З:1-12; Мф.9:8,35;10:8) Не подлежит сомнению, что, предоставив возможность «сынам человеческим» прощать грехи других людей, Иисус, по существу, предоставил самим людям самостоя¬тельно решать судьбу тех личностей из своей среды, кто нарушил закон. (Ин.20:23)
Коран, продолжая дело, начатое Новым Заветом, не только рекомендовал прощать прегрешения дру¬гих людей, но также указал им, что нормы ниспос¬ланного Единым Богом права рассчитаны на опре¬делённый исторический промежуток времени. (Суры 2:130-137:^3:2-6) Через тысячелетия после ниспосла¬ния Торы, которая, как отмечалось, утверждала, что все наставления даны Единым Богом на вечные вре-мена (Дварим 4 Ваэтханан, 10; ДваримИ Экев;1,22; Дварим 29 Ницавим;28;), Коран передаёт приведен¬ные выше слова о том, что «на всякий временный предел своё Писание». (Сура 13:38) Коран, в част¬ности, приводит слова Иисуса Христа, обращенные к потомкам сынов Израиля о том, что Он послан раз¬решить им «часть того, что ранее запретным было». При этом, согласно Корану, Иисус особо подчёрки¬вает «истинность Закона», данного в своё время через Моисея. (Сура 3:50)
Кроме того, Всевышний через Коран сообщает, что у каждого народа имеется свой предел пребыва¬ния в определённой ментальности, после которого он должен, говоря современным языком, или про¬двинуться на следующую ступень цивилизации или погибнуть (исчезнуть), как народ. (Сура 7:34-36)
Чрезвычайно важным для современной цивили-зации можно назвать также сообщение Корана о том, что каждое из трёх Посланий истинно содержит для каждого народа свой собственный «устав для жизни и дорогу к свету». (Сура 5:46-48) Подобное, как известно, категорически исключала Тора. Ибо в своё время она была единственным Посланием Единого Бога и все те, которые желали получить благоволение и помощь Единого Бога, обязаны были жить в строгом соответствии с законами Торы. (Дварим 4 Ваэтханан, 35-40) Нормы и правила, кото¬рые не содержались в Торе, считались «мерзостью» перед Богом. (Дварим 18 Шофтим, 9) Формула фор¬мирования правосознания и принуждения к зако-нопослушанию в Торе была проста и надежна. Она состояла из пяти единств: Единый Бог - единое уче¬ние - единый закон - единый народ - единый прави¬тель единого народа. (Бемидбар 15 Шлах; 15,16)
Коран же через тысячелетия после ниспослания Торы проповедует уже идею многообразия миро¬вых законодательных систем и требует уважительного
отношения к тем нормам и правилам, которые существуют у других народов. Как иудеи, согласно Корану, обязаны были производить суд по Торе, так и христиане должны были решать между собой все судебные тяжбы в соответствии с Евангелием, кото¬рое, как уже говорилось, изначально предпола¬гало разнообразие законодательных систем. (Сура 5:43,47,48; 6:155-157; 30:22; 32:23,24 и др.) Вряд ли необходимо пояснять, что это требование Корана провозвещает нормы современного международ¬ного права.
Более того, если принять во внимание и другое сообщение Корана, что ниспосланные законы рас¬считаны на определённый «временный предел», и что сам Коран является «завершающим» Посланием Единого Бога по религии «ислама», а Мухаммед -«печатью пророков», т.е. последним пророком (Суры 5:3; 33:40), то возникает вполне закономерный вопрос. Кто же должен регулировать жизнь людей в последующие времена после ниспослания Корана?
Ответ на этот вопрос однозначен, и его можно найти как в Торе, так и в Новом Завете и Коране.
Так Тора, как было сказано выше, возвещала, что человек «создан по образу и подобию о всех Бога», и что человеку лично Сам Бог «вдунул в ноздри его дыхание жизни», т.е. предопределил жизнедея¬тельность, свойственное Самому Богу. (Брейшит 2 Брейшит; 7)
В Новом Завете Иисус Христос напоминает Иудеям слова царя Давида: «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс. 81:6; Ин. 10:34-38), тем самым указывая людям, что они являются не только «чадами Божьими», но и сами со временем станут «богами», подобно создавшему их Отцу Небесному.
А Коран утверждает, что Единый Бог не только поставил человека Своим «наместником» на земле и «обучил названиям всего, что суще» (а кто, кроме «Бога», может обладать всезнанием!?), но «дал человеку перо и научил письму, а также обучил тому, что он не знал» и «разумной речи научил его». (Суры 96:4,5; 55:4) После того, как человек показал свои познания, Единый Бог заставил всех ангелов покло¬ниться человеку и именно человека «превознёс над мирами». (Суры 2:30-34, 7:140) Отсюда понятно то, почему, согласно Корану, Единый Бог подчи-нил человеку «всё то, что суще на небесах и на земле, - как все, что от Него исходит, в этом поис¬тине знамение для тех, кто размышляет». (Сура 45:13)
Апофеозом «человеку разумному» можно назвать стихи Корана, в которых сообщается, что в Писаниях много скрытого. Истинное же значение вестей может открыться только людям, «чей разум светел» и «которые глубоким знанием владеют». (Сура 3:7)
Из сведений, изложенных в Писаниях о менталь¬ной сущности человека, проистекает чрезвычайно важный вывод. Созданный «по образу и подобию» Единого Бога, владея «названиями всего, что
 
суще» и «разумной речью», т.е. беспредельными ментальными возможностями, способностью фор¬мировать и формулировать свою мысль, человек с помощью своего разума с определённой стадии сво¬его развития сам способен продвигаться по пути, предначертанному ему свыше. Как в плане нормот¬ворчества, так и в аспектах формирования своего мировоззрения. Естественно, это продвижение не могло быть осуществлено, если бы оно потенци¬ально не содержалось в ментально-биологической природе человека, или, иначе говоря, не заложено в программу его развития.
Утверждение, что именно люди «разумные насле¬дуют землю» чётко прослеживается и в предска¬заниях других пророков Единого Бога, начиная с Моисея. Достаточно для этого привести слова про¬рока Даниила, который вещает, что человечеству предназначена вечная жизнь по подобию жизни Его Творца. Но вечная жизнь будет предоставлена не всем людям, а лишь тем, кто обладает «разуме¬ньем», ибо «разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звёзды, вовеки, навсегда». (Дан.12:3)
Кроме того, отнюдь не случайно Иисус говорит о том, что Единый Бог (Отец Небесный), а также Он (Иисус) и люди, уверовавшие в Него, как в Христа Божьего, являются единым духовным целым, т.е. употребляя современную терминологию, являются элементами единой целостной ментальной системы. (Ин.17:21-26) Эту мысль более чем ясно Иисус изъяс¬няет в обращении к Богу с просьбой «возлюбить» и «сохранить» последователей Нового Завета. (Ин. 17:9,10;16-24)
Именно о единстве ментальной природы Иисуса, Бога и людей сообщает апостол Павел, передавая людям «тайну», открывшуюся ему, что не все люди обречены на гибель, ибо праведники после своего воскресения будут иметь неземной образ, который будет подобен образу Бога, создавшего их. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; вто¬рой - человек Господь с неба». (1 Кор. 15:45-54) Эту же мысль подтверждают и другие слова апостола Павла: «Разве вы не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас». (1 Кор. 3:16)
Кстати говоря, к выводу о том, что соответству¬ющая программа развития заложена в человече¬ство Самим Богом в результате научных размыш¬лений, пришёл в начале 17 века вышеупомянутый Рене Декарт. [8] Хотя выдающемуся философу и учё¬ному не довелось жить в эпоху научно-технической революции и неудержимого интеллектуального про¬гресса человечества со всеми вытекающими отсюда особенностями и последствиями его жизнедеятель¬ности.
Таким образом, с одной стороны, «единобожие» имело решающее значение для продвижения языч¬ников на новую ступень цивилизации; с другой сто¬роны, позволило человечеству узнать свою особую ментальную природу и осознать стратегический путь своего развития. А нашим современникам сведения, изложенные в Писаниях, позволяют понять отнюдь не случайное наше продвижение по пути научно-технического прогресса и вступления в цивилиза¬цию «научного самоуправления».
И это, кстати сказать, можно рассматривать в качестве одного из свидетельств того, что задолго до возникновения в том или ином сообществе людей противоречий между так называемыми «произво¬дительными силами» и «производственными отно¬шениями», извне производились действия по ментальной подготовке народов к новым социально-экономическим условиям их существования. Об этом более чем ярко свидетельствует само наличие Священных Писаний (прежде всего, Торы), автор¬ство которых, как отмечалось, категорически отри¬цали те лица, через которых они были явлены миру.
Приведём лишь некоторые из многочислен¬ных фактов сбывшихся предсказаний Священных Писаний о неизбежности перехода человечества от цивилизации «единобожия» к цивилизации «науч¬ного самоуправления», которые полностью под¬тверждается повседневной практикой наших совре¬менников.
Так, общеизвестно, что сегодня именно собствен¬ная ментальность (научная деятельность) предо¬пределяет все стороны жизнедеятельности наших современников, начиная от разработки космиче¬ских станций и кончая конструированием и про¬изводством унитазов. Научная мысль охватывает даже такую, казалось бы, далёкую от неё сферу, как искусство. Не секрет, что многие виды современ-ного искусства явились порождением именно науч¬ной мысли и технико-технологического прогресса, начиная от кино-, теле- и фотоискусства, и, кончая новыми направлениями в музыке, связанными с соз¬данием музыкальных инструментов, порождённых именно научно-техническим прогрессом.
О наступлении в жизни человечества нового мен¬тального этапа (ноосферы), связанного с тем, что человек, благодаря своей мыслительной деятель¬ности, не только станет «крупнейшей геологиче¬ской силой», преобразующей окружающий мир, но и будет «стремиться выйти за пределы своей пла¬неты», в 1943 году говорил В.И. Вернадский. То что, во времена великого учёного даже ему представля¬лось «сказочным мечтанием», реализовалось уже через 18 лет (в 1961 году), когда человек совершил первый космический полёт. [9, с. 171-175; 10]
Не менее известным фактом социальной жизни подавляющего большинства наших современников можно считать также то, что последнее поколение людей оказалось свидетелем не только разруше¬ния свойственных «единобожию» основ семейных отношений в связи с выравниванием социального статуса мужчин и женщин, но и принципиально иных способов репродукции людей. Сегодня в каче-
 
стве обыденных явлений, а не чудес, подвластных исключительно Богу, воспринимается искусственное осеменение женщин, в том числе и девственниц, а также возникновение таких явлений и понятий, как суррогатная, биологическая и юридическая мать. При этом дети с момента своего появления на свет всё более становятся ментальным (образовательно-воспитательным) продуктом не столько семьи, сколько социума (государства), в котором им дово¬дится жить.
Что, кроме улыбки, может вызвать у подавляю-щего большинства наших современниц нравоучение апостола Павла: «А жена да боится своего мужа». (Ефес.22-33)
И уж никак не вписываются в нормы современ-ной социальной жизни поучения Павла: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение». (Тим.6:1)
Ибо для современной .цивилизации свершив-шимся фактом можно назвать возрастание роли и значимости каждой отдельной «разумной» лично-сти не только в рамках своей страны, но и в масшта¬бах всей планеты. И это несмотря на то, что число людей на земле неуклонно возрастает, и перевалило за семь миллиардов, это явление, никак не вписы¬ваясь в существование всего остального животного мира нашей планеты, тем не менее, нельзя назвать парадоксальным для человечества, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых ментально-биологических элементов, составляющих единое целое.
Кстати сказать, неуклонное увеличение количе-ства людей на нашей планете, с нашей точки зрения, является одним из важнейших факторов продвиже¬ния человечества на новые ступени его цивилизаци-онного развития. Ибо, с одной стороны, для своего биологического существования оно требует перехо¬дить от экстенсивных методов и способов производ¬ства к интенсивным, что стимулирует развитие мыс-лительной деятельности людей; с другой стороны, вызывает необходимость осваивать через межго¬сударственные связи всё пространство земли. В свою очередь, расширяющиеся межгосударствен¬ные контакты приводят к активизации коллектив¬ных интеллектуальных усилий всего человечества, как единого «братства» людей, о котором говорили Писания. Иначе говоря, с увеличением количества людей на нашей планете не только возрастает вза¬имосвязь и взаимозависимость всех землян, но и неизмеримо усиливается интеллектуальная мощь человечества, как «единого серого мозгового веще¬ства» нашей планеты. Ещё раз вспомним вывод В. И. Вернадского, что «мощь человека связана не с его материей, но с его мозгом». [9, с. 171-175; 10]
Напомним также, что тысячелетия назад Тора сообщала, что, благословив Адама и Еву на размно¬жение и управление землёй, Единый Бог, однако,только лишь ментально угодных Ему людей размно¬жал «как песок морской» и «как звёзды небесные». (Брейшит 1 Брейшит,28; Брейшит 13 Лех Леха,16; Брейшит 32 Ваишлах,13)
В своё время Иисус подытоживая притчу о блуд¬ном сыне, сказал весьма знаменательные слова: «О том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся». (Лк.15:32) Эти слова напрямую можно отнести ко вся¬кому человеку, который «нашёлся», чтобы выполнять свою собственную продуктивную функцию в миро¬вом сообществе людей, вне зависимости от того, какова эта функция. Ибо при современной цивили-зации само понятие социальной иерархии карди-нально изменило не только своё юридическое зна¬чение, которое оно имело при «единобожии», но и свою сущность. Известно, что не только во времена «язычества», но и при цивилизации «единобожия», господин был волен распоряжаться своим рабом, крепостным и т.д. как с вещной собственностью. Так, например, это было всего лишь сто пятьдесят лет тому назад в христианской России, жившей по наставлению апостола Петра: « ... слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым». (1 Пет. 2:18) Сегодня в подавляющем большинстве стран мира работо-датель обязан управлять деятельностью своего работника в строгих рамках закона, разработанного человеческим разумом, так же, как работник имеет гарантированные государством права и обязан¬ности. А сложность и ответственность деятельно¬сти, выполняемой многими участниками трудового соглашения, такова, что прямо или косвенно оказы¬вается судьбоносной для внушительного числа зем¬лян, а нередко и всего человечества. Будь то, напри¬мер, работа диспетчеров атомных электростанций, или управления полётами космических кораблей и самолётов, или полицейских, или работников меди¬цинских, санитарно-эпидемиологических служб и т.д. На борту №1 жизнь президента любого госу¬дарства полностью зависит от пилота, так же, как нормальное функционирование жизни современ¬ного города в немалой степени зависит от качества работы коммунальных служб, включая мусорщиков. Возрастание роли каждой отдельной человеческой личности в мировом сообществе людей нашло зако¬номерное (осознанное или неосознанное) отраже¬ние на международном уровне. Ярчайшим прояв¬лением этого факта является документ, принятый мировым содружеством наций в 1948 году на тре¬тьей сессии Генеральной Ассамблее ООН в Париже, имеющий название «Международный пакт о правах человека», переведённый на 375 языков мира. Этот документ, по существу, явился первым глобальным отражением кардинально изменившихся условий жизнедеятельности людей, в связи с переходом к новой ментальной цивилизации и возникновением насущной потребности определения прав человека,
 
вне зависимости от его этнического происхождения, имущественного, социального, полового и прочего различия и положения.
Разумеется, появление этого документа воз-никло отнюдь не на пустом месте. Оно закономерно зрело в недрах человеческого бытия и отрази¬лось в общественном сознании, начиная от идей о «Естественном праве человека», на основе которых были приняты Били о правах в Великобритании и США, а также «Декларация прав человека и граж¬данина» во Франции.
Отсюда отнюдь не случайным можно назвать также тот факт, что сегодня вырабатываются плане¬тарные стандарты бытия практически для всех сфер жизнедеятельности людей. Так, ни по одежде, ни по еде, ни по организации быта и досуга во многих странах мира трудно определить этническую при¬надлежность человека. Особенно трудно иденти¬фицировать молодёжь с той или иной этнической общностью людей в странах с полиэтническим соста¬вом населения, например, в США, России, в стра¬нах Евросоюза и многих других. При этом именно у молодёжи наблюдается ослабление чувства при-вязанности к определённой территории, именуемой Родиной. Ибо, с одной стороны, в ситуации, когда через экономические рычаги сметаются все суще¬ствующие государственные границы, поскольку для получения прибыли потоки инвестиционного капи¬тала устремляются в те регионы мира, где можно получить более высокую прибыль за счёт людских, сырьевых и прочих ресурсов. С другой стороны, с каждым годом увеличиваются миграционные потоки и усиливаются интеграционные процессы, выравни-вающие ментальный уровень человечества. В этих условиях человек всё больше отрывается от места своего рождения. «Родиной» ему становится вся наша планета, а все «законопослушные» становятся «братьями и сестрами» (не только по происхождению от Адама и Евы, но и «чадами Божьими» по своим ментальным качествам), о чём солидарно говорят все три Священных Писания. (Брейшит 1 Брейшит,31; Лк.24:47;Ин.10:34-38;14:23;Деян.21:25;28:28; 1ТИМ.2: 1-7; 6:6-16; 2 Тим.16-17; Суры 2:29; 6:12-18;7:31-47; 10:22-37 И др.)
Естественно, мы ведём речь не о стандарти-зации интеллектуального уровня и «морально-нравственного» облика всех людей планеты. Разнообразие людей по генотипу и ментальное™, по языку, культурным запросам и традициям быта, восходящее своими корнями к прошлым цивили¬зациям, так же, как и понятие «Родины» и защиты интересов собственного государства, вполне есте¬ственны и вряд ли исчезнут в ближайшем будущем.
Более того, они неминуемо должны привести и приводят часть населения, теряющего свою «иден¬тичность», как это было практически во все пере¬ходные эпохи, к экстремизму и даже к терроризму для сохранения прежней, хотя и исторически изживающей себя ситуации бытия и соответствующей ей ментальности.
К примеру, различные по форме и содержанию движения так называемых «антиглобалистов», как и выступления отдельных политических деятелей различных стран с националистическими заявле-ниями и призывами, выражают настроения опре-делённой части населения, и являются вполне закономерным отражением очередной смены циви-лизационных эпох и формирования новых менталь¬ных ценностей.
Однако поступательное развитие человечества именно в интеграционном направлении очевидно, так же, как и стирание границ между государ-ствами.
В связи с особой ментальной сущностью челове¬чества вполне закономерным можно также назвать факт того, что чем более возрастает его числен¬ность на земле, тем меньше становится хронически голодающих и увеличивается продолжительность жизни людей. Причём, увеличивается продолжи¬тельность жизни, отнюдь, не у тех людей, кто про¬живает в так называемых «незатронутых цивилиза¬цией экологически чистых зонах природы», каковых всё меньше становится на нашей планете, а в круп¬ных, промышленно развитых городах. Более того, в основном у тех, кто занимается не физическим, а интеллектуальным и прочим творческим трудом. И отсюда вполне закономерно происходит «старе¬ние» населения в странах с развитыми научными, технико-технологическими, культурными и социаль¬ными и прочими сферами жизнедеятельности людей. Причём «старение» не столько биологическое и интеллектуальное, сколько «паспортно-временное». Ибо наш современник и после семидесяти лет вполне способен продолжить (и продолжает) свою трудовую деятельность в сферах, прежде всего, связанных с творчеством. [11] Вне всякого сомнения, тенденция, связанная с увеличением возраста людей, занятых в самых различных сферах науки и культуры (начиная от физики, медицины, юриспруденции, и заканчивая музыкальным и театральным творчеством), будет и дальше сохраняться и укрепляться.
Не менее ярким проявлением влияния науки на жизнь наших современников можно назвать возник¬новение так называемых метаязыков различных спе¬циальностей. К примеру, не только физики, химики и математики из разных стран, относящихся к разным языковым группам, но также медики, биологи, про¬граммисты и представители многих других профес¬сий могут понимать друг друга при минимальном запасе иноязычной общеупотребительной лексики из-за чрезвычайно высокой терминологизированно-сти любой научной дисциплины. По существу, возни-кают новые подсистемы языков со своим словарным фондом, морфологией, синтаксисом и стилистикой. И, что не менее важно, с увеличивающимся количе¬ством носителей этих языковых подсистем.
 
Не продолжая далее эту весьма интересную, но, тем не менее, самостоятельную тему, связанную с возникновением принципиально новых явлений и направлений жизнедеятельности людей в эпоху «научного самоуправления», не можем, однако, не проиллюстрировать вышеизложенное на примере событий, которые сегодня происходят в арабском мире. Ибо наши современники оказались свидете¬лями очень непростого перехода многих арабских народов от цивилизации «единобожия» к цивили¬зации «научного самоуправления». Никакие внеш¬ние вмешательства не смогли бы поколебать ста-бильности в Египте, Йемене, Ливии, Сирии, Тунисе, если бы значительная часть населения назван¬ных стран не созрела для перехода к цивилиза¬ции «научного самоуправления», в том числе и своей социальной жизни. И дело здесь отнюдь не только и не столько в крайне низком жизнен¬ном уровне упомянутых народов, как полагают некоторые политологи. Даже по меркам европей¬ских стран во вполне материально благополуч¬ной Ливии социальные потрясения в начале 2011 года были вызваны отнюдь не бедностью её граж¬дан, а не желанием внушительной части населе¬ния страны, в первую очередь, молодёжи, жить по нормам и правилам социальной жизни устарев¬шей цивилизации «единобожия» и соответству¬ющего ему «единовластия». Молодёжь Ливии не только имела возможность получать бесплатное среднее и высшее образование в своей стране, т.е. подключиться к достижениям науки, в том числе и по социальным дисциплинам, техники и техно-логии, но и получить высшее образование во мно-гих европейских и американских странах. Кроме того, благодаря как непосредственным контактам, так и дистанционным средствам коммуникации (радио, телевидение, интернет), молодёжь Ливии, так же, как и других арабских стран, подключилась к мировым интеграционным процессам. По суще¬ству, условия, которые создал для развития сво¬его народа М. Каддафи, сыграли роковую роль для него лично, как правителя страны и вождя народа, характерного для «единобожия». Именно создан¬ные М. Каддафи условия жизни интенсифициро¬вали процесс перехода ливийского народа от циви-лизации «единобожия» к цивилизации «научного самоуправления». В цивилизации «научного само-управления» не места вождизму, характерному для прежней цивилизации.
Разумеется, процесс перехода к жизни по нормам новой цивилизации в той же Ливии, как, впрочем, и во всех других арабских странах, будет отнюдь не лёгким. Поскольку продолжает существовать и та отнюдь не малочисленная часть населения, кото¬рая по своей ментальности тяготеет к формам прав¬ления, свойственным «единобожию», и нуждается по своей ментальности в справедливом и заботливом «отце» народа, как того требует Коран, как и два
предшествующих Писания. Более того, для объе-дения существующих ныне племён в единый народ руководители арабских стран на какой-то промежу¬ток времени могут взять на вооружение идеологию и законодательство «единобожия», т.е. Корана. Ибо именно «единобожие», отражённое в Торе, Новом Завете и Коране, требует строго подчинения еди-ному закону, вне зависимости от социального, мате-риального, полового, возрастного и прочего разли-чия людей.
Вспомним, как трудно и долго внедрялись зако-нодательство, данное в Торе, в жизнь и быт сынов Израиля, а также заповеди Иисуса Христа, изло-женные в Новом Завете, в жизнедеятельность наро-дов, населяющих территорию современной Европы. Абсолютизм, как форма правления, характерная для «единобожия», побеждал через кровопролитие и страдания многих людей в различных европейских странах в разное историческое время. Не менее кроваво осуществлялся переход от абсолютизма и к «демократическим» формам правления. И, несмо-тря на устремления отдельных выдающихся умов и государственных деятелей, всё «христианское про-странство» не стало единым целостным менталь¬ным, а, тем более, государственным образованием. Лишь после окончательного исхода «единобожия» был образован Союз европейских государств, но отнюдь не на принципах христианской общности, а на принципах единого, узаконенного человече¬ской мыслью гражданского (светского) права. Не менее закономерно также то, что отсутствует еди¬ное и целостное исламское пространство даже в арабском мире, несмотря на то, что его, в отличие от христианского мира, объединяют единые этни-ческие корни, единый язык и единое Священное Писание (Коран).
Поэтому утверждать, что в ближайшие десятиле¬тия под влиянием новой цивилизационной менталь-ности, увеличения численности народонаселения планеты и ускорения научно-технического про-гресса произойдёт объединение всех народов земли в единое целостное социально-экономическое про-странство, было бы ошибочным и недальновид-ным. Подчеркнём, что мы ведём речь лишь о стра-тегическом направлении развитии человечества, предначертанного ему свыше и ясно изложенного в Священных Писаниях, а также о периодизации человечества по признаку, присущей ему менталь-ности на пути его стратегического развития.
Но, тем не менее, уже сегодня можно утверж¬дать, что сложившаяся во многих странах мира ситуация, когда человек относит себя к какому-либо вероисповеданию и мнит себя частью того или иного религиозного (духовного) мира, носит весьма условный и сугубо личностный, но отнюдь не государственно-правовой характер. Ибо в эпоху «научного самоуправления» человек руководству-ется законами страны своего проживания, а не
 
политология
религиозными канонами, которые являются пере-житком прошлой цивилизации и представляют интерес лишь как часть общего исторического культурного наследия человечества. Более того, соблюдение законов, разработанных человече¬ским разумом, согласно Писаниям, является необ-ходимым условием для продвижения человечества по предначертанному ему пути и, следовательно «богоугодным» делом.
И, наконец, не можем не сказать, что сведения, изложенные в Писаниях, показывают, какие серьёз-ные негативные последствия могут иметь, с одной стороны, попытки насильственно навязать этносам и народам не соответствующие уровню их ментально-цивилизационного развития системы жизнедеятель-ности. С другой стороны, насколько губительной для страны, созревшей для перехода к новой цивили-зации, является попытка затормозить неизбежный процесс его развития. История человечества более чем убедительно показывает, что формы управле¬ния народами обусловлены не столько прихотями и желаниями правителей, сколько цивилизационно-ментальным уровнем самих этносов и народов. Не «деспоты» и «тираны» навязывали свой режим правления, а ментальный уровень основной массы населения страны позволял властвовать над собой именно этим, а не другим способом. [12]
Таким образом, вышеизложенное позволяет сде-лать вывод о том, что сведения, изложенные в Торе, Новом Завете и Коране, как трёх Посланиях от Единого Бога, позволяют нашим современникам не только более достоверно осуществить периодиза¬цию ментального развития человечества на земле и узнать стратегическое направление его развития. Но и, что не менее важно, осознать смысл своего суще-ствования и своей жизнедеятельности на земле.
Литература
1 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О
военном искусстве. М.: Мысль,1997.
2 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 4.
3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994, №1.
4 Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание,199б.
5 Оганесян С.С. К вопросу о перидизации ментальных цивилизаций в
истории развития человечества {часть 1) // Представительная власть - XXI
век, 2013, №2-3.
Оганесян С.С. К вопросу о перидизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 2) // Представительная власть-XXI век, 2013, № 4.
7 Оганесян С.С, Фаррэ-Трензелева О.А. Тора, Новый Завет и Коран - три
Послания от Единого Бога. Отношение Корана к Торе и Новому Завету, к
иудеям и христианам. М.: Гуманитарий. 2008.
8 Рене Декарт. Сочинения. Санкт-Петербург. «Наука», 2006.
9 Вернадский В.И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество.
Научная мысль.-Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997.
Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М.: Гуманитарий, 1997.
11 Продолжительность жизни. [Электронные ресурсы http: //lechbrik. lnfo|
7-2. htm; http: //otvet/ mail/ ru/ answer/887595599]
12 Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1996.
 

 

 
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ-
ВЛАСТЬ
 
№5-6(124-125)
 
политология